Шарль Перро сказка "Красная шапочка"

Главные герои сказки "Красная шапочка" и их характеристика

  1. Красная шапочка, добрая девочка, которая бывала легкомысленной и слишком доверчивой.
  2. Бабушка, добрая старушка, которая открывала двери кому попало
  3. Волк, злой и голодный, обманул доверчивую девочку и чуть не съел бабушку и Красную шапочку
  4. Мама, добрая женщина, отправила дочку одну в темный лес.
  5. Дровосеки, добрые мужчины, которые убили Волка.
План пересказа сказки "Красная шапочка"
  1. Мама и Красная шапочка
  2. Пирог и масло
  3. Путь через лес
  4. Хитрый Волк
  5. Короткая дорога
  6. Съеденная бабушка
  7. Зачем Волку большие зубы
  8. Дровосеки.
Кратчайшее содержание сказки "Красная шапочка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Мама отправляет Красную шапочку с подарками к бабушке
  2. Красная шапочка встречает Волка и рассказывает ему про бабушку
  3. Волк бежит короткой дорогой и проглатывает бабушку
  4. Приходит Красная шапочка и удивляется большим рукам, ушам, глазам и зубам бабушки
  5. Волк проглатывает Красную шапочку
  6. Дровосеки убивают Волка и освобождают Красную шапочку и бабушку.
Главная мысль сказки "Красная шапочка"
Никогда нельзя разговаривать с незнакомцами и рассказывать им о своих близких и себе.

Чему учит сказка "Красная шапочка"
Эта сказка учит нас быть осторожными и осмотрительными, потому что незнакомец может казаться приветливым, но на самом деле быть кровожадным волком.

Отзыв на сказку "Красная шапочка"
Сказка эта мне очень понравилась, потому что Красная шапочка была такой веселой, она любила природу и с доверием относилась к другим людям и животным. Но это доверие сыграло с ней дурную шутку и чуть не привело к трагедии. Хорошо, что вовремя подоспели дровосеки и спасли Красную шапочку.

Пословица к сказке "Красная шапочка"
Доверяй, но проверяй.
Береженого бог бережет.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Красная шапочка"
Жила в деревне маленькая девочка, которую любили мама и бабушка. Бабушка подарила девочке красную шапочку и с тех пор девочку так и звали - Красная шапочка.
Однажды мама отправила Красную шапочку к бабушке, отнести пирожок и масло, да про здоровье узнать.
Пошла Красная шапочка через лес, а навстречу Волк. Спросил Волк, куда идет Красная шапочка, а девочка все ему и рассказала.
Побежал Волк короткой дорогой к домику бабушки и постучал. Бабушка решила, что пришла Красная шапочка и сказала Волку дернуть за веревочку. Волк дернул, дверь открылась и он сразу проглотил бабушку.
Красная шапочка шла дальней дорогой и собирала цветы. Она подошла к домику бабушки и постучала. Волк хриплым голосом спросил, кто там, а Красная шапочка решила, что бабушка охрипла от простуды.
Она вошла в дом и поставила пирожок и масло на стол, а потом стала спрашивать бабушку, зачем ей такие большие руки, глаза, уши и зубы. Тут Волк проглотил Красную шапочку.
К счастью мимо проходили дровосеки и разрубили брюхо Волку, а оттуда выскочили живые бабушка и Красная шапочка.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Красная шапочка"

  • У современной аудитории название «Красная шапочка» вызывает в памяти образы из сказки: маленькая девочка в красной шапочке, направляющаяся к бабушке. Но на самом деле оригинальная история рассказывала об опасности и лжи, чтобы предостеречь впечатлительные юные умы. Режиссер Кэтрин Хардвик отмечает, что у этой сказки значительно более мрачные корни, которые идеально вписываются в жанр фэнтези-триллера: «Большинство из нас выросли на облегченной версии «Красной шапочки», но в оригинальном сюжете есть очень темные моменты, которые делают его более интригующим. Девочка одна в лесу, к ней подкрадывается волк и заговаривает с ней… В этой идее столько таинственности, она просто захватывает воображение. Когда ты был ребенком, история значила для тебя одно, но взглянув на нее, уже будучи подростком или взрослым, ты видишь ее в совершенно другом свете».
  • Скрытое послание легенды о Красной шапочке вот в чём: не разговаривайте с незнакомцами. Но что если волк будет кем-то, кого ты знаешь… кем-то, кому ты доверяешь… кем-то, кого ты любишь? Чтобы добавить интриги в сюжет классической сказки, хищником в фильме станет оборотень, скрывающийся в образе человека, пока полнолуние не покажет его истинную суть. Основываясь на этом предположении, автор сценария Дейвид Лесли Джонсон написал загадочную историю убийств, где каждый является подозреваемым, а страх и паранойя будоражат всю деревню. Продюсер Дженнифер Дейвиссон Киллоран соглашается: «В какой-то момент ты перестаешь верить почти всем персонажам. Мы специально всё продумали так, чтобы каждый мог быть оборотнем».
  • В этой истории есть и романтика. Валери разрывается между двумя обаятельными поклонниками: Питером, которого она любила с детства, и Генри, которого ей в мужья выбрали родители. Сомнения в том, кто же является оборотнем, превращают сердечный выбор в вопрос жизни и смерти. Еще больше всё усложняется, когда героиня сталкивается с чудовищем и узнает, что между ними существует очень тесная связь.
  • Аманда Сейфрид исполнила роль Валери, чья запоминающаяся красная накидка дала название оригинальной истории. «Любовный треугольник – это еще интереснее, ведь Валери не знает, кому она может доверять, – говорит актриса. – Она любит Питера, но она начинает отмечать в нем некоторые детали, которые заставляют ее задуматься. А может ли любовь всей ее жизни оказаться оборотнем? К тому же она лучше узнает Генри и видит, какой он замечательный, при этом у нее есть сомнения и на его счет. Она должна выяснить, чего же она хочет и что именно ей нужно».
  • Сочетание любовной истории, саспенса и древней легенды привлекло Хардвик. Для продюсеров ее выбор в качестве режиссера также был очевиден. По словам Киллоран, «у Кэтрин есть удивительная способность завоевывать души молодого поколения». Работа с Хардвик сплотила разные поколения актеров: от начинающих исполнителей до настоящих «легенд экрана».
  • Валери – это и краеугольный камень любовного треугольника, и важная фигура для таинственного оборотня. Когда оказывается, что чудовище ей не чуждо, у Валери появляется веская причина, чтобы засомневаться в каждом. Она подозревает и двух очень непохожих молодых людей, дорогих ее сердцу – Питера и Генри, которых сыграли Шило Фернандез и Макс Айронс соответственно. Фернандез говорит: «Питер – дровосек и возлюбленный Валери. Они вынуждены скрывать свои отношения, потому что для жителей деревни он – бедный сирота и чужак. В начале фильма он узнает, что ее обручили с Генри, поэтому просит Валери бежать с ним. Он хочет показать ей мир, который она никогда не видела: большой город, океан… все, что угодно, лишь бы они были вместе. Но прежде чем им удалось осуществить задуманное, происходит трагедия. Сестру Валери, Люси, находят убитой оборотнем». Мы также узнаем, что Люси была влюблена в Генри, но тот видел лишь Валери. Айронс отмечает: «Генри – городской кузнец и наследник богатейшей семьи города. Он не в силах понять, как Валери может предпочесть ему Питера, и он искренне верит, что сможет дать ей лучшую жизнь». «Вот и получается старый, добрый любовный треугольник: стоит ли героине предпочесть обеспеченную жизнь с человеком, который по счастливому стечению обстоятельств еще и силен и красив, или выбрать того, кто кажется немного опасным, но притягательным и волнующим. Я думаю, девушки просто мечтают о таком выборе, особенно если выбирать приходится между Шило и Максом», – смеется Хардвик.
  • Родители Валери, Сюзетт и Сезар, рассуждают по-разному и расходятся во мнении, кто из этих двоих сможет сделать жизнь их дочери счастливой. Вирджиния Мэдсен, которая играет Сюзетт, говорит: «Сюзетт верит, что, выйдя замуж за богатого молодого человека, который к тому же еще и очень мил, ее дочь сможет жить достойно. Она считает, что Валери заслуживает большего, чем простой дровосек, к тому же еще и «плохиш». Их связывает всего лишь страсть, а она быстро проходит. После убийства старшей дочери Люси она еще сильнее стремится защитить свое единственное оставшееся дитя. К тому же Сюзетт не хочет, чтобы жизнь Валери сложилась так же, как и у нее, жены вечно пьяного дурака-дровосека».
  • Сыгравший Сезара Билли Бёрк соглашается, что его персонаж «любит «заложить за воротник», но дочь любит его и прощает ему недостатки. Может быть, ее любовь к Питеру частично объясняется известным клише, согласно которому девушки выбирают мужчин, похожих на их отцов. Дровосеку Сезару нравится его «коллега» Питер, и он считает того подходящей партией для своей дочери». Но из всех членов семьи Валери ближе всего ее бабушка. Джули Кристи сыграла персонажа, который определенно отличается от героини классической сказки. Хардвик подчеркивает: «Я не хотела, чтобы она была морщинистой старой каргой. Бабушка у нас очень богемная дама – у нее длинные локоны, она живет вдалеке от деревни, глубоко в лесу, и ее окружает тайна».
  • После того, как волк нападает на члена ее семьи, Валери спешит в глушь к бабушке, несмотря на то, что жители деревни, жаждущие мести, объединяются, чтобы выследить и убить чудовище. И хотя победа достается дорогой ценой, они возвращаются, думая, что одержали верх. Тем временем деревенский священник отец Огаст, полагая, что он поступает, как лучше для его паствы, приглашает известного охотника на оборотней отца Соломона в Даггерхорн.
  • Гари Олдман сыграл отца Соломона, которого он описывает, как человека одержимого. «Но я бы не сказал, что он злодей. Он заглянул во тьму и теперь абсолютно уверен в правильности своей миссии. Мой герой искренне верит, что он – меч в руках Божьих… а еще у него отличный вкус», – невозмутимо продолжает Олдман. Отец Соломон приезжает в деревню как раз на празднество в честь кровавой расправы над чудовищем, и предостерегает, что ничего еще не закончилось. Их добыча, сообщает он, всего лишь обычный серый волк, а оборотень все еще жив. А потом он открывает им весь ужас их положения: страшное создание днем становится человеком и живет среди них. В полнолуние один из соседей превращается в волка. Ситуацию ухудшает еще одна деталь. Во время редкого астрономического явления, которое случается раз в тринадцать лет, когда объединяются Марс и Луна, Земля находится во власти кровавой луны. Когда красное светило восходит в ночном небе, несмертельный укус оборотня превращает жертву в предателя: человек становится оборотнем. Поэтому в течение последующих трех дней даже души жителей деревни находятся в опасности.
  • Главный злодей в этой истории, конечно же, оборотень. В «Красной шапочке» этот ключевой персонаж не проходил кастинг, а был создан с помощью магии компьютерных технологий. Киллоран отмечает: «Зачастую фильмы об оборотнях акцентируют внимание на процессе трансформации, а мы специально старались этого избежать. Ведь эта история не о том, как человек превращается в оборотня, она – о волке, который к тому же является человеком».
  • Супервайзер визуальных эффектов Джеффри Окан создал монстра, который должен был быть столь же сообразительным, сколь и ужасным. Он отмечает: «Кэтрин абсолютно точно знала, чего она хочет: волк должен был быть не только сильным и злобным, но и очень умным. Перед нами стояла задача создать не правдоподобное чудовище, а правдоподобный персонаж».
  • Держа всё это в уме, Окан и его команда из «Ритм энд Хьюз» работали над «выражением» морды оборотня и его глубоких карих глаз, которые стали для Валери «путеводной ниточкой» к его человеческому «второму я». Чтобы сохранить интригу, Окан наделил оборотня чертами каждого из персонажей. Он объясняет: «Уловка состояла в том, чтобы взять некоторые детали игры каждого из актеров, и таким образом вы могли бы уловить намек на чьи-то манеры или особенности поведения».
  • На площадке команда, ответственная за спецэффекты, вместе с каскадерами под началом Энди Ченга использовали разные методы, чтобы дать актерам возможность физически ощутить присутствие оборотня. Каждая «подделка» под волка получила совсем-не-страшное прозвище, как поделился Окан: «У нас была вырезанная из пенопласта полноразмерная модель по кличке Дутик, волчья голова с шерстью, которую назвали Пушок, и вырезанный из картона силуэт по имени Плоский».
  • Компьютерные технологии также использовались для создания некоторых не анимированных элементов фильма. Площадки, как для интерьерных, так и для экстерьерных сцен, в том числе и деревня Даггерхорн, были сконструированы в павильонах канадского «Моушн Пикчер Парк» в Ванкувере. А затем съемочный процесс расширил свои границы с помощью высокотехнологичных визуальных эффектов и низкотехнологичных зеркал.
  • Однако одна сцена не нуждалась в расширении: фантазия, которая была снята на вершине горы неподалеку от студии, когда Валери и Питер взбираются на вершину холма, а ее развевающийся красный плащ резко контрастирует с белым полотном снега. Работая над антуражем картины, Хардвик тесно сотрудничала с художником-постановщиком Томом Сандерсом и художником по костюмам Синди Эванс, используя при этом весь свой дизайнерский опыт.
  • Хотя время действия определенно не современное, создатели фильма не хотели указывать точное время и место событий. «Мы хотели поместить их в собственный маленький сказочный мир, придерживаясь истоков истории, – говорит Хардвик. – В деревеньке Даггерхорн были специально созданы некоторые элементы, которые должны были указывать на страх, под гнетом которого живут люди. Например, многие дома там построены на сваях». Хардвик вспоминает: «Изначально мы представляли дом бабушки, как небольшой забавный лесной домик, но Том развил эту идею. Он создал дом между этих потрясающих деревьев, так что вы даже сразу не поймете, где заканчиваются деревья и начинается здание».
  • Специально использовались ткани приглушенных тонов, близких по цвету деревьям, камню и металлу. И только в одном месте появляется красный цвет – красная накидка Валери, благодаря которой сказка и получила свое название. Вообще-то было разработано два основных варианта плаща: один, шестиметровый, показан в сцене-фантазии и полностью сделан из бархата; и другой, основной, героиня носит на протяжении всего фильма. По словам Эванс: «Мы проделали большую работу в поисках подходящей материи, даже исследовали нашу собственную одежду, пока я не наткнулась на двутонный шелк-сырец, который подошел просто идеально».
  • Для костюмов двух поклонников Валери Эванс использовала принцип контраста, замечая, что «стиль Питера исходит из необходимости, а Генри – из его богатства. Будучи бедным дровосеком, Питер мастерит одежду сам, сшивая вместе кусочки кожи и материи. С Генри же все наоборот. Как наследник состоятельной семьи он может позволить себе сшитую портным одежду». Но самый экстравагантный вид Эванс и Хардвик приберегли для отца Соломона, чей пурпурный бархатный костюм, по словам Эванс, «символизирует его влияние и богатство. Столетия назад только самые дорогие красители использовались для создания пурпурного цвета. Это был королевский цвет, а нам он помог передать могущество человека, его носящего». Среди жителей деревни зрители могут заметить некоторых знакомых нам сказочных персонажей, в том числе и трех «поросят», у которых своя история отношений с большим страшным волком.
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Для анализа по структуре В.Я. Проппа, я решила взять всеми известную сказку "Красная Шапочка", которую написали братья Гримм.

    Сказка начинается с перечисления членов семьи, это не является функцией, но все же представляет собой важный морфологический элемент, некую исходную ситуацию в сказке. В "Красной Шапочке" становится понятно, что она живет со своей мамой и недалеко от них, в лесу, живет ее бабушка, которой нужно отнести пирог.

    1) Отлучка (Красная Шапочка уходит из своего дома к бабушке)

    3) Нарушение (Красная Шапочка сходит с тропинки, чтобы собрать цветы)

    4) Выведывание (Волк расспрашивает Красную Шапочку, куда она идет и где живет бабушка)

    5) Выдача (Красная Шапочка рассказывает волку, где живет ее бабушка и зачем она к ней идет)

    6) Подвох (волк притворяется добрым и предлагает Красной Шапочке собрать цветы, чтобы попасть первым к бабушке. Затем, он обманывает бабушку притворяясь Красной Шапочкой, а далее, обманывает Красную Шапочку, притворяясь бабушкой)

    7) Пособничество (Красная Шапочка поддается обману и начинает собирать цветы, тем самым, помогая волку)

    8) Вредительство (Волк добирается до бабушки, проглатывает ее, сам одевается в ее одежду, тем самым, совершая подмену. Далее, он проглатывает саму Красную Шапочку)

    Недостача (Мать посылает Красную Шапочку к бабушке, потому что бабушка болеет и ее нужно навестить)

    9) Посредничество (Мать отправляет Красную Шапочку к бабушке)

    10) Отправка (Красная Шапочка покидает свой дом и идет к бабушке)

    11) Победа (Охотник режет брюхо волку, а потом все вместе набивают брюхо волка камнями и он умирает)

    12) Ликвидация беды или недостачи (Красная Шапочка и бабушка освобождаются, бабушка съедает гостинцы, принесенные внучкой, и начинает выздоравливать)

    1а) Отлучка (Красная Шапочка снова уходит из своего дома к бабушке,

    чтобы отнести пирог)

    6а) Подвох (Другой волк пытается снова проникнуть в дом к бабушке,

    притворяясь Красной Шапочкой)

    8а) Вредительство (Волк выманивает Красную Шапочку, поджидая, когда она пойдет домой)

    Затем, появляются новые функции:

    13) Трудная задача (Бабушка и Красная Шапочка думают, как им избавиться от волка)

    14) Решение (Бабушка предлагает решение этой задачи)

    15) Возвращение (Красная Шапочка счастливо возвращается домой)

    Анализ сказки "Красная Шапочка"


    Жила-была маленькая, милая девочка

    Начальная ситуация (i)

    Вот подарила бабушка ей однажды из красного бархата шапочку.

    Облик героя

    Вот однажды мать ей говорит:

    Посредничество (В2)

    Красная Шапочка, вот кусок пирога да бутылка вина, ступай отнеси это бабушке; выходи из дому пораньше, да смотри, в сторону с дороги не сворачивай.

    Запрет (б1)

    она больная и слабая пускай поправляется

    Недостача (а6)

    Я уж справлюсь, как следует, - ответила матери Красная Шапочка и с ней попрощалась.

    Отлучка героя (е3) ^

    Только вошла Красная Шапочка в лес, а навстречу ей волк.

    Встреча антагониста

    Красная Шапочка, а где живет твоя бабушка?

    Выведывание антагонистом (в1)

    Выдача сведений (w1)

    под тремя большими дубами стоит ее домик, а пониже густой орешник

    Троичность

    Красная Шапочка, погляди, какие кругом красивые цветы.

    Подвох (г1)

    И она свернула с дороги прямо в лесную чащу

    Нарушение запрета (b1)

    и стала собирать цветы.

    Пособничество антагонисту (g1)

    А волк кинулся к бабушкиному дому и в дверь постучался.

    Это я, Красная Шапочка, принесла тебе вино и пирог, открой мне.

    Подвох (г1)

    он подошел прямо к бабушкиной постели и проглотил старуху

    Вредительство (A14)

    Затем он надел ее платье, на голову - чепец, улегся в постель и задернул полог.

    Вредительство (А12)

    вспомнила Красная Шапочка о бабушке и отправилась к ней; она удивилась, что дверь настежь открыта

    Рудимент сообщения беды (В4)

    Ох, бабушка, какой у тебя, однако, страшно большой рот!

    Это чтоб легче было тебя проглотить!

    Связывающий диалог с антагонистом

    Только сказал это волк, и как вскочит с постели - и проглотил бедную Красную Шапочку.

    Вредительство (A14)

    А проходил в ту пору мимо дома охотник

    Появление помощника

    И он вошел к ней в комнату, подходит к постели, глядь - а там волк лежит.

    Обнаружение антагониста

    он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку; надрезал еще, и выскочила оттуда девочка; выбралась потом оттуда и старая бабушка

    Ликвидация беды (Л10)

    Красная Шапочка притащила поскорее больших камней, и набили они ими брюхо волку; тут ему и пришел конец.

    Победа (П5)

    И были все трое очень и очень довольны

    Утроение

    Бабушка скушала пирог, выпила вина, что принесла ей Красная Шапочка, и начала поправляться да сил набираться

    Ликвидация недостачи (Л4)

    однажды, когда Красная Шапочка опять несла бабушке пирог,

    Отлучка (е3) ^

    заговорил с ней другой волк

    Встреча антагониста

    А тут вскоре и волк постучался и говорит:

    Бабушка, отопри мне, я - Красная Шапочка, пирог тебе принесла.

    Подвох (г1)

    А они молчат, дверь не открывают

    Предчувствие беды

    Тогда обошел серый, крадучись, вокруг дома несколько раз, прыгнул потом на крышу и стал дожидаться, пока Красная Шапочка станет вечером возвращаться домой: он хотел пробраться за ней следом и съесть ее в темноте.

    Вредительство (А8)

    Но бабушка догадалась, что задумал волк

    Трудная задача, требующая решения (З)

    Красная Шапочка, возьми ведро - я вчера варила в нем колбасу - и вылей воду в корыто.

    Решение задачи (Р)

    Красная Шапочка стала носить воду, пока большое-пребольшое корыто наполнилось всё доверху.

    Победа (П5)

    И почуял волк запах колбасы, повел носом, глянул вниз и, наконец, так вытянул шею, что не мог удержаться и покатился с крыши и свалился вниз, да прямо в большое корыто, в нем и утонул он

    Ликвидация беды (Л3)

    А Красная Шапочка счастливо домой воротилась,

    Возвращение героя v

    и никто уже с той поры ее больше не обижал.

    Счастливый конец

    Мифологический хронотоп сказки, характеристика героя


    Особенностью хронотопа волшебной сказки является связь этого жанра с мифом. Постепенный переход от мифа к сказке происходил на фоне развития человеческой цивилизации и разрушения мифологического мировоззрения. Так, по мнению В.Я. Проппа, такое разрушение во многом предопределил отказ от обряда инициации: "блага, приобретенные актом посвящения, стали непонятны, и общественное мнение должно было измениться, осуждая этот страшный обряд". Другими словами, у людей со временем произошло ослабление строгой веры в истинность мифических событий. Люди стали более развиты духовно, у них поменялся быт, были изменены взгляды на жизнь, понятие нравственности и их мировоззрение в целом. Поэтому, с течением времени, из сказки частично либо совсем убираются все пугающие, "варварские", ярко выраженные моменты, а на смену им приходит этическое, соответствующее времени и образу жизни содержание. Но никак нельзя забывать, что фундаментом любой волшебной сказки изначально является миф. На примере сказки "Красная Шапочка" мы можем это проследить.

    По мнению Ш. Перро, который написал эту сказку ранее братьев Гримм, Красная Шапочка олицетворяет собой небо. Подаренная ей бабушкой красная шапочка напоминает атрибуты богини в мифологии - венец или корону, а красный цвет символизирует принадлежность к огненной стихии. Можно предположить, что в основу написания сказки положен миф о Гелиосе и Фаэтоне. Гелиос - Солнце, имел сына, которого звали Фаэтон, что в переводе "Блистательный". Солнце - Гелиос, отдает свой лучезарный венец сыну Фаэтону для прогулки по небосводу, предупреждая о недопустимости остановки; такое же предостережение получает Красная Шапочка от матери. У Фаэтона и Красной Шапочки есть лишь одна дорога, с которой невозможно свернуть. В случае с Фаэтоном все заканчивается трагично, а в сказке мы наблюдаем счастливый конец. Кстати, изначально, сказка тоже плохо заканчивалась - Красную Шапочку съедал волк и лишь в немногих случаях, при помощи хитрости, ей удавалось сбежать. Также в ранних вариантах написания этой сказки присутствует каннибализм - девочка, якобы сама этого не зная, ела останки своей бабушки. Конечно, присутствующие мотивы каннибализма свидетельствуют о ведущем образе жизни людей на тот момент. Также варьировалось и содержимое корзинки Красной Шапочки. В Италии она несла свежую рыбу, в Швейцарии - головку молодого сыра, в России - пирожок и горшочек масла, у Гримм она несет кусок пирога и бутылку вина. Это говорит о том, что у каждого народа имеются свои традиции и предпочтения.

    Если судить о Красной Шапочке, как о литературном персонаже, то это маленькая, весьма милая девочка, которая всем очень нравилась и которую прозвали Красной Шапочкой, потому что она всегда ходила в подаренной ей бабушкой красной шапочке и никогда ее не снимала. Жила она со своей мамой, а недалеко от них жила ее бабушка, которая ее очень любила. Дальше повествуется путешествие девочки, встреченные на ее пути препятствия со счастливым концом.

    Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что миф - это сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира, явлениях природы, о богах и легендарных героях. В мифах все идеализируется, напоминая жизнь богов, но, не смотря на это, все может закончиться весьма трагично. В волшебной сказке миф играет фундаментальную роль, он изначально заложен в сказку, но вне зависимости от мифа сюжет сказки развивается по "своему" сценарию, с наложением этических норм и культурных представлений народа, герои сталкиваются с проблемами, которые решаются в волшебно-фантастическом развитии событий и обязательно счастливым концом.

    Обряд инициации, полученные блага


    Инициация - определенный, как правило, мистический, обряд, связанный с переходом человека на новый социальный уровень. Инициация включает в себя функции обряда, мифа и ритуала. На примере сказки "Красная Шапочка" четко прослеживается пройденный героем обряд инициации. Вначале сказки мы видим, что бабушка дарит девочке шапку, которая в дальнейшем и определяет весь ее описательный облик и которую она никогда не снимает. Как утверждает В.Я. Пропп - в волосах заключается сила, на период у девушки менструальных дней ее заточали в башне и не разрешали не то что стричь волосы, а даже расчесывать. Отсюда можно предположить, что волосы у "Красной Шапочки" росли до определенного момента, точнее, до наступления половой зрелости. Также, если отойти от мифа, то можно символизировать красный цвет шапки с кровью. В сказке описывается, что она несет бабушке кусок пирога. Это в какой-то мере может ассоциироваться с дарами богам. Она проходит через лес, в котором есть только одна тропинка, ведущая к дому бабушки. Обряд посвящения всегда совершался в определенном доме, а лес символизируется с входом в потусторонний мир. Обряд инициации состоит в неразрывной связи с лесом. Место, где проводился обряд, было строго запрещено женщинам и непосвященным, поэтому мать отправляет "Красную Шапочку" одну, а сама остается дома. Посвящаемого особым образом украшали и одевали, здесь также можно символизировать шапку, яркого красного цвета, которая одета на девочке. Предполагалось, что посвящаемый во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это - так называемая временная смерть. Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание чудовищным животным. Он как бы проглатывался этим животным и, пробыв некоторое время в желудке чудовища, возвращался, т.е. выхаркивался или извергался. Понятно, что в сказке волк проглатывает Красную Шапочку, тем самым, совершается обряд. Обряд сопровождался страшными пытками, голодом, жаждой, темнотой, ужасом и даже безумием. Также в обряде присутствовало обрезание и сдирание кожи, рассечение спины от шеи вниз, нанесение глубоких ран. Безумие возникало от вида разрубания тел и внутренних органов, кишков. Все это должно было создать впечатление временной смерти, и очень часто, человек действительно в это верил. Одна из форм временной смерти - вскрытие человека. В сказке проходящий мимо дома бабушки охотник думает: "Как, однако, старуха сильно храпит, надо будет посмотреть, может, ей надо чем помочь", это означает, что весь обряд сопровождался страшными криками посвящаемых, поэтому охотник и слышит сильный храп. Когда Красная Шапочка освобождается, то говорит: - "Ах, как я испугалась, как было у волка в брюхе темно-темно!" Здесь прослеживаются и темнота, и элементы безумия от вида внутренних органов. Также, присутствует вскрытие человека: "Он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку". Считалось, что высшей степенью посвящения являлось умение превращаться в женщину. В некоторых случаях проведение обряда вели мужчины, переодетые в женщин. В сказке волк переодевается в бабушкины вещи. По другим источникам все члены союза имели одну общую мать - старуху, эта форма более распространена. "Она якобы живет на месте сборищ и ее никогда не видят непосвященные… О ней говорят, что она больна, что у нее нарывы, и что она из-за этого не может ходить" (Nevermann, 1933) В "Красной Шапочке" бабушка также лежит больная, прикованная к постели. Появление помощника в обряде символизирует появление духа-хранителя. В сказке мы наблюдаем появление охотника - это извещает об окончании обряда. Волку набивают брюхо камнями или он тонет в каменном корыте. Образ камня представляется здесь как границы двух миров. Вода в последнем случае символизирует смерть старой жизни и возрождение новой. Кстати, что касается волка в сказке, то он представляет здесь царя животных или трансформированный образ яги. В сказке сказано, что охотник сдирает шкуру с волка и надевает ее на себя, это объясняет переодевание и надевание масок животных при исполнении ритуальных танцев. В "Красной Шапочке" сначала убивают первого волка, а через некоторое время еще одного волка. Возможно, это представляет собой некий путь прохождения ни одной инициации, а определенный круг нескольких. Допустим, из девочки - в девушку, а из девушки - в женщину. Что касается благ, которые получила героиня, то после обряда посвящения она стала полноправной женщиной, если можно так выразиться, имела право вступить в брак, обрела познание в изучении традиций и мифов, которые не говорились непосвященным и определенное мастерство, например, ткачество.

    хронотоп волшебная сказка пропп

    Отличие литературной и волшебной сказки


    В первую очередь волшебная сказка отличается от литературной сказки, конечно, своим волшебством, своим фантастическим сюжетом и неразрывной связью с мифом. Все волшебные сказки построены по одной структуре описанной В.Я. Проппом, определенным функциям, которые могут варьироваться по количеству, но неизменны по порядку, в котором они выступают по ходу развития сказки. Неизменным Пропп определил и набор ролей, то есть действующих лиц, обладающих своим кругом действий - имеющих одну или несколько функций. Этих ролей семь: отправитель, царевна, герой, лжегерой, помощник, даритель и антагонист. Волшебная сказка включает в себя огромную трансформацию героев, например, три типа яги: яга-похитительница, яга-воительница и яга-дарительница. Универсальность и единство сказочных образов находит соответствие в понятии архетипов. Композиционное единство волшебной сказки кроется в исторической реальности прошлого. Она вся состоит из элементов, восходящих к явлениям и представлениям, имевшим место в доклассовом обществе. В волшебной сказке особое место занимает обряд посвящения - это ее древнейшая основа. Также, в основу сказки положены представления людей о смерти и загробном мире. Эти два явления или по-другому - цикла, тесно связаны друг с другом. Оба эти цикла дают почти все основные конструктивные элементы сказки. Как уже было отмечено выше, волшебная сказка основывается на определенных мифах. Еще, нельзя не заметить, что все беды и препятствия, встречающиеся на пути героев, преодолеваются в волшебном развитии событий, с помощью помощников-дарителей, поэтому у волшебной сказки всегда счастливый конец.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Связь сказки с областью культов и религии по В.Я. Проппу. Социальные функции сказки и мифа. Мотив заключения девушек и женщин. Беда и противодействие. Типы Яги, ее основные аксессуары: лес и избушка. Волшебные дары, облик змея в волшебной сказке.

      конспект произведения , добавлен 18.04.2011

      Признаки жанра волшебной сказки. Французская литературная сказка конца XVII – начала XVIII веков. Проблемы структурно-типологического изучения произведения. Сказка как последовательность событий. Сюжетно-персонажная структура волшебной сказки "Золушка".

      курсовая работа , добавлен 05.06.2011

      Многоуровневая структура художественного текста на примере русской народной сказки "Гуси-лебеди". Выявление особенностей структурных компонентов и их взаимосвязей. Трансформация мифа в сказке. Признаки волшебной сказки. Тема сказки "Гуси-лебеди".

      реферат , добавлен 15.10.2015

      Сравнительный анализ русской и английской сказки. Теоретические основы сказки как жанра литературного творчества. Выявление нравственности в эстетизме в сказках О. Уайльда. Проблема соотношения героев и окружающего мира на примере сказки "Молодой Король".

      курсовая работа , добавлен 24.04.2013

      Знакомство с творческой деятельностью братьев Гримм, анализ краткой биографии. Общая характеристика сборника "Детские и семейные сказки". Рассмотрение наиболее популярных сказок братьев Гримм: "Красная шапочка", "Храбрый портняжка", "Белоснежка".

      презентация , добавлен 10.02.2014

      Специфика и образный строй художественного текста. Особенности жанра сказки. Способы создания образа персонажа в произведениях. Типичные положительные герои немецких сказок. Построение речи и поступки персонажей в сказке Братьев Гримм "Красная шапочка".

      курсовая работа , добавлен 24.06.2014

      Определение литературной сказки. Отличие литературной сказки от научной фантастики. Особенности литературного процесса в 20-30 годы ХХ века. Сказки Корнея Ивановича Чуковского. Сказка для детей Ю.К. Олеши "Три Толстяка". Анализ детских сказок Е.Л. Шварца.

      курсовая работа , добавлен 29.09.2009

      Виды и жанровая специфика сказки, ее место в жизни ребенка. История кукольного театра, его влияние на развитие и воспитание ребенка. Страницы биографии, мир сказки Н. Гернет: новаторство и психологизм. Сценическая интерпретация сказки "Гусёнок".

      дипломная работа , добавлен 26.12.2012

      История авторской сказки в целом отражает особенности литературного процесса, а также своеобразие литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Становление и развитие советской детской литературы и авторской сказки.

      контрольная работа , добавлен 04.03.2008

      Понятие сказки как вида повествовательного прозаического фольклора. История возникновения жанра. Иерархическая структура сказки, сюжет, выделение основных героев. Особенности русских народных сказок. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.




    Анализ сказки " Красная Шапочка"

    Красная Шапочка - одна из наиболее популярных сказок прославленного французского сказочника Шарля Перро. Успех сказки обусловлен и яркостью главных героев, и благополучным финалом, и незамысловатым поучением. Поучительной идеей сказки является то, что в ней такой же красной, как шапочка героини, нитью проводится рекомендация НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ на посторонние занятия и беседы, когда выполняешь важное поручение. Ведь в сказке мать Красной Шапочки поручила девочке навестить заболевшую бабушку и передать больной корзинку с гостинцами. А Красная Шапочка, идя через лес, выбрала наиболее длинную и небезопасную дорогу, так как хотела пособирать цветы, полюбоваться бабочками и жуками, послушать лесных птичек... Все это было бы очень милым занятием, если бы героиня была на лесной прогулке в сопровождении взрослых. Девочка не очень спешила навестить больную бабушку. Вдобавок, встретив незнакомого ей Серого Волка, Красная Шапочка поведала ему куда и зачем идет, что и позволило Волку обмануть и проглотить сначала больную бабушку, а затем и саму юную героиню.

    Волшебная часть сказки находится в самом финале, так как только в сказке возможно выйти из волчьего брюха неповрежденными. Но если рассматривать аллегорическую сторону финала сказки, то порой в жизни социально-благополучные "серые волки" норовят "проглотить" более слабых и наивных людей, то есть подчинить их своим корыстным интересам. В этом случае образ спасающих Красную Шапочку с бабушкой дровосеков можно трактовать как образ честных представителей закона, которые не дают мошенникам в обиду доверчивых и слабых людей. Тем не менее, в реальной жизни разумнее не рассчитывать на волшебных дровосеков, которые прибегут и вытащат Красную Шапочку с бабушкой из волчьего брюха. Полезнее учиться не игнорировать мудрые советы и поучения .




    Текст сказки Красная Шапочка

    Жила‑была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.

    Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке.

    Соседи так про нее и говорили:

    – Вот Красная Шапочка идет!

    Как‑то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

    – Сходи‑ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

    Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню.

    Идет она лесом, а навстречу ей – серый Волк. Очень захотелось ему съесть Красную Шапочку, да только он не посмел – где‑то близко стучали топорами дровосеки.

    Облизнулся Волк и спрашивает девочку:

    – Куда ты идешь, Красная Шапочка?

    А Красная Шапочка еще не знала, как это опасно – останавливаться в лесу и разговаривать с волками. Поздоровалась она с Волком и говорит:

    – Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.

    – А далеко ли живет твоя бабушка? – спрашивает Волк.

    – Довольно далеко, – отвечает Красная Шапочка.

    – Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю.

    – Ладно, – говорит Волк, – я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

    Сказал это Волк и побежал, что было духу по самой короткой дорожке.

    А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути то и дело останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты.

    Не успела она еще и до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь:

    – Тук‑тук!

    – Кто там? – спрашивает бабушка.

    – Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, – отвечает Волк тоненьким голоском. – Я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.

    А бабушка была в это время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:

    – Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!

    Волк дернул за веревочку – дверь и открылась.

    Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел.

    Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку.Скоро она пришла и постучалась:

    – Тук‑тук!

    Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды и оттого у нее такой голос.

    – Это я, внучка ваша, – говорит Красная Шапочка. – Принесла вам пирожок и горшочек масла.

    Волк откашлялся и сказал потоньше:

    – Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется.

    Красная Шапочка дернула за веревочку – дверь и открылась.

    Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:

    – Положи‑ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты верно очень устала.

    Красная Шапочка прилегла рядом с волком и спрашивает:

    – Бабушка, почему у вас такие большие руки?

    – Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

    – Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

    – Чтобы лучше видеть, дитя мое.

    – Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

    – А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

    Не успела Красная Шапочка и охнуть, как злой Волк бросился на нее и проглотил с башмачками и красной шапочкой.

    Но, по счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.

    Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка – обе целые и невредимые.

    Музыкальные произведения

    Этюд-картина оп. 39 № 6 С. В. Рахманинова - «Красная Шапочка и Серый Волк»

    Красная Шапочка (1911) - детская опера композитора Цезаря Кюи

    Классические экранизации

    Красная Шапочка (1937) - чёрно-белый мультфильм сестёр Брумберг, СССР. Выполнен в классическом «диснеевском» стиле.

    Красная Шапочка (1989) - мюзикл Адама Брукса, сохранивший основную сюжетную канву сказки, производство США-Израиль.

    Переосмысления сказки

    Red Hot Riding Hood (1943), и его продолжение Swing Shift Cinderella (1945) - мультфильмы производства США. Комедийные короткометражки, начинающияся с классического сюжета о Красной Шапочке.

    Петя и Красная Шапочка (1958) - мультфильм, СССР. В этом мультфильме в старую сказку волшебным образом попадает пионер Петя Иванов, и помогает Красной Шапочке и бабушке справиться с волком.

    Про Красную Шапочку (1977) - музыкальный фильм, СССР. Фильм является продолжением классической сказки. Волки в фильме оказываются не такими уж плохими, а дровосеки - не столь уж храбрыми. Красная Шапочка в итоге спасает волков от жестоких людей.

    В компании волков (1984) - фильм с вариациями по мотивам Красной Шапочки.

    Серый волк энд Красная Шапочка (1990) - анимационный фильм Гарри Бардина, СССР. Сатирический «пластилиновый» мультфильм.

    Люми (1991) - художественный фильм Владимира Брагина, СССР. Триллер об оборотне, переосмысление истории о Красной Шапочке.

    Шоссе (1996) - художественный фильм, США. Триллер с элементами «чёрной» комедии. Красная Шапочка (Ванесса Лутц в исполнении Риз Уизерспун) после ареста своих матери (проститутки) и отчима (её сутенёра) отправляется жить к своей бабушке. По пути она голосует на шоссе и останавливает машину, водитель которой (Боб Вулвертон в исполнении Кифера Сазерленда) оказывается серийным убийцей. Вступительные титры к фильму представляют собой иллюстрации к истории «Красной Шапочки», сюжет в основном повторяет оригинал.


    Close