Современные методики развития детей дошкольного возраста. Методика Николая Зайцева. Основные положения системы Монтессори
Каждый современный родитель стремится к тому, чтобы его ребенок был самым умным, сообразительным и потому, уже практически с момента зачатия подбирает методики для его развития. Предлагаю вам рассмотреть наиболее популярные и востребованные методики, а также когда лучше начинать и стоит ли вообще.
Психологи утверждают, что на сегодняшний день намечается небольшой спад в популярности развивающих методик? Почему? Потому что те мамы, которые усердно и старательно занимались со своими детками, через некоторое время замечали, что те в свою очередь теряют интерес к занятиям в старшем возрасте, возникают неврологические проблемы. Однако, это совершенно не означает, что раннее развитие детям во вред. Отнюдь, им нужно заниматься, но только при этом соблюдать меру, не перегружать малышей.
Они нацелены на ребенка, его воспитание и правильное и всестороннее развитие. Они отвечают общим потребностям социально-экономической жизни и связанной с ними семейной ситуации. Методы обучения, используемые в детском саду, связаны с тем, как учителя работают с детьми, и они служат цели обучения. Они отличаются от школьных методов. Вы можете извлечь три группы методов: просмотр, вербальное и практическое. Они проникают друг в друга и редко встречаются в чистом виде. Однако некоторые из них являются доминирующими в конкретных видах деятельности.
Самый главный мотив
Прежде, чем предложить ребенку развивающие занятия, стоить понять, для чего это нужно ребенку: чтобы он научился чему-то новому или чтобы на детской площадке утереть нос менее расторопным подругам? Или же вы хотите открыть перед своим малышом новые горизонты? А может, мечтаете, что он вырастет самым-самым на зависть всем?
Наблюдательные и демонстрационные методы, основанные на наблюдении, появляются при ходьбе, походах или просмотре различных иллюстраций. Вербальный метод используется для прослушивания литературных произведений различного рода: стихов, рассказов, сказок и т.д. помимо методов работы, связанных с организацией работы учителя, можно выделить методы, связанные с деятельностью ребенка, связанной с учебным процессом. Они представляют собой возможности для многостороннего обучения: ассимиляции, открытия, выживания, действия.
Многостороннее обучение противоречит одностороннему обучению, то есть обучению, основанному в основном на приобретении готовых знаний, данных учителем. Такое многодисциплинарное обучение соответствует методам обучения, таким как. 2-контрольные методы: рассказ, беседа, сюжет, стихи, песни, работа с текстом, - проблемные методы: дидактические игры, мозговой штурм, постановка, -активные методы: драма, выставка, демонстрация, - практические методы: упражнения. Выбор методов зависит от индивидуальных способностей детей и от того, какие навыки мы планируем обучать на данный момент.
Если в ваших родительских мечтах есть желание разбудить в малыше любознательность и жажду новых знаний – скорее всего, что занятия буду на пользу, а вот если только для того, чтобы утереть нос остальным – вас ожидает полное фиаско. Поэтому, стоит держать курс на сам процесс, а не на конечный результат. Причем, вам придется принимать самое непосредственное участие во всем этом, значит отнеситесь к приобретению новых знаний и умений, как к веселому приключению и тогда успех вам обоим точно гарантирован!
Поэтому лучшие методы - это те, которые активируют и мотивируют ребенка и позволяют практическое применение приобретенных знаний. Оба метода и методы поддерживают всестороннее развитие ребенка, стимулируя его или ее творческую деятельность, обеспечивая позитивную мотивацию для выполнения задач и тем самым развивая веру в свои сильные и сильные стороны. Деятельность детей в дошкольном образовании находится в центре внимания учителей, которые стремятся создать такие образовательные ситуации, чтобы их ученики играли активную роль в решении конкретных задач.
Выбираем самый лучший вариант
Итак, вы уже определились с тем, что малышу нужно развиваться с помощью развивающих методик, самое время выбрать. Вот тут торопиться и бросаться на первую попавшуюся точно не стоит. Уделите время, чтобы ознакомиться с наиболее популярными методиками, почитайте отзывы мам, рекомендации специалистов, подумайте – будет ли интересно вашему малышу, а также готов ли он? Не исключено, что вам придутся по душе несколько вариантов сразу – почему бы их не объединить?
Для этой цели используются методы активации. Мозговой штурм: это самый простой способ активации. Это позволяет вам за короткий промежуток времени собрать большое количество идей для решения проблемы. Преимущество этого метода заключается в способности изменять идеи других или путем ассоциации, предоставляя другим. Во время мозгового штурма вы работаете индивидуально, но для всей команды задача состоит в том, чтобы собрать как можно больше идей или фактов. Мозговой штурм используется как. развивать базу знаний - консолидировать полученные знания - найти наилучшее решение любой проблемы.
Сразу настройтесь на то, что это будет игра, в процессе которой малыш будет получать новые знания. Ни в коем случае не преподносите методику, как занудную учебу с бесконечной муштрой. Так вы отобьете малейшее желание крохи чему-то учиться, да еще и вместе с вами. Чтобы результат был более успешным – ищите союзников. Во-первых, для обмена опытом, во-вторых, для обмена материалами. Может быть, это будет тематический сайт с онлайн поддержкой или развивающий центр в вашем городе, либо ваши подруги с малышами. Словом, компаньоны вам точно не помешают.
Использование во время работы с мозговым штурмом детей позволяет: - включать всех детей на работу - быстро собирать большое количество идей - вести умственные игры - Краткое выражение выражения - проверка ваших знаний Концептуальная карта Это визуальное представление проблемы с использованием диаграмм, фраз, рисунков, символов. Целью этого метода является систематизация приобретенных знаний или визуализация сообщений. Во время этой работы дети улучшают свои технические навыки, такие как чтение, письмо, рисование и умственные навыки.
Они также должны работать вместе, чтобы убедить себя в своих соперниках, но и отказаться от своих идей, чтобы достичь соглашения. Эффект работы с концептуальной картой: - учит самообучению - учит использовать привычные термины - дает вам возможность улучшить понимание прочитанного.
Начинать лучше сначала
Над развитием малыша стоит работать еще в тот момент, когда он находится внутри мамы. Перинатальная психология в данном случае выступает за то, что ребенок, проходя этап внутриутробного развития, все понимает, чувствует и слышит и именно поэтому стоит с ним общаться, читать книги, слушать музыку. Такое общение стимулирует кроху на то, чтобы подключать все свои внутренние ресурсы и настраиваться на «общую волну» мамы и папы, пытаясь их понимать, слушать. Мой сын, например, когда хотел общаться – всячески давал мне это понять: начинал активничать, а на более поздних сроках показывал свой локоток или пяточку. И как только я начинала с ним общаться – он успокаивался, внимательно меня слушая. И очень любил слушать музыку, у меня до сих пор хранится аудиокассета со сборником детских песен, который очень ему нравился.
Так разрабатываются проекты. Он состоит в выполнении задач детьми посредством независимого поиска под опекой. Дети, работающие над проектом, учатся: - Разговор - Материалы для самостоятельного поиска - Групповое взаимодействие - Ответственность Стимуляция Стимуляция - это имитация реальности, практика наиболее эффективного поведения в безопасных условиях. Идея стимуляции заключается в том, чтобы улучшить конкретные навыки и учиться на ошибках, сделанных в безопасной физической стимуляции. Стимуляция может включать в себя такие простые навыки, как: - отправка посылки в почтовом отделении - наличие детей в магазине - или врач.
Если вы ожидаете малыша – не отказывайте себе в удовольствии пообщаться с ним сейчас, это пойдет на пользу и вам, и крохе!
Знакомимся с методиками
Методика Монтессори
Основоположник методики, итальянский педагог-психолог Мария Монтессори, разработала ее, основываясь на своем богатом опыте общения с детьми. Главный принцип обучения – все сам. Необходимо создать вокруг малыша соответствующие условия, в которых он будет жить, а также обучаться, самостоятельно. Таким образом, он будет формировать свою моторику, сенсорные навыки, физическую форму, набираться опыта согласно возрасту, а также вырабатывать умение упорядочивать и сопоставлять предметы, формы, явления. То есть, на деле это выглядит так: малыш сам выбирает себе средства и способы для своего развития.
Стимуляция влияет: - формирование системы ценностей - развитие когнитивных навыков - развитие социальных навыков - выявление с помощью собственного опыта в Память и легко играть. Драматическая драма о том, чтобы попасть в роли, на импровизацию, которая включает в себя движение, жест, речь, мысли и чувства. Драма учит понимать себя и других на уровне эмоций и чувств. Основной способ работать в драме - это роль. Это зависит от того, что ребенок находится в новой роли, в неизвестной ситуации.
Драма: - отличная языковая подготовка - развивает мышление и воображение - учит навыкам общения - концентрации упражнений и спонтанности. Настольные игры. Развлечения и игры - это знакомый элемент деятельности детских садов. Помимо удовольствия, они несут образовательный и образовательный контент. Они учат строгому соблюдению правил. Настольные игры влияют: - творческое мышление - развивать воображение - вынуждено сотрудничать - форсирование точных команд редактирования - это нетрадиционный способ обучения - дать удовлетворение проделанной работы - содержание включенной в играх глубоко запоминающееся дополнение к основным методам активаторов, используемых в работе Учителя также используют другие методы и методы для активизации всестороннего развития детей; Развитие эволюции Шерборна Вероника Шерборн разработала систему обучения движению под названием «Прогрессивное движение».
Методика Масару Ибука
Автор – один из основателей корпорации Sony, а также «Японской ассоциации раннего развития детей». Не будучи профессиональным педагогом, тем не менее он разработал уникальную методику, согласно которой нужно бояться не перегрузки мозга ребенка, а, наоборот, недостаточной нагрузки.
Суть методики заключается в том, что для каждого ребенка подбирается своя программа с учетом того, что малыш еще не понимает, что есть трудно, а что легко. То есть, уводя ребенка от таких привычных нам штампов, методика позволяет расширить его горизонты познания и таким образом у него вырабатывается потребность к новым знаниям. И вот тут задача родителей постоянно поддерживать эту жажду.
Это программа, предназначенная для развития с помощью соответствующих упражнений и физической активности, таких как чувство собственного достоинства и уверенность в себе, чувство безопасности, ответственность, чувствительность, способность устанавливать контакты с другим человеком. Движение. Развиваясь в соответствии с ролью автора, он выражает основную идею метода: использование движения как инструмента поддержки развития психомотора ребенка. Система упражнений основана на естественных потребностях ребенка в контакте с другим человеком.
«С моей точки зрения, основная цель раннего развития - это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука»
Основной предпосылкой этого метода является развитие через движение: сознание собственного тела и улучшение движения сознания пространства и действие в нем обмена пространства с другими людьми и установления контакта с ними. Нормальная деятельность ребенка, совершаемая любым движением любого рода, обусловлена сознанием собственного тела и его собственной идентичности.
Участие в упражнениях нацелено на создание возможности для ребенка узнать свое тело, улучшить мотор, почувствовать его силу, физическую форму и соединение этой моторной мощности. Метод Карла Орфа Создатель этого метода придумал предположение, что гимнастика должна развиваться в тесной связи с ритмической музыкой и культурой слов. По его мнению, музыка рождается из речи, движения и жеста. Это на практике означает, что используемый и преобразованный в музыкальный язык должен быть тем, чем ближе ребенок к слову, жестом, движению, окружающей среде.
Методика Глена Домана
В основе данной методики, разработанной более полувека назад американским врачом-нейрохирургом Гленом Доманом, лежит задача развития способностей малыша, заложенных ему еще при зачатии. Обучаться рекомендуется с момента рождения с помощью карточек, которые изначально показываются малышу по несколько секунд, а со временем, по мере взросления малыша увеличивать как продолжительность, так и количество занятий. Начальный учебный материал – это карточки с надписями, числами, картинками.
Удовлетворение потребности в движении в форме, выбранной самим ребенком, дает возможность снять эмоциональный стресс, отреагировать. Метод творческой гимнастики Рудольфа Лабана Этот метод также называется методом импровизации движения. Важную роль играет изобретательское творчество тренера, его изобретательность, его фантазии и его физический опыт. Ритмические упражнения Это упражнения тела, которые выполняются по различным музыкальным командам, а затем движение и жест тела, эмоциональное содержание музыки.
Музыкальное движение - это сочетание музыки и изобразительного искусства. Во время ритмических упражнений обрабатывается слуховое восприятие движения и жест тела, поскольку движение и ритм музыки являются продолжением человеческого биологического ритма. Ритмические упражнения создают возможность ощущать музыку с телом, сердцем, умом, постепенно изучая способность выражать себя, открывая собственную личность для всего мира, для окружающей среды. Они стимулируют тело и психику ребенка, привыкают к внимательным отношениям в ожидании музыкальной команды, а затем и от сильного стимула, готовности реагировать.
«Цель моей методики - дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребёнок, кем он решит стать, что приглянётся ему из длинного списка возможностей. Глен Доман»
Методика Сесиль Лупан
Однажды, молодая мамочка Сесиль, узнав о методике Глена Домана, заинтересовалась более подробно ею и посетила семинар, посвященный данной методике. Изучив подробно философию методики, она создала в свою очередь, свою – более адаптированную под интересы своих дочерей. Методом проб и ошибок возникла новая методика, в основе которой лежит следующее:
- нет лучшего учителя для своего ребенка, чем его родители;
- любое обучение должно быть только в радость, каждое занятие должно заканчиваться до того момента, когда малыш устанет;
- ребенку не нужны никакие проверки;
- всячески поддерживайте и поощряйте любознательность своего ребенка.
Эти упражнения создают новые рефлексы и развивают физическую форму мышечного мотора, и это важно для каждого человека, особенно для детей в период развития. Благодаря ритмическому исполнению детской музыки происходит полное подчинение механизма движения его воли. Они также оказывают большое влияние на. Способность контролировать застенчивость и нервозность детей - отличный способ стимулировать активность, верить в собственные силы, действовать как расслабляющий и терапевт. Ритмические упражнения надежно влияют на развитие определенного интеллектуального потенциала: практика и развивать способность к концентрации и одновременное наблюдение нескольких явлений, образованных интеллектуальной быстрый ответ, способствуют развитию восприятия, сравнение навыков и анализа, памяти, воображения, и, наконец, развитие творческой готовности.
Главная цель методики – учеба должна быть в радость и ребенку, и учителю. Кстати, Сесиль уделяет особое внимание обучению плаванию младенца, считая, что это очень важно для его развития. И вот тут она с удовольствием следует опыту своей коллеги, Клэр Тиммерманс.
Методика Клэр Тиммерманс
Методика раннего плавания, точнее ее задатки у Клэр возникли совершенно случайно, принимая ванну со своей новорожденной малышкой и спасаясь от жары, она пришла к выводу, который и лег в основу ее методики: малышей до года можно и нужно обучать плаванию.
Многие упражнения включают в себя свободную импровизацию, в то время как внимание обращается на естественный, незабываемый и красиво яркий жест. Метод активного прослушивания музыки в соответствии с методом Батия Штрауса Батия Штрауса позволяет принести детям классическую музыку. Дети прислушиваются активно, выполняют простые ритмические движения или просто танцевальные движения, предложенные учителем. В случае детей младшего возраста это простые иллюстрированные движения, рассказы, связанные с каждой песней.
Активно слушая детей, они бессознательно изучают структуру музыкальной пьесы. Контакт с музыкой является источником творческой работы, разнообразных исследований, стимулирует ребенка к самовыражению. Эта педагогика включает творческие, активирующие, эмоциональные и образные методы в преподавание и преподавание, переводя их в ситуации, когда член группы может бесстрашно развивать свои интересы. Он предлагает развлечения и игры, которые: - обеспечивают участие волонтеров - исключают конкуренцию - дают вам возможность общаться через движение, слово слова и другие средства выражения.
Помимо курса для здоровых детей, Клэр, будучи профессиональным тренером по плаванию, разработала цикл занятий для детей с ДЦП, при гипертонусе и гипотонусе. Самое главное условие: малыш учится плавать вместе со своей мамой, поэтому если вы не готовы к такому - лучше и не пробовать.
Методика Никитиных
Эта методика основана на играх, совместных играх с ребенком, которые помогают развивать его интеллект. Это многочисленные головоломки, с определенным набором задач, которые малыш должен решить. Философия методики заключается в том, что детские способности проявляются, если соблюдены следующие моменты:
- для малыша создана благоприятная атмосфера. То есть его окружают обучающие игрушки, которые словно подталкивают кроху к дальнейшему обучению;
- малыш физически здоров и крепок. Здоровьем нужно заниматься с самого рождения: закаливание, зарядка, занятия спортом;
- для того, чтобы у ребенка наблюдался успех в развитии – важна заинтересованность родителей. Они нужны для поддержки, одобрения, без принуждения и ущемления свободы и права выбора крохи должны помогать развиваться малышу.
Методика Зайцева
Первая ассоциация, которая возникает при упоминании этой методики – кубики Зайцева. Кстати, они были и у моего ребенка. Эта методика направлена на то, чтобы обучить малыша чтению.
В основе обучения лежат следующие принципы:
-обучающий материал подается исключительно в виде игры;
- обучение проводится на наглядных материалах;
- занятия должны проводиться регулярно, продолжительность и время проведения – удобное для ребенка.
Вальфдорская система
Нет раннему развитию – вот основной смысл данной системы. До 7 лет ребенка никто не нагружает информацией, ребенок обучается только опытным путем. Для занятий предполагается использовать только природные материалы: песок, камни, семена, крупы, натуральное дерево и так далее. С малышами занимаются лепкой, тем самым разрабатывают мелкую моторику.
Уважение личности и никаких оценок, давления и принуждения. Тут нет общепринятых рамок и норм, для которых нужно соответствовать, поскольку считается, что в ожидании оценок ребенок не действует исходя из своих желаний. Справедливости ради, стоит все же отметить, что отсутствие системы оценок совершенно не означает безразличиее по отношению к ребенку, наоборот, в школах и садах, где приветствуется такая методика, царит всеобщая любовь и доброжелательность. В вальфдорской педагогике слово «нет» звучит редко, есть несколько причин, исходя из которых можно запретить или отказать малышу:
- желание сделать что-то может навредить здоровью крохи (например, побегать осенью по луже без резиновых сапог или выйти в прохладную погоду без теплой верхней одежды);
- действия малыша могут навредить или причинить неудобства окружающим его людям;
- если в процессе игры могут пострадать вещи или предметы (например, когда крохе захотелось порисовать на стене).
Существует такое мнение, что чем реже малыш слышит слово «нет», тем больший вес оно имеет, запрет должен быть твердым, четким и без возражений.
Подведем итоги
Разумеется, в одной статье рассмотреть все, ныне существующие, методики и системы невозможно. Также, как и подробно описать те, о которых я рассказала выше. У каждой методики есть плюсы и минусы, о которых родители с удовольствием делятся на форумах. И если вы хотите заняться ранним развитием своего малыша – ищите, читайте, учитывая возможности и способности крохи, а также его желания. Помните главное правило: «Не давить и не навязывать».
Материалы этого раздела:
Наверное, самой лучшей обучающей методикой будет являться та, которая будет написана с учетом знаний об устройстве и развитии мозга. Уже сейчас такие методисты, как Доман и Зайцев, с успехом применяют то, что они знают о развитии мозга (Доман) и о словообразовании (Зайцев). Хотелось бы надеяться, что и в дальнейшем методисты будут обращать внимание на то, насколько их методики подстроены под мозговую активность, насколько эффективно мозг ребенка будет воспринимать те знания, которые ему пытаются дать. И, уж конечно, науки о мозге позволяют выделить те периоды, во время которых происходит наибольшая нейронная активность различных функциональных областей. Обучающие методики следует рассчитывать именно на то время и на тот возраст, когда они будут наиболее эффективны.
Все работы педагогов-новаторов, о которых шла речь в данной работе, рассчитаны на первые 5 – 7 лет жизни. А что делать дальше с детьми, воспитанными по их методикам? В институте Домана есть программы дальнейшего обучения более старших детей, а в нашей стране этого нет. В результате такие дети остаются либо на домашнем обучении, либо идут в обычную школу, где им сложно прижиться, или же идут в частные школы, работающие по авторским методикам. В Москве есть несколько таких школ. Все они работают по довольно оригинальным методикам, но и они тоже не рассчитаны на таких развитых детей. А в обычных школах, к примеру, в первом классе на двадцать шестом уроке математики дается цифра 5, на пятьдесят первом уроке - цифра 8. Современная школа СТО часов сидит в первом десятке.
Зная все трудности, с которыми потом придется столкнуться их "излишне" развитым детям, многие родители отказываются от методик раннего развития, боясь сломать им психику на этих проблемах. Очень бы хотелось, чтобы группа методистов занялась разработкой программ для детей, воспитанных на методиках раннего развития.
И еще один минус наших школ: в старших классах принято подавать большое количество материала. В результате усвоение этого материала становится в значительной степени малопродуктивным, нетворческим. Знания перестают быть важнейшим условием и стимулом развития мышления; напротив, они подавляют и притупляют его. Мышление в таком случае не развивается с достаточной интенсивностью и не приводит к глубокому овладению знаниями.
Теперь поговорим о школьном тестировании. В школах уверяют, что его цель – выявить уровень знаний ребенка. На самом деле, как заметил еще Доман, они делают как раз обратное – пытаются выявить то, что ребенок не знает. Все дети любят познавать и ненавидят, когда их проверяют. Про это Доман говорит так: "Школьная система устроена так, что ребенок чувствует себя проигравшим, и потому в нем преобладает чувство неудовлетворенности". К тому же, этот метод неполноценен еще и потому, что тесты, контрольные работы, характеризуют только лишь результат мыслительного процесса, вовсе не раскрывая наиболее важную, процессуальную сторону мышления. А зная лишь результат психического процесса, мы не можем достаточно полно судить об уровне сформированности мышления у данного ученика. Надо учитывать и то, что знания, которыми овладел ученик, неоднозначно характеризуют его мышление.
А как же тогда проверять детей? Скорее всего, наилучшим выходом из положения было бы устраивать детские конференции, в которых дети бы рассказывали и обсуждали то, что они узнали. Нужно ставить ученика в положение "исследователя", наталкивающегося на посильные для него вопросы и проблемы. Ведь лучше всего учащиеся открывают и усваивают новые для них знания именно в процессе решения задач. А экзамены стоит вообще исключить вплоть до выпускного класса. В некоторых школах уже работает такая система, и она дает хорошие результаты. Остается надеяться, что и в других школах ситуация изменится к лучшему.