Становление молодых людей, формирование их взглядов, привычек, готовность подражать таким сильным личностям, как Наполеон, умение найти свое место в жизни, преодолеть ошибки, «вызывать» себя на «суд совести» — вот далеко не полный перечень вопросов, которые интересовали Л. Н. Толстого, когда он представлял читателю молодое поколение. Непросто понять и оценить высокие требования к себе князя Андрея Болконского, сложные искания смысла жизни Пьера Безухова, его ошибки, а часто просчеты, «уродства» поведения и представление о жизни Анатолия Курагина и Долохова (каким он был в начале романа и совсем другого человека в конце). Читатель успел полюбить Наташу Ростову, вникнуть в сложный внутренний мир Марьи Болконской, пожалеть Соню в ее неудавшейся любви.

Л. Н. Толстой любит своих героев, рассказывает о них охотно и по-разному, потому что и герои разные.

Николай Ростов — несложный человек. Он вовсе не самый любимый герой в романе. Многое в нем вызывает неприятие. Но то, что он чувствует, часто помогает понять себя, и многие его переживания знакомы молодым людям. Война 1805 года оказалась очень важным событием в жизни героев романа; каждый из них придет на этой войне к выводам, важным не только для него, но и для самого Толстого, а значит, и для читателя. Особенно это касается поведения Николая Ростова.

Первым его «делом» была переправа через Энс, где он хотел «броситься в глаза своей храбростью». Но все оказалось сложнее и печальнее: вид крови, стоны заставили его прекратить бессмысленный бег по мосту — им овладел страх. Необстрелянный юнкер испытал страх и стыд, но через это чувство проходили все, кто был с ним рядом. Простая схема, по которой хотел жить Н. Ростов: беги, руби, весело вперед — не осуществима, потому что у человека одна жизнь и чувство самосохранения сильно в каждом человеке.

Под Аустерлицем читатель видит Николая Ростова уже гусарским поручиком с солдатским Георгием, серебряным ментиком. Его приезд из армии домой проходит под знаком самоутверждения, желания доказать всем и себе самому, что он взрослый. У него мужские дела: обед в Английском клубе, карты, бега. Граф Ростов перезаложил имение, чтобы Николушка мог завести собственного рысака «и самые модные рейтузы купить...» Чего не сделают родители ради детей своих! Николай всего этого не замечает... И вдруг происходит крушение — катастрофа: Ростов проиграл Долохову сорок три тысячи. Николай в панике, он ищет объяснение этому несчастью. Но он никогда не поймет своей вины: он виноват в том, что не умеет думать. Ум его не развит, он не умеет им пользоваться. Он научился быть мужчиной в том понимании, какое ему доступно. Проигрыш в сорок три тысячи он возместит, отец даст ему эти деньги. Но этот постыдный поступок и фраза несмышленыша: «С кем этого не случается?!» — многих читателей, наверно, оттолкнет от Ростова.

Николай — честный человек, мы много раз убеждаемся в этом. Но оказывается, что быть только честным мало, надо еще уметь думать, рассуждать и делать выводы, а этого-то он не умеет. Материал с сайта

Как честный человек и хороший товарищ, Николай бросается на помощь другу: едет к Денисову в госпиталь и оттуда отправляется в Тильзит искать царя, чтобы просить его помиловать Денисова. Но из этой затеи ничего не вышло. Увидев царя, Ростов, не помня себя от восторга, побежал с толпой за ним, забыв о деле Денисова. Николай вспомнил госпиталь, где находился Денисов, оторванные руки и ноги, грязь, зловоние и задал себе вопрос: для чего все это произошло? Комментарий автора: «Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их». Победив в себе страх перед пулями, Ростов не научился побеждать страх перед мыслями. Он боится думать. Это качество удобно его командирам; он прекрасный подданный, но плохой гражданин. «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все...», — так обосновал он свою позицию вечером за дружеским столом, чем удивил всех. Это было в 1807 году, и все было по большому счету правильно — солдат должен подчиняться приказу. Но в эпилоге романа Николай заявит Пьеру: «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду». 14 декабря 1825 года он мог бы, не размышляя, тоже выйти на Сенатскую площадь, но на стороне тех, кто защищал царя. Это могло бы произойти, потому что совсем молодым он запретил себе то, что человек обязан делать всю жизнь — думать над каждым своим поступком, думать о том, что происходит на его глазах. Николай Ростов предпочитал во всех случаях своей гражданской жизни оставаться нерассуждающим человеком. Он предпочитал предоставить событиям идти так, как они идут... Думающим людям это не подходит!..

ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” - один из самых “густона­селенных" романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вослед за Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого су­ществования и вместе с ним разглядываем живые существа, кото­рые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.

Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхи­щение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов - самый задушевный персонаж романа.

Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и “разговоры веселее”. Два красивых молодых человека, один офи­цер, другой - студент, Николай Ростов, “невысокий курчавый мо­лодой человек” с открытым выражением лица.

В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодар­ском полку: “Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, распо­ложен был в немецкой деревне Зальценек”, - сообщает Толстой. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмыс­ленное положение, в котором оказывается благодаря поступку Те­лятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штабротмистр увещевает Ростова: “Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полко­вого командира?”

И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней ие­рархии ценностей выше и дороже чести личной. “Я виноват, кру­гом виноват!” - восклицает он, когда осознает это. На наших гла­зах происходит “мужание” характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.

Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбен-ского сражения, наступает “момент истины”. Ростов осознает не­возможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника пистолетом. Он убегает с чувством “зайца, убегающего от собак”. Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастли­вую молодую жизнь”.

Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, на­пример, князю Андрею, ни способность глубоко мыслить и пережи­вать боль и чаяния людей, характерная для Пьера Безухова. Бол­конский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, который он особенно не любил. Автор называет его “простодушным”, и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннее существо. Простая душа. Честная и порядочная.

Полюбив княжну Марью, он до конца, до некоего предела ра­зумности хранит верность Соне, которой дал слово.

Женившись, он так же, как когда-то отдавался служению оте­честву, отдался служению своей семье и хозяйству. “Николай был хозяин простой, - замечает Толстой, - не любил нововведений... смеялся над теоретическими сочинениями о хозяйстве. У него перед глазами было только одно имение, а не какая-нибудь отдель­ная часть его... И хозяйство Николая приносило самые блестящие результаты”. (Высшая похвала гр. Толстого.)

Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определен­ные черты его характера легко угадываются в Константине Левине из “Анны Карениной”. Они получили окончательное оформление в образе Дмитрия Нехлюдова из “Воскресения”.

Николай Ростов - сын графа Ильи Ильича Ростова, офицер, человек чести. В начале романа Николай бросает университет и поступает служить в Павлоградский гусарский полк. Он отличался отвагой и смелостью, хотя в Шенграбенском сражении он не имея представления о войне, слишком храбро бросается в атаку, поэтому увидев перед собой француза, кидает в него оружие и бросается бежать, вследствие чего получает ранение в руку. Но этот эпизод не говорит о его трусости, просто перед лицом опасности Николай не смог принять решения. Во всех дальнейших сражениях он проявлял себя геройски, за что был награждён Георгиевским крестом. Война очень его закалила и он стал настоящим гусаром, преданным своей стране и сохранившим верность государю.

Ростов был благородным и самоотверженным человеком. Николай полюбил княжну Марью , но не мог нарушить данное слово Соне , что женится на ней, и хотя его родители были против, так как хотели, чтоб он нашёл богатую невесту, он всё равно решил жениться на бесприданнице. Но Соня присылает ему письмо, в котором освобождает его от обещаний и даёт ему свободу. После смерти графа, Николай не стал отказываться от наследства, а ведь ему достались одни долги. Он считал, что его долг расплатиться по векселям и позаботиться о матери и Соне. Ростовы совсем обеднели, пришлось продать поместье и переехать жить в маленькую квартиру, графиня намекает Николаю, что выход из затруднительного положение - это свадьба с княжной. Николай такой мысли даже не допускает: он любит Марью, но если женится на ней, то в обществе будут говорить, что он женился по расчёту, а он считает это позорным. Хорошо что Марья тоже его любила и они всё таки поженились. После свадьбы Николай стал самым лучшим хозяином, его имение процветало и приносило огромный доход. Как раньше Николай со всей душой отдавался служению страны, так теперь отдался служению своей семье и хозяйству.

Николай Ростов - один из самых органичных образов романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Мы знакомимся с героем в бытность его студентом. В то время он “невысокий курчавый молодой человек”. Позже мы встречаемся с Николаем во время его службы в гусарском Павлодарском полку. Служба Ростова, его взаимоотношения с сослуживцами определяются тремя основополагающими принципами: честью, достоинством и верностью присяге.

Николай весь мир делит на две половины: к одной относит он родной дом и не менее родной Павлоградский полк, ко второй половине относится весь остальной мир, который его совершенно не интересует. У себя дома и на службе герой уверен в себе, только здесь проявляются лучшие его качества: порядочность, благородство, прямодушие, доблесть, поэтичность. Здесь всё близко и знакомо Николаю, всё понятно, от него не требуется принятие ответственных решений, напряженная умственная работа. Именно этого Ростов и не любит, он не терпит духовных исканий, поисков смысла, сомнения – всё это не для него.

Он привык к ясности и четкой определенности.

Характер Николая Ростова не развивается в романе подобно характерам Андрея Болконского или Пьера Безухова, которым были свойственны глубокие духовные искания. Однако он тоже меняется, познавая особенности жизни, понимая, чего требует от него та или иная ситуация. Образ Николая можно назвать положительно статичным.

После неблаговидного поступка Телятина и увещеваний штаб-ротмистра Ростов понимает, что честь полка стоит на более высокой ступени, чем честь личная. Именно в этот момент порывистый молодой человек становится настоящим защитником своего отечества, он понимает, что связан с товарищами по оружию понятием чести.

Не всегда герой выглядит героем. Как обычному человеку, Ростову свойственны и недостатки. Не лучшим образом выглядит Николай во время Шенграбенского сражения. Он понимает, что убийство и смерть несопоставимы с ним. Он не стреляет, а бросает свой пистолет в противника. Нет, он не боится врага, он просто жалеет себя, не хочет расстаться со своей молодой жизнью.

Персонаж отличается поэтичностью натуры, но он интеллектуально беден. Степень проявления его гибкости определяется обстоятельствами, в которых он находится. После проигрыша Долохову Николай пребывает в ужасном состоянии. Он ненавидит себя за те слова, которые говорит отцу, он мысленно готов к отпору, но отец мудрый и любящий, он не даёт возможности проявиться низменным качествам сына. Николай со слезами бросается к ногам отца. Это был важный урок для героя. Он решает максимально сократить свои расходы, чтобы вернуть отцу деньги. Узнав о смерти отца, находясь при этом в Париже, Ростов тут же подает в отставку, чтобы вернуться домой и помочь семье. В Богучарове Николай встречает княжну Марью, но не её состояние, главным образом, привлекает героя. Он разглядел в ней тонкую, высоконравственную натуру и внутреннюю красоту. Он будто чувствует, что лишён той духовности, которой наделена Марья Болконская, и тянется к ней. Будучи помолвленным с Соней, отношения Николая и Марьи развиваются сложно. Но они удивительно подходят друг другу, дополняя теми чертами, которых не хватает в каждом. Но и богатство жены оказывается весьма кстати.

В финале романа Николай Ростов превращается в помещика – трезвого, практичного, делового. Как ранее герой полностью отдавался службе в полку, так сейчас он всецело посвящает себя семье и хозяйству. Толстой говорит о нем, что это герой со «здравым смыслом, верным нравственным чутьем, мужеством и психической доброкачественностью хорошего среднего человека».

В литературе наличие слишком идеальных персонажей – явление не единичное. Читая произведение, понимаешь, что при всей реалистичности изображения фона событий, исторической основы и других персонажей именно этот герой резко выделяется – при всем желании найти в нем какой-то изъян становится немыслимым делом. В качестве такого героя в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого выступает образ Николая Ростова.

Внешность Николая Ростова

Образ Николая Ростова лишен каких-либо отличительных характеристик. «Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». У него по-детски милое, красивое лицо с правильными чертами лица, на котором «добрые и честные глаза».

Он обладает стройной фигурой и грациозностью движений. Ему присущи обаяние и кокетство молодости.

Характеристика личностных качеств

Во многих вещах Николай напоминает своего отца – он обладает веселым нравом, сангвиник по натуре, ему чужды уныние и сплин.

«Не умею скрывать того, что чувствую» – говорит он так о себе. И действительно, его милое, детское лицо является открытой книгой, на страницах которой можно прочитать все его эмоции и чувства.

Он довольно рассудительный, несмотря на его молодой возраст – «двадцатилетний старик». Его душа полна» благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век».

Николай наделен музыкальным талантом. Он часто со своей младшей сестрой Натальей пел и играл.

На балах от тоже не отсиживается, а охотно показал себя как «ловкий танцор», вызвав недоумение и восхищения публики.

С не меньшей страстью Николай предавался охоте, которая была в почете у его отца. После женитьбы, он не оставляет свое увлечение, «уходя на месяц и на два в отъезд с своей охотой».

Николай прекрасно разбирается в лошадях, они вызывают у него такой же интерес, как и охота.

«Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды». Ложь – противоречит его жизненным принципам. Со временем жизнь научила его еще одному принципу – тактичности, Ростов начинает понимать, что правду нужно говорить во время. Не вовремя сказанные фразы могут стать причиной многих проблем как для него лично, так и для окружающих. Так, например, его правдивость, сказанная после Шенграбенского сражения полковому командиру, нанесла значительный удар по репутации всего полка.

Не чужды Ростову и чувства гордости и независимости. Он часто кидается с крайности в крайность и не знает золотой средины во время споров и дискуссий.

В целом Николай Ильич наделен положительными качествами – честен, добропорядочен, искренен и добр.

Детство и окружение

С точки зрения биографии – он самый обычный аристократ. Его родители также имеют аристократические корни. Мать его – Наталья, в девичестве Шиншина, добрая и милая женщина, она пыталась быть строгой со своими детьми, но часто, по доброте душевной давала им поблажки. «Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек». Несмотря на то, что многие из ее детей не выжили, графиня сохраняет позитивный настрой, к концу романа, под влиянием военных событий, разорения и смерти сына она стала заметно унылой.

Отец Николая – Илья Андреевич Ростов, был человеком веселого нрава, сентиментальным и впечатлительным. Он, подобно своей супруге, не умеет экономно обращаться со своим состоянием. Вполне вероятно, что на этом сказался тот факт, что оба супруга были из обеспеченных семей, которым не приходилось никогда выкручиваться из финансовых трудностей. Лишенные такого печального опыта, они беззаботно тратят непомерные деньги на обустройство своего жилья и на помощь оказавшимся в затруднительном положении знакомым и друзьям.

Кроме Николая в семье воспитываются еще трое родных детей Ростовых, приемная дочка Соня (является родственницей матери), а также Борис и Митя – мальчики из обедневших дворянских семей, взятые на воспитание Ростовыми.

Добродушная позитивная атмосфера благоприятно влияет на Николая. Благодаря своей наблюдательности и умению сделать выводы из различных ситуаций Николаю удается избежать многих неприятных ситуаций в своей личной жизни – вопреки общепринятой тенденции, он предпочитает учиться на ошибках других, а не на своих собственных.

Образование и военная карьера

Невзирая на предрасположенность, физические данные и материальное состояние, в то время все молодые люди стремились примерить на себя военный мундир. Это было веянием моды, карьера в любой другой отрасли была одобрена только в том случае, если других вариантов не оставалось (например, последствия травм не могли позволить осуществить службу). Невзирая на то, что военная карьера была общепринятой для аристократов, «несмотря на отвращение к статской службе» сына, Ростовы отправляют Николая, учиться в университет. В 20 лет, молодой человек резко меняет свое решение – русско-австро- французская война заставляет его пересмотреть свои взгляды на долг и призвание. К всеобщему ужасу, любимый всеми «Николушка» – «порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести».

Поначалу все думают, что его поступок обоснован желанием не отставать от своего друга – Бориса, которого взяли офицером, а Николай их разубеждает: «просто чувствую призвание к военной службе».

Начать службу Николай предпочитает с низов – Ростов далек от мудреностей военного дела, ему не хочется отягощать себя этими сложностями: «я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей» , но как оказалось, это не так.

Со временем, Николай убеждается, что сделал правильный выбор: «я знаю, что никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник».

Во время Шенграбенского сражения Ростов получает свое первое ранение: «Кисть была как чужая… Капитан, ради Бога, я контужен в руку, – сказал он робко».

Первое ранение стало переломным моментом в сознании Ростова – естественно, что он понимал тот факт, что на поле битвы его могут убить или же серьезно ранить, но только теперь он осознает это. Николай долго дожидался начала битвы, чтобы «изведать наслаждение атаки». «Поскорее бы» – думает он. Однако оказавшись в затруднительном положении после ранения, грозящим ему закончиться пленом – спасается бегством.

Получение офицерского звания

Усердие и старания Николая во время двух битв не прошли мимо глаз командование – его «определяют в офицеры». В письмах домой Николай старается не рассказывать о сложностях военной службы, ранениях – это причинило бы немало беспокойства родным. «Немножко ранен, но произведен в офицеры; он теперь здоров, он сам пишет» – но даже положительные новости становятся причиной слез – родные переживают за него.

Новые военные действия опять становятся причиной переживаний и страданий, и между тем, гордости для его родных.

Николай принимает участие в бое под Аустерлицом. На этот раз более успешно. «Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием».

В дальнейшем продвижение по карьерной лестнице для Николая все так же стремительно. В 1807 – он уже сам командир. Ростов отмечает, что военная служба ему приятна, ему здесь приятно находиться. «Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский».

Ростов сумел добиться уважения со стороны сослуживцев. Добился он этого непреднамеренно – человечность и храбрость сделали гораздо больше, чем желание быть любимцем солдат. Ростов «был любим и уважаем товарищами, подчиненными и начальством».

В 1812 году Николай принимает активное участие в войне с Наполеоном. Он получает звание ротмистра. Знаменательной для него становится битва по Островно: «Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца».



Со своей армией Ростов сумел дойти до Парижа. После войны, он должен был получить повышение до командира, но этого не случилось. Убитая горем и потерей младшего сына графиня Ростова выступает против дальнейшей службы. Николай на этот раз уступает матери и «сняв любимый им мундир», осваивает новую для себя должность чиновника.

Чего боится Николай Ростов?

Читая о военной службе, битвах, создается такое впечатление, что Николай Ростов не боится ничего. Однако это не так. Как бы ни была велика его бесстрашность и смелость, чувство страха все же присутствует у Ростова.

Особенно ярко это выражается в первом сражении. Именно здесь мы можем сопоставить военные умения Ростова с достижениями других персонажей романа.

Николай значительно уступает в сообразительности князю Андрею Болконскому, он лишен сострадательного умения Пьера Безухова. Лишившись лошади, получив ранение, Ростов робеет пред толпой, бегущих на него французов. В этот момент он с ужасом осознает, что эта бегущая толпа желает убить его «того, кого все так любят». Страх «за свою счастливую молодую жизнь» берет верх – Ростов забывает обо всем на свете и вместо того, чтобы стрелять в приближающегося врага – он бросает в противников свое оружие.



Пожалуй, этот же страх стал причиной того, что Николай уступил уговорам матери сменить военную службу на цивильную. Он осознает, что его везение на полях сражение не может быть вечным, он имеет все шансы закончить свою жизнь так же печально, как и князь Андрей.

Николай и Мария Болконская

Брак с Марией был необычайно выгоден для семьи Ростовых – после разорения это было бы прекрасной возможностью восстановить финансовую независимость семьи, вывести ее из состояния нищеты. Николай испытывает к девушке чувство симпатии, но он переживает, что окружающие воспримут это событие как брак по расчету: «мне мысль одна эта противна, жениться из-за денег». Так как, Николаю чужда женитьба по такому принципу, он печется о своей репутации, поэтому, вопреки своим чувствам, не соглашается на уговоры матери о браке с Болконской.

Ситуация меняется после того, как Николай узнает о том, что его чувства взаимны. «Осенью 1814-го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы».

Княжна Мари не отличалась красотой и пластикой движений, ее хода была тяжелой, что было дикостью для молодой девушки. Поэтому вопрос о любви Николая к Марии некоторое время вызывала недоумение. Николай считает, что его жена – часть него самого, подобно любой части тела его организма. «Ну что, я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй, отрежь его» –проводит он аналогию, чтобы объяснить свою любовь к Марии.

Жизнь с Марией, благодаря родству их душ, стал причиной многих счастливых моментов для обоих супругов. У них в браке родилось трое детей, Мария ожидает четвертого, но его рождение уже скрыто от читателя – повествование романа заканчивается раньше, рождения ребенка.

Николай Ростов становится помещиком

В возрасте 35 лет Николай Ростов становится обладателем успешного поместья. «У редких хозяев были так рано и хорошо посеяны и убраны поля и так много дохода, как у Николая». Он всегда трепетно относится в своим крестьянам, поощряя в них желание обзаводиться большими семьями, чувства добра и честности, трудолюбия и порицая ложь и лень. Его крепостные любят его и считают идеалом помещика. Николай Ильич считает, что добиться хороших результатов нужно ставя реальные задачи и относясь по-человечески к своим подданным – его основная цель создать стабильное хозяйство, которое бы обеспечило счастливую и безбедную жизнь для его детей.

Таким образом, личность Николая Ильича Ростова многогранна и необычна. Он обладает талантами во многих делах и способен делать хорошо любую работу, которую бы он не взялся. Благодаря своему умению анализировать, быть добрым, искренним и отзывчивым он обретает авторитет в любом окружении, будь то светское общество, сослуживцы, или крестьяне.


Close