В своем знаменитом философско-психологическом произведении «Преступление и наказание» Достоевский создал целую плеяду ярких и неоднозначных образов, которые и сегодня поражают читателей своей сложностью, яркостью и неординарностью.

Если ребенок отстает по любым предметам, советуем посмотреть на онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, попробовать можно бесплатно: Попробовать.

Одним из таких персонажей романа является редкостный подлец и негодяй Аркадий Иванович Свидригайлов. Его образ создан автором с целью провести параллель между ним и главным героем Родионом Раскольниковым, ведь они находятся в сходных жизненных ситуациях: и тот и другой совершили преступление, имели «таинственные отношения» со старухой процентщицей. И хотя Свидригайлов и называет их с Родионом «одного поля ягодами», это не совсем так, ведь он уже давно на стороне зла и совсем не сомневается в правильности своего выбора.

Характеристика главного героя

Аркадий Иванович - довольно привлекательный и молодящийся пятидесятилетний мужчина дворянского происхождения. Он хорошо одет и производит благоприятное впечатление на окружающих, хотя Раскольников тонко подмечает, что его лицо с холодными и вдумчивыми голубыми глазами и тонкими алыми губами выглядит словно маска (причем довольно неприятная), за которой её хозяин удачно скрывает свою подлую сущность.

Учить домашние задания только за компьютером - вредно и усваивается хуже, в отличии от книг. Рекомендуем приобрести познавательную литературу для школьников и приучать ребенка к чтению. Широкий выбор книг со скидками можно приобрести, например, в известном магазине Лабиринт.

Свидригайлов - бывший офицер, давно бросивший службу и предававшийся праздной жизни шулера в столице до тех пор, пока не угодил в долговую яму. Оттуда его вызволяет богатая женщина Марфа Петровна, она выплачивает все его долги, увозит к себе деревню, где становится его женой. Однако он не испытывает к ней ни капли любви и благодарности, продолжает и там вести аморальный образ жизни. Порочный и безнравственный Свидригайлов становится причиной самоубийства бедной крестьянской девушки пятнадцати лет, которую он соблазняет и бросает. С особой изощренностью и жестокостью он также доводит до самоубийства бедного слугу Филиппа. Причем став причиной смерти двух людей, Свидригайлов не испытывает абсолютно никаких угрызений совести, не раскаивается и спокойно продолжает вести свою развратную жизнь.

(Свидригайлов бессовестно заигрывает с Дуней )

В отличие от Раскольникова, который тоже совершил преступление, и теперь мучался и терзал себя вопросом, имел ли он на это право или нет, Свидригайлов абсолютно спокоен и уверен в своих действиях. Он делает все, чтобы удовлетворить свои низкие желания, и ему абсолютно все равно пострадают ли от этого другие люди или нет. Его душа уже давно не на распутье добра и зла, он осознанно находится на стороне зла и не раскаивается ни за одно свое преступление, ведь таковыми он их даже не считает. Он живет, стремясь удовлетворять и дальше свою похоть, а зло в нем продолжает расти и шириться.

(Дуня стреляет в Свидригайлова, в роли Виктория Федорова, х/ф Л.Кулиджанова"Преступление и наказание", СССР 1969 )

Встретив в своем доме сестру Раскольникова Дуню, которая появилась там на правах служанки, развратник Свидригайлов влюбляется в неё и начинает домогаться. Чистая и целомудренная девушка с гневом отвергает его ухаживания, а тот, чтобы добиться желаемого, доводит свою жену до страшного греха - самоубийства. Пытаясь склонить девушку к связи с ним Свидригайлов прибегает к различным ухищрениям, шантажирует раскрытием тайны её брата-убийцы, но Дуня, доведенная до отчаяния, стреляет в него из револьвера, чтобы остановить этого жестокого и беспринципного человека. Только тогда он понимает как насколько ей противен, и по-настоящему полюбив эту храбрую и чистую девушку, отпускает её.

Образ героя в произведении

(Свидригайлов Раскольникову: )

Образ Аркадия Ивановича Свидригайлова, человека без совести и чести, специально создана Достоевским как предупреждение главному герою, Раскольникову, кем он может стать если заглушит голос совести и сможет жить дальше, полностью не искупив совершенное им преступление.

Свидригайлов беспокоит и мучает Родиона своей загадочностью и властью над ним, словами что они «одного поля ягоды». На самом деле этот страшный человек является воплощением его темной половины, той части души Раскольникова, с котрой он пытается постоянно бороться, ведь она может его привести к полному моральному падению и переходу на сторону зла.

(Петренко Алексей Васильевич в роли Свидригайлова, Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург )

Разбитый поступком любимой женщины Свидригайлов осознает насколько пуста и бессмысленна его жизнь. Его начинает мучить совесть и он в последние часы своей жизни пытается хоть как-то загладить свою вину перед Богом и людьми: передает деньги Дуне, помогает Соне Мармеладовой и её семье. Запоздалое раскаяние настигает его и он, не в силах нести это бремя, кончает жизнь самоубийством. Он оказался слишком слаб и труслив, и не смог как Раскольников, покаяться и понести заслуженное наказание.

Интересно проследить, как создавался Достоевским образ Свидригайлова. В черновых записях «Преступления и наказания » этот герой именуется А–овым, по фамилии одного из каторжан Омского острога Аристова, который в «Записках из мертвого дома » характеризуется как предел «нравственного падения... решительного разврата и... наглой низости». «Это был пример, до чего могла дойти одна телесная сторона человека, не сдержанная внутренне никакой нормой, никакой законностью... Это было чудовище, нравственный Квазимодо. Прибавьте к тому, что он был хитер и умен, красив собой, несколько даже образован, имел способности. Нет, лучше пожар, лучше мор и голод, чем такой человек в обществе!»

Свидригайлов и предполагался воплощением такого полного нравственного уродства. Однако и самый этот образ и отношение к нему автора оказались несравненно более сложными: наряду с шулерством, грязным развратом и жестокостью, доведшей его жертву до самоубийства, он оказывается неожиданно способным и на добрые дела, на человеколюбие и великодушие. Свидригайлов – человек огромной внутренней силы, потерявший ощущение границ между добром и злом.

Свидригайлов. Фрагменты из фильма «Преступление и наказание»

В тетрадях Достоевского сохранились подготовительные заметки, которые отражают постепенное формирование характеристики этого образа и вариации его сути в писательском воображении. «Страстные и бурные порывы, клокотание и вверх и вниз; тяжело носить самого себя (натура сильная, неудержимые, до ощущения сладострастия, порывы лжи (Иван Грозный), много подлостей и темных дел, ребенок (NB умерщвлен), хотел застрелиться. Три дня решался. Измучил бедного, который от него зависел и которого он содержал. Вместо застрелиться - жениться. Ревность. (Оттягал 100.000.) Клевета на жену. Выгнал или убил приживальщика. Бес мрачный, от которого не может отвязаться. Вдруг решимость изобличить себя, всю интригу; покаяние, смирение, уходит, делается великим подвижником, смирение, жажда претерпеть страдание. Себя предает. Ссылка. Подвижничество.

"Гнусно подражать народу не хочу". Все-таки нет смирения, борьба с гордостию».

Далее характеристика эта ещё видоизменяется, причем очевидно, что сложный образ, носящийся перед творческим воображением романиста, содержит черты не только Свидригайлова, но и ряда позднейших его персонажей – Великого грешника, героя задуманных романов «Атеизм» (1868–1869) и «Житие великого грешника» (1869–1870), Ставрогина («Бесы») и Версилова («Подросток»):

«Страстные и бурные порывы. Никакой холодности и разочарованности, ничего пущенного в ход Байроном . Непомерная и ненасытимая жажда наслаждений. Жажда жизни неутолимая. Многообразие наслаждений и утолений. Совершенное сознание и анализ каждого наслаждения, без боязни, что оно оттого ослабеет, потому что основано на потребности самой натуры, телосложения. Наслаждения артистические до утонченности и рядом с ними грубые, но именно потому, что чрезмерная грубость соприкасается с утонченностию (отрубленная голова). Наслаждения психологические. Наслаждения уголовные нарушением всех законов. Наслаждения мистические (страхом ночью). Наслаждения покаянием, монастырем (страшным постом и молитвой). Наслаждения нищенские (прошением милостыни). Наслаждения Мадонной Рафаэля . Наслаждения кражей, наслаждения разбоем, наслаждения самоубийством. (Получив наследство 35 лет, до тех пор был учителем или чиновником, боялся начальства). (Вдовец). Наслаждения образованием (учится для этого). Наслаждения добрыми делами».

В итоге «Преступление и наказание» изображает Свидригайлова человеком, надругавшимся над священной матерью-землей и разорвавшим связь с человеческой семьей. Он убивает в себе личность и попадает во власть безликих космических сил. Последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов скитается по безлюдным улицам под грозой и проливным дождем. Дух небытия, воплотившийся в нем, узнает в бунте стихий «наследье роковое». Хаос душевный сливается с хаосом природным. Описание этой грозовой ночи – вершина «мистического реализма» Достоевского. (См. полный текст отрывка «Смерть Свидригайлова» .)

До десяти часов вечера Свидригайлов посещает «разные трактиры и клоаки», слушает шарманку в каком-то увеселительном саду. «Вечер был душный и мрачный. К десяти часам вечера надвинулись со всех сторон страшные тучи – ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева». В полночь он идет на Петербургскую сторону, снимает номер в грязной деревянной гостинице, но и эта крошечная клетушка не спасает его от разбушевавшихся стихий. Они преследуют его. «Это под окном, должно быть, какой-нибудь сад, – подумал он, – шумят деревья; как я не люблю шума деревьев, ночью, в бурю и в темноту, скверное ощущение»! Дождь, сырость, вода вызывают в нем нестерпимое отвращение. «Никогда в жизнь мою не любил воды, даже в пейзажах»; его мучит кошмар: оскорбленная им девочка – утопленница – лежит в гробу среди цветов. Он распахивает окно: «Ветер хлынул неистово в его тесную каморку и как бы морозным инеем облепил ему лицо... Среди мрака и ночи раздался пушечный выстрел, за ним – другой... А, сигнал! Вода прибывает, подумал он».

Образ утопленницы (девочки, над которой Свидригайлов некогда надругался) надвигается на него, как наводнение. Вода мстит осквернителю. Свидригайлов убивает себя во влажном тумане, на грязной улице, среди мокрых деревьев: «Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой по направлению к Малой Неве. Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты». Он останавливается перед домом с каланчей и спускает курок на глазах у еврея-пожарника.

Свидригайлов арактеристика и образ в романе Достоевского Преступление и наказание

План

1. Многогранность героев романа “Преступление и наказание”.

2. Свидригайлов. Характеристика и образ героя

2.1. Безнравственный злодей

2.2. Свидригайлов и Раскольников

2.3. Любовь к Дуне

3. Конец Свидригайлова

В своем непростом романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский изобразил несколько живых и ярких образов, которые до сих пор впечатляют читателей своей неординарностью и сложностью.

В первую очередь, это, конечно же, сам главный герой, - трудолюбивый отзывчивый юноша, решившийся преступить грань дозволенного. Это и Сонечка Мармеладова - обездоленная, лишенная детства, нищая и продающая себя девушка, способная на сильные чувства и искреннюю преданность. Это и отец Сони, и Лужин, и, разумеется, Свидригайлов.

Аркадий Иванович предстает перед читателями красивым мужчиной пятидесяти лет, хорошо одетым, молодящимся. Он - дворянин и бывший офицер, был женат на богатой женщине. Казалось бы, жизнь улыбается этому герою, он полон сил и самомнения, ведь обстоятельства, окружающие его, складываются благополучно. Но не все так просто. Свидригайлов - человек безнравственный и порочный, не имеющий совести и моральных принципов. Из-за таких грязных убеждений, он ломает жизнь себе и другим, становится несчастным сам и делает несчастными окружающих.

В молодые годы он бросает службу, потому что ему тяжело подчиняться армейскому распорядку, жить с товарищами в дружеских отношениях и соблюдать нормы приличия. Не имея постоянного дохода и тратя все свои сбережения на разгульный образ жизни и игру, Свидригайлов становится нищим. За шулерство и долги его сажают в тюрьму. В это время ему оказывает помощь богатая женщина. Марфа Петровна платит огромные деньги, чтобы освободить мужчину, выходит за него замуж и уезжает вместе с ним в деревню.

Другой бы человек, проникшись благодарностью к этой влюбленной дворянке, уважал бы ее и ценил. Но не таким был Аркадий Иванович. Он унижает свою жену и беззастенчиво изменяет ей. “ Я имел настолько свинства в душе и своего рода честности, чтоб объявить ей прямо, что совершенно верен ей быть не могу”, - заявляет этот порочный человек, и еще кичится своей безнравственностью. Но на этом его похождения в деревне не заканчиваются.

С небывалой изощренностью и жестокостью Свидригайлов издевается над крестьянином, и тем самым доводит его до самоубийства. А его аморальные отношения с пятнадцатилетней девочкой вызывают у читателя неодобрение и осуждение. Несчастная девушка убивает себя, но это не оказывает никакого влияния на злодея. Он, не испытывая угрызений совести, продолжает и дальше наслаждаться жизнью и развратом.

Совершая преступления и бесчинства, Аркадий Иванович не мучается, как Раскольников, который терзается, имеет ли он права отнимать у человека жизнь. Свидригайлов совершает свои злодеяния, не задумываясь, и это страшно. Для него не существует преступления или правонарушения, для него существует только потребность удовлетворять свои вожделения и похоти, независимо от того, как это повлияет на других. И хотя он говорит главному герою, что они оба - “одного поля ягоды”, это не так.

Свидригайлов не сомневается в своих злых делах, он не колеблется между добром и злом. Он уже давно стоит на стороне зла и не испытывает ни малейшего признака раскаяния. В противоположность Раскольникову, Аркадий Иванович не замыкается в себе после преступления. Он продолжает жить и стремится получить от жизни все. Потрясающими и неординарными являются отношения между Свидригайловым и сестрой Раскольникова Дуней. Девушка приходит служить в семью Аркадия Ивановича, где он замечает ее и проникается к ней любовью. Скорее всего, мужчину покорила душевная красота и чистота молодой служанки. Она ведет себя кротко и смиренно, с рвением выполняет домашнюю работу, она добра и покладиста. Но у этой податливости есть и другая сторона.

Дуня - честная целомудренная девушка, она бережет свою чистоту и невинность. Никакие угрозы и запугивания, никакие подарки и никакая лесть не может поколебать ее решимости сопротивляться ненавистному барину. Свидригайлов не может смириться с этим. Он думает, что девушке мешает его жена. Поэтому мужчина совершает страшный поступок - становится виновником смерти своей супруги, матери своих детей, которая все время спасала его и избавляла от последствий его грязных проступков. После этого Аркадий Иванович отправляется к Дуне, чтобы заставить ее отдаться ему.

Он шантажирует девушку тайной ее брата и пускается на другие ужасные ухищрения, чтобы совратить несчастную. Но Дуня, доведенная до отчаяния, понимает, что может стать марионеткой в руках жестокого беспринципного человека, которого гнушается и презирает, и решается на убийство. Первый выстрел прошел мимо злодея, а во второй раз девушка не смогла выстрелить и откинула револьвер. Свидригайлов, которого не испугало ни покушение, ни реальная угроза, был сломлен отчаянием и скорбью Дуни, ее погасшим взором и унылой безучастностью. Он понял, что противен своей возлюбленной, что никогда и ни за что она не полюбит его искренне и добровольно. “ — Так не любишь?.. И не можешь? Никогда? Никогда!” - этот тихий короткий разговор решает дальнейшую судьбу героев. Аркадий Иванович, который по-настоящему любит эту стойкую чистую молодую женщину, отпускает ее и решает свести счеты с жизнью.

Его существование лишено смысла, без любимой, которая могла бы стать его отрадой и спасением, он не видит резона в своем существовании. Свидригайлов совершает самоубийство, но, как это ни странно для отрицательного героя, в последние часы своего бытия он совершает благородные поступки, которые спасают жизни других. Мужчина оставляет деньги своей невесте, которая юна и невинна, и Сонечке, благодаря чему та может сменить профессию и следовать за Раскольниковым в ссылку, чтобы позаботиться о его душевном благополучии. Аркадий Иванович также устраивает жизнь детей Мармеладовых. Если бы не его благодеяния, кто знает, чем закончилась бы жизнь главных героев. А так у нас есть надежда, что своим самоубийством Свидригайлов спас Соню и Родиона, что те будут жить долго и счастливо.

Из многих второстепенных персонажей Аркадий Иванович Свидригайлова является наиболее ярким и важным для характеристики главного героя Раскольникова. Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» выписаны Достоевским довольно четко, живо, наиболее подробно. Данный персонаж настолько явно подчеркивает многие стороны характера главного героя, что весьма важно понять самую суть несимпатичного Аркадия Ивановича.



Достоевский Ф. М., словно художник, написал портрет Аркадия Ивановича четкими, яркими, сочными мазками широкой кистью. И хоть Свидригайлов не главный герой, однако его трудно забыть и невозможно пройти мимо.

Внешность

«...Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид... Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые»

Таким написан портрет Свидригайлова. Автор очень детально его нарисовал, подчеркивая важность данного персонажа для судеб остальных героев романа. Портрет очень интересен: сначала читатель видит весьма приятного человека, даже симпатичного. И вдруг в конце описания сказано о глазах: пристальный, холодный взгляд, хоть и вдумчивый. Известное выражение «глаза – зеркало души» автор подчеркнул буквально в двух словах, которые раскрывают самую суть персонажа. Даже очень привлекательный внешне человек может оказаться совсем не таким, каким видится вначале. Здесь – первый намек на истинную суть Свидригайлова, которую автор раскрывает через мнение Раскольникова, заметившего, что лицо Аркадия Ивановича скорее похоже на маску, скрывающую всю подноготную, что, несмотря на привлекательность, есть в Свидригайлове что-то очень неприятное.

Характер, его становление

Свидригайлов – дворянин, а это значит, что образование он получил достойное. Он около двух лет прослужил в кавалерии, затем, как он сам говорил, «шлялся», живя уже в Петербурге. Там же стал шулером, попал в тюрьму, откуда его спасла Марфа Петровна. Получается, что вся биография Аркадия Ивановича является его путем падения нравственного и этического. Свидригайлов циничен, любитель разврата, в чем сам же и признается даже с некоторой гордостью. У него отсутствует чувство благодарности: даже своей жене, спасшей его из тюрьмы, он заявляет прямо, что не собирается хранить ей верность и менять образ жизни ради нее.

Весь его жизненный путь отмечен преступлениями: из-за него покончили с собой его слуга Филипп и дочь слуги – обесчещенная Свидригайловым девочка. Наиболее вероятно, что и Марфа Петровна отравилась из-за развратника-мужа. Аркадий Иванович лжет, очерняя Дуню, сестру Раскольникова, клевещет на нее, а еще пытается девушку обесчестить. Всей своей распутной и бесчестной жизнью Свидригайлов постепенно убивает свою душу. И ладно бы он уничтожал все доброе в себе, Аркадий Иванович убивает все вокруг себя, все, к чему только прикасается.

Особенности личности персонажа

Свидригайлов изображен совершенным злодеем, павшим в бездну зла, утратив, вроде бы, всякие жалкие остатки совести. Он абсолютно не испытывает никаких сомнений, творя зло, не задумывается о последствиях, даже испытывает наслаждение от мучений окружающих его людей. Похотливый развратник, садист, он старается удовлетворять все свои низменные инстинкты, при этом не испытывая ни малейшего раскаяния в содеянном. Ему кажется, что так будет всегда.

Свидригайлов и Раскольников

Встретившись с главным героем, Аркадий Иванович как-то однажды замечает ему, что оба они «одного поля ягоды». Раскольникову же Свидригайлов крайне неприятен. Родион чувствует даже некоторую растерянность, ощущая власть Аркадия Ивановича над собой, который очень многое понял про студента. Раскольникова пугает загадочность Свидригайлова.

Однако, несмотря на то, что Родион убил старуху-процентщицу, они вовсе не похожи друг на друга. Да, Родион выдвинул теорию о сверхлюдях, даже убил человека, проверяя свою теорию. Но в Свидригайлове как в кривом зеркале он увидел себя в дальнейшем, если бы продолжал жить по принципам своей идеи. И это раскрыло в Родионе человечность, подтолкнуло к раскаянию и пониманию всей глубины его падения.

Конец Аркадия Ивановича

Достоевский кроме владения писательским мастерством был наделен талантом психолога. Вот и здесь, описывая жизненный путь Свидригайлова – закоренелого злодея, останавливает его любовью, как это ни парадоксально. Аркадий Иванович, встретив Дуню, сначала пытается ее соблазнить. Когда же это ему не удается, он очерняет девушку в глазах окружающих. В итоге же с удивлением понимает, что полюбил ее по-настоящему. И это вот понимание истиной любви открывает в его душе все шлюзы, которые доселе не выпускали наружу ни совесть, ни раскаяние, ни понимание совершенных им злодеяний.

Он отпускает Дуню, с отчаянной горечью замечая:

«Так не любишь? И не можешь? Никогда?».

Свидригайлов внезапно понимает, что абсолютно одинок в своем падении, что недостоин ничьей любви. Прозрение наступает для него слишком поздно. Да, он пытается искупить, как-то загладить все зло, которое он соделал до сих пор. Аркадий Иванович дает деньги Дуне и Соне, жертвует крупную сумму семье Мармеладовых… Но глубокого, искреннего раскаяния достигнуть он не может.

А вот муки совести вызвали в нем воспоминания о содеянных злодеяниях. И эти воспоминания оказались непосильным бременем для совести. Свидригайлов покончил с собой.

И в этом он оказался слабее Раскольникова, который не испугался, а сознался и раскаялся, не побоявшись жить дальше.

Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе?

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его.. как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу “душегубства”, повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, што он шулер, что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых.)

– От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою" последнюю цель – добиться расположения Дуни). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. “Арифметика”, согласно которой можно убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и врывается в сферу сознательного, порождая удушливые кошмары, в которых реальность и ирреальность фантастически продолжаются друг в друге и сращиваются в единую непрерывную галлюцинацию. Свидригайлов – это тот избранный, который “переступил”, и “переступил” не единожды, и без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

– Прав ли Свидригайлов, угверждая, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды”, что между ними есть “точка общая”?

(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу “все позволено”. Раскольников, разрешая себе “кровь по совести” тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению,. существуют только для низшей категории людей – “тварей дрожащих”. Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.)

Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Из того же письма матери Раскольникова становится известно, что господин Свидригайлов «возымел к Дуне страсть» и всячески добивался ее взаимности. Его личность ос­тается загадкой и для читателя, и для Раскольникова. Ходили слухи, что Свидригайлов был причиной смер­ти четырнадцатилетней глухонемой девочки, крепо­стного Филиппа, а также самой Марфы Петровны, жены его.

При первой встрече у Родиона об этом человеке сло­жилось впечатление как о человеке на что-то решив­шемся и «себе на уме», а также очень хорошего обще­ства или умеющего «при случае быть и порядочным человеком», а при более близком знакомстве - как о цинике. Бывший шулер, выкупленный Марфой Пет­ровной «за тридцать тысяч сребренников», безвыезд­но проживший в деревне семь лет и ставший за это время «хозяином порядочным», теперь он не знает, куда деть себя от скуки. Свидригайлов сам признает себя «человеком развратным и праздным». После смерти жены он собирается жениться на шестнадца­тилетней девочке, пользуясь тем, что отец ее - инвалид, а у матери, кроме родной дочери, еще двое пле­мянников на руках. Его принцип: «Всяк о себе про­мышляет и всех веселей тот и живет, что всех лучше себя надуть».

Свидригайлов подслушивает разговор Раскольни­кова с Соней (когда тот признается в убийстве стару­хи-процентщицы) и предлагает Родиону свою по­мощь: «Бегите, молодой человек!.. Я искренне гово­рю. Денег, что ли, нет? Я дам на дорогу». Но тут же, используя информацию о брате, шантажирует Дуню, вынуждая ее прийти к нему на свидание. Он обещает Дуне спасти брата, отправив его за границу, если она будет благосклонна к нему; но тут же, получив отказ, снова превращается в циника, способного на насилие.

Образ Свидригайлова противоречив. На протяже­нии романа он совершает и добрые дела: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, готов по­мочь ей избавиться от Лужина, устроил судьбу сирот Мармеладовых. Но все это - и добро, и зло - он со­вершает от скуки. От природы он имеет совесть, но не имеет убеждений, не занят полезной деятельностью. Потеряв свою последнюю цель - добиться располо­жения Дуни, Свидригайлов кончает жизнь самоубий­ством. Я считаю, что Свидригайлов - один из тех ге­роев, которому «не к кому... идти больше некуда». Смертью этого героя автором утверждается мысль, что настоящий человек без убеждений и без деятель­ности жить не может.

Свидригайлов утверждал, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды». И по большому счету он оказывается прав. Сам он лишен всяческих нравст­венных устоев, не признает никаких нравственных запретов. Раскольников, разрешая себе «кровь по со­вести», тоже тем самым отрицает нравственную от­ветственность сильного человека за совершенные по­ступки. Моральные нормы, по мнению главного героя, существуют только для обыкновенных людей, «тварей дрожащих».

При сопоставлении Раскольникова с образами Лу­жина и Свидригайлова становится ясно, что все они придерживаются одной теории. Только Раскольников все же не смог жить по этой теории, а Лужин и Свидригайлов, напротив, пользуются властью, которую дает им материальное благополучие, используют окружаю­щих в своих целях. Сталкивая этих героев, автор тем самым опровергает теорию, раскрывая ее бесчеловеч­ную суть. То человеческое, что живет в Родионе, и по­могает ему «воскреснуть», не потерять душу.


Close