Автор разработки- учитель начальных классов МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Егорова» Урмарского района Чувашской Республики Михеева Марина Анатольевна

Тип урока: закрепление.

Цели урока:

    Формировать правильный тип читательской деятельности; помочь осознать целостность и динамику литературного процесса, с истематизировать сведения об авторе .

    О бсудить проблемные, активизирующие жи зненные представления учащихся, в оспитывать нравственность, чувства сопереживания героям, доброе отношение к людям.

    Развивать речь учащихся, умение вести диалог с автором. Учить составлять ха рактеристику героя произведения.

Ход урока

    Организационный момент.

Поприветствуем друг друга и гостей. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, повернитесь друг к другу пожмите друг другу руки, улыбнитесь, создайте друг другу хорошее настроение.

    Вступительное слово учителя.

Сейчас мы проведём урок закрепление по произведению Лидии Чарской “Записки маленькой гимназистки”. Вспомним о биографии автора, о чём повествует в данной повести автор и познакомимся с новыми произведениями Лидии Чарской.

    Вступительное слово ученика, биография Лидии Чарской.

Послушайте биографию Лидии Чарской и подумайте, легко ли сложилась судьба у писательницы?

(Иванова Диана рассказывает биографию автора. Рассказ сопровождается показом мультимедиапрезентации.)

Настоящее имя Лидии Чарской – Лидия Воронова – Лидия Алексеевна Чурилова. Сведения о её жизни скупы и противоречивы. Датой рождения называют то 1875 год, то 1878, по одним сведениям, она умерла в Ленинграде, по другим в Краснодарском крае. Известно, что она рано лишилась матери, обожала отца и ненавидела мачеху, несколько раз в знак протеста убегала из дома. С 10 лет сочиняла стихи, с 15 лет вела дневник, в котором, вспоминая своё детство, писала: “Почему я переживаю всё острее и болезненнее, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, как у меня?” после окончания института вышла замуж за офицера Бориса Чурилова и начала самостоятельную жизнь. Сын её погиб в гражданскую войну. Увлекалась театром и литературой. За два десятилетия ею было написано около 80 книг, в которые входили стихи и рассказы. Сказки и пьесы, повести и романы. Её первая книга для детей вышла в 1902 году, и больше двадцати лет Лидия Чарская была самой популярной и любимой детской писательницей в России. Потом книги Чарской стали критиковать, даже ругать и перестали печатать. Но через некоторое время её стали опять читать маленькие читатели.

Какова была жизнь у Лидии Чарской? Легка ли была её жизнь?

    Актуализация знаний учащихся. Выполнение учащимися в группах и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

Сейчас вам предстоит работа в группах, вам будет предложено три задания: кроссворд, викторина и тест. Ответы на каждое из заданий вы должны будете найти и обсудить в группах.

1. Работа в парах

Кроссворд о героях повести. (работа в группах, самостоятельно)

1. Назовите имя кондуктора, который сопровождал Лену в поездке в Петербург? (Никифор Матвеевич)
2. Фамилия начальницы гимназии? (Чирикова Анна Владимировна)
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет жить? (Иконин Михаил Васильевич)
4. Как звали первого учителя Лены? (Василий Васильевич)
5. Какое прозвище у гувернантки? (Бавария)
6. Как звали младшего брата Нины? (Толя)
7. Имя старшего двоюродного брата Лены? (Жорж)
8. Имя гувернантки в семье дяди? (Матильда Францевна)

К

Р

О

С

С

В

О

Р

Д

Проверяем правильность заполнения кроссворда.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

2. Викторина по содержанию повести (фронтальная работа)

Я задам вам вопросы по содержанию повести, а вы ответьте на них (устная работа со всеми).

1. Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской.

2. Как вы думаете, чем записки отличаются от рассказа?

3. Что заставило главную героиню уехать из родного города?

4. Вспомним 1 и 4 главу. Что творится в душе маленькой пассажирки? (Ей тревожно – “чутко прислушиваюсь”, “немного страшно от неизвестности”, “мчится без оглядки”, “не знаю, не понимаю”)

5. Что больше всего вас поразило в приёме девочки родственниками?

6. Чем закончился первый день в доме дяди для Лены Икониной?

7. Вокруг Лены много хороших и плохих людей, кого из них вы назовёте?

8. Что имела в виду Матильда Францевна, называя девочку лживой, драчливой, грубой и непослушной? О каком поступке говориться?

9. Как Лену встретили в школе, и почему начальница школы не стала провожать её до кабинета?

Молодцы! Все группы отвечали на вопросы правильно, верно.

3. Тест по прочитанной повести (индивидуальная работа)

А сейчас мы поработаем по тесту. То есть, задан вопрос и несколько вариантов ответов, нужно из данных вариантов выбрать правильный.

1. В каком городе живёт дядя Лены?

Москва

Петербург

Красноярск

2. Как назвали Лену двоюродные братья и сестра, когда она только к ним приехала?

Мокрица

Мимоза

Выскочка

3. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе.

Красивая, умная, воспитанная, прилежная

Лжива, груба, драчлива и непослушна

4. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна?

Тётю

Бабушку

Маму

5. Как девочка приблизилась к двери класса?

Храбро

Боязливо

Без интереса

6. Как Лена работала на уроке, как выводила слова?

В тетради было очень грязно

Правильно и очень красиво

Выводила буквы с усердием

7. Какова была тетрадь Жюли?

Было много ошибок

На листах находились крупные и мелкие кляксы

Работа была выполнена аккуратно

8. Кто пропал у Жоржа?

Собака

Попугай

Сова

9. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа?

Толя

Лена

Жюли

10. Кто заступился за Лену когда её хотели высечь розгами?

Толя

Жорж

Нина

Проверка правильности ответов на вопросы

Молодцы! Все справились с тестом.

5 этап: Составление характеристики Лены Икониной

Что узнали мы о Лене Икониной из предыдущих уроков?

Понравилась ли вам Лена? Обоснуйте свой ответ.

1) Составление характеристики, используя текст учебника (из каждой главы находим предложения, характеризующие Лену Иконину)

На доске таблички, для составления характеристики. Моделирование.

маленькая, растерянная девочка .

начитанная, знающая, с чувством собственного достоинства.

ранимая, смелая, старательная, наблюдательная.

2) составление общей характеристики Лены Икониной

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ НОГ

6. Знакомство с другими произведениями Лидии Чарской

(групповая работа)

Ребята кроме повести “Записки маленькой гимназистки” у писательницы есть множество и других произведений. С некоторыми из них мы кратко познакомимся сегодня на уроке.

Каждой группе даётся книга с произведением. Ваша задача попробовать выяснить, предположить по названию по иллюстрациям, о чём идёт речь в каждой книге.

«Сибирочка” – книга о приключениях девочки, невероятных испытаниях, из которых она выходит исключительно благодаря стойкости, смелости и находчивости.

«Записки сиротки» – пронзительная и светлая повесть о судьбе и переживаниях девочки, которая осталась сиротой и попала в бродячий цирк. Но все закончится хорошо: злодеи будут наказаны и прощены, а юная героиня найдет своих родственников.

Смелая жизнь” – историческая повесть о легендарной судьбе Надежды Дуровой, которая прославила своё имя подвигами во время Отечественной войны 1812 года.

«Княжна Джаваха» - В повести рассказывается о драматической судьбе Нины Джавахи, благородной, отважной и справедливой девочки.

«Соперницы»- Русская писательница Лидия Чарская была «властительницей сердец» юных читателей. Выпускница Павловского института благородных девиц, она с сочувствием и любовью описывает мир переживаний, мыслей и идеалов институтских затворниц .

Дополнительно:

Чтение вслух отрывков из книг одного ученика из группы (страницы указаны).

    Рефлексия. Формулировка выводов и подведение итогов

Несмотря на то, что героиня – маленькая девочка, её жизнь полна событий, встреч с людьми, жизненными перипетиями.

Что дарят книги Чарской каждому читателю? (Доброту, её книги учат сопереживать.)

На доске даны особенности книг Чарской. Какие из них можно заметить в “Записках маленькой гимназистки”? Сформулируйте своё мнение о её книгах.

занимательность;

чёткость сюжетной линии;

неожиданность развязки;

счастливый конец;

сентиментальность (чувствительность);

противоположность героев (плохой – хороший);

постоянная смена плохого и хорошего;

простые мечты героев.

    Оценка результатов работы на уроке.

Подведём общий итог по работе каждой группы и каждого ученика в отдельности.

    Домашнее задание: Составить рассказ «Друзья и враги Лены Икониной»

Урок

литературного чтения


Лидия Чарская

«Записки маленькой гимназистки»


Как зовут маленькую гимназистку?

Сколько ей лет? Кто её родители?

Какая она?

Чем гимназия начала ХХ века отличается от современной школы?

Чем «Записки…» отличаются от рассказа?

О чём она пишет?

Кто друзья и враги маленькой гимназистки?

Почему книги Л.Чарской стали критиковать, даже ругать, перестали печатать?


Близки ли по духу герои Л.Чарской современному читателю?


Памятка учащимся

  • Через отношение других героев (Кто из взрослых героев смотрит на девочку глазами автора?).

2. Через описание внутреннего мира героя, его характеристику.

3. Через установление гармоничных и контрастных связей с кем или чем-либо.


Ваша реакция на описанные события:

- жалость;

- сопереживание;

- гнев;

-негодование;

- переживание;

- отчаяние…



Никифор Матвеевич

Тётя Нелли

Матильда Францевна

Анна Владимировна

Василий Васильевич

Жюли

Жорж

Толя

Друзья

Враги


Тип урока: закрепление.

Цели урока:

1. Обобщение знаний по прочитанному произведению.
2. Развивать культуру речи, мышление.
3. Воспитывать уважительное отношение к творчеству.

Ход урока

1 этап: Организационный момент.

– Поприветствуем друг друга и гостей. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, повернитесь друг к другу пожмите друг другу руки в группе, улыбнитесь, создайте друг другу хорошее настроение.

2 этап: Вступительное слово учителя.

– Сейчас мы проведём урок закрепление по произведению Лидии Чарской “Записки маленькой гимназистки”. Вспомним о биографии автора, о чём повествует в данной повести автор и познакомимся с новыми произведениями Лидии Чарской.

3 этап: Вступительное слово ученика, биография Лидии Чарской.

– Послушайте биографию Лидии Чарской и подумайте легко ли сложилась судьба у писательницы?

– Настоящее имя Лидии Чарской – Лидия Воронова – Лидия Алексеевна Чурилова. Сведения о её жизни скупы и противоречивы. Датой рождения называют то 1875 год, то 1878, по одним сведениям, она умерла в Ленинграде, по другим в Краснодарском крае. Известно, что она рано лишилась матери, обожала отца и ненавидела мачеху, несколько раз в знак протеста убегала из дома. С 10 лет сочиняла стихи, с 15 лет вела дневник, в котором, вспоминая своё детство, писала: “Почему я переживаю всё острее и болезненнее, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, как у меня?” после окончания института вышла замуж за офицера Бориса Чурилова и начала самостоятельную жизнь. Сын её погиб в гражданскую войну. Увлекалась театром и литературой. За два десятилетия ею было написано около 80 книг, в которые входили стихи и рассказы. Сказки и пьесы, повести и романы. Её первая книга для детей вышла в 1902 году, и больше двадцати лет Лидия Чарская была самой популярной и любимой детской писательницей в России. Потом книги Чарской стали критиковать, даже ругать и перестали печатать. Но через некоторое время её стали опять читать маленькие читатели.

– Какова была жизнь у Лидии Чарской? Легка ли была её жизнь?

4 этап: Выполнение учащимися в группах и коллективно различного рода устных и

письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

– Сейчас вам предстоит работа в группах, вам будет предложено три задания: кроссворд, викторина и тест. Ответы на каждое из заданий вы должны будете найти и обсудить в группах.

– Также на столе в каждой группе лежит лист самооценки, вы после каждого задания должны будете обсудить и оценить работу каждого участника группы по пятибалльной системе.

1. Кроссворд о героях повести. (работа в группах, самостоятельно)

1. Назовите имя кондуктора, который сопровождал Лену в поездке в Петербург? (Никифор Матвеевич)
2. Фамилия начальницы гимназии? (Чирикова Анна Владимировна)
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет жить? (Иконин Михаил Васильевич)
4. Как звали первого учителя Лены? (Василий Васильевич)
5. Какое прозвище у гувернантки? (Бавария)
6. Как звали младшего брата Нины? (Толя)
7. Имя старшего двоюродного брата Лены? (Жорж)
8. Имя гувернантки в семье дяди? (Матильда Францевна)

– Проверяем правильность заполнения кроссворда.

– Оценили работу каждого ученика в группе.

Физ.пауза.

2. Викторина по содержанию повести.

– Каждая группа вытянет по три вопроса по содержанию повести и попробует ответить, после того как посовещаетесь в группах (устная работа со всеми).

1. Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской.

2. Как вы думаете, чем записки отличаются от рассказа?

3. Что заставило главную героиню уехать из родного города?

4. Вспомним 1 и 4 главу. Что творится в душе маленькой пассажирки? (Ей тревожно – “чутко прислушиваюсь”, “немного страшно от неизвестности”, “мчится без оглядки”, “не знаю, не понимаю”)

5. Что больше всего вас поразило в приёме девочки родственниками?

6. Чем закончился первый день в доме дяди для Лены Икониной?

7. Вокруг Лены много хороших и плохих людей, кого из них вы назовёте?

8. Что имела в виду Матильда Францевна, называя девочку лживой, драчливой, грубой и непослушной? О каком поступке говориться?

9. Как Лену встретили в школе и почему начальница школы не стала провожать её до кабинета?

– Молодцы! Все группы отвечали на вопросы правильно, верно.

3. Тест по прочитанной повести.

– Каждой группе выдаётся тест по содержанию. То есть, задан вопрос и несколько вариантов ответов, нужно из данных вариантов выбрать правильный.

1. В каком городе живёт дядя Лены?

– Москва

– Петербург

– Красноярск

2. Как назвали Лену двоюродные братья и сестра, когда она только к ним приехала?

– Мокрица

– Мимоза

– Выскочка

3. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе.

– Красивая, умная, воспитанная, прилежная

– Лжива, груба, драчлива и непослушна

4. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна?

– Бабушку

5. Как девочка приблизилась к двери класса?

– Храбро

– Боязливо

– Без интереса

6. Как Лена работала на уроке, как выводила слова?

– В тетради было очень грязно

– Правильно и очень красиво

– Выводила буквы с усердием

7. Какова была тетрадь Жюли?

– Было много ошибок

– На листах находились крупные и мелкие кляксы

– Работа была выполнена аккуратно

8. Кто пропал у Жоржа?

– Собака

– Попугай

9. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа?

10. Кто заступился за Лену когда её хотели высечь розгами?

– Проверяем правильность ответов на вопросы (по одному из группы)

– Молодцы! Все справились с тестом.

Физ.пауза.

5 этап: Знакомство с другими произведениями Лидии Чарской.

– Ребята кроме повести “Записки маленькой гимназистки” у писательницы есть множество и других произведений. С некоторыми из них мы кратко познакомимся сегодня на уроке.

“Смелая жизнь” – историческая повесть о легендарной судьбе Надежды Дуровой, которая прославила своё имя подвигами во время Отечественной войны 1812 года.

“Один за всех” – повесть о жизни великого подвижника Земли Русской – Сергии Радонежском.

“Счастливчик” и Сибирочка” – о приключениях мальчика и девочки, невероятных испытаниях, из которых они выходят исключительно благодаря стойкости, смелости и находчивости.

– Каждой группе даётся книга с произведением. Ваша задача попробовать выяснить, предположить по названию по иллюстрациям, о чём идёт речь в каждой книге.

Дополнительно:

– Чтение вслух отрывков из книг одного ученика из группы (страницы указаны).

– Оценили работу каждого ученика.

6 этап: Оценка результатов работы на уроке.

– Подведём общий итог по работе каждой группы и каждого ученика в отдельности.

– В какой группе у всех вышли пятёрки? Есть ли четвёрки, тройки? Почему их работу оценили именно так?

Фамилия, имя ученика. 1. Кроссворд 2. Викторина 3. Тест по содержанию 4. Знакомимся с новыми книгами Итоговое оценивание
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7 этап: Формулировка выводов и подведение итогов.

– Несмотря на то, что героиня – маленькая девочка, её жизнь полна событий, встреч с людьми, жизненными перипетиями.

– Что дарят книги Чарской каждому читателю? (Доброту, её книги учат сопереживать.)

– На доске даны особенности книг Чарской. Какие из них можно заметить в “Записках маленькой гимназистки”? Сформулируйте своё мнение о её книгах.

– занимательность;

– чёткость сюжетной линии;

– неожиданность развязки;

– счастливый конец;

– сентиментальность (чувствительность);

– противоположность героев (плохой – хороший);

– постоянная смена плохого и хорошего;

– простые мечты героев.

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4а классе

(учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 21»

Г. Салавата, Республики Башкортостан Лощилова Светлана Николаевна)

Тема: Сила доброты в повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Цели :

  • Предметные :

формировать правильный тип читательской деятельности;

формировать умение аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, размышлять о характере и поступ

ках героев , понимать и определять свои эмоции, понимать замысел автора;

  • Метапредметные:

а ) познавательные:

формирование умения находить ответы на вопросы в тексте;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

б) регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

соотнесение результата с целью и оценивание его.

в) коммуникативные:

формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, вести диалог.

  • Личностные:
  1. формировать умение работать с текстом: выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
  2. находить положительные и отрицательные черты характера героев, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  3. определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним.

Оборудование: учебник по литературному чтению Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, презентация, компьютер, проектор, экран

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент.

Актуализация знаний

Прочитайте про себя обрывки текста и ответьте на вопрос «О ком идёт речь?»

С чем можно сравнить повесть «Записки маленькой гимназистки»

Почему Л.Чарская использовала такой литературный приём, как «повествование от 1-го лица»?

- Понятно ли из содержания прочитанных глав, как относится автор к своей героине?

Мы уже создали список качеств Лены, которые помогают ей переживать несправедливые обвинения и трудности

Сострадание

Душевная доброта

Самопожертвование

Отзывчивость

Храбрость

Терпимость

- Все ли герои повести относятся к Лене одинаково?

Заполните таблицу на листочках / работа в парах

- Эти обрывки могут говорить и о Лене Икониной, и о Л.Чарской, т.к. их судьбы схожи

- В данном тексте речь идёт о писательнице начала ХХ века Лидии Алексеевне Чарской.

- С дневником самойЛ.Чарской.

- Это делает повествование более искренним и достоверным, писательница ярко описывает события и особенно чувства, переживания девочки, описывает так, как будто это с ней происходило(опирается на свой жизненный опыт)

- Писательница искренне жалеет Лену, переживает за девочку, наделяет ее

только положительнымикачествами

Работа с текстом до чтения

С каким же противоречием мы столкнулись?

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Хорошо, а могут ли люди измениться в течении своей жизни? Сможете это доказать?

Постановка цели урока:

Доказать с помощью героев Л.Чарской, что люди могут измениться.

Что помогает измениться? Тема

Почему к столь положительному человеку разные люди относятся по разному.

Все люди разные, живут в разных семьях, с разными взглядами на одни и те же вещи, события

Да

Работа с текстом во время чтения

Перечитываниеи анализ текста

Какие эмоции вызвало чтение гл.11?

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Почему Жорж так необычно вёл себя?

Почему он переживает из-за какой-то птицы?

……………….

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием

- Наблюдали ли мы противоречия в проявлении душевных качеств героев.

Ролевое чтение гл.11

Жалость, негодование, гнев, сопереживание

- Жорж оказывается умеет дружить, переживать, заботиться о доугих.

Т.Нелли может быть и ласковой

А Толя не побоялся быть справедливым, жалость к Лене изменило его отношение к ней

Работа с текстом после чтения

Прокомментируйте последние слова главы 11.

Что следует изменить в таблице героев повести?

Почему Толя пожалел Лену?

Как вы думаете эта глава последняя в повести Л.Чарской?

Почему именно Толя первым из семьи станет другом Лене?

Я хочу обратить ваше внимание на высказывание русского писателя и литер-ого критика Виссариона Белинского “ Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело ”.

Чему учат произведения Лидии Алексеевны?

Действительно, Лидия Чарская делала великое дело – воспитывала и продолжает воспитывать (ведь умирает писатель, но его книги живут)

Почему спустя так много лет, книги Л.Чарской вновь доступны для чтения, даже включены в учебную программу?

Вам понравилась повесть?(выберите вариант ответа )

  1. Да, интересно.
  2. Не очень.

Друзей у Лены становится больше.

Скорее нет, наверняка Л.Чарская хотела показать как душевные качества главной героини помогут измениться всем её родным , внести мир и любовь в их семью

Её книги учат дружить, сопереживать, быть добрыми

Потому что особенно в наше время важно составлять мнение о человеке по его душевным качествам, а не по тому богат он или беден.

Каждый человек может измениться в лучшую сторону, если рядом с ним будут люди, красивые душой

Домашнее задание

Рефлексия (подведение итогов)

(по выбору) :

1. Сочинение –рассуждение: «Хочу ли я иметь такую подругу, как Лена?»

2. Письмо Лене

3. Подобрать пословицы, афоризмы к тексту

Самооценка

Чего достиг?

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задание…

Я понял(а),что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл(а)…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог(ла)…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Предварительный просмотр:

Сила доброты в повести Лидии Чарской

"Записки маленькой гимназистки"

Сострадание

Душевная доброта

Вам понравилась повесть? (выберите вариант ответа )

  1. Да, интересно.
  2. Не очень.
  3. Что- то понравилось, а что- то нет

Самооценка

Что я успел сделать на уроке?

Чего достиг?

Что осталось для меня нерешенным?

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задание…

Я понял(а),что…

Теперь я могу… https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Девочка рано осталась без матери, отца своего любила горячо, но долго не могла смириться с его вторым браком. Несколько раз даже убегала из дома. Закончилось это тем, что она вынуждена была уехать в другой город, чтобы учиться в Павловском женском институте. Вдали от дома девочка начала вести дневник.

Сострадание Душевная доброта Самопожертвование Отзывчивость Храбрость Терпимость

С самого начала поддерживали девочку Поначалу оттолкнули, не приняли девочку

С самого начала поддерживали девочку Поначалу оттолкнули, не приняли девочку Кондуктор Начальница гимназии Василий Васильевич Матильда Францевна Тётя Нелли Жорж Жюли Нина Толя,

Сила доброты в повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

“ Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело ” (В. Белинский) -Чему учат произведения Л. А. Чарской?



Close