Литература и история Министр просвещения Сергей Семенович Уваров 1.Как вы думаете, почему так ненавидел граф Уваров русскую литературу? 2.Проиллюстрируйте эти мысли примерами из произведений писателей. «Если мне удастся задушить русскую литературу, я буду спать спокойно».

Читать - очень полезно для общего развития, особенно для детей! Выбрать интересные книги из огромной коллекции, советуем в книжном онлайн-магазине Лабиринт.









Литература и история Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» 1789 г. - Великая французская буржуазная революция Новые революционные умонастроения привели к появлению в литературе интереса к изображению внутреннего мира человека, его душевным переживаниям. Появляется новое литературное направление – сентиментализм.









Ребенок отстает от школьной программы? Попробуйте онлайн-школу подготовки к экзаменам: попробовать бесплатно.


Литература и история Фрагмент диорамы «Оборона Севастополя» г.г. – Крымская война Впервые в литературе изображается психология человека на войне, получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни, развивается тема народа.


Литература и история Манифест, изданный царем Александром II в 1861 г г. – отмена крепостного права в России отмена крепостного права в России Литература становится всё более социальной по проблематике, развивается теме «маленького человека».


Русская культура XIX в. наука живопись литературамузыка театр журналистика «Это было удивительное время, время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, учёных, художников, музыкантов…» Н.Г. Чернышевский



Описание презентации ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Выполнила: Овчинникова Д. Группа: по слайдам

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Выполнила: Овчинникова Д. Группа: 3 Л/Д

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17 -18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А. С. Пушкину.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 - 1837), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века.

А. С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан» , «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М. Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри» , стихотворная повесть «Демон» , множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны

Н. В. Гоголь Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка» , где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А. С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

А. П. Чехов М. Горький Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А. Н. Островского А. П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А. П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Золотой век русской литературы 9 класс Золотой век -

  • первый период расцвета русской литературы, пришедшийся на начало XIX века. В этот период русские писатели перешли от классицизма к романтизму. Также резко изменился язык русской художественной литературы, в частности, поэзии, с появлением таких авторов, как Василий Жуковский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов.
Под золотым веком М. А. Антонович имел в виду литературу пушкинско-гоголевского периода.
  • «Недавно еще казалось, будто все органы литературы проникнуты одним духом и одушевлены одинаковыми стремлениями; все они, по-видимому, согласно шли к одной цели и преследовали одинаковые интересы... Поистине, то был Золотой век нашей литературы,
  • период ее невинности и блаженства!..»
Условия развития русской литературы
  • Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни.
  • Подъем русского самосознания.
  • Напряженная идейная борьба.
  • Литературные течения в России 19 века существовали одновременно.
  • Дворянская литература.
Николай Михайлович Карамзин
  • Никола́й Миха́йлович Карамзи́н- русский историк-историограф, писатель, поэт.
  • Почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818).
  • Создатель «Истории государства Российского» (тома 1-12, 1803-1826 гг.) - одного из первых обобщающих трудов по истории России.
  • Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).
Василий Андреевич Жуковский
  • Васи́лий Андре́евич Жуко́вский - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
  • Действительный член Императорской Российской академии (1818);
  • почётный член Императорской Академии наук (1827-1841) и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности,
  • тайный советник (1841).
Константин Николаевич Батюшков
  • Константи́н Никола́евич Ба́тюшков - русский поэт, предшественник Пушкина.
Иван Андреевич Крылов
  • Ива́н Андре́евич Крыло́в - русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки,
  • Статский Советник,
  • Действительный член Императорской Российской академии (1811),
  • ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
Кондратий Федорович Рылеев
  • Кондра́тий Фёдорович Рыле́ев - русский поэт, общественный деятель, декабрист, один из пяти казнённых руководителей декабрьского восстания 1825 года.
Александр Сергеевич Грибоедов
  • Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов - русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник (1828).
Александр Сергеевич Пушкин
  • Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин - русский поэт, драматург и прозаик.
Федор Иванович Тютчев
  • Фёдор Ива́нович Тю́тчев - русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года.
Михаил Юрьевич Лермонтов
  • Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов - русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.
  • Никола́й Васи́льевич Го́голь - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы
Виссарион Григорьевич Белинский
  • Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский - русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ-западник.
Николай Александрович Добролюбов
  • Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов - русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ.
Николай Гаврилович Чернышевский
  • Никола́й Гаври́лович Черныше́вский - русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

4. Литература народов России Вследствие высокой идейной насыщенности и глубокой народности передовая русская культура оказывала могучее революционизирующее воздействие на культурное развитие других народов России. Его прежде всего испытали те народы, которые издавна были объединены с русским народом в одном государстве и развивались с ним в рамках общей экономической системы. При этом единство революционных устремлений и совместное участие в освободительном движении во многом способствовали укреплению культурных связей между народами России. Приобщение к передовой русской культуре вдохновляло и морально поддерживало прогрессивную национальную интеллигенцию. Русская классическая литература являлась для национальных писателей и поэтов сокровищницей идей и образов, школой художественного реализма, примером беззаветного служения народу.

5. Заключение Ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX век, начавшийся с творчества гениального Пушкина. Феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, живописи, истории и философии. Это позволяет назвать XIX век «золотым веком» русской культуры, которая приобрела всемирное значение. XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры и русской нации как общности людей, складывающейся в процессе развития капиталистических отношений. Россия вышла в мировое культурное сообщество с неоспоримым преимуществом, собственной национальной культур.

А.С. Пушкин Д.В. Давыдов А.А. Дельвиг К.Н. Батюшков К.Ф. Рылеев Е.А. Баратынский В.А. Жуковский

Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нём не только поэта, но и человека… В.Г.Белинский

К.Н.Батюшков – непосредственный предшественник А.С.Пушкина, поэт раннего русского романтизма («предромантик»). Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.

Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом её изображения является душевная жизнь человека – не как «малая» часть большого мира, а как абсолютная ценность внешней, всеобщей жизни. Батюшков, поэт неповторимого дарования, создал свой художественный мир, в центре которого образ АВТОРА с его романтической мечтой и устремленностью к идеалу («Мечта в мире золотит И от печали злыя Мечта нам щит») и реальным миром земных радостей («Я умею наслаждаться, Как ребенок всем играть, И счастлив»), с миром светлых чувств («Только дружба обещает Мне бессмертия венок») и душевной скорби («Печальна опытность открыла Пустыню новую для глаз»). Жизнь поэта не должна противоречить духу его поэзии, жизнь и творчество неотделимы: Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь… Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует…

К.Н.Батюшков родился 18 (29)мая 1787 года в Вологде в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении – селе Даниловском Тверской губернии. С 10 лет обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками. С 1802 года жил в Петербурге в доме своего дяди М.Н.Муравьева, куратора Московского университета, писателя и просветителя, сыгравшего решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Здесь Батюшков изучал философию, литературу французского просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения.

С 1805 года в печати появляются стихотворения К.Н.Батюшкова: «Послание к стихам моим», «К Хлое», «К Филисе», эпиграммы – пишет стихи преимущественно сатирической направленности.

в В 1810 – 1812 г.г. активно журнале сотрудничает «Драматический вестник». Сближается с Н.М.Карамзиным, В.Л.Пушкиным, В.А.Жуковским, П.А.Вяземским другими и литераторами. С этого времени целиком себя литературному творчеству. посвящает

В стихотворениях первого периода литературной деятельности К.Н.Батюшкова преобладают анакреонтические и эпикурейские мотивы: наслаждение земной жизнью, воспевание любви и дружбы, простых человеческих радостей, бесхитростных, нарочито наивных человеческих желаний: …Дружбе дам я час единый, Вакху час и сну другой; Остальною ж половиной Поделюсь, мой друг, с тобой! Батюшков утверждает внутреннюю свободу поэта, его творческую независимость («Мои Пенаты»).

К.Н.Батюшков участвовал в русской кампании против Наполеона в походе в Пруссию (1807 г.) – был тяжело ранен под Гейльсбергом, эвакуирован в Ригу, после ­ в Петербург; в войне со Швецией (1808 г.) ; в 1813 – 1814 г.г. в заграничном походе русской армии. Батюшков – свидетель страшного пожара Москвы 1812 года.

В 1812 году Батюшков был в отставке, но решил снова поступить на военную службу: «Я… твердо решился отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, лишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени» (Из письма к П.А.Вяземскому) Тема Отечественной войны входит в поэзию К.Н.Батюшкова как живой отклик на увиденное: Мой друг! Я видел море зла И неба мстительного кары: Врагов неистовых дела, Войну и гибельны пожары… Бродил в Москве опустошенной, Среди развалин и могил… «К Дашкову»

В пору всеобщего народного бедствия поэзия не может воспевать радости жизни, её назначение в ином – сказать об этих бедствиях и страданиях. Поэт не может оставаться в стороне от событий, влияющих на судьбу страны: Нет, нет! Талант погибни мой И лира, дружбе драгоценна, Когда ты будешь мной забвенна, Москва, отчизны край златой! «К Дашкову»

Впечатления войны с Наполеоном составили содержание многих стихов К.Н.Батюшкова: послание «К Дашкову», «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», элегия «Переход русских войск через Неман», «Тень друга» и др. К.Н.Батюшков создал образцы гражданской поэзии, в которых патриотизм соединился с глубокими индивидуальными переживаниями автора:

…Пока на поле чести За древний град моих отцов Не понесу я в жертву мести И жизнь и к родине любовь, Пока с израненным героем, Кому известен к славе путь, Три раза не поставлю грудь Перед врагом сомкнутым строем – Мой друг, дотоле будут мне Все чужды музы и хариты, Венки, рукой любови свиты, И радость шумная в вине! «К Дашкову»

В 1814 – 1817 г.г. Батюшков много ездит, редко останавливается надолго на одном месте. В эти годы он пережил тяжелый духовный кризис, связанный с разочарованием в просветительской философии; сказались и неуспехи по службе, неудачи и разочарования в личной жизни. В творчестве появляются религиозные и философские настроения, мотивы трагической любви, вечного разлада художника – творца с действительностью; поэзия окрашивается в печальные тона: «Мой гений», «Разлука», «К другу», «Пробуждение», «Таврида»… Анна Фёдоровна Фурман

Скажи, мудрец младой, что прочно на земле? Где постоянно жизни счастье?... Так всё здесь суетно в обители сует! Приязнь и дружество непрочно! Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет? Что вечно чисто, непорочно?... Так ум мой посреди сомнений погибал. Все в жизни прелести сокрылись: Мой гений в горести светильник погашал, И музы светлые сокрылись… Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен: Ногой надёжною ступаю И, с ризы странника свергая прах и тлен, В мир лучший духом возлетаю. « К другу» Земной мир не сулит счастья, в нём гибнет всё прекрасное: любовь, дружба…


Close