Задания по программе гармония. УМК «Гармония», образовательная программа для начальных классов
(ФГОС НОО 2009г.)
"Гармония" - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Комплект был создан в 2000г. (научный руководитель - Н.Б.Истомина, доктор педагогических наук, профессор).
УМК "Гармония"
включает в себя учебники по следующим учебным предметам:
- Обучение грамоте и чтению
(2 линии).
Азбука. Авторы:
Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С..
Букварь. Авторы:
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е.
- Русский язык.
Авторы:
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
- Литературное чтение.
Автор
Кубасова О.В..
- Математика.
Автор
Истомина Н.Б..
- Окружающий мир.
Авторы:
Поглазова О.Т., Шилин В.Д..
- Технология.
Автор
Н.М. Конышева.
Клуж будет принадлежать вам в первую очередь, молодежи Клужа. Поблагодарив за прекрасные речи, отец Даниил Тинтелекан признался: Мы несем в сердцах и сердцах желание развивать эту школу и сделать ее максимально полезной как для Церкви, так и для нашей нации, как мы это делаем Отца Фернеа, который вновь открыл греко-католическую школу в Клуже, учили, и он считал, что носил этот священный огонь в своей душе, поскольку он был частью тела первого профессора - 32 года в то время - и весь период коммунистических преследований только подогревал этот огонь больше в душе и как можно скорее пошел на работу и восстановил эту школу.
Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы предметных комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ.
И оппозиция была настолько сильна, что она была его Этот человек действительно сумел начать красивую мечту: он хотел почитать Бладжа «маленьким Ватиканом» с точки зрения духовности и культуры. Социальный контекст сделал это, говоря слишком открыто и идя на подчеркнутую политическую линию, не мог видеть, что его план завершен, потому что он расстроил великих сановников и правителей того времени. Он следовал за изгнанием в Вене и затем его потомка - вторая личность, которая думает, что он лежит в основе этой школы, епископ Петру Павел Арон, взял на себя эту мечту и довел ее до конца, открыв школы Бладжа 11 октября.
Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.
В настоящее время ведется работа по созданию УМК по английскому языку, изобразительному искусству и музыке.
Таким образом, комплект «Гармония» будет полностью обеспечивать учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план. Поэтому одной из главных задач
авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.
В школах Бладжа назывались фонтаны из даров, было место, где предвестники говорили очень хорошо, «здесь было солнце румын». Эти школы открыли свои двери для всех румын, независимо от их исповеди, и хорошие плоды появились на протяжении полувека. Отныне Великая Румыния основывалась на праведности Бога и на вере своего народа.
Тогда история единства румынской нации, одного из идеалов нашей Церкви, была написана вместе с двумя другими: единство с Богом во-первых и межконфессиональное единство, когда Господь будет доволен. С этих берегов вашей средней школы «Инохенти Мику» вам придется нести свет Духа Бладжа, тот свет, который был освещен со времен Бладжа.
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы : способы организации учебной деятельности учащихся , связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения , которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий , обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Организация «Спасите детей» запускает «Манифест для права на образование», целью которого является оказание Министерству образования десяти приоритетов для совершенствования системы образования. Манифест, сопровождаемый подписями, будет отправлен в министерство, а также в два парламентских комитета по образованию в парламенте.
Обеспечить всеобщий и свободный доступ к дошкольному, начальному и среднему образованию для всех детей; Повышение качества образования за счет улучшения начального и непрерывного обучения; Современная учебная программа, научно обновляемая и основанная на исследованиях и передовой практике в области образования детей; Школьное включение детей с ограниченными возможностями; Принять и реализовать Национальную стратегию и план действий по раннему образованию; Внедрение межкультурного образования и образования в области толерантности и ликвидации дискриминации и систем предупреждения и искоренения насилия в школах; Участие детей в принятии решений в школе; Предоставлять консультационные услуги, увеличивая количество школьных консультантов, чтобы консультант возвращал 300 учеников вместо 800; Укрепление сотрудничества между государственным сектором и неправительственными организациями.
Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий
:
- целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
- активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
- соблюдение баланса между интуицией и знанием;
- разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
- опору на опыт ребенка;
- параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических - и установление соответствия между ними;
- взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
- единство интеллектуальных и специальных умений;
- создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
Бедность влияет на право детей на образование. Например, 16, 4% детей в возрасте от 7 до 10 лет в сельской местности не учатся в начальном образовании, по сравнению с 9% для городских детей той же возрастной группы. Что касается детей рома, то 80% из них не посещают детский сад или ясли, а 19% из них в возрасте от 7 до 11 лет не получают образования. Отсутствие дошкольного образования является самым большим фактором риска для прогулов по отсутствию рождаемости и отсева детей, барометр интеграции рома, Фонд «Открытое общество».
Организация «Спасите детей» приглашает всех тех, кто считает, что образование должно быть приоритетом для Румынии, как для парламента, так и для правительства Румынии, подписать Манифест о праве на образование. Документ, сопровождаемый подписями, будет отправлен в Министерство образования, а также в два образовательных комитета парламента Румынии.
В УМК «Гармония» каждая предметная линия изначально разрабатывалась авторами с особым акцентом на формирование у учащихся именно универсальных учебных действий (которые в авторских концепциях и программах первоначально обозначены как общеучебные умения; в соответствии с принятой на этапе их создания терминологией это понятие следует рассматривать как идентичное УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.
Программа Гармония отзывы:
УМК "Гармония" очень распространен в школах. Многие родители довольны результатами. По их мнению программа развивает мышление, логику, грамотность.
Правда математику считают слабоватой. Решение задач начинается только во 2 классе. При решении задач постоянно требуется построение схем, много логических задач. Понятие периметра прямоугольника вводится в конце 2-ой четверти в 3 классе после понятия площади прямоугольника. При этом площадь фигуры изучается в начале 1-ой четверти. А итоговые контрольные работы ориентированы на программу "Школа России".
Наибольшее недовольство родителей вызывают учебники русского языка М.С.Соловейчик, особенно для 1-го класса. Вызывает нарекания отсутствие четких правил (ребенок должен сам логически к ним подойти). Большое внимание уделено фонетике в 1-ом классе. Транскрипции сбивают детей с толку, сказываются на грамотности. Другой особенностью являются поиски "опасных мест при письме", которые выделяются самыми разнообразными способами (черточки, точки), печатание слов с "окошком" вместо "опасных мест" с последующим заполнением этого "окошка". Авторы учебника предлагают детям при диктанте сначала записывать предложение схематически (черточками) с выделением "опасных мест", затем над черточками писать слова слоговыми дугами и только потом записать предложение словами. (Пример диктанта приведен в разделе "Поурочное планирование"). Продолжения в средней школе программа не имеет, поэтому детям необходимо время, чтобы "переключиться" на традиционный подход к изучению русского языка.
Некоторые родители отмечают, что при замене учебника русского языка на другой, программа становится очень даже неплохой.
Это одна из новых образовательных программ, ее относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему. УМК «Гармония» - это учебный методический комплект под ред. профессора. В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения, авторы этого комплекта другим образом отвечают на вопрос «как учить ребенка?», огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»), и что еще очень важно, программа «Гармония» готовит ученика, его способности к мышлению для обучения в дальнейшем.
Специалисты утверждают, что любой учебник и методический комплект будет успешен от того, как методически и творчески грамотно преподносится система учителем. Педагогами уже проделана работа над анализом этой программы в сравнении с традиционными. Новые УМК, в том числе и «Гармония», определенно имеют больше плюсов и преимуществ перед традиционными программами обучения .
Это не говорит, что традиционные программы – плохие, но согласно сравнению в новой УМК «Гармония» содержатся и плюсы, и минусы.
Плюсы:
1) Много развивающих, проблемных заданий, много заданий на практику, система дифференцированной работы, яркая наглядность и моделирование в виде слайда, это облегчает и помогает учителю готовиться к уроку, повышает эффективность урока для самого ученика.
2) Представлена модернизация (обновление) школьного образования. Сюда относят гуманизацию , гуманитаризацию, дифференциацию. На принципе активности детей, на принятии учителем ученика как индивидуальной личности основаны современные понятия гуманизации и гуманитаризации образования. Это одна из важных сторон развития общеобразовательной школы, где необходимо не только ориентироваться на усвоение знаний учащимися, но и развивать личность ребенка, его возможности.
3) Методический подход создает условия для понимания учеником изучаемых предметов, для комфортных (гармоничных) отношений между учителем и учениками, между учащимися.
4) В комплект входят учебники, учебники - тетради и тетради с печатной основой - все это является результатом долгого научно - методического поиска усовершенствования начального образования, который был сделан авторами комплекта. Учебники - тетради нужны для соединения системы воедино, это как бы каркас, который объединяет учебную информацию и технологию усвоения и запоминания. Цель учебников - не передать готовые знания, а помочь ученикам самим, или вместе с учителем, познавать окружающий мир, уметь анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, проводить аналогию и обобщение.
5) Авторы комплекта "Гармония" пытались развеять сложившееся разделение между традиционными и развивающими системами обучения, и соединить важные традиционные методики и новые подходы обучения из развивающих систем, чтобы решить методические проблемы.
1. Буквы алфавита представлены с целью разделить понятия «звуки» и «буквы».
2. Буквы изучают по паре.
3. Попарный ввод всех букв вводится повторно, чтобы закрепить и систематизировать.
Это троекратное введение букв алфавита дает возможность ученикам трижды повторить, углубить и привести в систему уже изученное.
Бытует мнение, что ученики как бы самостоятельно учатся читать, но это ошибочно. Лишь повторив три раза, «сталкивая» в этом процессе свои старые и уже новые полученные знания - только тогда дети учатся читать.
7) В основе прописи «Мои первые тетрадки» обучение письму идет с разлиновкой в одну линию, без наклонных линий, выводятся лишь пунктирные линии. Это помогает определить высоту строчных и заглавных букв. На страницах тетрадок оставляют 1-2 строчки без вспомогательных линий, работа на этих строчках помогает развивать глазомер, постепенно приучит писать в обычных тетрадях.
8) В основе обучения речи и правописанию представлена коммуникативность курса. То есть выявляют, зачем в нашем языке есть то или иное средство общения, почему надо соблюдать правила, чем приобретаемое учеником знание или умение важно для речи.
9) Деятельностный подход в организации обучения:
а) сначала ставится учебная задача, затем вводятся новые знания.
б) информация не предоставляется в готовом виде, она «добывается» вместе с учениками.
10) Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование.
11) Соблюдается баланс между интуицией и знанием.
12) Один и тот же объект или предмет при их изучении рассматриваются с разных сторон.
13) Существенная опора на опыт ребенка.
14) Опережающее обучение.
15) Входящие в УМК «Гармония» учебники имеют вспомогательные методики, используя их, родители смогут самостоятельно изучить и объяснить своему ребенку какую-либо тему, если он ее пропустил.
16) Используются новые технологии , позволяющие развивать способности ученика к логическому мышлению. К примеру, если ребенок не знает, какая буква пишется в определенном месте в слове, то он ставит «окошко» (по автору). Затем вместе с учителем разбирает вопросы, вспоминает нужные для слова правила и заполняет это «окошко», вписывая нужную букву.
17) В комплекте предлагаются задания для детей с различным уровнем их подготовленности.
18) Формируется ситуация успеха, она же создает в детях здоровую личность. Многие учителя, обучая по этой программе, используют «здоровье сберегающие технологии», а так же методику Базарного, которая может применяться для любой программы, любого УМК.
Минусы:
1) В математике (автора) задачи решают только во 2-м классе, а контрольные работы для всех классов предоставляются одинаковые. В данное время уже решают вопрос о введении контрольных работ с их соответствием программам.
2) Для того, чтобы учиться по программе «Гармония», ваш ребенок должен быть уже подготовлен заранее. А, например, по «Планете знаний» могут учиться все дети, даже с детсадовской подготовкой.
3) Вне зависимости от системы ученик может получить одни и те же знания, необходимые государственным стандартом . А задания с повышенной трудностью, которые принято считать только для развивающей системы, есть во всех комплектах, но эти задания не предполагаются обязательными при обучении.
4) В русском языке «К тайнам нашего языка» - учебник плохо иллюстрирован, что не привлекает внимания ученика, правила очень теоритизированы и сложны для запоминания. Нет системы в изучаемом материале. Например, в 3- м классе дана тема - «Падеж существительного», и уделяется на нее 5 часов. Затем эта тема изучается уже подробно в 4-м классе. Как при этом определять падеж существительного в 3- м классе, это вопрос.
Из мнения специалистов-педагогов начальных классов.
«Родители, кто недоволен учебником русского языка, советую не ругать автора, а поменять учителя. Я - учитель с многолетним стажем, считаю, что этот комплект замечательный, да, работать трудно, но, однако, интересно. Я восхищаюсь учебником русского языка, и не только его методикой, но и результатами. У меня самой в школе русский язык всегда был на «5» , но это было все ж просто его запоминание, а не понимание логики языка как таковой. Понимать русский язык я начала только учась уже в институте. И это у всех детей, которые выходят выпускниками из школы. Если учителю правильно работать с учениками при обучении грамоте, то в русском языке не возникает проблем. Я уже выпустила учеников в основную школу, обучая их по этому комплекту 4 класса , и меня поразили их знания, они не только знают русский язык, а ещё и понимают его. С родителями у меня проблем нет, но они говорят мне, что не могут проверять домашние задания своих детей, потому что не понимают. Совет родителям - не нужно проверять, учитель должен проверить и увидеть пробелы. Как учитель я выпустила в основную школу детей, которые могут найти главное в определенном правиле, могут сами найти информацию, применить знания на практике. Дети свободно могут рассуждать, доказать, обобщить, а главное понимают - русский язык. Я снова взяла первоклассников, и обучаю по программе "Гармония". Никогда как педагог не пойду больше по программе "Школа России", там дети не видят логику в русском языке, логику языка понимают только родители. И при этом если у вашего ребёнка память прекрасная, то обучение пойдет замечательно. Если память не очень хорошая, то ребёнок будет "вечным двоечником", будут постоянные занятия на переписывание, работа над ошибками, которая не учит понимать ошибку, а учит запоминать правильное написание слов. И так все повторяется. Если ученик запомнил, как правильно писать - хорошо, не запомнил - опять "2". У автора Соловейчик всё строится по-другому. Кто-нибудь видел детей, которые могут рассуждать, обучаясь по программе "Школа России"? Пусть ваши учителя изучат и правильно преподносят программу, вот тогда и будет отличный результат».
«К каждому учебнику комплекта « Гармония» имеются рабочие тетради, они вносят разнообразие в работу над учебным материалом и снимают усталость детей от письма. Содержание учебников помогает развиваться ребенку интеллектуально и эмоционально, развивать познавательные интересы, уметь общаться с взрослыми и своими сверстниками, более полно выражать свои мысли».
«Учебник автора создает в ребенке главное - умение учиться, помогает стать грамотными. Вначале трудно работать с непривычной методикой, с применением транскрипции, с письмом слов с окошками. Коллеги, грамотно используйте указания автора учебника. Особый способ письма - письмо с окошками - это и есть способ уйти от ошибок в орфографии . Не вводите сразу орфограммы (правила на выбор букв), не научив при этом детей слышать «опасные места», видеть их, не научив еще орфографической зоркости. Учителя, используйте авторские памятки, соблюдайте технологии списывания и проверки».
«Я по учебнику Соловейчик работала только 1-ый год, но мне приятны результаты работы. Даже дети, которым учиться трудно, здесь по программе могут писать целые предложения. Спасибо за такой новый подход к обучению детей грамоте».