Что присутствует в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? Конечно, это юмор, за которым прячется суть этой комедии. В небольшом городке отражается вся Россия, в которой творятся такие беспорядки, как казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Все эти пороки мы наблюдаем по ходу комедии.
В городе высшим руководителем является городничий. Он-то и виноват в большинстве совершенных ошибок, вызывавших у зрителей “смех сквозь слезы…”. После объявления о приезде ревизора городничий сразу отдает распоряжения своим подчиненным о принятии спешных мер в больнице, суде, школах. Забавно слушать при этом глубокомысленное мнение самого “просвещенного и вольнодумного” человека в городе, Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическими причинами, тем, что Россия хочет вести войну. Эта сцена дает представление о положении дел в городе. Везде беспорядок и грязь. В суде сторож развел гусей, конечно, это не допустимо в таком заведении, но это не значит, что судья может просто так пустить их на обед, не спросив сторожа. В этом мы видим одно из перечисленных пороков – произвол. Вспомним, с какой готовностью воспринимает почтмейстер просьбу городничего “немножко распечатать и прочитать” каждое прибывающее в почтовую контору письмо.
Много интересных и забавных моментов связано с Хлестаковым. Этот молодой человек по сути ничего собой не представляет, но поражает то, как он вдохновенно и артистично лжет, а чиновники верят каждому его слову и не замечают прорех в этом вранье. Но лжет не только Хлестаков, но и все герои комедии, пытаясь произвести впечатление на ревизора. Городничий утверждает, что к отвращению относится к карточным играм, по его мнению, уж лучше время потратить “на пользу государственную”. А поступает совершнно иначе.
После мы наблюдаем еще один порок – взяточничество. Все чиновники дают взятки ревизору, а Хлестаков охотно их принимает, с каждым разом запрашивая все больше “денег нет у вас, взаймы рублей тысячу?”. Жена и дочка городничего активно готовятся к приезду “столичной штучки”, по его приезду они флиртуют с ним, а Хлестаков, не зная кого выбрать, мечется то к одной даме, то к другой. Уезжая, он обещает жениться на Марье Антоновне, и, конечно же, все поверили. А городничий и его жена уже вовсю фантазируют о жизни в Питере и о назначении городничего на должность генерала.
Одним из пороков комедии помогает узнать правду о Хлестакове и ревизоре “Вижу письмо, а адрес на Почтамтскую улицу от ревизора. Я взял да и распечатал”. Хлестаков открывает всю правду о чиновников в этом письме. Но вместо того, чтобы понять и исправиться, чиновники злятся на него и горюют о своих деньгах. В конце приезжает настоящий ревизор, и можно сказать, что судьба всех справедливо рассудила.

Сочинение по литературе на тему: Смех сквозь слезы

Другие сочинения:

  1. “В комедии я решил собрать все дурное в росии и посмеяться над всеми сразу”, – писал Н. В. Гоголь – автор пьесы “Ревизор”. Действительно, в сюжете этой комедии отражена вся Россия начала 19 века. С самых первых слов героев описывается Read More ......
  2. Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смех… Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается Read More ......
  3. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма “Мертвые души” простые по сюжету, прозрачны по разборке характеров. Но существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н. В. Гоголь смеется Read More ......
  4. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма “Мертвые души” просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н. Read More ......
  5. В “Истории одного города” М. Е. Салтыков-Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Автор убежден, что бюрократическая власть является следствием “несовершеннолетия”, гражданской незрелости народа. В книге сатирически Read More ......
  6. Современник Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления – восстания декабристов в 1825 г. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятелями русской общественной мысли и литературы новые задачи, которые нашли Read More ......
  7. Мольер – один из самых значительных комедиографов классицизма. Ему принадлежат подлинные открытия в области этого жанра литературы. В своих произведениях писатель в первую очередь стремился правдиво и точно отображать действительность. Наблюдая за людьми, их поступками, желаниями, страстями, он создавал яркие Read More ......
  8. Николай Васильевич Гоголь – выдающийся мастер слова, гениальный прозаик и непревзойденный сатирик. Его творения являются неисчерпаемым источником чарующей красоты искусства, бичующей сатиры и искрометного юмора. В то время, когда Гоголь начинал свою литературную деятельность, главным вопросом общественного развития России был Read More ......
Смех сквозь слезы

“В комедии я решил собрать все дурное в росии и посмеяться над всеми сразу”, – писал Н. В. Гоголь – автор пьесы “Ревизор”. Действительно, в сюжете этой комедии отражена вся Россия начала 19 века.
С самых первых слов героев описывается весь хаус жизни городов: беззаконие, грязь, вранье. Каждое явление открывает нам атмосферу тех времен.
Н. В. Гоголь взял за основу уездный городок, от куда “хоть 3 года скачи ни до олного государства не доскочишь”. Городом управляет городничий – человек приклонного возраста, неглупый по-соему.

Имея высокий чин, он закрывает глаза на происходящее в городе. В его “свиту” входят: попечитель богоугодных заведений, судья, смотритель училищ и прочие чиновники высшего класса.

Каждый видит разруху, но думает прежде о своем достатке. Гуси с гусятами под ногами, белье на каждом шагу, охотничий арапник в судебном здании, куда люди идут, искренне надеясь на помощь; грязные больные, вскармливаемые капустой в больницах – все это оставалось бы без изменений, если б не один каверзный момент – приезжает ревизор! В голосах присутствующих можно различить растерянность, дрожь, но режде всего страх

За свои удобства и роскошь.

Чтобы оставить все, как прежде, они готовы на все, лишь бы уголить гость из Петербурга. Сами не зная того, чиновники, городничий, его жена и дочь впутываеются в клубок тесно связанных ситуаций, основанных на вранье. Обычный приезжий из северной столицы становится обладателем высокого чина.

Как говорится: “У страха глаза велики”, и поэтому каждое слово, каждый жест лжеревизора все более заостряют их фантазию.
Ничто не понимавший Хлестаков был заметно удивлен столь пристальным вниманием. Сам он – человек со слабой волей, который не прочь поиграть в карты на последние деньги или пофлиртовать с барышнями. Быстро сорентировавшись в сложившейся ситуации, он ловко использует ее в своих интересах и ничем не отличается от городничего и его приблеженных, ведь он наконец получил возможность пустить пыль в глаза. Зная несколько крылатых выражений, Хлестаков умело доказал свою столичную персону речами, но все же топчется на одном месте порой в самых элементарных предложениях.

Все больше впутываясь в колесо событий, Хлестаков отчаянно верит в свою ложь. Смешно видеть, как нелепо выходит он из ситуаций, полученных в результате своей лживых рассказов. Балы, обеды из Парижа, свои сочинения в известных журналах – пределы мечтаний любого 25летнего парня того времени, а здесь, где ему верят, где и он сам себе верит можно еще более преукрасить свою натуру.
Немаловажным моментом является беспорядки в городе, взятничество. Каждый чиновник в начале оправдывает свой грешок, считая, что борзые щенки – это мягко говоря подарок за указанную услугу. Горничий ходит в стахе по поводу высеченной им унтер-офецерскую жены(что категорически запрещенно) и за купцов, которые могут донести о несправедливости его службы.

Все неполадки в городе он хочет закрыть ремонтом некоторых улиц. Хлестаков, представленный как умелый актер, в открытую берет деньги в долг с каждого пришедшего. Его не волнуют городские проблемы, вызванные несправедливой властью, коррупцией, ведь он уедет от сюда через пару дней навсегда, не обернувшись на ужасную картину в городе.
Все проиграли в этой борьбе за сладкую жизнь. Ее невозможно построить на чужой беде, ведь все люди планеты связаны тонкими нитями жизненных путей. Изучая историю России, в сердце ликует нож от нечеловечности в стране.

С каждым новым поколением феодолизм и деспотизм тянули наших соотечественников во мрак, делая из россиян дикарей, боровшихся за теплое место под солнец. Городничий, обращаясь к зрителям, говорит:”Что смеетесь? Над собой смеетесь!” Да, смех, но сквозь горькие слезы отчаяния.

Россия, давшая миру стольких поистину великих людей, много столетий жила в темноте. Но эта наша Родина, и теперь наш черед не допустить этих беспорялков, жить в согласии и в мире.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Как в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” звучит авторский “смех сквозь слезы”? Положительный идеал Н.В. Гоголя в комедии “Ревизор” звучит во всем пафосе повествования, в структуре и стиле ко­медии, в авторском отношении к описываемому. И сам автор писал: “Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благород­ное […]...
  2. Что присутствует в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? Конечно, это юмор, за которым прячется суть этой комедии. В небольшом городке отражается вся Россия, в которой творятся такие беспорядки, как казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Все эти пороки мы наблюдаем по ходу комедии. В городе высшим руководителем является городничий. Он-то и виноват в большинстве совершенных ошибок, […]...
  3. Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смех… Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается пляской старух. Мы улавливаем некоторый диссонанс. Эту удивительную, чисто гоголевскую, особенность грустно улыбаться первым заметил […]...
  4. “Смех сквозь слезы” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” I. “Мертвые души” – это “история болезни, написанная мастерской рукой” (А. И. Герцен). II. “Мертвые души” – гениальная сатира на чиновно-крепостническую Россию. 1. Изобразить “все дурное, что ни есть в России…”. 2. Кто они – эти владельцы народной души? 3. Воплощение духовной нищеты, нравственного убожества, […]...
  5. Тридцатые годы прошлого столетия – время наиболее плодотворного и интенсивного творческого расцвета Гоголя. Вслед за “Вечерами”, “Миргородом”, “Арабесками” он обращается к драматургии и создает одно из самых замечательных произведений мировой литературы – бессмертного “Ревизора”. В этой комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическая Россия, полицейско-самодержавный строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении. По словам самого писателя, […]...
  6. В “Истории одного города” М. Е. Салтыков-Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Автор убежден, что бюрократическая власть является следствием “несовершеннолетия”, гражданской незрелости народа. В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова, указываются даже точные даты: 1731-1826 годы. В фантастических событиях и […]...
  7. Смех – одно из самых сильных орудий Против всего, что отжило. А. Герцен Одна из особенностей гоголевской драматургии определяется отношением ее к смеху, к комическому. Гоголь – комический писатель в целом – и как новеллист, и как автор поэмы “Мертвые души”, и как драматург. Тем не менее именно драматургия (комедии “Ревизор”, “Женитьба”, а затем ряд […]...
  8. СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ В “ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА” М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В “Истории одного города” М. Е. Салтыков-Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Автор убежден, что бюрократическая власть является следствием “несовершеннолетия”, гражданской незрелости народа. В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова, […]...
  9. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками, живущими и служащими в небольшом провинциальном городке, в “Ревизоре” Гоголь представляет нам заезжего хитреца из Петербурга. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в сатирической комедии Гоголя. Хлестаков, волею судьбы оказавшийся в городе N., занимает в Петербурге низший гражданский чин […]...
  10. Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть от Хлестакова “следы своей деятельности”, ведь дела в городе идут из вон рук плохо. В […]...
  11. Иван Александрович Хлестаков – один из главных героев комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Сам автор так характеризует его: “молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький;… несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения”. Мы узнаем, что Хлестаков по […]...
  12. Один из главных персонажей комедии “Ревизор”, так ярко нарисованный Н. В. Гоголем, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Это “неглупый по-своему человек”. В его речи много точных характеристик, крылатых выражений, ставших настоящими афоризмами. Собрав в своем доме городских чиновников, чтобы предупредить их о приезде ревизора, городничий так говорит о своей деятельности: “Нет человека, который бы за собой […]...
  13. Вместе с незадачливыми государственными чиновниками – героями комедии, автор представляет нам в “Ревизоре” заезжего хитреца из Петербурга Хлестакова. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в этом сатирическом произведении. Хлестаков занимает в Петербурге низший гражданский чин коллежского регистратора. Это ветреный и легкомысленный человек, раскидывающий направо […]...
  14. События комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” происходят в 1831 году в некотором уездном городе. Как сказал о нем городничий “Да, отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Это обычный, ничем не отличающийся от других городов, город. В этом городе нет никакого порядка: в больницах врачи ходят грязно, больные “походят на кузнецов” […]...
  15. Замысел “Ревизора”. (Показ чиновничье-дворянской России во всем ее безобразии. Обличение строя, в котором процветают чиновники-бюрократы.) Герои комедии. Отсутствие положительного героя. (Персонажи дополняют друг друга, помогают вскрыть общественные язвы провинциального городка и всей России.) Типичность образов представителей крепостнической России. Городничий. (Человек “очень не глупый, по-своему”, карьерист и взяточник, выбившийся из низов. Сделав карьеру, городничий теперь “на […]...
  16. Хлестаков – это самый главный персонаж комедии. Благодаря ему в городе все всполошилось, и начали рассматривать этого “ревизора”. Еще до самого появления Хлестакова на сцене читатель понимает, что он никакой не “ревизор”, а всего-навсего мелкий чиновник. В этом ему [читателю] помогает Осип – слуга Хлестакова – который рассказывает всем про него. Полностью сущность героя раскрывается […]...
  17. “Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым”, – эта фраза как нельзя лучше раскрывает смысл “Ревизора”, позицию автора и само явление хлестаковщины. Не будь так напуганы чиновники и городничий, вряд ли Хлестакова можно было бы принять за проверяющего. Ветреный, ведущий вечно праздную жизнь на чужие, взятые в долг деньги, […]...
  18. Городничий собирает в своем доме чиновников с тем, чтобы сообщить им “пренеприятнейшее известие”: в город едет Ревизор. Все испытывают неподдельный страх и даже ужас. Им рекомендуется навести хотя бы видимость порядка в подведомственных заведениях, например в больнице переодеть больных в чистую одежду, убрать гусей с гусятами из приемной суда, которые так и шныряют у посетителей […]...
  19. В одном из своих писем Н. В. Гоголь, комментируя пьесу “Ревизор”, которая была неоднозначно принята в русском обществе после ее появления в печати и на театральной сцене, писал: ” В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное и одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел нашел блестящее воплощение в пьесе. Писатель практически отказывается […]...
  20. Познакомьтесь, Иван Александрович Хлестаков (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”) Познакомьтесь – Иван Александрович Хлестаков, молодой человек, мелкий служащий в одной из петербургских канцелярий. Проигравшись в карты, он застрял в уездном городе, где его приняли за ревизора – “инкогнито”, “еще и с секретным предписаньем!”. Сам автор характеризует Хлестакова как “пустейшего” человека: “Говорит и действует без […]...
  21. Харрактеристика главного героя: Вместе с незадачливыми государственными чиновниками – героями комедии, автор представляет нам в “Ревизоре” заезжего хитреца из Петербурга Хлестакова. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в этом сатирическом произведении. Хлестаков занимает в Петербурге низший гражданский чин коллежского регистратора. Это ветреный и легкомысленный […]...
  22. Кульминационным моментом комедии Николая Василь­евича Гоголя “Ревизор” становится эпизод, в котором почт­мейстер Шпекин читает всем чиновникам задержанное им письмо Хлестакова. Именно тогда у городничего и других чи­новников раскрываются глаза и они узнают, что приняли за грозного ревизора “елистратишку простого”, как называет своего хозяина слуга Осип. Ошеломленный городничий пора­жается своей ошибке: “Сосульку, тряпку принял за важного […]...
  23. Я думаю, что, когда автор подбирает эпиграф к своему произведению, он проделывает очень кропотливую работу. Ведь эпиграф – это своего рода ключ, с помощью которого читатель может глубже проникнуть в содержание произведения, а иногда даже постигнуть то, что автор хотел сказать между строк. В качестве эпиграфа к своей бессмертной комедии Н. В. Гоголь взял известную […]...
  24. Бессмертная комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” подарила нам много незабываемых образов, актуальных и в наше время. Один из главных героев комедии – городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Глава города из него никудышный. Деятельность Антона Антоновича привела к тому, что все в городе пришло в упадок, честно не работает ни одна служба. Городничий видит, как плохо обстоят […]...
  25. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей его комедии “всегда почти находятся перед глазами”. А о Хлестакове писатель говорит, что это “тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту… […]...
  26. Перу Н. В. Гоголя принадлежат сотни замечательных произведений, ставших достоянием не только русской, но и мировой литературы. Противоречивая натура писателя уже много лет вызывает споры и дебаты. Я же убеждена: талант Гоголя огромен и самобытен, и во всей литературе ему нет равных как писателю-сатирику. Комедия “Ревизор” – мое любимое произведение. “В “Ревизоре” я решил собрать […]...
  27. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем”. Комедия вводит […]...
  28. Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” – одно из самых великих произведений как в творчестве самого писателя, так и в литературе XIX века. Он решил “собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости”. Автор рисует нам маленький захолустный городок, где отсутствуют какие бы то ни было порядки, обличает чиновников. Обобщающий смысл “Ревизора” дан в […]...
  29. Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается пляской старух. Мы улавливаем некоторый диссонанс. Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил […]...
  30. В комедии ” Ревизор” Н. В. Гоголь собрал в одном произведения все несправедливости жизни, всю безнравственность для того чтобы посмеяться над всем этим. В этой комедии Гоголь представил город, в который неожиданно наведывается ревизор. Эта ситуация заставляет всех чиновников врасплох, так как надо скрывать от ревизора все свои “грешки”. Главный в городе – городничий. Это […]...
  31. Особенностью гоголевской комедии “Ревизор” является то, что она имеет “миражную интригу”, т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет […]...
  32. Здесь много чиновников… Экое дурачье! Н. Гоголь. Ревизор Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” явилась отражением действительной жизни и нравов, царивших в царской России того времени. Таким образом, в своей комедии Гоголь смеется не над вымышленными героями и ситуациями, а над своими же современниками. Что же заставило таких непохожих, заботящихся лишь о своей выгоде чиновников объединиться, […]...
  33. В. Г. Белинский писал о поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголя, что это “творенье столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях”. Н. В. Гоголь – выдающийся мастер слова, […]...
  34. Всемирно известная комедия Гоголя “Ревизор” была написана “с подачи” А. С. Пушкина. Считается, что именно он рассказал великому Гоголю историю, легшую в основу сюжета “Ревизора”. Нужно сказать, что комедию приняли не сразу – и в литературных кругах того времени, и при царском дворе. Император видел в “Ревизоре” “неблагонадежное произведение”, критикующее государственное устройство России. И только […]...
  35. Комедия “Ревизор” в 1836 году наделала немало шума в обществе. Весна того года подарила зрителям истинный шедевр. Несмотря на то что прошло почти 170 лет с того времени, комедия не лишилась остроты и актуальности и сегодня. Николай Васильевич Гоголь отмечал, что Хлестаков – самый сложный персонаж пьесы. В замечаниях для актера, игравшего эту роль, Гоголь […]...
  36. В комедии “Ревизор” Н. В. Гоголь блистательно развенчал нравственные и социальные пороки чиновничества. Воровство, обман, взяточничество – вот далеко не полный список прегрешений людей, облеченных властью, не только во времена и не только в стране, описанных автором. Власть притягивает честолюбивых людей, но не всегда эти люди отличаются строгими нравственными принципами. Ведь так легко, обладая властью […]...
  37. Основные действующие лица: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий. Анна Андреевна – его жена. Марья Антоновна – его дочь. Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер. Петр Иванович Бобчинский – городской помещик. Петр Иванович Добчинский – городской помещик. Иван Александрович […]...
  38. Миражи, призраки, фантомы… Иногда трудно провести грань между фантасмагорическим и действительным, ибо вся наша жизнь наполнена иллюзиями. Так, пьесу Гоголя “Ревизор”, сюжет которой поистине фантастичен, можно. в то же время назвать отражением реальности. Действие комедии происходит в неком уездном городе, “от которого хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”, в городе-призраке, на […]...
  39. Какова основная тема комедии “Ревизор”? Выполнил ли Гоголь поставленную перед собой задачу: “собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем”? Есть ли в комедии положительные герои? На сцене их нет. Но писатель подчеркивал, что в “Ревизоре” положительный герой присутствует. Это – смех. Смех бичующий, разоблачающий и… исцеляющий, помогающий […]...

Как в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»?

Положительный идеал Н.В. Гоголя в комедии «Ревизор» звучит во всем пафосе повествования, в структуре и стиле ко­медии, в авторском отношении к описываемому. И сам автор писал: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благород­ное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это че­стное, благородное лицо был - смех».

Гоголь задумывал «общественную» комедию в духе Арис­тофана, где мы видим сочетание грубого комизма и полити­ческой сатиры. Одновременно писатель стремился создать на­циональную по духу комедию, передающую всю абсурдность реальной русской жизни. «Я хотел собрать в одну кучу все дур­ное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», - пи­сал Гоголь.

Исследователи и критики отмечали оригинальность этого произведения - в нем отсутствовал любовный элемент, не было положительных героев. Но в пьесе этой видели острую социальную и моральную сатиру. И от этого она только выиг­рала. Какие же приемы использует писатель?

Один из них - использование алогизмов, основанных «на внешне абсурдных умозаключениях». И мы видим это уже в самой завязке. Бобчинский и Добчинский явились к Город­ничему со своим сообщением о том, что в гостинице уже две недели живет молодой человек, денег не платит, заглядывает в тарелки к посетителям, и подорожная прописана ему в Сара­тов. Из всех этих фактов чиновники и Городничий делают вывод, что перед ними - ревизор. Здесь как раз мы видим использование такого алогизма.

Сатира Гоголя проявляется и в его обрисовке образов го­родских чиновников. И здесь, действительно, воплощен ав­торский смех «сквозь слезы». В городе царят беспорядки, кру­гом - воровство и произвол. Городничий берет взятки с куп­цов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназна­ченные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На ули­цах города - «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту долж­ность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, не­высокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебре­жительное отношение к народу - эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Для создания этих образов писатель использует различ­ные художественные средства: авторские ремарки, письма (в письме Чмыхова очерчены некоторые личностные качества Городничего, в письме Хлестакова Тряпичкину дана уничи­жительная характеристика всех чиновников), комические ситуации (Антон Антонович вместо шляпы надевает бумаж­ный футляр). Речь героев индивидуализирована. Так, Город­ничий часто употребляет канцеляризмы, просторечия, бран­ные слова, идиоматические выражения. Язык Сквозник-Дму­хановского по-своему яркий, образный, в речи звучат порой иронические интонации («до сих пор… подбирались к другим городам», «добрался до Александра Македонского», «задам перцу», «какие пули отливает!»).

Исследователи отмечали, что внутренняя пружина, скреп­ляющая и развивающая отношения героев, - это желание ге­роев (Хлестакова и Городничего) стать выше. Сквозник-Дму­хановский прямо говорит зрителям о своей мечте, Хлестаков тоже хочет, по словам Гоголя, «сыграть роль чином выше сво­его собственного». И это единство Хлестакова и Городничего создает трагикомический гротеск пьесы, делает возможной исключительную ситуацию присутствия в городе лжеревизора. Показательна в этом плане сцена вранья Хлестакова. Мно­гие критики считают ее кульминационной, так как герой фак­тически подтвердил, что он - важный чиновник. Однако автор разоблачает своего персонажа одной маленькой ремаркой. За­метив то, что его «завтра же произведут в фельдмаршалы», Хле­стаков поскользнулся и «чуть-чуть не шлепнулся на пол». Так нам открывается авторская позиция: Н.В. Гоголь смеется над тем, что пустышку приняли за значительного человека.

Таким образом, авторская позиция проявляется в том, что в пьесе нет положительных героев. В комедии часто звучит смех, но критический, сатирический, обличительный пафос комедии - это грустный взгляд автора на российскую дей­ствительность, это смех «сквозь слезы».

Здесь искали:

  • сатирический пафос комедии ревизор
  • сочинение грусть сквозь смех в комедии гоголя ревизор
  • почему смех в ревезоре Гоголя звучит сквозь слезы?

"В комедии я решил собрать все дурное в росии и посмеяться над всеми сразу", - писал Н.В. Гоголь - автор пьесы "Ревизор". Действительно, в сюжете этой комедии отражена вся Россия начала 19 века.

С самых первых слов героев описывается весь хаус жизни городов: беззаконие, грязь, вранье. Каждое явление открывает нам атмосферу тех времен.

Н.В. Гоголь взял за основу уездный городок, от куда "хоть 3 года скачи ни до олного государства не доскочишь". Городом управляет городничий - человек приклонного возраста, неглупый по-соему. Имея высокий чин, он закрывает глаза на происходящее в городе. В его "свиту" входят: попечитель богоугодных заведений, судья, смотритель училищ и прочие чиновники высшего класса. Каждый видит разруху, но думает прежде о своем достатке. Гуси с гусятами под ногами, белье на каждом шагу, охотничий арапник в судебном здании, куда люди идут, искренне надеясь на помощь; грязные больные, вскармливаемые капустой в больницах - все это оставалось бы без изменений, если б не один каверзный момент - приезжает ревизор! В голосах присутствующих можно различить растерянность, дрожь, но режде всего страх за свои удобства и роскошь. Чтобы оставить все, как прежде, они готовы на все, лишь бы уголить гость из Петербурга. Сами не зная того, чиновники, городничий, его жена и дочь впутываеются в клубок тесно связанных ситуаций, основанных на вранье. Обычный приезжий из северной столицы становится обладателем высокого чина. Как говорится: "У страха глаза велики", и поэтому каждое слово, каждый жест лжеревизора все более заостряют их фантазию.

Ничто не понимавший Хлестаков был заметно удивлен столь пристальным вниманием. Сам он - человек со слабой волей, который не прочь поиграть в карты на последние деньги или пофлиртовать с барышнями. Быстро сорентировавшись в сложившейся ситуации, он ловко использует ее в своих интересах и ничем не отличается от городничего и его приблеженных, ведь он наконец получил возможность пустить пыль в глаза. Зная несколько крылатых выражений, Хлестаков умело доказал свою столичную персону речами, но все же топчется на одном месте порой в самых элементарных предложениях. Все больше впутываясь в колесо событий, Хлестаков отчаянно верит в свою ложь. Смешно видеть, как нелепо выходит он из ситуаций, полученных в результате своей лживых рассказов. Балы, обеды из Парижа, свои сочинения в известных журналах - пределы мечтаний любого 25летнего парня того времени, а здесь, где ему верят, где и он сам себе верит можно еще более преукрасить свою натуру.

Немаловажным моментом является беспорядки в городе, взятничество. Каждый чиновник в начале оправдывает свой грешок, считая, что борзые щенки - это мягко говоря подарок за указанную услугу. Горничий ходит в стахе по поводу высеченной им унтер-офецерскую жены(что категорически запрещенно) и за купцов, которые могут донести о несправедливости его службы. Все неполадки в городе он хочет закрыть ремонтом некоторых улиц. Хлестаков, представленный как умелый актер, в открытую берет деньги в долг с каждого пришедшего. Его не волнуют городские проблемы, вызванные несправедливой властью, коррупцией, ведь он уедет от сюда через пару дней навсегда, не обернувшись на ужасную картину в городе.

Все проиграли в этой борьбе за сладкую жизнь. Ее невозможно построить на чужой беде, ведь все люди планеты связаны тонкими нитями жизненных путей. Изучая историю России, в сердце ликует нож от нечеловечности в стране. С каждым новым поколением феодолизм и деспотизм тянули наших соотечественников во мрак, делая из россиян дикарей, боровшихся за теплое место под солнец. Городничий, обращаясь к зрителям, говорит:"Что смеетесь? Над собой смеетесь!" Да, смех, но сквозь горькие слезы отчаяния. Россия, давшая миру стольких поистину великих людей, много столетий жила в темноте. Но эта наша Родина, и теперь наш черед не допустить этих беспорялков, жить в согласии и в мире.

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь «решился собрать в одну кучу все дурное в России…и за одним разом посмеяться над всем». В пьесе писатель рисует сатирические образы чиновников и комичные ситуации с их участием. Однако обличая пороки общества, Гоголь закладывает мысль об актуальности поставленной им проблемы, отчего смех и звучит в комедии «сквозь слезы».

Для более точного понимания образов героев читателем, Гоголь дает описание портрета, характера, манер речи и прочих деталей каждого персонажа в афише. Благодаря данному приему, еще до начала действия становится известно о взяточничестве городничего, о «чистосердечии и простоте» Хлестакова, об услужливости и суетливости Земляники, а также о других чертах жителей города N. Посредством точного описания каждого из героев, автор подчеркивает сатиричность образа каждого из них и помогает читателю узнать себя в каком-либо персонаже. Это необходимо для осуществления поставленной Н.В. Гоголем задачи: заставить общество задуматься об общечеловеческих пороках и искоренить их.

Стоит обратиться и к ситуациям, воссозданным писателем. Так, например, у судьи Ляпкина-Тяпкина в суде «сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками». Как бы комично не звучал данный факт, он говорит о безответственности человека, занимающего пост судьи. Хотя и к своим служебным обязанностям Ляпкин-Тяпкин относится несерьезно: "...Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну.”. Так же безответственен и смотритель богоугодных заведений Земляника. Герой давно махнул на все рукой: он знает о воровстве в больницах, но ему совсем нет до этого дела. О своих пациентах Земляника заявляет: “Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Безалаберное отношение к службе проявляет и почтальон Шпекин: герой обожает читать чужие письма, а понравившиеся и вовсе оставляет себе на память. Рисуя быт жителей города N, Н.В. Гоголь дает читателю понять, что не так смеша его пьеса, как она печальна.

Отдельное внимание стоит уделить самому яркому персонажу комедии – Хлестакову. Он обычный канцелярский работник и заядлый игрок в «картишки», любить врать и сам легко верит своему вранью. Когда герой понимает, что его признали за ревизора, он быстро вживается в роль, о чем можно сделать вывод из монологов Хлестакова. Например, Хлестаков рассказывает, что с Пушкиным он «на дружеской ноге», да и вообще часто видит литераторов. Герой присвоил себе авторство многих известных произведений, а дом его известен на весь Петербург («Так уж и известен: дом Ивана Александровича.»). Столь актуальный характер, воплощенный Гоголем в комедии, породил понятие «Хлестаковщины», смысл которого заключается во вранье и притворстве, в умении примерять на себя «маски» и убедительно вживаться в роль. Образ Хлестакова как никакой другой доказывает печальность сатиры Н.В. Гоголя.

Таким образом, в комедии «Ревизор», Н.В. Гоголь сатирически обличил общечеловеческие пороки, заставив читателя задуматься о необходимости борьбы с ними.


Close