Вечернее платье eruditomsk. Полезные советы для мам

Конспект урока по литературному чтению «Развитие художественного восприятия произведения В. Железников «История с азбукой»» для учащихся 1 класса

Разработка урока по образовательной системе «Начальная школа XXI века»

Предмет: чтение, урок слушания, 1 класс,

Тип урока: открытие нового знания

Цель деятельности педагога: создание условий для ознакомления с содержанием произведения В. Железникова «История с азбукой»

Задачи:

- развития умение формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;

Составлять схематичный план и пересказывать по нему;

Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Формировать УУД:

Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Планируемые результаты по УУД:

- личностные: эмоционально воспринимают поступки героев литературного произведения; имеют первоначальное представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;

- метапредметные: регулятивные - осуществление действий по образцу и заданному правилу; познавательные - осознанно воспринимают содержание литературного произведения; коммуникативные - используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением;

- предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная;

Индивидуальная.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. Уроки слушания» для 1 класса, автор Л.А. Ефросинина;

Рабочая тетрадь по литературному чтению;

Мультимедиа установка, компьютер.

Структура урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Здравствуйте! Начнём наш урок литературного чтения.

А что мы должны совершать на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)

А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)

Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)

Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.

Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового)

2. Создание эмоционального настроя. Выход к теме урока

Игра «Волшебный сундучок».

Посмотрите внимательно. У меняя на столе стоит сундучок. Для чего нужны сундучки? (хранить вещи…). Что лежит в сундучке, вы узнаете, если выполните задание.

Послушайте: «…Папа Карло почесал затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу. Он скоро вернулся. Но без куртки. В руке он держал…» (книгу, азбуку)

Что лежит в сундучке?(азбука) Что такое азбука? (ответы детей) Кто видел азбуку? Для чего нам нужна азбука? Где в жизни мы сталкиваемся с азбукой? (ответы детей. Один из вариантов: азбука нам необходима для того, чтобы изучать буквы, учиться читать)

3.Работа по теме урока

3.1. Слушание рассказа В. Железникова «История с азбукой».

Ребята, послушайте. Сегодня мы познакомимся с рассказом Владимира Карповича Железникова. А вы знаете кто такой Владимир Карпович Железников? (предположения детей: человек, который пишет рассказы, писатель.). Я хочу рассказать вам про Владимира Карповича.

Железников Владимир Карпович родился в 1925 году, в семье пограничника. В детстве часто переезжал с родителями с места на место. Работал в детском журнале «Мурзилка» писателем. Владимир Карпович известен не только в России, но и Японии, США, Дании, Польше и др. странах.

Вот несколько произведений, которые написал Владимир Железников. (показ на слайде или на доске)

Как может называться произведение, с которым вы сегодня познакомитесь? (предположения детей) Посмотрите на слайд (на слайдах иллюстрации обложек)

Что общего в этих иллюстрациях? Как может называться наше произведение? (название книги, азбука). Правильная формулировка учителем: «История с азбукой». (чтение рассказа)

Понравился ли вам рассказ? Почему? Кто помог детям? Какой эпизод рассказа показался вам грустным? Когда вы радовались? Кто из героев рассказа особенно понравился? (ответы детей, если есть возможность с подтверждением из текста)

3.2. Моделировнаие обложки (работа в парах)

Коммуникативные УУД: выражают четко и грамотно свои мысли.

Чтобы выполнить следующее задание, вам будет необходимо поработать в паре. У вас на партах лежит два листочка. Ваш задача про анализировать свой листочек. Сообщить свою часть вопроса соседу по парте, составить целостный вопрос и выполнить задание.

(на листочках: 1 - составить обложку к рассказу; 2 - дополнить обложку, используя знание имени и фамилии автора, название произведения) На работу отводится 5-7 минут.

После выполнения работы дети презентуют свои обложки (по желанию 3-4 пары), далее проверка на слайде.

Физминутка (общая)

3.3. Повторное слушание рассказа

Назовите героев рассказа. Опишите героев рассказа (внешне, как представляют; характер). Кто из героев вам понравился? Почему? (ответы детей. Примерный вариант: Понравился Юра, потому что он добрый и отзывчивый мальчик. Он помог детям в трудную минуту)

3.4. Работа с иллюстрацией в учебнике

Познавательные УУД: соотносят разные виды информации

Рассмотрите первую иллюстрацию (стр. 19). Перескажите отрывок из текста, соответствующий иллюстрации (читающие дети могу опирать на сам текст, зачитывать необходимую информацию. Аналогичная работа с иллюстрацией на стр. 22)

3.5. Работа с текстом: деление на части, составление схематического плана с введением «заместителей» героев

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения результата, встраивают последовательность необходимых операций

Личностные УУД: воспринимают речь учителя, одноклассников

Метапредметные УУД: использование знако-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов

Обозначьте с помощью «заместителей» героев рассказа (работа в парах).

Послушайте начало рассказа. О чем я прочитала? Как назовем эту часть рассказа? (аналогичная работа с остальными частями рассказа)

План-схема цепочки событий (работа в парах):

Физминутка (для глаз)

3.6. Выполнение заданий в учебнике и тетради

Учебник: стр. 24

Прочитай слова. Почему они записаны с большой буквы? Прочитай полное имя.

Прочитай рассказ «Друг». Кто из вас хотел бы иметь такого друга? Почему? (ответы детей)

Тетрадь: стр. 11

Рассмотрите модель обложки в тетради. Дополните ее самостоятельно (самопроверка с ранее выполненным заданием)

Прочитайте слова, подчеркните буквы, которые знаете. Самостоятельное выполнение задание с последующей взаимопроверкой.

Подчеркните слова, которые передают настроение автора. Работа совместная по предложениям.

Прочитайте слово по стрелке.

4. Дополнительная информация (по желанию)

Познавательные УУД: характеризуют героя произведения на основе прослушанного, умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Как вы думаете, почему Юра рассказал нам эту историю? (рассказ ведется от Юры. Он случайно повстречался с девочкой-первоклассницей и ее братом Сережей, и будучи добрым мальчиком, не оставил детей с неразрешимой проблемой. Юра доволен своим поступком, недаром рассказ заканчивается такими словами главного героя: «Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и все. Отличное было настроение. Даже петь хотелось». Добрые поступки всегда приятны тому, кто их совершает)

Были ли у вас такие события, когда вы поступали хорошо, помогали и вам было хорошо и приятно за себя. (ответы детей из жизни)

5. Итог урока

С каким рассказом вы познакомились? Кто его автор? Что вы можете рассказать о Владимире Карповиче? Что вам запомнилось на уроке? (ответы детей)

Дифференцированное задание:

Не читающие дети: соедини «заместитель» героя рассказа с заданным словом.

Читающие дети (2 вариант): соедини героя рассказа с заданным словосочетанием.

1 вариант 2 вариант

Девочка Юра Девочка Юра

учится в классе отличное настроение

Серёжа Мальчик Серёжа Мальчик

Регулятивные УУД: оценивают уровень владения учебным действием.

6. Рефлексия

На доске вы видите лестницу. Сколько ступенек? (3) У каждого из вас есть смайлик. Поместите себя на ту ступеньку, которая соответствует вашему на строению.

Верхняя - я работал (а) самостоятельно, у меня все получилось.

Средняя - я работал (а) самостоятельно, но испытывал (а) затруднение.

Первая ступенька - я испытывал (а) затруднения в заданиях, мне нужно еще потренироваться.

Спасибо за урок. Все ребята молодцы, хорошо поработали.

Литература

Ваганова Екатерина Ивановна, учитель начальных классов, МАОУ "Гимназия № 16", Пермский край, г. Кунгура

Чтобы скачать материал или !

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

Девочка, - говорю, - почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

Может быть, потеряла что-нибудь?

Сидит как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

А мы с тобой, - говорю, - голодные. Не пора ли и нам домой?

Нет, - отвечает, - я домой не пойду.

Что же, ночевать здесь будешь?

Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он - раз два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», - и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось?

Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

Ну и что же?

А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

Сильна ты обещать! - сказал я. - В один день всю азбуку!

Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

Буквы учат целый год. Это непростое дело.

У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. - Сейчас она


должна была заплакать.

Палки, - говорю, - это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. - Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. - Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

А теперь, - говорю, - пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит - засмеют. Но не бросишь же её руку - человек ведь... А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает

вид, что нас не видит.

Слушай, - говорю, - старина. Как бы тебе это объяснить?

Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год.

Это не такое лёгкое дело.

Значит, не выучила? - Он вызывающе посмотрел на сестру. - Нечего было обещать.

Мы писали палки весь день, - с отчаянием сказала девочка. - А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! - крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? Наука - сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

Я весь день на память письмо маме сочинял, - сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

Боже мой, какая трагедия! - говорю. - Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

Вот хорошо! - сказала девочка. - Мы живём в этом доме, за железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?

Ладно, - ответил Серёжа. - Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? - сказал Серёжа. - Надо учиться целый год.

Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка. -

И плакала ваша Сибирь.

Ничего не плакала, - ответил Серёжа. - У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

Все ты врёшь, - сказал мальчишка. - Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

Между прочим, его зовут Юркой, - крикнул я. - Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Выполните задания:

Определите жанр данного текста.

О чём рассказывается в тексте. Отметьте:

о дружбе Юры и маленькой девочки;

о том, как девочка пошла в школу;

о том, как девочка хотела помочь своему брату .

Разделите текст на части. Составьте план этого текста.

Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный).

Какими качествами характера обладала девочка? Запишите.

Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой и почему?

Конспект урока по литературному чтению «Развитие художественного восприятия произведения В. Железников «История с азбукой»» для учащихся 1 класса

Разработка урока по образовательной системе «Начальная школа XXI века»

Предмет: чтение, урок слушания, 1 класс, Тип урока: открытие нового знанияЦель деятельности педагога: создание условий для ознакомления с содержанием произведения В. Железникова «История с азбукой»Задачи: Развития умение формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;— составлять схематичный план и пересказывать по нему;— воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.Формировать УУД: — выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);— умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);— умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). Планируемые результаты по УУД: Личностные: эмоционально воспринимают поступки героев литературного произведения; имеют первоначальное представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;— Метапредметные: Регулятивные - осуществление действий по образцу и заданному правилу; Познавательные - осознанно воспринимают содержание литературного произведения; Коммуникативные - используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением;— Предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.Формы организации познавательной деятельности: — фронтальная;— парная;

— индивидуальная.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение. Уроки слушания» для 1 класса, автор Л. А. Ефросинина;

— рабочая тетрадь по литературному чтению;

— мультимедиа установка, компьютер.

Структура урока 1. Самоопределение к учебной деятельности Здравствуйте! Начнём наш урок литературного чтения.А что мы должны совершать на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового)2. Создание эмоционального настроя. Выход к теме урока Игра «Волшебный сундучок».Посмотрите внимательно. У меняя на столе стоит сундучок. Для чего нужны сундучки? (хранить вещи…). Что лежит в сундучке, вы узнаете, если выполните задание.Послушайте: «…Папа Карло почесал затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу. Он скоро вернулся. Но без куртки. В руке он держал…» (книгу, азбуку)Что лежит в сундучке?(азбука) Что такое азбука? (ответы детей) Кто видел азбуку? Для чего нам нужна азбука? Где в жизни мы сталкиваемся с азбукой? (ответы детей. Один из вариантов: азбука нам необходима для того, чтобы изучать буквы, учиться читать)3.Работа по теме урока 3.1. Слушание рассказа В. Железникова «История с азбукой». Ребята, послушайте. Сегодня мы познакомимся с рассказом Владимира Карповича Железникова. А вы знаете кто такой Владимир Карпович Железников? (предположения детей: человек, который пишет рассказы, писатель.). Я хочу рассказать вам про Владимира Карповича.Железников Владимир Карпович родился в 1925 году, в семье пограничника. В детстве часто переезжал с родителями с места на место. Работал в детском журнале «Мурзилка» писателем. Владимир Карпович известен не только в России, но и Японии, США, Дании, Польше и др. странах.Вот несколько произведений, которые написал Владимир Железников. (показ на слайде или на доске)Как может называться произведение, с которым вы сегодня познакомитесь? (предположения детей) Посмотрите на слайд (на слайдах иллюстрации обложек)Что общего в этих иллюстрациях? Как может называться наше произведение? (название книги, азбука). Правильная формулировка учителем: «История с азбукой». (чтение рассказа)Понравился ли вам рассказ? Почему? Кто помог детям? Какой эпизод рассказа показался вам грустным? Когда вы радовались? Кто из героев рассказа особенно понравился? (ответы детей, если есть возможность с подтверждением из текста)3.2. Моделировнаие обложки (работа в парах) Коммуникативные УУД: выражают четко и грамотно свои мысли.Чтобы выполнить следующее задание, вам будет необходимо поработать в паре. У вас на партах лежит два листочка. Ваш задача про анализировать свой листочек. Сообщить свою часть вопроса соседу по парте, составить целостный вопрос и выполнить задание.(на листочках: 1 - составить обложку к рассказу; 2 - дополнить обложку, используя знание имени и фамилии автора, название произведения) На работу отводится 5-7 минут.После выполнения работы дети презентуют свои обложки (по желанию 3-4 пары), далее проверка на слайде.Физминутка (общая) 3.3. Повторное слушание рассказа Назовите героев рассказа. Опишите героев рассказа (внешне, как представляют; характер). Кто из героев вам понравился? Почему? (ответы детей. Примерный вариант: Понравился Юра, потому что он добрый и отзывчивый мальчик. Он помог детям в трудную минуту)

3.4. Работа с иллюстрацией в учебнике

Познавательные УУД: соотносят разные виды информации

Рассмотрите первую иллюстрацию (стр. 19). Перескажите отрывок из текста, соответствующий иллюстрации (читающие дети могу опирать на сам текст, зачитывать необходимую информацию. Аналогичная работа с иллюстрацией на стр. 22)

3.5. Работа с текстом: деление на части, составление схематического плана с введением «заместителей» героев

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения результата, встраивают последовательность необходимых операций

Личностные УУД: воспринимают речь учителя, одноклассников

Метапредметные УУД: использование знако-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов

Обозначьте с помощью «заместителей» героев рассказа (работа в парах).

Послушайте начало рассказа. О чем я прочитала? Как назовем эту часть рассказа? (аналогичная работа с остальными частями рассказа)

План-схема цепочки событий (работа в парах):

Физминутка (для глаз)

3.6. Выполнение заданий в учебнике и тетради

Учебник: стр. 24

Прочитай слова. Почему они записаны с большой буквы? Прочитай полное имя.

Прочитай рассказ «Друг». Кто из вас хотел бы иметь такого друга? Почему? (ответы детей)

Тетрадь: стр. 11

Рассмотрите модель обложки в тетради. Дополните ее самостоятельно (самопроверка с ранее выполненным заданием)Прочитайте слова, подчеркните буквы, которые знаете. Самостоятельное выполнение задание с последующей взаимопроверкой.Подчеркните слова, которые передают настроение автора. Работа совместная по предложениям.Прочитайте слово по стрелке.4. Дополнительная информация (по желанию) Познавательные УУД: характеризуют героя произведения на основе прослушанного, умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опытКак вы думаете, почему Юра рассказал нам эту историю? (рассказ ведется от Юры. Он случайно повстречался с девочкой-первоклассницей и ее братом Сережей, и будучи добрым мальчиком, не оставил детей с неразрешимой проблемой. Юра доволен своим поступком, недаром рассказ заканчивается такими словами главного героя: «Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и все. Отличное было настроение. Даже петь хотелось». Добрые поступки всегда приятны тому, кто их совершает)Были ли у вас такие события, когда вы поступали хорошо, помогали и вам было хорошо и приятно за себя. (ответы детей из жизни)5. Итог урока С каким рассказом вы познакомились? Кто его автор? Что вы можете рассказать о Владимире Карповиче? Что вам запомнилось на уроке? (ответы детей)Дифференцированное задание:Не читающие дети: соедини «заместитель» героя рассказа с заданным словом.Читающие дети (2 вариант): соедини героя рассказа с заданным словосочетанием.

1 вариант 2 вариант

Девочка Юра Девочка Юра

учится в классе отличное настроение

Серёжа Мальчик Серёжа Мальчик

Регулятивные УУД: оценивают уровень владения учебным действием.

6. Рефлексия

На доске вы видите лестницу. Сколько ступенек? (3) У каждого из вас есть смайлик. Поместите себя на ту ступеньку, которая соответствует вашему на строению.

Верхняя - я работал (а) самостоятельно, у меня все получилось.

Почему поэт называет друга роднёй? Что это значит?

Подходит ли стихотворению пословица: «Кто друг прямой, тот брат родной»?

Расскажи про своих родных.

Борис Житков

КАК СЛОН СПАС ХОЗЯИНА ОТ ТИГРА

У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.

Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел. Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил. Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой. А слон загнул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину. Хозяин подумал: «Сяду ему на шею – так мне ещё удобней будет им править».

Он уселся на слона и стал веткой хлестать слона по ушам. А слон пятился, топтался и вертел хоботом. Потом замер и насторожился.

Хозяин поднял ветку, чтобы изо всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.

Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил, как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами. А слон уж поднял его вверх, потом ударил оземь и стал топтать ногами.

А ноги у слона – как столбы. И слон растоптал тигра в лепёшку. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:

– Какой я глупый, что бил слона! А он мне жизнь спас.

Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.

Какие хорошие качества характера проявил слон?

Владимир Железников

ИСТОРИЯ С АЗБУКОЙ

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день.

Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой, и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели, и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

– Девочка, – говорю, – почему не идёшь домой? – Никакого внимания. – Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит, как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

– А мы с тобой, – говорю, – голодные. Не пора ли и нам домой?

– Нет, – отвечает. – Я домой не пойду.

– Что же, ночевать здесь будешь?

– Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

– Ты, – говорю, – если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он – раз-два! – «Скорая помощь», сирена – и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши» – и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

– Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

– Можешь ты сказать, – закричал я, – что у тебя случилось?!

– Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

– Ну и что же?

– А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

– Сильна ты обещать! – сказал я. – В один день всю азбуку! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

– Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

– Буквы учат целый год. Это непростое дело.

– У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. А я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

– Палки, – говорю, – это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. – Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. – Это буква «А». Она из трёх палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

– А теперь, – говорю, – пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, пальцы подушечками.

Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит – засмеют. Но не бросишь же её руку – человек ведь…

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

– Слушай, – говорю, – старина. Как бы тебе это объяснить? Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

– Значит, не выучила? – он вызывающе посмотрел на сестру. – Нечего было обещать.

– Мы писали палки весь день, – с отчаянием сказала девочка. – А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

– Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! – крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его.

– Слушай, – говорю, – ну чем она виновата? Наука – сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

– Я весь день на память письмо маме сочинял, – сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

– Боже мой, какая трагедия, – говорю. – Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

– Вот хорошо! – сказала девочка. – Мы живём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?

– Ладно, – ответил Серёжа. – Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

– Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

– Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? – сказал Серёжа. – Надо учиться целый год.

– Значит, плакали ваши письма, – сказал мальчишка. – И плакала ваша Сибирь.

– Ничего не плакала, – ответил Серёжа. – У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

– Всё ты врёшь, – сказал мальчишка. – Ох и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

– Между прочим, его зовут Юркой, – крикнул я. – Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжка ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Данный урок внеклассного чтения по программе Посашковой Е.В. «Вдумчивое чтение» . Эта программа привлекла меня в первую очередь целью - сформировать думающего читателя, которому необходимо чтение как средство развития и самообразования. Кроме того, в данной программе я увидела возможности для реализации системно-деятельностного подхода в обучении, который лежит в основе программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, по которой работаю с 1993 года.

Тема урока : В.К. Железников «История с азбукой». Рассказ.

Цели урока:

  • создать условия для формирования первичных представлений учащихся о произведении В.К.Железникова «История с азбукой»,
  • для формирования умения отвечать на вопросы по содержанию и по художественному анализу произведения;
  • для воспитания у школьников чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Личностные: эмоционально воспринимать поступки героев литературного произведения; иметь первоначальные представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;

метапредметные: регулятивные - осуществлять действие по образу и заданному правилу; познавательные - осознанно воспринимать содержание литературного произведения, понимать фактическое (познавательное, нравственное) содержание текста; коммуникативные - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением;

предметные: научиться правильно называть произведения (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; получить возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация, выставка книг, листы для групповой работы, рабочая тетрадь «Читательский портфель» для 3 класса .

Подготовительная работа

За две недели до занятия в Уголке чтения помещается задание: прочитать произведения В.К.Железникова. За неделю до занятия учитель предлагает ребятам выполнить задание на выбор: подготовить устный рассказ о необычной истории в 1 классе (период изучения букваря), поработать с толковым словарём (найти объяснение слов: азбука, рыцарь, пионервожатый, чудак, чучело) или составить список произведений про азбуку.

Ход урока

1. Оргмомент. Актуализация знани й

Учитель: У меня в руках три предмета: журнал «Мурзилка», книга и диск с фильмом. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (Дети высказывают предположение, что эти предметы может объединять автор.)

2. Введение в тему. Рассказ учителя об авторе с использованием презентации

Учитель: Да, ребята, вы правы. Объединяет автор - Владимир Карпович Железников. Он родился 26 октября 1925 года. После окончания Литературного института имени М.Горького писатель начал работать и публиковаться в журнале «Мурзилка». Первая книга В.К.Железникова «Разноцветная история» вышла в 1960 году. Потом было много книг, и одной из самых знаменитых стала книга «Жизнь и приключения чудака», в которой автор рассказал о пионервожатом.

А кто из вас узнал и может объяснить, кто такой пионервожатый. (Ответы учеников.)

По этой книге был снят фильм «Чудак из пятого «Б». Фильм очень понравился зрителям, а его главный герой Боря со смешной фамилией Збандуто очень полюбился ребятам.

Откройте «Читательский портфель» на стр. 36 и прочитайте информацию об авторе.

А книге «Чучело» предшествовал киносценарий, написанный В.К.Железниковым. Интересно, что сначала повесть «Чучело» была напечатана в журнале «Пионер» под названием «И всего-то несколько дней». Почему автор сменил заголовок? Может быть, когда вы прочитаете книгу, вы сможете ответить на этот вопрос? Главную героиню повести и фильма считают чудачкой.

А кто может объяснить значение слова чудак, чудачка?

Герои книг В.К.Железникова - мальчишки и девчонки, за чудачеством которых скрывается благородство, доброта, сострадание, забота о слабых и беззащитных. Они не могут пройти мимо несправедливости и горя, они остро чувствуют чужую боль и умеют помочь в трудную минуту.

С таким героем мы сегодня и познакомимся в рассказе «История с азбукой».

3. Антиципация

Кто знает значение слова азбука? Каким синонимом можно заменить это слово? О ком и о чём данный рассказ? Какие герои будут в рассказе писателя? Выскажите свои предположения.

4. Работа с рассказом «История с азбукой» В.К.Железникова

Наверное, какое-то необычное событие вдохновило писателя на создание этого рассказа.

А какие необычные истории были в вашей жизни, когда вы читали Азбуку, Букварь? (Ребята рассказывают истории, подготовленные дома.)

5. Комбинированное чтение рассказа В.К.Железникова.

(Рассказ читают учитель и хорошо читающие ученики.)

6. Беседа после первичного восприятия

Что тронуло в рассказе?

Подтвердились ли ваши предположения перед началом чтения?

Какой эпизод в рассказе показался грустным? Какой - радостным?

Кто из героев особенно понравился? Почему?

7. Составление характеристики главного героя

Выполнение задания №1 на стр.38 в «Читательский портфеле» . Своё мнение школьники подтверждают словами из текста (выборочное чтение).

Можно ли главного героя назвать рыцарем? Кто такие рыцари?

8. Словарная работа

Все ли слова в тексте вам понятны? Объясните, что значат выражения: «сидит как статуя», «утиной походочкой», «впутываться в чужие дела», «сочинять на память», «весело на душе».

В содержании рассказа есть одна загадка от автора: «всемирно известное имя». О каком имени идёт речь? И почему оно всемирно известно?

(Дети находят в тексте, что речь идёт об имени Юра. А всемирно известным его сделал первый космонавт мира - Юрий Алексеевич Гагарин, т.к. в тексте автор даёт подсказку, упоминая фамилии первых космонавтов: Гагарина и Титова.)

10.Творческое задание

Давайте ещё раз вспомним, что значит слово азбука? Каким синонимом можно заменить это слово?

А могли бы мы заменить слово азбука в названии рассказа? «История с алфавитом»? «История с букварём»? Есть много произведений о буквах, об алфавите (азбуке). Готовясь к этому уроку, какие вы нашли?

(Ученики показывают свои списки книг, в названиях которых есть слово азбука.)

Можно ли рассказ В.К.Железникова отнести к этому списку? Почему?

Выскажи своё мнение, как можно по-другому назвать рассказ?

Учитель: Я тоже хочу высказать своё мнение. На мой взгляд, В.К.Железников в своём рассказе говорит не только о том, как важно быть грамотным и знать азбуку. Мне кажется, что для автора важнее показать читателям азбуку добра в поступках своих героев. Научить вас взаимовыручке, взаимопомощи. Этому тоже нужно научиться. Эти умения очень важны в жизни. Мы с вами на внеурочных занятиях по этике тоже затрагивали тему добрых поступков. Вы всегда говорили, что нужно помогать друг другу, своим родителям, бабушкам. А нужно ли помогать незнакомым людям? Кому и как мы можем помочь?

(Дети высказывают предложения сделать малышам из соседнего детского сада снежную горку во дворе, ребятам из детского дома собрать в подарок библиотеку книг, школьникам Донбасса выслать школьные принадлежности, принимать активное участие в объявленных в городе акциях.)

Все предложения ребят учитель записал, чтобы подробно обсудить их на внеурочном занятии по этике.

11. Работа в группах

(Данный этап урока нацелен на умение работать с текстом).

Как можно текст данного рассказа разделить на части? Посоветуйтесь в группах, на сколько частей можно разделить текст и дайте название каждой части.

12. Представление результатов работы каждой группы

После выступления каждой группы с результатами работы ребята пришли к выводу, что текст делится на три смысловые части и выбрали для этих частей заголовки:

1. Встреча с девочкой в школе - «Грустная первоклассница».

2. Разговор героев рассказа во дворе школы - «Наука - сложное дело!»

3. Разговор героев рассказа во дворе дома - «Отличное настроение».

13. Домашнее задание

Каждая группа на уроке разделила текст на три части, а дома пофантазируйте и придумайте четвёртую часть - продолжение рассказа. Или выполните задание №3 на стр.38 из рабочей тетради «Читательский портфель» . (Вспомни того, кто помогал тебе в трудную минуту. Расскажи об этом.)

14. Рефлексия урока. «Свободный микрофон»

Представьте, что у вас в руках микрофон, выскажите свои впечатления об уроке, закончите предложения.

Сегодня я узнал(а)… Было интересно...

Я понял(а), что… Я умею…

Теперь я могу… Я попробую…

Я почувствовал(а), что… Меня удивило…

Я приобрёл(а)… Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

Используемая литература:

1. Посашкова Е.В. Программа по внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» для обучающихся начальной школы. Центр дистанционных образовательных проектов, г.Екатеринбург.

2. Посашкова Е.В. «Вдумчивое чтение» в 3 классе с использованием учебного пособия «Читательский портфель». Центр дистанционных образовательных проектов, г.Екатеринбург.

3. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Методическое пособие/Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2013г.

4. Посашкова Е.В. Учебное пособие «Читательский портфель для обучающихся 3 класса». - Екатеринбург: Литстудия, 2013.


Close