Дети с синдромом Дауна – кто они?

Хотя термин «синдром Дауна» появился больше ста лет назад, только в последние десятилетия российские медики, психологи и педагоги начали трактовать его несколько иначе, нежели раньше.

Слово «синдром» обозначает множество признаков или особенностей. Название «Даун» происходит от фамилии врача Джона Ленгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году.

В пункте 15 этого документа было ясно, что ребенок не может даже войти в школу без сопровождающего лица, которое должно быть нанято семьей в течение максимум одного месяца. Мать девочки, Розангела Пиментел Галина, сообщила об этом в государственную прокуратуру, которая 25 июня обнародовала гражданское дело против школы.



Согласно недавно утвержденному статусу «Персонал с инвалидностью», санкционированному Президентом Дилмой Руссефф в последний понедельник, 6-й день, запрещается за дополнительную плату для учащихся с ограниченными возможностями в частных школах. Министерство образования и культуры, Конвенция о правах инвалидов и Кодексом защиты прав потребителей также понимают, что ни один колледж не может передавать расходы родителям.

В 1959 году, французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями.

Тело человека состоит из миллионов клеток. Обычно в каждой клетке находится 46 хромосом, половину которых человек получает от матери, а половину от отца. У человека с синдромом Дауна в 21-й паре хромосом, имеется дополнительная хромосома, в итоге их 47. Причина, по которой это происходит, до сих пор не выяснена. Дети с синдромом Дауна рождаются у родителей, принадлежащих ко всем социальным слоям и этническим группам, с самым разным уровнем образования. Синдром Дауна нельзя предотвратить и нельзя вылечить.

Наша Конституция требует, чтобы в школах не было препятствий для включения учащихся с ограниченными возможностями. Когда родители вынуждены платить клерку за сопровождение своей дочери, что делает перевод денег условным, колледж создает препятствия для того, чтобы девушка продолжала учиться там, - говорит прокурор Андре Перше Лаке, который инициировал разбирательство в Детском суде и молодежи.

До сих пор было легко позаботиться о ней, потому что деятельность была проще. Но теперь, когда она действительно была грамотной, школа решила нести всю ответственность за нас, родителей. Мы с мужем не можем нанимать человека, чтобы сопровождать нашу дочь в школьные часы каждый день. Мы должны иметь сотрудника с формальным контрактом. И даже если бы у нас были деньги на это, мы бы не смогли нанять кого-нибудь за короткое время, когда школа попросила, - утверждает ее мать.

По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость, поэтому общество должно иметь правильное представление об их особенностях и принимать их как живущих среди нас.

Наличие синдрома Дауна обычно выявляется вскоре после рождения ребёнка. У малыша уголки глаз слегка приподняты, лицо выглядит несколько плоским, полость рта чуть меньше, чем обычно, а язык – чуть больше. Поэтому малыш может высовывать его. Ладони широкие, с короткими пальцами и слегка загнутым внутрь мизинцем. Наблюдается лёгкая мышечная вялость (гипотония), которая, проходит, когда ребёнок становится старше. Длина и вес новорождённого меньше, чем обычно.

Осуждая прокуратуру, Розангела решила, что она больше не хочет, чтобы ее дочь училась там. Оттуда она начала битву, чтобы найти место в каком-то государственном учреждении. В феврале муниципальный департамент образования смог выделить девочку в муниципальной школе Сол-Насент.

Главный аргумент защиты школы, когда ее спрашивает прокуратура, заключается в том, что, поскольку это частное учебное заведение, сбор не будет носить оскорбительный характер. Школа забывает, что разрешение, которое оно должно существовать в качестве учебного заведения, связано с обязательством следовать тем же правилам государственных школ. Все школы должны предоставлять и полностью финансировать персонал и оборудование для студентов, - утверждает он.

Лишняя хромосома воздействует на состояние здоровья и развития мышления малыша. Поэтому у одних людей с синдромом Дауна могут быть серьёзные нарушения здоровья, у других – незначительные.

Некоторые заболевания встречаются у людей чаще, например: врождённые пороки сердца, часть из которых серьёзна и требует хирургического вмешательства; часто встречаются недостатки слуха и ещё чаще – зрения, нередко возникает заболевание щитовидной железы, а так же простудные заболевания. У людей с синдромом Дауна обычно бывает нарушение интеллекта в различной степени.

Случай, подобный дочери Розангелы, произошел в другом подразделении Адвентистской сети, также в течение последнего периода регистрации. Школа в Моги Гуасу, также находящаяся в штате Сан-Паулу, предъявила те же требования к родителям ребенка-инвалида, который уже был учеником начальной школы. В то время прокурор Роберто Лино Джуниор, также из государственной прокуратуры, предлагал иск против колледжа и требовал, чтобы оскорбительная оговорка была снята с контракта с ребенком - цель, которая была достигнута.

Уже новое мероприятие, предложенное промоутером Лаке, требует, чтобы Сеть Адвентистов больше не могла выполнять этот тип требования в любом будущем контракте. Школа утверждает, что она не может нести ответственность за дополнительные потребности, которые могут иметь студенты.

Насколько приспособленным к жизни станет такой ребёнок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребёнка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.

Несколько факторов влияющих на приспособления к жизни детей с синдромом Дауна:

Однако, согласно Ассоциации родителей и друзей исключительных людей в Сан-Паулу, это требование является незаконным. Наблюдатель службы поддержки включения школы в Апай, Вивиан Перико, указывает, что студенты с ограниченными возможностями не могут быть дифференцированы от других студентов за счет дополнительных расходов.

Многие студенты с ограниченными возможностями нуждаются в специальной поддержке, да, но школы должны оказывать такую ​​поддержку в конце класса, как это предусмотрено законодательством. Что происходит, так это то, что многие родители приходят в школу уже хрупкой и соглашаются с этим типом соглашения только потому, что им трудно найти другой колледж, который, по крайней мере, принимает своих детей с ограниченными возможностями. Очевидно, что это также незаконно, но многие школы просто не учат детей-инвалидов, - сетует она.

Интеллектуальные затруднения, которые присущи практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Порой влияние этого фактора даёт себя знать достаточно.

Личность. Это наименее изученный фактор. Наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.

Получите доступ к своему почтовому ящику и подтвердите подписку, чтобы начать получать наш информационный бюллетень. Розели Блечер, профессор, и его ученик Бенджамин Сайдон, обладатель синдрома Дауна, еврейской школы Нового Бялика Ренашкенса. Синдром Дауна определяется генетическим расстройством, характеризующимся наличием третьего хромосомы № 21, которое также называется трисомией. Это недостаток, характеризующийся более низким, чем средним интеллектуальным функционированием, который проявляется до 18 лет, В дополнение к когнитивным дефицитам и коммуникационным трудностям, человек с синдромом Дауна представляет собой снижение тонуса мышц, с научной точки зрения называемого гипотонией.

Семейная динамика. Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной степени влияют на достижения ребёнка. Братья и сёстры, отношения с родителями, семейная экономика – всё это играет определённую роль и воздействует на развитие и обучение ребёнка с синдромом Дауна.

Методы обучения. Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы.

Проблемы также распространены в позвоночнике, щитовидной железе, глазах и пищеварительном тракте. Часто ребенок с этим недостатком рождается с сердечными аномалиями, разрешимыми с помощью операций. Происхождение синдрома Дауна трудно идентифицировать и охватывает генетические и экологические факторы. Причины многочисленны и сложны, включая пред, пери и постнатальные факторы.

Синдром Дауна в классе

Производительность улучшается, когда инструкции визуальны. Поэтому важно укрепить команды и запросы с помощью моделей, которые он может видеть, желательно с большими яркими иллюстрациями с легко понятными цветами и символами. Вербальный язык, в свою очередь, должен быть простым. Одна из трудностей для человека с синдромом, в общем, заключается в соблюдении правил. «Многие семьи не ругают ребенка, когда он делает что-то не так, как кусать и собирать предметы, которые ему не принадлежат», - говорит Моника.

Влияние медицинских проблем. Многие дети с синдромом Дауна с первых дней жизни имеют достаточно серьёзные проблемы со здоровьем. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.

При организации коррекционно – педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребёнка. Обучение детей с синдромом Дауна опирается на их сильные стороны. Хорошее зрительное восприятие и способности к наглядному обучению включающие способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия; способность выучить написанный текст и пользоваться им; способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение; способность обучаться по материалам индивидуального учебного плана и на практических занятиях.

Идеальным является принятие такого же подхода, как и другие. Они должны следовать правилам и делать то, что делают другие. Если они не могут оставаться в комнате все время, соглашайтесь, но не допускайте. Держите деятельность на уровне способностей ребенка, с постепенными проблемами. Это увеличивает успех работы. Планируйте перерывы между действиями. Усилия по развитию деятельности, связанной с когнитивными функциями, очень велики. Иногда усталость ребенка делает деятельность, похоже, невозможной миссией.

Всегда цените приверженность и производство. Когда вы чувствуете себя изолированными от группы и не имеющими большого значения в школьной работе и рутине, ребенок принимает реактивные отношения, такие как незаинтересованность, несоблюдение правил и провокаций.

Родители детей с синдромом Дауна, точно так же как и все мамы и папы, озабочены вопросом: какое будущее ожидает их детей? Чего же они желают для своих детей?

— Уметь полноценно общаться как с обычными людьми, так и с людьми, возможности которых ограничены. Иметь настоящих друзей среди тех и других.

— Уметь работать среди обычных людей.

Международный день синдрома синдрома

Авторы: Кристина Мария Тейшейра Триндаде и Ана Беатрис Суза Серкейра. Европейское течение оказало влияние на психопедагогическое инициирование в Аргентине, и то же самое повлияло на личность бразильской психопедагогики. В нашей стране психопагогия возникла примерно в 1970-х годах из-за необходимости ухаживать за детьми с ограниченными возможностями обучения, которые считаются непригодными в рамках обычной образовательной системы, но курсы в этой области начали размножаться в десятилетие.

И сегодня мы понимаем, что спрос на курсы значительно возрос, поскольку психопедагогия способствует более глубокому анализу процесса обучения и его отклонению. Психопедагогическое вмешательство: поиск смысла обучения. Психопедагогическое вмешательство - это эффективный способ предотвратить неудачу школы, ее работа, ориентированная на когнитивные и эмоциональные ресурсы, не только позволяет добиться успеха в обучении, но и позволяет восстановить самооценку и индивидуальную автономию, облегчая тем самым общение с другими людьми коллеги.

— Быть желанными посетителями тех мест, куда часто приходят другие члены общества, и участвовать в общих мероприятиях, чувствуя себя при этом комфортно и уверенно.

— Жить в доме, который соответствовал бы желанию и материальным возможностям.

— Быть счастливыми.

Для того, чтобы научиться взаимодействовать с обычными людьми так, как надо, ребёнок с синдромом Дауна должен получать интегрированное обучение и воспитание в обычных государственных дошкольных и школьных учреждениях. Интеграция в обычный детский сад и школу даст ему возможность учится жить и действовать, как это принято в окружающем его мире.

По словам Малуфа, для установления хорошего диагноза необходимо знать индивидуальное развитие ребенка, а также сосредоточиться на специализированных услугах, выходящих за рамки фармакологических. Для того, чтобы этот процесс имел место, мы знаем, что существует большая потребность в участии семьи и школьного учреждения, чтобы создать аффективный и когнитивный стимул, чтобы эти вмешательства стали эффективными и достигли своих реальных целей, что является спасением и вкус к обучению.

Отсюда важность психопедагогического вмешательства как формы профилактики школьной неудачи. Мы понимаем, что одна из форм ее профилактики происходит с вмешательством психопедагогики внутри учреждений, чтобы она способствовала спасению вкуса к обучению.

Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в России закреплены законодательно.

В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.

Изучение: что это такое и как оно обрабатывается в психопедагогическом представлении. Чтобы понять проблему обучения, нам сначала нужно понять, что такое обучение и как оно происходит в психолого-педагогическом взгляде. В литературе есть несколько способов концептуализации обучения, многие авторы занимаются определением темы в психопедагогическом представлении.

Алисия Фернандес рассказывает, что каждый предмет имеет свой способ обучения и свои средства для создания своих собственных знаний, а это означает очень личный способ решения и создания знаний. Уже Пиаже ищет помощь в когнитивистской линии для разработки характеристики процесса обучения. Он утверждает, что обучение является обязательным процессом балансировки, потому что он побуждает когнитивную систему искать новые способы интерпретации и понимания реальности, как учитель учится.

Проблемы с развитием речи.

Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций).

Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.

Изучение - это плод истории каждого предмета и отношений, которые он может установить со знанием на протяжении всей жизни, говорит Босса. Однако, когда мы говорим об обучении, мы не можем просто связать проблему с учеником, потому что обучение - это не индивидуальный процесс, то есть он зависит не только от усилий учащегося, но и от коллективного процесса.

Это то, что Фернандес все еще представляет нам, важность семьи, которая, в свою очередь, также несет ответственность за обучение ребенка, поскольку родители являются первыми учителями, и они определяют некоторые способы обучения своих детей. Это соображение также относится к отношениям учитель-ученик, для одного и того же автора: «Когда мы учимся, мы учимся у кого-то, мы учимся у того, кому мы доверяем, и права на обучение».

Общие черты отставания в развитии речи

* меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

* пробелы в освоении грамматических конструкций;

* способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

* большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

* трудности в понимании заданий.

Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:

Меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;

Меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.

Мышление .

Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппаратр, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.

Память.

Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.

Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.

Внимание.

Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Воображение.

Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.

Поведение.

Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

Эмоции.

У детей с синдромом Дауна отмечаются сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Личность.

В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность дайствиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большенству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешанны. Ранняя комплексная помощь- это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Особенности развития ребёнка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путём целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Используемая литература

Серия книг Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна “Даунсайд Ап “. П. Л. Жиянова. “Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна “.

Гаврилушкина.О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. Программы для специальных дошкольных учреждений – М.Просвещение, 1991.

Т.П.Медведева.И.А.Панфилова. Е..В.Поле. Серия « Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития». Москва 2004

Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями.

Современные исследования показывают, что практически все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается - от легкой степени умственной отсталости до тяжелой (Л. Кулин, 2003, О.И. Пальмов, 2006, Л.Ю. Панарина, 2004). Накопленный практический опыт Центра оказания ранней помощи семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна «Даунсайд Ап» в Москве показывает, что коэффициент интеллектуальности большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которой соответствует средняя степень задержки в развитии. Хотя бытует мнение, что все дети этой категории имеют глубокие интеллектуальные нарушения, что стало причиной устойчивого восприятия детей с этим синдромом, как детей, не подлежащих обучению.

Речь у особых детей появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Они могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными, могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Существует большая практика воспитания детей в специальных учреждениях и в условиях семьи показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению. Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе. Наблюдения за этими детьми, изучение их деятельности и поведения позволяют говорить о том, что при низких интеллектуальных способностях этих детей все же удается выявить у них «элементы обучаемости», то есть более сохранные компоненты познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, на которые могут опираться воспитатели в процессе коррекционной работы.

В обучении детей с синдромом Дауна существует программа рисования и подготовки к письму. В ней подробно рассказывается, что надо делать, например, перерисовывать по образцу, рисовать геометрические фигуры, как развивать графический навык. Таким же способом ребенка можно учить буквам и цифрам.

Ребенка с синдромом Дауна нужно обучать счету с помощью программы обучения числам от 1 до5 , где можно использовать:

Механический счет от (например, табло с цифрами);

Счет движущихся предметов (например, детские машинки)

Счет фиксированных предметов (например, можно использовать магнитную доску, с различными яркими магнитами)

Счет беспорядочно движущихся предметов (можно использовать детскую железную дорогу)

Счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от 1 до5;(например на магнитную доску цифры прикреплять в разброс)

Механический счет путем называния чисел (обязательно называть числа по порядку)

Счет и определение размеров набора из 1-5 предметов (можно использовать любые знакомые ребенку игрушки разных размеров)

Называние по порядку чисел от 1 до 5.

Также при счете помимо игрушек можно использовать карточки с цифрами. Сюда также можно отнести

Механический счет до предъявленного числа

Отбор карточек с числами от 1 о 5;

Отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от 1 до 5;

Сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками от 1- до 10 .

Когда ребенок с синдромом Дауна освоил программу обучения числам от 1 до 5 можно использовать ту же программу обучению счета от 1 до 10.

Дети с синдромом Дауна имеют те же права и должны иметь те же возможности для развития своего потенциала, что и все другие люди. Получая педагогическую помощь и необходимую социальную поддержку с самого рождения, они могут успешно развиваться, жить полной жизнью, быть достойными гражданами и полезными членами общества .

Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны выполнять простейшие виды домашних дел. Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т.д. эти обязанности надо периодически менять, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой. Нужно всячески поощрять стремление ребенка с синдромом Дауна правильно выполнить работу, даже небольшие, подчас малозаметные успехи должны быть отмечены.

Каролина Филпс Мама, почему у меня синдром Дауна? Москва.- Теревинф, 2012.

Б.Ю.Кафенгауз Ребенок с наследственным синдромом. Опыт воспитания.

Патриция Р. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна.

Жильянова П.Н. Социальная адаптации детей раннего возраста с синдромам Дауна.

Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей синдромом Дауна: Пособие для родителей.

Есипова Т.П., Кобекова Е.А, Нерковская А.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста.

Зимина Л. Солнечные дети с синдромом Дауна.

Список использованной литературы:

sunchildren.narod.ru/,

Б.Ю.Кафенгауз Ребенок с наследственным синдромом. Опыт воспитания

www.centr45.ru Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Курганской области

Сайт www.centr45.ru Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Курганской области

Журнал «Мама и Малыш», №03, 2005

Педагог-психолог


Close