Дидактические игры и игровые упражнения по математике.

Тема: Количество и счет.

Игра: «чего не стало?». На столе стоят слоненок, медвежонок, лисенок, поросенок. Дети пересчитывают их, закрывают глаза, а воспитатель убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и отвечают на вопросы:
1. больше стало игрушек или меньше?
2. какой игрушки нет?
3. какой по счету она стояла?
Игра повторяется.

Леди Цели игры: Рассуждение, концентрация, внимание, зрительное восприятие, анализ и решение проблем. Развитие: происходит в традиционной форме игры. Игра: головоломка сумм или вычитаний. Цели: Концентрация, визуальное восприятие, анализ, умственный расчет, решение проблем и фундаментальные операции. Соберите фигуру, вычисляя сумму или вычитание, находя соответствующий ей результат. Игра: Целевая комбинация Цели: Стимулировать логическое мышление, развивать пространственную ориентацию, классификацию, визуальную дискриминацию, состав и декомпозицию.

Игра: «столько, сколько………». На полу лежат четыре обруча, в каждом обруче определенное количество игрушек: в одном обруче – одна игрушка; в другом – две игрушки; в третьем обруче – три игрушки; в четвертом – четыре игрушки. Дети под музыку или звуки бубна бегают по комнате. Как только музыка замолкает, все дети бегут к обручам. Сколько игрушек в обручах, столько ребят там должно стоять. Дети объясняют, почему их именно столько стоит возле обруча. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Разместите плакаты с геометрическими фигурами и правильно разместите их на квадрате, соответствующем цвету и форме. Разработка: Поместите все куски лицом вниз на стол; и каждый игрок, в свою очередь, будет иметь право разворачивать две части. Обладая ими, он должен выполнить добавление.

Разработка: каждый игрок рисует карту, содержащую фундаментальную операцию, и карточку-ответ. Если это правильно, игрок держит карту за вас. Если это неверно, оно будет возвращено в таблицу. Разработка: каждый ребенок, в свою очередь, удаляет карту и пытается решить описанный в ней факт. Развитие: играйте в кости и делайте дополнение. каждые пять футов. Разработка: Поместите цифры в верхней части «равно» на диаграмме. продолжая так же, как традиционный бинго. Избивайте игрока, у которого больше карт.

Игра «Назови скорей». В начале игры играющие договариваются об условии: называть числа на один больше (меньше). Педагог бросает мяч кому – нибуть из детей и называет число. Ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на единицу больше (меньше). Игра проводиться сначала в медленном темпе, затем в быстром. Играющие следят за ответами и помогают ведущему.
Усложнение: называть числа не по порядку. Детям, которые считают в больших пределах, можно называть числа больше 5.

Поместите плакаты в числовом порядке, не следуя шаблону. Понятие численного порядка. у каждого участника будет возможность выловить две рыбы. логическое рассуждение. обменивается на стрелу. Развитие: дети делят карты между собой. Каждые пять рыб. Развитие: Играйте нормально. для детей, чтобы узнать, что они собой представляют. Один студент рисует карты математическими фактами, а другие пытаются найти ответы на свои карты. Выиграйте игру, которая может достичь четырех стрелок. Игра: числовые последовательности.

Цели: распознавание цифр. Вычислите расстояние и отрегулируйте силу. Первый человек, который может попасть на холм, «берет все». Развитие: Обладает удочкой. Смонтируйте последовательность назад назад. Игра: Плакат Цели: Ассоциация количества. распознавание цифр и фундаментальная операция. внимания и концентрации. один за другим они видели буквы его холма и считали. Игра: Математика Бинго Цели: Стимулирование мысли и умственного расчета. тренировать фундаментальную операцию. Соблюдайте количество каждой рыбы и делайте добавление. умственный расчет.

Тема: Величина.

Игра: «вырасти большой». Дети становятся в круг. Взрослый предлагает детям встать на носки, хорошо потянуться – вдох. При этом можно приговаривать: выше, выше, выше потянулись – вот какие большие выросли. Потом дети опускают руки, встают на ступню – выдох. Игра повторяется 4 – 5 раз.

Игра: «Кто больше?». Дети встают в круг, взрослый встает в центр круга. Взрослый бросает мяч кому – нибуть из детей и спрашивает. Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому. Возможные вопросы:
1.кто больше: корова или коза?
2.кто больше: птица или пчела?
3.что больше: стол или стул?

Когда вы можете нанести удар по двум из них. Поместите некоторые цифры в неправильное положение внутри последовательности. Развитие: Ребенок бросает кости и берет соответствующее количество рыбы. пение их вслух от 1 до тех пор, пока вы не найдете результат и не закроете соответствующий дом. Поверните несколько цифр и спросите «что это такое?». распознавание цифр.

Развитие: Кольца играют. Цели: Стимулировать мышление. все должны пожать друг другу руки на горе. Цели: Ассоциация и идентификация цифр. Убейте игрока в конце карты. Развитие: Продолжается так же, как в традиционной игре. Игра: Бинго Цель: идентификация и распознавание цифр. Игра: Головоломка Цели: Концентрация. Развитие: играется так же, как традиционные домино. В случае, если ребенок бьет карту. Цель: Умственное исчисление и фундаментальные операции. Увеличьте порядок заказов. Распределите номера на столе и попросите детей их найти. внимания и концентрации.

Игра «найди такое же колечко». У пары детей, сидящих за одним столом, одинаковые пирамидки. Педагог предлагает снять кольца со стержня пирамидки, перемешать их, а потом разложить по порядку – от самого маленького до самого большого. Сказать, какие они по величине – маленькое, среднее, большое. После этого педагог предлагает детям перемешать кольца двух пирамидок и найти два одинаковых кольца. Педагог наблюдает, как дети справляются с этим заданием: путем наложения колец друг на друга, находят одинаковые путем зрительного соотнесения.

Разработка: Распакуйте карточки на столе. Развитие: Играйте в кости и ходите с пешкой количество домов, соответствующее сумме, нарисованной. Разработка: Участник будет распоряжаться кусками, чтобы собрать их правильно, образуя «целое». визуальное восприятие и сопоставление. Придумайте суммы и вычитания.

Развитие: Продолжается так же, как в традиционной игре. она сохраняет то же самое для себя. Разработка: играть в зеленый шар, нацеливая бутылки с цифрами. количественная ассоциация. если вы попадаете в дом с рисунком, ребенок должен следовать оговоренному порядку: верните три дома. имеют наибольшее количество карт. Добавьте точки бутылок, которые были опрокинуты участником. Каждый из них превращает письмо. концентрации и визуального восприятия. концентрация. Если вы можете создать новую пару с этой картой. распознавание геометрических фигур.

Тема: Форма.

Игра: «Кто больше принесет». Дети делятся на две команды и встают друг за другом у одной стены. На противоположной стороне комнаты на подносе вперемешку лежат предметы квадратной и круглой формы. По сигналу один из членов команды должен добежать до подноса, взять предмет круглой формы и принести его к остальным участникам (положить на стул, стоящий рядом с ними). После этого следующий игрок бежит за следующим круглым предметом. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Выигрывает та команда, которая не допустит ошибок при выполнении задания и больше принесет игрушек. Затем дети приносят игрушки квадратной формы.
Вариант игры: на подносе лежат предметы разных форм. Правила игры: взять только один предмет заданной формы; можно бежать за предметом только после того, как вернется предыдущий игрок.

Игра: Цели боя: идентификация цифр. ищите на мгновение и закройте глаза. Развитие: играть как традиционную память. При открытии глаз ребенок должен указать характеристики отсутствующей детали. визуальное восприятие. визуальная дискриминация и воспроизведение модели. внимание. другой игрок будет действовать таким же образом и так далее. ребенок с самым высоким номером получает все карты в раунде. другой человек удаляет одну из частей. Игра: Память цифр Цели: Идентификация и распознавание фигур. Игра: Бинго фигур Цели: Идентификация и распознавание фигур.

Игра: «Что в мешочке?». Дети делятся на две команды. Каждой команде дается мешочек с игрушками. По сигналу взрослого один ребенок из первой команды достает из своего мешочка игрушки круглой формы; ребенок из второй команды достает из мешочка фигуры квадратной формы. Кто – нибуть из детей каждой команды называет игрушки: что достали и какой формы. Взрослый с другими детьми проверяет, все ли игрушки названной формы достали дети. Определяется команда – победитель, которая правильно выполнила задание и больше достала игрушек определенной формы.
В мешочки кладутся новые игрушки. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Развитие: Играется так же, как и традиционное бинго. развивать пространственную ориентацию. Побеждает участник, который может сделать наибольшее количество пар. которые в своих руках должны стараться сделать как можно больше пар. Разработка: Воспроизведение моделей с помощью палочек. Разработка: от 4 до 5 штук на столе. Разработка: раздайте письма среди участников. развития внимания и концентрации. Игра: Плакат Цели: Ассоциация величин. соблюдать правила. Развитие: Играйте в кости и покрывайте количество совпадающих домов с карточками.

Победителем является тот, кто заканчивает с наибольшим количеством карт. От 4 до 5 лет Цели игры Цели: Ассоциация количественного развития: играть в кости и ходить с пешкой или с собственным телом число соответствующих домов. наблюдая за положением головы спичек внутри фигуры. вы должны держать его с собой. Игра: Модели с совпадением Цели: Стимуляция мысли. Выбран игрок, который будет покупать первую карту игрока справа.

Тема: Ориентировка в пространстве

Цель занятий: учить ориентироваться в пространстве – наверху, внизу, над, под; различать право, лево. Формировать представление о том, чего у человека по одному, чего по два.

Игра: «Где правая, где левая?». Играющие делятся на две команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу участники идут в противоположные стороны. По команде «Налево» (или «Направо») играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Тот, кто ошибается, выходит из игры, а игра продолжается. Выигрывает та команда, в которой меньше участников выбыло из игры.

Развитие: Студент, владеющий своей карточкой. С творчеством учитель может делать другие игры, которые могут быть использованы в классе с той же эффективностью, что и упомянутые выше. концентрация. Игра: Память чисел Цели: Развивайте внимание. вы должны собрать последовательность цветов. Развитие: Действует так же, как традиционная игра памяти. Развитие: ребенок должен соответствовать количеству контактов в соответствующих цифрах. визуальное восприятие и распознавание геометрических фигур и цветов. концентрация. так что они не теряют интерес.

Игра: «Куда пойдешь и что найдешь?». Взрослый прячет знакомые детям игрушки в разных местах группы. Играющий выбирается с помощью считалки. Затем взрослый говорит: «Направо пойдешь – куклу найдешь; налево пойдешь – зайца найдешь; вперед пойдешь – мышонка найдешь; назад пойдешь – мячик найдешь. Куда ты пойдешь?». Ребенок выбирает направление, называет его и то, что должен найти. Когда игрушка найдена ребенок рассказывает: куда пошел и где нашел игрушку. Игра повторяется 4 – 5 раз со сменой играющего.

Игра: Бинго геометрических фигур Цели: Определить и распознать фигуры и цвета. распознавание и идентификация цифр. Игра: последовательность форм. Цели: Внимание. Игра: Память о цифрах Цели: Развивайте внимание. визуальное восприятие. Разработка: такая же, как традиционная игра в бинго. концентрация. визуальное восприятие. Цели цвета игры: стимулировать внимание. Почти каждый домашний и дневной уход, игра памяти является частью инвентаря игровой комнаты.

На тему животных, продуктов питания, одежды, предметов быта и т.д. Традиционный метод карточек, который был на земле, где нужно найти пары изображений, выполняет несколько аспектов развития ребенка: визуальная память, обогащение словарного запаса, поиск похожих и разных изображений, координация учебного пособия. Но помимо этого традиционного способа можно создать несколько других видов деятельности, чтобы работать, в частности, на языке ребенка.

Игра «кто дальше бросит?». На земле чертится линия. Дети становятся за нее. В руках у детей мешочки с песком. По сигналу дети бросают мешочки вдаль. Выигрывает тот, кто дальше бросит.
Усложнение: бросать мешочек левой рукой. Бросать назад (за спину).
Доказать дальность полета можно с помощью измерения. Для измерения можно предлагать разные мерки: палочку, прутик, линейку. Можно спросить каким способом можно еще измерить. Не торопите их с ответом.

Попросите ребенка нарисовать карту и описать рисунок, нарисованный, чтобы другие догадывались. Вы также можете попросить ребенка сыграть свою роль, нарисовать карту и описать друга, которому принадлежит этот образ. Попросите детей нарисовать изображение. Задавайте вопросы, чтобы заставить их взаимодействовать. Сделайте охоту за сокровищами. Мы вставляем серию изображений на стенах комнаты. Он должен найти одинаковое изображение и сообщить об этом. Сделайте последовательности, которые ребенок должен будет воспроизвести. Поместите ряд фотографий в порядок и попросите детей воспроизвести их. Дайте им визуальную поддержку, в зависимости от возраста и способностей детей. Просто пересчитайте изображения. Превратите свою традиционную игру памяти в звуковую игру. Всякий раз, когда вы поворачиваете карту, сделайте звук, связанный с изображением, вместо слова.

  • Положите все карты в сумку.
  • Дайте каждому ребенку несколько фотографий.
  • Поместите двойную карточку в коробку или сумку.
  • Нарисуйте карту и опишите ребенка с изображением.
Никогда не забывайте, что для стимулирования языка в любой игре вы должны взаимодействовать с ребенком.

Игра: «парные картинки»: играющим раздаются карточки с картинками, где изображены один или два предмета. Дубликаты картинок лежат на середине стола. Дети кладут карточки перед собой и по очереди открывают карточки, лежащие на середине стола. Находя карточку, которая образует пару с имеющийся у него, он откладывает обе карточки в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат пары картинок.

Все эти стратегии помогут вам стимулировать язык у детей вашей группы и тем самым обогатить их знания. Любая игра, которую вы имеете, может быть преобразована, чтобы обеспечить детям стимуляцию, которая будет отвечать их способностям. Просто много воображения, и все, немного ничего не может превратиться в большую вещь.

Мауд Дубе Специализированный педагог. Предположительно, мозги людей, которые играют в компьютерные игры в определенных областях, уменьшают свой объем, или это на самом деле? Но мы хотели бы представить вам игры, которые действительно стоит сыграть, потому что они будут держать ваш ум ясным, вашу способность учиться, запоминать и творческое мышление в течение длительного времени.

Тема: Ориентировка во времени.

Цель занятий: учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь. Учить правильно употреблять слова «вчера», «сегодня», «завтра».
игра: «Что за чем?». Дети образуют круг. Взрослый в центре круга. Взрослый бросает кому – нибуть из детей мяч и задает вопрос (например: «Утро. А за ним?»). Поймавший отвечает на него и бросает мяч воспитателю. Варианты вопросов:
1.ночь, что за нею?
2.что делают дети утром?
3.что следует за днем?
4.что делают дети днем?

Каждый из нас, случается, что-то забывает и, конечно, если это случается спорадически, в этом нет ничего странного. К сожалению, со временем такие ситуации случаются все чаще. Мы забываем не только о встрече или важном телефонном звонке, но и о том, где мы откладываем ключи от машины, когда мы закончили читать книгу, когда придет день рождения нашего лучшего друга, и, наконец, с нашей головы, мы внезапно избегаем некоторых слов и - хуже - они делают это, когда мы нуждаемся в них больше всего. Тем не менее, есть способ предотвратить или свести к минимуму проблемы с памятью.

Игра: «назови пропущенное слово». Дети образуют круг. Воспитатель бросает мяч кому – нибуть из детей, говоря:
мы завтракаем утром, а обедаем ………
сегодня у нас рисование, а завтра ………
завтра у нас математика, а вчера ……….
Мы ужинаем вечером, а завтракаем ……

Игра «когда это бывает?». У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток. Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определенное время суток. Дети, у которых есть соответствующая картинка, поднимают карточку и объясняют свое решение. За правильный и хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку. Фишки могут быть разного цвета: розовый – утро; голубой – день; серый – вечер; черный – ночь.

Отличный способ мозгового штурма - это просто некоторые игры. Они не только оставят нас здоровыми, но также помогут нам защитить себя от болезни Альцгеймера и деменции. Тетрис - игра-головоломка, которая отлично проверяет и развивает умение принимать быстрые решения. Но не играйте в Тетрис, поскольку вы должны запоминать блоки, но также сопоставляете их с остальными так, чтобы создать полную линию, чтобы некоторые из блоков исчезли и стали местом для других. Блоки к сожалению падают все быстрее и быстрее, поэтому вам нужно показать невероятный рефлекс.

Тема: «Сравнение предметов».

Цель занятий: учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, находить одинаковые, уметь ориентироваться в пространстве.

Игра «Найди такой же». Педагог предлагает взять детям по одному предмету из тех, которые лежат у него на столе (листья, камушки, палочки, ракушки, плоды деревьев) и найти такие же. Задача детей состоит в том, чтобы принести и показать найденные предметы педагогу, а так же объяснить, почему именно их они выбрали. Далее все предметы раскладываются на земле, и дети вновь находят одинаковые.
Вариант игры: по заданию педагога дети самостоятельно находят два одинаковых предмета. Затем вместе с педагогом уточняют, правильно ли выполнено задание.

Тема: «Осень».

Игра «Дождик». Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответст-вующие движения.
Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Прыжок.)
Очень медленно сперва. (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)

Тема: «Цветы и деревья».

Игра «цветы».Дефектолог читает стихотворение, дети выполняют соот-ветствующие движения.
Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжимают пальцы.)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Машут руками перед собой.)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжимают пальцы.)
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опускают руки на стол.)
Игра «Собери дерево». Дефектолог раздает детям по одной картинке с частью дере¬ва (корень, ствол, ветки, листья, плоды: желуди, елочные шишки, березовые сережки, ягоды рябины, семена клена). Дети составляют на доске дерево из картинок.

Игра «угадай с какого дерева лист и плод».
В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Каждый ребе¬нок с закрытыми глазами достает из одной коробочки лист, называет его: «Это лист березы - березовый лист» и прикреп¬ляет его на нужное дерево. Затем достает из другой коробочки плод (например, желудь) и прикрепляет его на дуб.

Игра с мячом «назови ласково».
Дети встают в круг, взрослый встает в центр круга. Взрослый бросает мяч кому – нибуть из детей и называет дерево (часть дерева). Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому. Например: береза - березонька.
Возможные слова дуб, рябина, клен, ель, лист, ветка.

Тема: «Овощи, фрукты, ягоды».

Игра «Угадай, что в руке?». Педагог загадывает овощ, фрукт или ягоду и описывает детям ее особенности. По описанию дети должны догадаться, о чем идет речь. Например: зеленая, круглая, большая, вкусная, хрустящая (Капуста.) Красная, треугольная, мелкая, сладкая, сочная, хрустящая. (Морковь.) Желтый, круглый, крупный, горький, хрустящий. (Лук.) Зеленый, овальный, большой или маленький, сочный, хрустящий (огурец).

Игра «3 лишний». На столе лежат изображения овощей и фруктов. Задача детей сгруппировать изображения по разным признакам (форме, цвету, размеру) и рассказывают, почему они так сделали.

Игра «угадай, что у меня». Каждый ребенок описывает одно из изображений овоща или фрукта, не называя его. Остальные дети по описанию должны догадаться, что это. Например: это овощ, он красный, круглый, крупный, сочный.

Игра «кто больше назовет». Задача детей назвать как можно больше овощей, фруктов или ягод красного (желтого, зеленого, синего, оранжевого) цвета. Побеждает тот, кто больше всех вспомнил овощей, фруктов, ягод на данный цвет.

Тема: «Домашние и дикие животные».

Игра: «кто у кого?». Дети встают в круг, взрослый встает в центр круга. Взрослый бросает мяч кому – нибуть из детей и спрашивает. Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому. Возможные вопросы:
1.У коровы – теленок,
2.Кто у собаки?
3.Кто у кошки?
4.Кто у лошади (козы, овцы, свиньи)?

Игра «кто где живет». На доске прикреплены картинки с дикими и домашними животными (медведь, лиса, заяц, белка, олень, кошка, свинья, собака, лошадь, корова). На столе педагога лежат картинки с жилищами животных (нора, логово, берлога, дупло, куст, дом, будка, свинарник, стойло, хлев). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинкой с соответствующим животным. После объясняют свой выбор.

Тема: «Насекомые».

Игра: «Жуки и бабочки». В круг ставятся стульчики на один меньше, чем играющих. С помощью считалки выбирается ведущий, остальные делятся на две команды – «жуки» и «бабочки». Педагог предлагает детям – «жукам» пожужжать, а детям – «бабочкам» помахать крылышками. На команду ведущего: «Жук» дети – «жуки» меняются местами. На команду ведущего: «бабочки» дети – «бабочки» меняются местами. На команду ведущего: «насекомые» все дети меняются местами. Задача ведущего на команду занять свободное место. Ведущим становиться тот, кому не хватило места.

Тема: «Семья».

Игра «чьи это предметы». На столе педагога лежат предметные картинки: очки, клубок со спицами, газета, книга, топор, молоток, щетка, ведро, кастрюля, машинка, мяч, кукла, мишка. На доске расположены картинки с изображением членов семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, мальчик, девочка. Дети раскладывают предметные картинки под членами семьи, сопровождая свой выбор пояснениями.

Тема: «Геометрические фигуры».

Игра «найди знакомые фигуры». На доске находятся демонстрационные картинки: круглые предметы (солнце, тарелка, яблоко, зеркало, торт, часы), квадратные (печенье, шкаф, телевизор, ковер, картина), треугольные (дорожный знак, пирамидка, морковка, флажок, вигвам). У каждого ребенка находятся геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат. Ребенок должен положить свои геометрические фигуры под картинками соответствующей формы и объяснить свой выбор: «Свой круг я кладу под солнце. Солнце имеет форму круга».

Игра «Чудесный мешочек». В руках педагога находится чудесный мешочек, в котором лежат геометрические фигуры. Педагог подходит к каждому ребенку. Ребенок на ощупь находит фигуру, выкладывает ее перед собой на стол и проговаривает какая у него фигура, какого цвета, какой предмет из окружающего похож на его фигуру. Игра продолжается до тех пор, пока все фигуры не достанут из мешочка. Главное условие игры: дети не должны подглядывать в мешочек. Все фигуры достаются с закрытыми глазами или на ощупь.
Вариант игры: дети достают из волшебного мешочка заданную педагогом фигуру.

Тема: «Одежда».

Игра «Что забыл нарисовать художник?». На доске выставлены картинки с изображением людей, одетых не полностью: девочка без юбки, мальчик без рубашки, мужчина без костюма (в трусах и майке), женщина в зимней шапке и сапогах, но без шубы. На столе педагога лежат картинки с недостающей одеждой. Дети по очереди подходят к столу и подставляют недостающую одежду к картинкам и объясняют свой выбор.

Игра «Разложи правильно». На доске прикреплены картинки с изображением времен года – зима, весна, лето, осень. На столе у педагога лежат вперемешку картинки с изображением сезонной одежды. Дети раскладывают картинки с одеждой по сезонам, объясняя свой выбор.
Вариант игры: разложить картинки с изображением одежды по родовым признакам: женская, мужская, детская одежда. Картинки – опоры: изображения мужчины, женщины, ребенка.

Тема: «Цвет предметов».

Игра «найди такого же цвета, как у тебя». В руках у каждого ребенка находиться полоска – образец (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая). В разных местах групповой комнаты выставлены картинки с предметами указанных цветов. Дети собирают предметы того цвета, какого цвета у них полоска.
Вариант игры: в разных местах игровой комнаты находятся изображения предметов из разных лексических тем (деревья, цветы, овощи, фрукты, ягоды, обувь, одежда, посуда, птицы, мебель, домашние и дикие животные и т.д.). Дети собирают лишь те изображения, которые можно назвать одним словом. В конце игры все проверяется.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ
Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания. Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является "потеря" условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях. Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.

ШКАФЧИКИ

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.

ЧТО ИСЧЕЗЛО?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

ХУДОЖНИК
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

ВСПОМНИ И ПОКАЖИ

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).

ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.

ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ

Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова. То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное. Например, называете семь фраз.
Мальчику холодно.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой. На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо. - Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

Что исчезло?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Художник

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

Цепочка действий

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола». Если он запутался, кладет фант.

Все помню

Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут говорится слова (города, растения, животные и т.д). Затем перdый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т.д. Допустивший ошибку выбывает из игры.

Олень

Запомнить стихотворение:

У Оленя дом большой,

Он сидит в окно глядит,

Мимо заинька бежит,

И в окно стучит:

«Тук, тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой»,

Ну-ка, зайка, забегай,

Лапу подавай!

Вспомни

Дополнительно: цветные карандаши, бумага.

Называете семь фраз.

Мальчику холодно.

Девочка плачет.

Папа сердится.

Бабушка отдыхает.

Мама читает.

Дети гуляют.

Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

Число

Количество игроков: не менее 3.

Выбирается отгадывающий («математик»), который должен отойти на время, пока остальные загадают какое-то число.

Затем, математик должен угадать это таинственное число, спрашивая по очереди у каждого игрока о каком-то числе, на что они должны отвечать, больше загаданное число, или меньше.

Например, загаданное число –8. Математик спрашивает у первого игрока:

Это число 5?

Игрок должен ответить, что оно меньше. Затем математик спрашивает у следующего игрока:

Все помню

Количество: любое, но чем больше играющих, тем лучше.

Перед ее началом следует выбрать из числа взрослых судью, который на протяжении всей игры будет записывать названные слова.

Участники должны сесть в круг и выбрать тему, например города. После этого они по очереди называют названия городов. При этом каждый игрок должен повторять слова, названные предыдущим участником, и добавлять свое название. Судья в это время записывает все названия.

Игрок, допустивший ошибку при повторении городов, выбывает из игры.

Повторюшки

Количество игроков: 2

Ведущий садится на стул, смотрит на часы, открывает книгу, зевает, снимает трубку телефона, потом, помедлив, кладет ее на место, закрывает книгу. Игрок должен повторить которые в той же последовательности.

Запоминайка

Количество игроков: любое

Дополнительно: колода из 36 карт

Перетасуйте карты и разложите их в шесть рядов по шесть карт. Делайте ходы, переворачивая по две карты и пытаясь найти пары. Цвет и масть значения не имеют. Запоминайте, где лежит какая карта.

Если у вас сложилась пара, запишите себе очко, отложите эту пару лицом вниз и сделайте еще один ход. Когда все карты будут разобраны по парам, сосчитайте очки.

У кого их больше — тот и выиграл.

Тренировка памяти

Количество игроков: любое

Дополнительно: поднос, различные предметы, платок

На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка…

В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом?

Затем поменяться ролями.

«Ищем клад»

Возраст: дошкольный.

Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т.д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.

После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

«Куда уместится кошка?»

Возраст: дошкольный.

Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

«Ключ к неизвестному»

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

1.Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

2.Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т.д. Представьте, что перед вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

«Дерево, лист, плод»

Цель : Расширение представлений детей о живой природе.

Материал:

Коробка с двумя отделениями;

Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);

Карточки с изображением листьев этих деревьев;

Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.

Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

  • Январь 13, 2017

Close