Вечернее платье eruditomsk. Полезные советы для мам

Глава 2. Основные направления работы с младшими школьниками (А.М. Прихожан)

Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей, не позволяет всем учащимся сразу же успешно овладевать школьной программой. Поэтому задача школьного психолога в совместной работе с учителем - создать благоприятные условия для развития каждого ребенка, обеспечить с первых же дней его пребывания в школе индивидуальный подход к нему. Но осуществление последнего требует хорошего знания особенностей развития детей. В связи с этим психологу следует познакомиться с будущими первоклассниками уже на этапе записи их в школу.

Для учеников классов до обычных классов мы предлагаем добровольные рабочие группы. Тогда возможно изменение. Рабочие группы предлагаются как в искусстве, ремеслах, музыке и в технических областях, так и в спорте. По результатам опроса студентов новые предложения были включены в существующий отбор.

Для благополучия района важно сотрудничество с такими учреждениями, как центры дневного ухода, другие начальные школы в Мюльхайме и его окрестностях, средние школы и школы поддержки, церкви и ассоциации. Особенно близко к спортивным клубам, которые также используют наш спортивный зал и чьи спортивные возможности могут использоваться нашими студентами в национальных молодежных играх.

II.2.1. Методы определения готовности детей к школьному обучению.

Определение школьной зрелости . Существуют различные методы определения школьной зрелости (19, 20, 79, 35, 21, 31, 88 и др.). Для первичного знакомства с ребенком наиболее удобно, на наш взгляд, использовать ориентационныи тест школьной зрелости Керна-Йирасека (31, 88), поскольку он имеет нормативы, требует для своего проведения немного времени и применяется для обследования шестилетних детей.

Каждые два года, чередуясь с фестивалем большой школы, неделя проекта проходит по определенной теме, Например, «Цирк», «Энергия», «Вокруг колеса» или «Кельн от каменного века до настоящего времени». Таким образом, классовые сообщества разрешаются на неделю обучения, а дети работают в группе, которая соответствует их интересам. В конце концов, дети представляют результаты своей работы своим одноклассникам, родителям и гостям в день проекта. Сеансы проекта также призваны пробудить новые интересы у детей и побудить их следовать им.

Школьный год для каждого класса проводится школьная школа на пять дней - в основном в молодежном общежитии в Эйфеле, на Земле Бергишес или в Среднем Рейне. В течение учебного года экскурсии в пределах предметной области будут проходить в окрестностях и экскурсии для пропаганды классового сообщества.

Тест состоит из трех заданий. Первое задание - рисование мужской фигуры по памяти, второе - срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший балл, 5 - низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - как ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые дети. Но вместе с тем следует иметь в виду, что без дальнейшего обследования указанную группу детей нельзя относить к слаборазвитым, характеризующимся школьной незрелостью, поскольку, по словам Йирасека, удовлетворительный результат ориентационного теста является относительно надежным основанием для вывода о школьной зрелости с прогнозом хорошей школьной успеваемости, но неудовлетворительный результат не может служить достаточным основанием для вывода о школьной незрелости с прогнозом плохой школьной успеваемости.

Под этой рубрикой мы приглашаем в нашу школу театральные группы, музыкантов и других художников. Специальная связь нашей школы - с Вифлеем: в местную школу для девочек, школу Девы Марии, наши партнерские отношения. Меры укрепления здоровья являются основополагающими.

Здоровые привычки должны быть достигнуты благодаря здоровому питанию и большому количеству физических упражнений. Физическое, умственное и эмоциональное здоровье тесно связаны. Это предпосылка для мотивированного и успешного обучения детей и подростков.

Помимо занятий по спорту и плаванию, несколько спортивных и рабочих групп также предлагаются во второй половине дня под руководством обученных тренеров. Регулярно школа участвует в школьном футболе, баскетболе и легкой атлетике, иногда в снаряжении и плавании.

Проведенные им исследования показали, что, как правило, большинство учащихся, показавших по тесту уровень развития выше среднего и средний, хорошо адаптируются к школьным требованиям и успешно овладевают всеми разделами школьной программы в I-II классах. Те же учащиеся, которые по тесту показали уровень развития ниже среднего, в большинстве своем испытывают трудности в адаптации к школьным требованиям и овладении письмом (пользование карандашом и ручкой в начале обучения), но уже к концу II класса почти половина из них хорошо успевает по родному языку и математике. Вероятно, это дети с нормальным интеллектом, которые к моменту поступления в школу обладали слабым развитием произвольности и тонкой моторики руки. Без дополнительного обследования трудно сделать вывод о том, что является причиной плохого выполнения теста - низкое интеллектуальное развитие, слабое развитие произвольности, в результате чего ребенок не может качественно выполнить неинтересное ему задание, или неразвитость сен-сомоторных связей и тонкой моторики руки. Бывают также случаи, когда дети с хорошим интеллектом схематично рисуют фигуру мужчины, что существенно ухудшает их суммарный балл, а дети-левши плохо справляются с заданием №2 (срисовывание письменных букв). Все вышесказанное еще раз указывает на то, что плохой результат по тесту Керна-Йирасека не имеет однозначной интерпретации и требует дополнительного прояснения

Все учащиеся участвуют в ежегодных национальных молодежных играх. Школьный двор и спортивная площадка были оснащены инициативой родителей и финансовой поддержкой спонсорской ассоциации с игровым и альпинистским оборудованием, футбольными мячами, баскетбольной корзиной и настольным теннисом.

Они также являются первыми и наиболее важными сторонниками и координаторами ухода за детьми. Большую часть времени большинство родителей могут выполнять эти роли, выявлять и координировать соответствующие и доступные услуги для своих детей. Но слишком много случаев, когда родители не могут найти или заплатить за здоровье, образование и социальные услуги, которые им нужны дети, или услуги, которые они находят, действительно не отвечают потребностям детей. И слишком много детей, чьи родители не могут выполнять роли координации адвокации и ухода без посторонней помощи.

(Практика применения теста Керна-Йирасека показывает, что нередко дети из неблагополучных семей отказываются рисовать фигуру мужчины, а дети, знающие письменные буквы, переписывают предложенный образец печатными буквами. На этот случай надо иметь образец письменных букв на иностранном языке ).

Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с неиспользованием в ней вербальных субтестов, позволяющих судить о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основном позволяет судить о развитии сенсомоторики).

Эти проблемы усугубляются, когда семьи имеют множество потребностей. Когда дети видят несколько провайдеров, они и их семьи могут получать смешанные и даже противоречивые направления, в лучшем случае ограничивая эффективность обслуживания и, в худшем случае, увеличивая путаницу, разочарование и страдания семей. В течение некоторого времени исследователи утверждали, что услуги по развитию детей раннего возраста - независимо от того, предоставляются ли они в рамках программ раннего обучения детей, здравоохранения, служб поддержки семьи или различных специализированных консультационных услуг и поддержка детей с особыми потребностями - должны быть частью более крупной и совершенной интегрированной системы.

Тест Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.

Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка (рисунок мужской фигуры по памяти) (Существует целое направление, занимающееся определением психического развития человека по рисуночным пробам (Гудинаф, Маховер и др.) ).

Вместе с тем важно также, чтобы эти вопросы интеграции возникали в более широком контексте, учитывая общую доступность вспомогательных услуг и более широкое сообщество, в котором предоставляются комплексные услуги. Недавние результаты исследований. Понятно, что подготовка ребенка к школе и последующий успех в школе зависит от благополучия и физического, социального, эмоционального и познавательного развития и что эти аспекты школьной готовности взаимосвязаны. 1, 2 Ребенок с зубной болью не может полностью сосредоточиться и, вероятно, будет действовать или быть взволнованным.

Задания "срисовывание письменных букв" и "срисовывание группы точек" выявляют умение ребенка подражать образцу. Это умение также необходимо в школьном обучении. Субтесты также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать некоторое время над не очень привлекательным для него заданием.

Инструкция по применению теста (Инструкция по применению теста и оценка результатов приводятся по Я. Йирасеку (88) ). Ребенку (группе детей) предлагают бланк теста. На лицевой стороне бланка должны содержаться данные о ребенке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины, на обороте в верхней левой части помещен образец письменных букв, а в нижней левой части - образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребенком. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе).

Ребенок с необработанной инвалидностью обучения, вероятно, будет иметь социальные, эмоциональные и когнитивные проблемы. Ребенок, чей родитель страдает от психических заболеваний, с меньшей вероятностью получит воспитание, необходимое для повышения устойчивости и развития во всех измерениях школьной готовности. 3 Дети, которые начинают школу за своими сверстниками в более чем одном аспекте школьной готовности, гораздо более подвержены риску отстать; и дети редко остаются в одном измерении. 4 До половины будущих проблем в школе уже проявляются, когда дети начинают учебу. 5.

Инструкция к заданию № 1 следующая: "Здесь (показывают каждому ребенку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь". Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети все же начнут расспрашивать, как рисовать, то психолог все равно должен ограничиться одной фразой: "Рисуй так, как сможешь". Если ребенок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например сказать: "Рисуй, у тебя все получится". Иногда дети задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребенок уже начал рисовать женщину, следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал еще и мужчину.

Когда детям нужны услуги в нескольких областях, согласованный и скоординированный ответ дает наилучшие результаты. Образцовые программы показывают, что специалисты по первичной медико-санитарной помощи, которые изучают и делают эффективные направления в службы развития, снижают задержки развития среди детей. 6. 7 Программы раннего ухода и образования с доступом к консультантам по психическому здоровью улучшают эмоциональное и познавательное развитие детей и сокращают дошкольные высылки. 8, 9.

Рабочая группа по системам раннего детства, рабочая группа, состоящая из национальных лидеров политических и исследовательских организаций в Соединенных Штатах, установила общую концептуальную структуру, в которой признается необходимость системного подхода к развитию детей раннего возраста, рис. 13.

После окончания рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону. Задание № 2 объясняют следующим образом: "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же". Предлагается скопировать фразу: "Он ел суп" (написанную письменными буквами). Если какой-нибудь ребенок неудачно угадает длину фразы, и одно слово не поместится в строчке, следует обратить его внимание на то, что можно написать это слово выше или ниже.

Источник: Рабочая группа по ранним детским системам. Услуги в каждом из четырех компонентов или овалов должны быть доступными, доступными, хорошего качества и доступны всем, кто в них нуждается. Их совпадение подчеркивает, что провайдеры на каждом овале должны иметь возможность подключать маленьких детей и их семьи к услугам, не зависящим от их профессиональной деятельности, координировать работу с другими поставщиками, когда они обслуживают одного и того же ребенка и семью и помогают другим провайдерам выполнять надлежащую роль в удовлетворении потребностей детей в разных измерениях.

Перед заданием № 3 экспериментатор говорит: "Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же". При этом нужно показать, где ребенок должен рисовать, поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Приведем образец, предлагаемый для воспроизведения (см. рис.2, справа).

Хотя существует системная структура, модель не подразумевает, что лучшая координация ответов во всех четырех компонентах - например, системная интеграция - является единственной или даже основной потребностью в улучшении школьной готовности детей. Для некоторых маленьких детей и их семей не может быть доступным, доступным, качественным сервисом в рамках одного или нескольких компонентов для удовлетворения уникальных и особых потребностей ребенка. Некоторые дети не имеют доступа к первичному и профилактическому медицинскому обслуживанию, и многие семьи изо всех сил стараются найти последовательный и надлежащий уход за детьми для развития своих детей.

Во время выполнения детьми заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь следует обратить внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник - правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок, роняет ли карандаш и ищет его под стулом, начал ли рисовать не в том месте, которое ему указали, или просто обводит контур образца, желает ли убедиться в том, что рисует красиво, и т.д.

Даже когда услуги доступны, семьи не могут быть оснащены для навигации или эффективной защиты своих детей. Это может быть связано с экономическими обстоятельствами, стрессом, изоляцией, насилием в семье или сообществе, психическими заболеваниями, вовлечением наркотиков или отсутствием доверия и родительской компетентностью. Такие факторы семьи и соседства объясняют большую часть пробелов, которые испытывают дети во время входа в школу. 5 Успешные стратегии по вовлечению и поддержке этих семей часто выходят за рамки профессиональных услуг для клиентов. 14.

Оценка результатов теста.Задание №1 - рисование мужской фигуры.

1. балл выставляется при выполнении следующих условий.
Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице -глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым "синтетическим" (контурным) способом, заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы "растут" из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный "аналитический" способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.

Акцент на создании систем раннего детства привел к планированию и межучрежденческим структурам управления как на уровне штатов, так и на уровне общин, направленных на сокращение фрагментации и улучшение интеграции услуг. Эти усилия часто фокусируются на разработке протоколов или соглашений через системы, которые уменьшают барьеры на пути координации услуг, включая обмен информацией. Однако исследования также должны начаться на уровне ребенка и семьи, чтобы определить, как изменения в системах первой линии могут способствовать здоровому развитию детей младшего возраста.

2. балла выставляются в следующем случае:
Выполнение всех требований на 1 балл, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3. балла. Фигура имеет голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

Вопросы и пробелы в исследованиях. Помимо оказания помощи в разработке концептуальной основы Рабочей группы, проект «Инициатива по строительству» создал структуру оценки для изучения строительства систем. В этой структуре признается, что для изучения различных аспектов построения системы необходимы различные методологии оценки. В частности, он различает оценку «компонентов» системы и «соединений» системы. 16 Первый, как правило, включает методологии оценки программ, которые были в центре внимания исследований по развитию детей раннего возраста.

4. балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5. баллов. Отсутствует четкое изображение туловища ("головоножка" или преобладание "головоножки") или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание № 2 - копирование слов, написанных письменными буквами.

Последнее подразумевает оценки связей между системами, которые были предметом очень небольшого эмпирического анализа. Оценка связей между системами требует иного подхода, чем традиционная оценка программы. Это требует изучения когорт маленьких детей, их участия в услугах, а также их траекторий роста и развития. Эти экзамены могут начинаться с маленьких детей, которые обращают внимание на конкретную программу или могут начинаться с универсального события или базы населения. Вопросы исследования, связанные с этими связями, включают.

В какой момент какой-либо поставщик услуг определил потребности маленького ребенка и семьи, которые не могли реагировать? Что сделал провайдер, чтобы помочь маленькому ребенку и его семье защитить этот ответ в другом месте, и были ли эти действия успешными? Когда было задействовано более одного поставщика услуг, была ли их работа согласованной и скоординированной и отвечала на многочисленные потребности? Какие стратегии создали хорошие связи между службами и каковы были причины для плохих связей? В конечном счете, ребенок начал школу здоровее и лучше подготовлен к успеху, в результате комплексного реагирования на их потребности? 17. Текущие методологии включают в себя исследования действий, сравнительный обзор тематических исследований и, поскольку усилия переходят от качественного к количественному анализу, контент-анализу и достижению целей, включая картографирование результатов. 18.

1. балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30°.

2. балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3. балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4. балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5. баллов. Каракули.

Задание № 3 - срисовывание группы точек.

1. балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.

2. балла. Число и расположение точек соответствуют образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

3. балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот - даже на 180°.

4. балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5. баллов. Каракули.

Описанный тест удобен для первоначального знакомства с детьми тем, что он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно во время записи детей в школу, чтобы не удлинять процедуру записи. Ознакомившись с результатами теста, психолог может вызвать для индивидуального обследования необходимых ему детей, чтобы более четко представить себе их психическое развитие. Если ребенок по всем трем испытаниям набрал от 3 до 6 баллов, то, как правило, с ним нет необходимости дополнительно беседовать, чтобы уточнить картину его интеллектуального развития. (Заметим, что о личностных особенностях данный тест почти не дает сведений.) Дети, набравшие 7-9 баллов, если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями, также могут не приглашаться для собеседования, так как эти дети, как правило, репрезентируют средний уровень развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки (например, балл 9 состоит из оценки 2 за первое задание, оценки 3 - за второе и оценки 4 - за третье), то лучше побеседовать с ребенком (провести индивидуальное обследование), чтобы точнее представлять себе особенности его развития. И конечно, необходимо дополнительно обследовать детей, получивших 10-15 баллов (нижняя граница среднего развития - 10-11 баллов и развитие ниже нормы - 12-15 баллов).

Дополнительное индивидуальное обследование должно помочь психологу выявить особенности интеллектуального и личностного развития ребенка, чтобы он смог наметить коррекционную и профилактическую программу работы с ним. В связи с этим очень важно подобрать соответствующие методы для такого рода обследования.

Определение уровня интеллектуального развития. Приступая к дополнительному психологическому обследованию ребенка, психолог прежде всего должен определить уровень его интеллектуального развития. Для этой цели подходит методика Д. Векслера, созданная в США в 1949 г. и предназначенная для исследования интеллекта у детей от 5 до 16 лет. В Советском Союзе применяется адаптированный для нашей страны вариант методики Д. Векслера (58; 64).

Данный вариант методики позволяет дифференцировать здоровых детей и детей-олигофренов. Но поскольку по результатам этого теста нельзя провести однозначную границу между нормой и патологией (один и тот же результат может быть верхней границей олигофрении и нижней границей нормы), то мы считаем целесообразным использовать тест Векслера при записи детей в школу не для отграничения нормы от патологии, а для определения низкого, среднего и высокого уровня умственного развития. Пусть дети с низким уровнем умственного развития (среди которых могут встречаться педагогически запущенные, с задержками психического развития и с патологией) на первом году обучения учатся в обычной школе, чтобы по ходу обучения можно было уточнить диагноз и тогда уже принять решение о целесообразности перевода данного ученика в школу для умственно отсталых детей.

Определение уровня развития произвольной сферы. Успешность обучения в I классе существенно зависит от трех параметров: развития у ребенка произвольного внимания, произвольной памяти и умения действовать по правилу.

Для определения уровня развития произвольного внимания у детей, поступающих в школу, мы разработали методику под названием "Домик". Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (рис.2, слева). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. В этом смысле методику "Домик" можно рассматривать как аналог заданий №2 и №3 теста Керна-Йирасека (срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек) (Исследование показало, что наиболее близкие результаты методика "Домик" дает с заданием № 2 теста Керна-Йирасека ). Однако методика "Домик" позволяет выявить особенности развития именно произвольноговнимания, так как при обработке результатов учитываются только "ошибки внимания", тогда как тест Керна-Йирасека не позволяет, например, определить, что послужило причиной некачественного выполнения задания - плохое внимание или плохое пространственное Восприятие. Так, в задании № 3 оценка зависит как от воспроизведения на бумаге правильного количества точек, так и от соблюдения определенного расстояния между ними.

Обработка результатов, получаемых по методике "Домик", проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

  • а) неправильно изображенный элемент (1 балл). Причем, если этот элемент неверно изображен во всех деталях рисунка, например неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно. Так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл, если же допущены ошибки и в правой, и в левой частях, то ставится 2 балла (за каждую часть по 1 баллу). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т. е. неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе;
  • б) замена одного элемента другим (1 балл);
  • в) отсутствие элемента (1 балл);
  • г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл).

Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Проведенные нами эксперименты с детьми от 5 лет 7 месяцев до 6 лет 7 месяцев показали что ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием выполняет задание "Домик" без ошибок и получает 0 баллов. Ребенок со средним развитием произвольного вниманиядопускает в среднем 1-2 ошибки и соответственно получает 1-2 балла. Дети, получающие больше 4 баллов, характеризуются слабым развитием произвольного внимания.

Некоторые замечания к проведению методики:

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано психологом.

По ходу выполнения задания необходимо отмечать отвлекае-мость ребенка, а также зафиксировать, если он рисует левой рукой.

Иногда некачественное выполнение задания вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребенок не принял поставленной перед ним задачи "срисовать точно по образцу", что требует внимательного изучения образца и проверки результатов своей работы. О непринятии задания можно судить по тому, как ребенок работает: если он мельком взглянул на рисунок, что-то быстро нарисовал, не сверяясь с образцом, и отдал работу, то допущенные в этом случае ошибки нельзя относить за счет плохого произвольного внимания.

В случае, если ребенок не нарисовал какие-то элементы, ему можно предложить воспроизвести эти элементы по образцу в виде самостоятельных фигур. Например, в качестве образцов воспроизведения предлагаются: круг, квадрат, треугольник и т.д. (различные элементы рисунка "Домик"). Делается это для того, чтобы проверить, не связан ли пропуск указанных элементов в общем рисунке с тем, что ребенок просто не может их нарисовать. Следует также отметить, что при дефекте зрения возможны разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (например, угол дома, соединение крыши с домом и т.д.).

Для исследования уровня развития произвольной памяти у детей, поступающих в школу, можно использовать задания на запоминание картинок и слов. Ребенку предлагают запомнить как можно больше цветных картинок с изображением знакомых ему предметов (предъявляется 25 цветных картинок; длительность восприятия каждой картинки равна 3с). После показа всех картинок его просят назвать те предметы, которые он только что видел на рисунках. В исследовании 3.М. Истоминой (32) установлено, что пятилетние дети запоминают в среднем 6-7 картинок, а шестилетние - 8. Можно использовать методику "Заучивание 10 слов" (74), в которой ребенку предлагается запомнить названия 10 знакомых ему предметов. Результаты исследований показывают, что пятилетние и шестилетние дети в среднем запоминают 3-4 слова.

Методика "Заучивание 10 слов" может также использоваться для определения астении, быстрой истощаемости таких психических процессов, каквнимание и память. С.Я. Рубинштейн (74) указывает, что если здоровый ребенок с каждым новым предъявлением словесного ряда запоминает все больше и больше слов, то испытуемый, страдающий астенией (быстрой утомляемостью и истощением психических процессов, в результате чего очень быстро наступает охранительное торможение центральной нервной системы), с каждым новым предъявлением запоминает все меньше и меньше слов. Об астении следует судить не только по результатам методики "Заучивание 10 слов", но и на основе медицинских данных (сведения об инфекционных заболеваниях, перенесенных ребенком в раннем возрасте, о родовых и черепно-мозговых травмах и т.д.), а также беседы с родителями об особенностях поведения ребенка.

В связи с тем что при сильно выраженном охранительном торможении трудно длительное время сохранять сосредоточенность на каком-либо объекте, детей-астеников можно отнести к группе ребят со слабым развитием произвольности.

Умение действовать по правилу определяется в задании, которое удается выполнить только в случае соблюдения данного правила. В качестве такого задания удобно использовать методику "Узор" Л.И. Цеханской (19), направленную на изучение сфор-мированности умения детей, поступающих в школу, сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. В данной методике таким правилом является схема соединения в целостный узор отдельных его элементов. Методика имеет нормативные показатели и удобна при сравнении уровня достижений различных испытуемых.

Определение особенностей развития мотивационной сферы. Известно, что в дошкольном возрасте наибольшей побудительной силой обладают игровые мотивы, а в младшем школьном - учебные. Для эффективного обучения и развития ребенка важно знать, какие мотивы доминируют в мотива-ционной сфере будущего первоклассника - игровые или учебные, поскольку при слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи.

Н.Л. Белопольская (2, 2а) в качестве модели для определения доминирования учебных или игровых мотивов поведения предлагает использовать введение того или иного мотива в условиях психического пресыщения. В этом случае объективными показателями изменения деятельности будут качество и длительность выполнения задания, которое до введения исследуемого мотива вызвало у ребенка состояние психического пресыщения.

Эксперимент проводится в три этапа. На первом этапе дается методика А. Карстен на психическое пресыщение (65). В качестве задания испытуемым предлагается заполнять точками нарисованные на листе бумаги кружки. Когда появляются признаки психического пресыщения, можно переходить ко второму этапу эксперимента, на котором вводится учебный мотив, а именно, испытуемому сообщают, что качество и количество сделанного задания оцениваются школьной отметкой (предупреждается, что на пятерку надо сделать не менее одной страницы). На третьем этапе вводится игровой мотив - ребенку предлагается игра по правилам, представляющая собой игру-соревнование двух участников. В игре-соревновании по скорости и точности заполнения точками кружков победителем считается тот, кто первым заполнит 1 страницу. После окончания эксперимента делается вывод о побудительной силе игрового и учебного мотива для данного ребенка.

В исследовании Н.Л. Белопольской было показано, что у детей 7-8 лет с задержкой психического развития игровые мотивы преобладают над учебными. Естественно предположить, что эта закономерность сохранится и в более раннем возрасте, а именно в 5,5-6 лет. Но из этого не следует, что если у ребенка 6 лет проявляется доминирование игровой мотивации, то это свидетельствует о задержке психического развития. С определенной долей уверенности можно сказать, что у шестилетнего ребенка с задержкой психического развития будет наблюдаться доминирование игровой мотивации над учебной, но ни в коем случае нельзя утверждать, что если в 6 лет наблюдается доминирование игровой мотивации, то это свидетельствует о задержке развития, поскольку шестилетние дети по периодизации психического развития относятся к старшим дошкольникам, для которых игра является ведущей деятельностью. Старший дошкольный возраст характеризуется расцветом сюжетно-ролевой игры и игр с правилами; именно в игре рождаются предпосылки учебной деятельности, и в частности произвольность. Игроваямотивация позволяет ребенку продемонстрировать такой уровень развития психических процессов, который вне игры пока еще ему недоступен. Поэтому д!я большинства шестилетних детей, находящихся на среднем уровне психического развития, может быть характерно доминирование игровой мотивации. Вместе с тем возможны случаи, когда учебная мотивация (в виде мотива получения отметки) и игровая мотивация (в виде игры-соревнования по правилам) окажутся рав-нодейственны, так как получение отметки за определенным образом выполненное задание в чем-то сродни игре-соревнованию по правилам, где выигрыш (та же отметка) присуждается за определенное качество выполнения задания.

Поэтому при определении ведущего типа мотивации шестилетних детей мы предлагаем модификацию методики Н.Л. Бело-польской. В качестве экспериментального материала в эксперименте на психическое пресыщение можно использовать рисование кружков. Учебный мотив заключается в том, что испытуемому сообщают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву "О" {или цифру "О"). Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку - "5", то надо красиво написать не менее 1 страницы.

Игровой мотив может быть следующим. Перед ребенком ставят фигурки зайца и волка (можно вместо фигурок использовать изображения этих животных). Испытуемому предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от волка, чтобы тот его не съел. Ребенок может помочь зайцу, если нарисует для него большое поле с ровными рядами капусты. Полем будет лист белой бумаги, а капуста будет изображаться кружками. Ряды капусты в поле должны быть частыми и ровными, а сами кочаны капусты должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от волка. Экспериментатор для примера рисует первые два ряда капусты, затем ребенок продолжает работу самостоятельно. Предлагаемые в этой модификации методики мотивы имеют, с нашей точки зрения, более выраженную учебную и игровую окраску.

Итак, подводя итог сказанному, подчеркнем еще раз основные моменты психологического обследования детей во время записи их в школу:

1. Цель психологического обследования - определение школьной зрелости для выявления детей, не готовых к школьному обучению и нуждающихся в специальных развивающих занятиях и индивидуальном подходе при обучении.

2. Первый этап обследования поступающих в школу детей должен дать ориентировочную информацию об их школьной зрелости. Для решения этой задачи целесообразно использовать ори-ентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, имеющий нормативные показатели.

3. Дети, получившие по тесту Керна-Йирасека оценку, свидетельствующую об уровне развития ниже средней нормы, должны пройти дополнительное психологическое обследование для уточнения особенностей развития их интеллектуальной, произвольной и мотивационной сфер.

4. Дополнительное психологическое исследование интеллекта проводится для детей, получивших по тесту Керна-Йирасека 12-15 баллов, поскольку в этой группе испытуемых может встретиться патология. Для исследования интеллекта целесообразно применять детскую адаптированную методику Векслера.

5. Дополнительное психологическое исследование произвольной и мотивационной сфер можно проводить для всех будущих первоклассников, чтобы более точно представлять уровень их психического развития.

Исследование произвольной сферы можно проводить при помощи методик, определяющих уровень развития произвольного внимания, памяти, а также умения действовать по правилу, поскольку именно эти параметры развития произвольной сферы определяют сформированность предпосылок к учебной деятельности. Необходимо помнить, что применяющиеся методики должны иметь нормативные показатели, иначе обследуемых детей нельзя будет распределить по группам.

Особенности развития мотивационной сферы (доминирование на данном этапе развития ребенка игрового или учебного мотивов) можно определять по методике Н.Л. Белопольской.

II.2.2. Группы развития.

С детьми, не готовыми к школьному обучению, психолог может работать непосредственно в группах, которые мы называем "группами развития", и опосредованно через учителя.

Группа развития - это небольшая группа детей, не более шести человек (желательно четное количество, чтобы в играх можно было образовать две команды), с которыми психолог проводит развивающе-коррекционную работу, направленную на достижение ребятами такого уровня психического развития, при котором возможно их нормальное обучение в школе. Поскольку основной контингент такой группы - это дети, педагогически запущенные и с задержкой психического развития, то содержание работы в группе во многом сводится к восполнению пробелов в развитии и воспитании этих детей. Попадающие в группу дети, как правило, не умеют играть, у них недостаточно развита игровая деятельность, существенным образом определяющая психическое развитие дошкольника. В связи с этим в развивающе-коррекционных программах широко используются различные игры (сюжетно-ролевые, с правилами, развивающие); играя с детьми, мы создаем условия развития предпосылок к школьному обучению. Необходимость использования игр в работе группы обусловлена также отсутствием у ее участников познавательного интереса.

Практика работы в группе развития показывает, что дети лучше воспринимают развивающий материал, если занятия проводятся эмоционально. Ведущий группу должен как бы "переливать" специальных коррекционно-развивающих программах и индивидуальном подходе.

Цель: комплексная оценка психологической готовности ребенка к школе на основе оценки развития состояния психомоторики, концентрации внимания, памяти, мышления, речи, интеллектуального развития.

Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут только здоровые дети, обладающие достаточной психологической готовностью. В противном случае учебные нагрузки вызывают напряжение многих процессов в детском организме, что приводит к ухудшению в состоянии здоровья, снижению работоспособности, увеличению заболеваемости. В данных рекомендациях мы не будем останавливаться на оценке физического развития и состояния здоровья дошкольников, т. к. она общеизвестна и проводится медицинским учреждением (врачом ясли сада).

В данных рекомендациях представлена комплексная оценка психологической готовности ребенка к школе, составленная по психологическим показателям, имеющим важное значение при переходе от игровой к учебной деятельности. Для комплексной оценки предлагается графический метод. Данным методом подсчитывается коэффициент психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Он складывается из показателей, полученных путем исследования самого ребенка и экспертных оценок, полученных от родителей и воспитателей детского сада. В основе предлагаемого метода лежат следующие показатели психологических явлений ребенка:

    Мотивационно – волевой сферы

    Когнитивной системы

    Коммуникативной системы.

Всего показателей 19. На диаграмме они располагаются по горизонтали, оценочная шкала по вертикали. Оценочная шкала разбита на 5 категорий.

Всего показателей обследования ребенка на карте проставляются точки полученных координат, которые затем соединяются между собой, полученная кривая и есть диаграмма характеристики ребенка. Далее подсчитывается коэффициент психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Кпг = --------------,

Где Кпг – коэффициент психологической готовности,

Exi – сумма оценок,

N – количество показателей (19).

Если коэффициент (Кпг) находится в пределах от 1 до 5 баллов, то это говорит о неготовности ребенка к обучению в школе.

Если коэффициент находится в пределах от 5,1 до 7 баллов, то это говорит о том, что ребенок еще не совсем готов к школе, т.е. находится в «опасной» зоне. Такого ребенка можно принять в школу, но учиться ему будет очень трудно. Этому ребенку потребуется много внимания со стороны и учителя, и родителей.

Расположение коэффициента в пределах от 7,1 до 9 баллов говорит о психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Коэффициент от 9,1 до 10 баллов говорит о высокой готовности ребенка к обучению в школе.

Таким образом, ребенок получает несколько оценок, по которым можно судить о его психическом развитии в целом и о психологической готовности ребенка к обучению в школе в частности. На основе оценок составляют диаграмму характеристики ребенка. На карте представляются координаты оценок, по которым виден уровень психического развития ребенка: высший, сильный, слабый, удовлетворительный.

По данной методике дети, получившие коэффициент 7 баллов и выше, принимаются в первый класс. И на основе диаграммы психологической характеристики учитель видит сильные и слабые стороны ребенка. Главная особенность графического метода – наглядность и простота проведения обследования. Карта ребенка заполняется в детском саду и передается школьному психологу.

Например, Дима И. получил следующие оценки: 9+8+8+6+7+7+6+8+9+9+6+6+7+8+7+6+7+7+5=136.

Сумма оценок составила 136 баллов. Таким образом,


Close