Как научить ребенка правильно произносить шипящие звуки. Постановка звука "ш" в домашних условиях. Движения или статическая
Звук [ш]
Подготовительный этап
Занятие 1
Пространственная ориентировка
Перекрестная ориентировка.
Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.
«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.
Фактически, изолированная фраза имеет тенденцию к двусмысленности и может во многих случаях быть неясной; поэтому выражение: Все в порядке? он обязательно должен связываться с определенными ситуациями, которые делают его понятным. Это может, например, означать: как прошел первый день в школе? или: Вы исцелены? и снова: они исправили ваш велосипед? Предположим, что рядом с вами сидят двое людей, которые обмениваются этими строками: - Да, Пол, наконец, все смеялись над Бобо! -О, хорошо! Смысл этой беседы может быть легко понят вам до тех пор, пока контекст, на котором произносились произносимые предложения, не станет явным: Бобо является другом собеседников и является клоуном по профессии, но его первые шоу не были забавными.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
Упражнение для губ
«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].
Упражнения для языка
«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.
Слова и фразы, произнесенные в разговоре, часто недостаточны, чтобы понять смысл самого сообщения. Чтобы понять, что на самом деле сообщают определенные сообщения, необходимо обратиться к контексту, в котором происходит общение, и к реальности, к которой относятся слова. Не только то, что сказано, важно в сообщении, но и то, что не сказано. Мы видели в нескольких примерах, как часто это то, что, как говорят, не является ключевым, необходимым для понимания смысла того, что говорится. Это происходит потому, что, когда мы общаемся, мы, естественно, можем сказать только то, что в данной ситуации полезно сказать.
«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.
Координация дыхания, артикуляции и фонации
Игровые задания
«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.
Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.
Движения или статическая
Собеседники вынуждены не говорить о том, что очевидно для них, очевидно, выводимо из контекста, в котором происходит коммуникативная ситуация, причастного к знанию получателя. Но не только это: в сообщении часто выводятся, или, точнее, выводы, из слов собеседников также остаются неявными.
Представьте себе, что Джованни, который решил баллотироваться на муниципальные выборы, попросите Даниэля Ми поддержать вас своим голосованием? И Даниил отвечает ему: мне семнадцать лет! Чтобы понять связь между двумя заявлениями, вам нужно знать, что вы можете проголосовать только через восемнадцать лет и сделать аргумент: для голосования вам, должно быть, исполнилось восемнадцать лет, у Даниила всего семнадцать, поэтому он не может поддержать своим голосом Джона.
Занятие 2
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».
«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.
Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.
Вывод - это вывод рассуждений, необходимых для объяснения того, что не сказано в тексте, чтобы правильно его интерпретировать. Задача выведения умозаключений из дискурса всегда принадлежит адресату: возможно, что, когда дискурсы очень сложны, не все из них делают те же выводы! Здесь мы видим способность отправителя: хороший коммуникатор должен уметь адаптировать собеседника количество неявной информации. Поэтому ясно, что интерпретация словесного общения требует более сложных операций, чем для декодирования таких сигналов, как уличные.
Размышление о языке не означает только изучение того, как это делается, но и задавать причины, причины, цели текстов. Говорить помогает одному и тому же отправителю узнать что-то о действительности или о себе. Не случайно первая задача, которую Бог в Бытие возлагает на первого человека, Адама, - это дать имя вещам, чтобы поместить их в себя, войти в обладание, узнать их. Говоря, не только упомянутые элементы реальности, но и связи между ними, то есть что-то новое о них проповедуется. Например, вы, возможно, поняли тему лучше, объяснив ее своему партнеру или узнав что-то новое о определенном контенте, написав текст об этом или поняв немного больше о себе, своих чувствах, своих образ мышления, написав стихотворение или сохранив секретный дневник.
Упражнения для губ
«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.
Упражнения для языка
«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5-6 раз.
Пиши и разговаривая, беседуя с кем-то или с самими собой, мы обогащаем наши знания и возрастаем в осознании того, что окружает нас. Поэтому коммуникация имеет среди своих целей рост знаний отправителя. Целью общения является рост знаний получателя, когда вы просто хотите сообщить ему об аспекте реальности, и когда вы хотите убедить его, и когда он хочет поделиться своими открытиями, своими собственными размышлениями, чувствами привлекая его к поиску смысла. И что вы хотите написать нам? - Немного всего, но прежде всего потребностей, запросов, потребностей наших студентов. - Прекрасно, что ты тогда назовешь? - «Помогите!».
«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5-6.
«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.
«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.
Последняя строка диалога предназначена для того, чтобы дать матери информацию об объекте, газете, которая является частью действительности, на которую ссылается речь. В этом случае сообщение направлено на привлечение внимания получателя к конкретному аспекту контекста. Иногда убедительную функцию сообщения можно «скрывать» под другими функциями. На самом деле вам все равно, чтобы сообщить матери о результатах проверки, но чтобы она была в хорошем настроении, чтобы она была более спокойной, слушая вторую новость, немного менее приятную!
Поэтому очень важно, когда мы являемся получателями убедительных текстов, чтобы интерпретировать их, уделяя большое внимание их конечной цели, а не манипулировать словами других. Наконец, есть определенный тип текста, который включает адресата, а не прямо раскрывает смысл, но привлекает его внимание прежде всего красотой слова. Это литературный текст: стихотворение, рассказ, роман, формы общения и как таковые содержат сообщения. Но слушать их или читать их, что сразу бросается в глаза, это звучность, гармония, ритм, забота в выборе слов: именно сила такой красоты побуждает получателя интерпретировать текст, чтобы понять его смысл, передача которого глубокая цель общения.
Развитие фонематического восприятия
Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].
И участие в поиске смысла автора увеличивает знание себя и реальности у получателя. Человек общается с языком, который он уже сделал в мире, в котором он родился, с языком, на котором он погружен: мы могли бы сказать, что язык - это первый дар, который определенное сообщество делает каждому новенькому и приносит с собой весь культура которого является выражением.
Язык является привилегированным инструментом выражения идентичности человеческого сообщества: обмен знаниями, убеждениями, принципами, ценностями реализуется как общение. Мы неоднократно упоминали в этой главе о важности знания отправителя и получателя кода для установления связи.
Занятие 3
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.
Упражнение для губ
Но давайте попробуем довести наш пример до крайности и представьте, что два собеседника являются казненными, приземлились на острове посреди океана и автохтонных, которые даже не знают ни слова по-английски. Возможно ли установить связь? Вероятно, двум придется приступить к идентификации признаков, которые позволят им распознать сущностные реалии: каждый из них научит другое слово, соответствующее их имени, возможно произнося его, указывая пальцем.
I. Психологический настрой на правильную речь
Сам по себе; то, конечно же, им придется понять себя по пищевым проблемам, и в этом случае животным массажем или широким открытым ртом будут полезные индикаторы для поиска слов; ниже будут поняты продукты, приюты на ночь и т.д. пока вы не попытаетесь выразить страсти, вкусы и желания. Поэтому, возможно, уроженец пригласит бедного потерпевшего кораблекрушение человека в свою хижину и представит ему свою семью. Чтобы сообщить наших двух собеседников, мы должны были начать с опыта, который каким-то образом уже разделял: осознание собственной идентичности, необходимость питания, необходимость жить в безопасном месте, привязанность к своей семье и т.д. позже они смогли обсудить различные способы реагирования на подобные потребности: каждый из них узнает имя другого, различные способы выражения своих потребностей и так далее. вплоть до обсуждения различных способов реагирования на одни и те же потребности.
Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».
Упражнения для языка
«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.
«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем - нижние.
«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.
Исходя из реальности и общих потребностей, они научатся знать друг друга и обогащать друг друга, сравнивая и сравнивая различные способы решения проблем. Вот как этот обмен смысла, который мы видели, является сердцем общения. Коммуникация может выполняться только при отправке с обычной почтой. Определив область взаимопонимания, все аспекты, характеризующие разные личности, могут затем стать объектом реального диалога и страстной конфронтации с возможностью взаимного обогащения.
Сколько способов вы можете сказать одно и то же! Сирано: Это все? Сирано: И очень мало! Это полуостров, словом чести! Любопытно: Какова цель этого дела, сэр? Вы можете на самом деле приостановить шляпу! Эмфатический: «Никакой ветер или виртуозный нос не могут все охлаждать, кроме Мистраля!»Драматический: «Это Красное море, когда у него кровотечение»Адмирал: «О, учит отличная парфюмерия!»Лирик: Это бассейн? Вы гений ежевики? Простой: «Будет ли памятник посещен?». Это гигантская капуста или маленькое население? Военные: «Ставки против рыцарства!»Практические: Хотели бы вы поместить в лотерею?
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.
Развитие фонематического восприятия
Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик. )
Это будет первая партия! Сиран демонстрирует богатую собственность на язык и пылкую фантазию, демонстрируя виконту, насколько мелкой его попытка оскорбить. Например, фраза: «Дайте ей маленький зонтик, потому что его красивый цвет не идет на солнце» можно определить как нежную, благодаря использованию нежных и положительных прилагательных; уменьшительного и отсутствия оскорбительных терминов или грубых образов, как сравнение между чиханием и огнем капота. Сравнивая высокомерные стихи с уважительными, вы заметите, что первые из них содержат довольно навязчивое название, в то время как другие представляют слова лечения, почетное звание и косвенно относятся к носу косвенно, с широким кругом слов.
шарик, мишка, малыш.
Занятие 4
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.
Деревенский тон дается довольно грубым восклицанием и не очень поэтическим сравнением с капустой и дыней. Есть много элементов, которые способствуют озвучиванию речи или регистрации, а не другому. Регистр также зависит от использования терминов, относящихся к субкоду, а не к общему языку; регистр приговора выше: центральный неф сохраняет мозаичное украшение. по сравнению со следующим: Часть в середине Церкви по-прежнему покрыта мозаикой! Опять же, вы получаете разные тона через изменение слов: вы не сказали бы своему прекрасному Милу!, Ласковый тон используется вместо уменьшения или любви.
Упражнение для губ
«Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.
Упражнения для языка
«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем - нижней.
Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.
Вы поймете это лучше, зайдя на изучение паратактического стиля и гипотаксического стиля. Чем выше стиль, тем меньше места у восклицаний и разрезов. Использование прилагательных также влияет на журнал дискурса: они будут изобилующими, если тон описательный, существенный в сухой записи хроники.
Почему вы используете один реестр, а не другой? Настолько, что среди всех текстов, которые предлагаются нам в школе, только поэзия упоминается нами в изучении наизусть. Стихотворение на самом деле является очень тщательной попыткой передать другим людям смысл, который считается достойным внимания, открытие, которое произошло о реальности, которую мы намерены разделить с другими людьми.
«Чашечка».
Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?
Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.
«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).
Развитие фонематического восприятия
Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.
Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю - те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю - те, в названиях которых звук в конце.
Занятие 5
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».
Упражнение для губ
«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».
Упражнения для языка
«Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.
«Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.
Занятие 6
Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.
«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.
Упражнения для губ
Повторение упражнений предыдущих занятий.
Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык - «чашечкой» (снаружи рта).
Упражнения для языка
Повторение упражнений предыдущих занятий.
«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.
Развитие фонематического восприятия
Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых - [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].
Постановка звука [ш]
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]
Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1-2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.
Приемы работы по постановке звука [ш]
Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания
Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.
Формирование зрительного образа звука [ш]
Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.
ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с]
Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.
Пластическое изображение формы языка кистями рук
Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой - небо.
Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2-3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Постановка звука [ш]
Программное содержание:
1. Познакомить с правильной артикуляцией звука [ш].
2. Упражнять в синхронной работе речевого аппарата при постановке [ш]. Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука [ш]. Формировать длительную направленную воздушную струю. Развивать мелкую моторику, память, внимание целостное восприятие.
3. Воспитывать потребность научиться красиво и правильно говорить.
Организация: индивидуальное занятие.
Оборудование: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» с оснащением, магнитофон с аудиозаписью «Листопад», макет осеннего леса, модель верхней и нижней челюстей, речевой профиль звука [ш], артикуляционные упражнения, зеркало, зонд, шпатель, вата, спирт, дидактический материал.
Ход занятия:
I. Психологический настрой на правильную речь:
Какое у тебя настроение? Изобрази его солнечным лучиком или дождевой капелькой на нашем экране.
Сейчас я приглашаю тебя совершить прогулку в осенний лес, где нас ожидает много интересных открытий. Отправляемся.
II. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
(«сопряженные» упражнения, объединенные сюжетом «Путешествие пальчиков и языка в осенний лес»). См. приложение.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы снова вернулись в детский сад. Нас гость дожидается-наш давний друг Тигренок.
III.Объявление темы занятия:
Сегодня мы будем учить Тигренка правильно произносить звук [ш].
Описание артикуляции: кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат. Язык принимает форму чашечки и его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается равномерно посередине языка. Струя воздуха теплая. Голос не работает.
IV. Постановка звука [ш].
а) По подражанию.
б) От артикуляционного уклада.
в) С механической помощью от звука с или фрикативного р.
г) От слога са.
д) От звука р.
V. Анализ артикуляции: положение язык
Характер выдыхаемой струи воздуха. Участие голоса.См. выше.
VI. Закрепление изолированного звука [ш].
Игры на звукоподражание: «Шар лопнул», «Осенние листочки шуршат под ногами», «Мышка шуршит».
Физкультминутка «Листопад» (под аудиозапись).
VII. Развитие фонематического слуха.
а) Опознание звука [ш] из ряда изолированных звуков отдаленных по артикуляторным и акустическим признакам: м, к, и, ш, л, д, а, ш, у, н, ш, б, т, х, о, ш (откладывание осенних листочков на столе).
б) Опознание из слогов: ка, ду, ша, по, бы, ми, шу, ны, ло, ши (откладывание косточек на счетах)
в) Опознание из слов: шуба, кошка, камыш, шапка, машина, шкаф, мышка, шишка, ландыш
(хлопки в ладоши).
г) Опознание из фразы: У Наташи есть плюшевый мишка. У Миши День рождения. Ему подарили игрушечную машину. Увидела кошка мышку и погналась за ней (приседания).
д) Опознание из текста «Мыши» (загибание пальчиков).
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»
VIII.Закрепление [ш] в слоге.
Игра «Говорящие руки». (Правая рука [ш] — левая рука [а] получилось [ша] и т.д)
IX.Закрепление [ш] в слове.
Игра «Машина» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)
X. Закрепление [ш] в предложении.
Игра «Четвертый лишний» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)
XI. Домашнее задание:
нарисовать предметы в названии которых есть звук [ш].
XII. Итог:
какой звук отрабатывался, его анализ.
Напомним Тигренку, чтобы не забывал.
XIII.Оценка деятельности ребенка на занятии с психотерапевтической направленностью:
выбор настроения на экране.
Занятие окончено!
Приложение
Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес
Движения или статическая поза рук |
Движения или статическая поза языка |
|
Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ | Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз | |
Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой | Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны | Язык ровный, свободно лежит на нижней губе |
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона | Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» | Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой» |
Крона состоит из веток
листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают |
Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища | Язык в той же позе
Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу |
На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов | Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются | Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны |
Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей) |
Движения или статическая поза рук |
Движения или статическая поза языка |
Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками | Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») | Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт») |
Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину | Руки вверх (к солнцу)
см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху |
Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу |
Идём по лесу дальше. . . | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Имитация ходьбы» |
Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые | Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) | Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык |
Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку | Поднять большой палец вверх.
Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны |
Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой» |
Через лес («топ-топ») вышли к реке | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Плавное движение широким языком вперёд — назад |
Тяжело нести корзины, увидали лодку | Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») | Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд |
Приплыли домой | Соединить пальцы «домиком» | Присос — крыша домика ровная |
Докшина А.А.,
учитель-логопед