Анализ эпизода Бал по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.). Конспект урока на тему: "Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение" Обсуждение работы учеников
«Горе от ума» А.С. Грибоедова - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературной и общественной жизни. Проблемы, поставленные в комедии, волновали русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы.
В этом произведении отражена эпоха, наступившая в России после 1812 года. В художественных образах она даёт яркое представление о русской общественной жизни.
С огромной обличительной силой Грибоедов рисует действительный облик дворянско-крепостнического общества, в котором люди ценились по числу принадлежащих им крепостных рабов. В этом обществе, лишённом чести и достоинства, задавали тон «знатные негодяи», которые грабительством добывали себе почести и богатство, доносчики загорецкие, распространители сплетен, гонители просвещения.
Пьеса написана автором с соблюдением основных законов классической комедии. В основе сюжета – любовный конфликт. Но произведение создавалось скорее ради конфликта социального и нравственного. Участники конфликта – Александр Андреевич Чацкий, молодой человек с прогрессивными взглядами, и светское общество во главе с Павлом Афанасьевичем Фамусовым.
Люди фамусовского круга – корыстолюбцы, эгоисты – проводят своё время в светских развлечениях, пошлых интригах, сплетнях. Рабской морали фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое, декабристское, понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими – таковы моральные принципы Чацкого. Подобно самому Грибоедову, Чацкий видит «не в наслажденьи жизни цель», а в служении обществу, родине.
Третье действие комедии является кульминацией основного конфликта произведения. Оно посвящено развёртыванию неизбежного столкновения между Чацким и московским обществом. Прямое столкновение Чацкого начнётся с его беседы с Молчалиным. Чацкому кажется, что человека «с такими чувствами, с такой душою» Софья любить не может, а все её похвалы в адрес Молчалина – только способ ввести его в заблуждение.
На вечере в доме Фамусова произойдут встречи Чацкого с каждым гостем. Вначале всё выглядит безобидно. Но затем атмосфера начинает накаляться. Вначале Чацкий вызывает раздражение и озлобление Натальи Дмитриевны беседой с ее мужем, Платоном Михайловичем. С приездом каждой новой группы гостей противостояние будет укрепляться.
Грибоедов показывает, что в фамусовском обществе отнюдь не дружелюбная обстановка, здесь нет душевной близости. Дамы друг другу завидуют, сплетничают, господа рассуждают о чинах и наградах. Но зато мнение о чужаке Чацком оказалось единодушным: он – сумасшедший. После беседы Чацкого с графиней внучкой, когда она выкажет ему свою обиду на молодых дворян, отдающих предпочтение не русским невестам, а французским модисткам, противостояние Чацкого и общества будет развиваться очень стремительно.
Так же стремительно будет развиваться и слух о сумасшествии Чацкого. Его случайной виновницей стала Софья.
Чацкий настраивает против себя Хлёстову, посмеявшись над похвальной речью в адрес Загорецкого. Затем он задевает и самого Загорецкого, также презрительно отзывается о Молчалине. Таким образом, Чацкий, благодаря своей язвительности и дерзости, становится врагом для каждого присутствующего и изгоем в доме Фамусова.
В сцене бала главным становится не любовный конфликт, а социальный. Основным здесь оказывается не поединок Чацкого и Молчалина со Скалозуба за руку Софьи, а поединок Чацкого с обществом. Общество предъявляет Чацкому смешные, нелепые претензии. Действительно, Наталья Дмитриевна возмущена тем, что её мужу Чацкий «совет дал жить в деревне», графиня внучка сообщает, что её он «модисткою изволил величать», Молчалин поражается, что ему Чацкий «отсоветовал в Москве служить в Архивах». И виной безумия молодого человека свет ставит книги и образование:
И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;
Да от ланкартачных взаимных обучений.
Отвергнутый любимой девушкой и светом, Чацкий одерживает моральную и духовную победу над обществом. Хотя, с другой стороны, фамусовское общество успешно справилось с главной задачей: дружное участие в клеветническом сговоре помогло избавиться от лишнего и чуждого человека. «Общественное мненье» сыграло одновременно в личных интересах и Софьи, и Фамусова. Пьеса здесь как бы вновь возвращается к исходной ситуации – дом Фамусова без Чацкого.
Финал третьего действия «Горя от ума» завершается ремаркой: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись по карточным столам». Обличительная речь Чацкого не тронула ни одного из присутствующих на вечере. Борьба против фамусовых не завершилась в комедии. Чацкий уходит со сцены, но совсем не из жизни.
Справедливо заметил И.А. Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим… Чацкие живут и не переводятся в обществе… где… длится борьба свежего с отжившим, больного с здоровым… не состарился до сих пор и едва ли состареется когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».
Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Конфликт стремительно развивается с первых же явлений пьесы и достигает кульминации в сцене бала.
Чацкий – революционер, типичный представитель молодёжи 10-20-х годов XIX века. Он хочет добиться перемен в стране, улучшения системы образования, выступает против чинопочитательства. Он открыто противопоставлен Фамусову, который обладает житейским умом и ему ничего не нужно, кроме высокого чина, выгоды в замужестве Софьи, да жить в угоду себе.
Все фамусовское общество – это консерваторы, боящиеся всего нового, неизведанного. Это общество во всей его полноте мы видим именно в 3 действии, в сцене бала. В этом эпизоде особенно четко видны разногласия между Чацким и фамусовской Москвой.
Светское общество, как стадо неразумных животных, похоже в целом, но отличается мельчайшими деталями, которые Грибоедов подчеркнул в описании этих людей. Первыми на сцену выходят Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи. Она доминирует в паре, руководит податливым мужем и забоится о нем, будто это не взрослый мужчина, а дитё: «Мой милый, застегнись скорей». Она отвечает на все вопросы, а муж лишь твердит: «Теперь брат, я не тот…». Чацкий удивляется такой перемене в образе жизни своего бывшего товарища. Грибоедов постоянно подчеркивает, что мужчины в светском обществе зависимы от женщин, они не стремятся быть главными в семье.
Вот появляются князья Тугоуховские с шестью дочерьми. Дочки не отличаются друг от друга, это можно понять даже по их ролям, которые им присвоил Грибоедов: 1-я княжна, 2-я княжна и т.д. Они глупы и говорят лишь о рюшечках, да одежде. «Ах! Прелесть!» - восклицает одна из них, а остальные лишь повторяют, словно отражения. Княжна Тугоуховская заботится только о том, как и куда пристроить своё потомство. Только завидев Чацкого и узнав, что он холост, Наталья посылает мужа к нему, расспрашивая Наталью Дмитриевну: «Какое звания?», «Богат?». Но ответы не удовлетворили княжну и она, не задумываясь, кричит мужу: «Князь! Назад!». Князь Тугоуховский плохо слышит и не особо умён, он отвечает лишь краткими фразами-междометиями: «У-хм?».
Приехали и графини Хрюмины: бабушка и внучка. Бабушка – типичная светская женщина. Даже на волосок от смерти она ходит на балы и играет в карты, ест, да пьет. Внучка же зла от того, что не вышла замуж. В беседе с графиней-внучкой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в России манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы.
Тут на сцену входит Антон Антоныч Загорецкий. В ту же минуту, пытаясь услужить Софье, он заговаривает о завтрашнем спектакле, говорит, что достал для нее билет, хотя это было очень трудно. Платон Михайлович говорит Чацкому о Загорецком, мол, он: «Отъявленный мошенник, плут». Хлестова подтверждает, что: «Лгунишка он, картежник, вор», но в то же время Антон Антоныч «мастер услужить», ведь для нее он на ярмарке достал двух арапченков.
После выхода Загорецкого появляется Хлёстова – тетка Софьи, шестидесяти пяти лет. Она имеет большой авторитет в обществе Фамусова. Сам хозяин дома знакомит её со Скалозубом, чтобы она оценил выбор мужа для Софьи. Молчалин же, присаживаясь к Хлёстовой, хвалит её прекрасного шпица и предлагает сыграть в карты.
На балу Чацкий чувствует себя «не в своей тарелке», он одинок как никогда. Люди не понимают его модернистических взглядов, а он не понимает, как можно жить без образования и развития. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно. Это и создает конфликт между Чацким и обществом. Все реплики, все монологи героя, направленные на изменения в обществе, пока что безуспешны. Но общество должно прогрессировать и в этом ему должны помочь люди-революционеры. Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил»: «…службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник». Это и профессора Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и в безверье».
Чацкий и фамусовское общество несовместимы, они «век нынешний» и «век минувший». Люди в этом обществе пустые, не желающие перемен в своей жизни. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, так остро воспринимается ими. Из-за этого слух о безумии Чацкого, который пустила Софья, так рьяно был принят гостями Фамусова. В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения. Их рассуждения от чего Чацкий мог сойти с ума, делятся на три ветви: пьянство, наследственность и образование. Из-за образования они начали шуметь, словно рой разъяренных пчёл. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина!», - вторит Фамусов. Ему поддакивает Хлёстова, а княгиня рассказывает о своём племяннике Фёдоре, который: «от женщин бегает» и «чинов не хочет знать».
Они приняли сумасшествие Чацкого легко, даже объяснили причины, потому что иначе все, что говорил Чацкий, было бы правдой, а это недопустимо для устоев светского общества XIX века, ведь они не потерпят изменений в системе.
Таким образом, данный эпизод имеет большое значение для всего произведения. Здесь особо ярко подчеркивается противостояние Чацкого и фамусовского общества. Кроме того, именно в третьем действии распускается слух о сумасшествии Чацкого, из-за которого герой вынужден бежать из Москвы.
Прежде чем совершить анализ эпизода “Бал в доме Фамусова” комедии Грибоедова “Горе от ума”, очень уместно было бы кратко рассказать о том, что представляет собой главный персонаж. Чацкий – это молодой дворянин, взгляды на жизнь которго являются непонятыми среди остального общества.
Данный эпизод наиболее напряженный в этой комедии. Ведь именно здесь автор раскрывает все истинные образы героев, они как-будто снимают маски со своих лиц.
Чацкий – это человек, который говорит все прямо в лицо, ничего не скрывая.
в доме Фамусова судят друг друга только по нарядам, богатству, а не по тому, что у них внутри. В данном эпизоде Чацкий узнает, что его возлюбленная Софья теперь полюбила Молчалина. Но Чацкий не верит в эту любовь. Он не верит в то, что Софья могла полюбить такого мерзкого человека как Молчалин.
На этом балу Чацкий раздражает Софью своими резкими выпадами. И она бросает колкую фразу о том, что он сумасшедший. И практически все люди, которые собрались в доме Фамусова верят этому. На его стороне почти не осталось сторонников. Чацкий решает покинуть Москву. Именно он, чьи принципы являются более правильными и истинными, несчастен. А все остальные люди в окружении Фамусова продолжают думать только о своем богатстве, нарядах и женихах.
Правду говоря, произведение написанное Грибоедовым очень сильно затрагивает современное общество. Ведь в данное время происходит все то же самое, что и много лет тому назад.
Другие работы по этой теме:
- Бал в доме Фамусова Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” предшествовала восстанию декабристов. Уже в 1820-х годах в обществе накалялась атмосфера, так как идеи...
- Эпизод “Бал в доме Фамусова” чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко...
- Комедия Грибоедова “Горе от ума” входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века....
- Павел Афанасьевич Фамусов – одно из главных действующих лиц комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Фамусов – московский барин, отец Софьи и давний друг...
- Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. А. С. Грибоедов. Горе от...
- Комедия “Горе от ума” – это отличное произведение, которое, не смотря на два века своего бытия, остается популярной и поучительной. Грибоедов посвятил свой шедевр таким...
- Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” произвела много шума в отечественной драматургии. Это – замечательное произведение с острым, афористичным языком. В своей пьесе Грибоедов...
- Гостей Фамусова сближает поразительная косность и поверхностность взглядов, все они старательно играют затверждён – ную роль “человека света”. У кого-то, как у Платона Михайловича Горича,...
Комедия Грибоедова "Горе от ума" входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества - эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова "Горе от ума". И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.
Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что "в девках целый век", или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал "под каблук" своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: "Я от него было и двери на запор; да мастер услужить".
Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.
Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.
Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.
Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею "лишних" людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.
Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».
Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.
Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».
Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!
Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:
И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…
На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.
В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:
Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…
Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.
Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.