Цель: формирование у учащихся общего представления о
художественном творчестве и особенностях изображения художникатворца в произведениях разных видов искусства.
Задачи:
- актуализировать представления учащихся о роли художника-творца
в искусстве;
- раскрыть понятие «художественное творчество»;
- дать обобщенную характеристику образа художника-творца
в процессе восприятия произведений искусства;
- проследить особенности отношения к творцу (художнику,
музыканту, танцору) на примере художественных произведений с
изображением процесса художественного творчества;
- совершенствовать умение дифференцировать художественные
произведения по темам и видам искусства;
- формировать уважительное отношение к искусству, процессу
художественного творчества, подлинному мастерству в сфере
художественной культуры

Деятельность Работа в тетеради

Восприятие и обсуждение
художественных произведений.
Беседа-размышление о том,
что значит «трудиться в искусстве».
Выполнение фигурки танцора в динамике
Художественное творчество как сюжет произведений искусства.
Понятие «художественное творчество».
Олицетворение видов искусства в художественных произведениях.
Портрет и обобщенный образ творца в живописи, скульптуре,
декоративно-прикладном искусстве. Изображение художника,
музыканта, танцора в произведениях литературы и кино.
Восприятие и обсуждение художественных произведений.
Беседа-размышление о том, что значит «трудиться в ис
кусстве». Выполнение фигурки танцора в динамике (лепка). Материал
по выбору.

Художественно-иллюстративный материал:

Живопись (художник): Дж. Кадес. «Александр
Македонский в мастерской Апеллеса»;
К. Вреденбург. «Художник Ян Баккер заработой»;
Г. Метсю. «Рисующая молодая женщина»;
Ю. М. Пэн.«Художник на пленэре».

Александр Великий в ателье Апеллеса. Картина ит. художника Дж. Кадеса (1782)

Ю. М. Пэн.«Художник на пленэре».

Живопись (музыка):
Микеланджело.«Музыканты»;
А. ван Дейк.«Мужчина с лютней»;
Э. Мане. «Флейтист»;
В. А. Тропинин. «Музыкант»;
В. Е. Маковский. «Бродячие музыканты»;
М. З. Шагал.«Виолончелист».

Живопись (танец):
П. Брейгель Старший.«Крестьянский танец»;
Э. Мане. «Испанские танцовщики»;
Н. Ланкре. «Портрет танцовщицы Камарго»;
Ш. Э. Делорт. «Урок танца»;
Э. Дега. «Репетиция балета в Опере на улице Лепелетье»;
А. Г. Виноградова.«Лебединое озеро».

На картине изображён сельский праздник. Веселье происходит на улице, у деревенских
домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. В центре и в правой части
картины показаны фигуры танцующих крестьян. Пара, изображённая на переднем плане
справа, торопится, чтобы присоединиться к основной массе танцующих.
Другая пара, показанная на переднем плане - это волынщик, надувший щёки и
играющий на волынке, и повернувшийся к нему молодой крестьянин, сидящий рядом и
держащий кувшин с вином.
Левее них - стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Крестьяне,
сидящие за столом, о чём-то разгорячённо спорят, размахивая руками - не исключено,
что этот спор окончится дракой. За ними - целующаяся парочка, а правее, у дверей
трактира - ссорящаяся супружеская пара.
Брейгель представляет картину крестьянских развлечений не с точки зрения морализма,
а как сторонний наблюдатель. В отличие от других картин Брейгеля, здесь зритель
видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображённые крестьяне,
как будто он подошёл к ним вплотную
Полагают, что картина «Крестьянский танец», написанная примерно в 1568 году,
является частью серии из трёх произведений Брейгеля, к которой также относят картины
«Свадебный танец» (1566) и «Крестьянская свадьба» (1567 или 1568).

Графика:
С. Стриженская. Серия «Танцы польские»;
Н. Н. Жуков.«Ученица балетного училища».

Скульптура:
С. Дали. «Сюрреалистическое пианино»;
П. К. Клодт.Памятник И. А. Крылову;
Л. Ланкри. «Пиццикато»;
В. И. Мухина.Памятник П. И. Чайковскому;
А. И. Рукавишников. Памятник
М. Л. Ростроповичу, «Фонтан искусств»;
Ю. Фирсанов. «Антракт»;
В. И. Жбанов. «Зодчий».

Декоративно-прикладное искусство:
Мейсенские фарфоровые статуэтки
музыкантов;
Скопинская керамика;
Ф. Ф. Зильберт.«Гусляр».

Литература:
В. Гюго. «В напевах струн» (из сборника «Все струны
лиры»);
В. Г. Короленко. «Слепой музыкант»(отрывок);
Н. В. Гоголь. «Портрет» (сюжет).

1 из 25

Презентация - Тайны художественного образа


Текст этой презентации

Тема: Тайны художественного образа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 9 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания: Что дает нам изучение МХК? Расшифруйте его. Каково значение слова «культура»? Составьте словосочетания с этим словом в различных значениях. К какой культуре относятся вещи, созданные в процессе труда? Кто такой Апполон? Сколько вы знаете муз?

В каждом произведении искусства заложена идея. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор.
Передвижная выставка современной живописи "Искусство - страна открытий"

ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ О́БРАЗ – форма художественного мышления. Образ включает в себя: материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображаемому, богатство личности творца.
Выставка современного искусства

В искусстве, образная мысль имеет три основных элемента: поэтическую фигуру, смысл, настроение.
«Художественный образ являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность». Гегель
Граффити на одной из стен в Риме.

В древнейших произведениях метафорическая природа художественного мышления предстает особенно наглядно. Изделия скифских художников в зверином стиле причудливо сочетают реальные животные формы
Золотые изделия скифов

Художественная мысль соединяет реальные явления, создавая невиданное существо, причудливо сочетающее в себе элементы своих прародителей.
Изображения мифологических существ являют собой модель художественного образа:
Богиня Нюйва змея с головой женщины (Др.Китай)
Бог Анубис человек с голо- вой шакала (Др.Египет),
Кентавр конь с торсом и головой человека (Др.Греция)
Человек с головой оленя (Лопари)

Древнеегипетский сфинкс - человек, представленный через льва, и лев, понятый через человека. Через причудливое сочетание человека и царя зверей мы познаем природу и самих себя - царственную мощь и господство над миром.
Реконструкция Сфинкса с подземными хранилищами
Статуя Большого Сфинкса в Египте

Художественный образ у римского писателя Элиана метафоричен и построен как сфинкс (человеколев): по Элиану тиран - человекосвинья. Сопоставление далеких друг от друга существ неожиданно дает новое знание: тирания - свинство.
Клавдий Элиан (ок. 175 - ок. 235). Римский писатель.

Заспорили Зевксис и Паррас, кто из них более талантлив. Один так нарисовал кисть ви­нограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что со­перник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нари­сованный покров.
Неизвестный художник. Зеквксис у полотна Паррасия
Кому была присуждена победа?

Какое изображений осени вам кажется более совершенным, а какое менее? Почему?
В.Гог «Подсолнухи»
И.Агеев. Краски осени
Практическая работа.
В.Д.Поленов «Золотая осень»
А.И.Куинджи «Осень»

«Искусство часто завершает то, что природа не в состоянии сделать». Аристотель
Аристотель (384 - 322 до н. э.) Бюст, римская копия оригинала Лисиппа.
Правы ли те, кто говорил, что от художни­ка нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе?
Леонардо да Винчи «Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда» (1503 г.–1506 г.)

Можно ли утверждать, что море, изображённое живописцем, правдиво и реалистично?
«Художник, признательный при­роде... приносит ей... обратно некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную». И.В. Гёте
Клод Моне «Море». 1881г.
Клод Моне "Впечатление. Восход солнца". 1872г.

Вы видите архитектурные сооружения. Что они вам напоминают?

Секрет творческой фан­тазии, порождающей мир, в котором живут герои произведений, разворачиваются драматические события, решаются судьбы лю­дей. Секрет кроется в нашем познании окружающего мира и от­ношении к нему.
«Искусство – это мышление в образах». В.Г.Белинский
Прав ли Белинский?
Оноре Домье. Изображение театра

Художник видит мир «сквозь магический кристалл» художе­ственного восприятия. В его сознании рождается худо­жественный образ – особый способ отражения жизни. Художественный образ только поначалу кажется «снимком» действительности. На самом деле – это окно в безбреж-ный мир мыслей, чувств и представлений худож­ника.
Тёрнер. Пожар в здании парламента». 1834 г.

Портреты Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Каким пред вами предстаёт образ великого гения? Каким должно быть соотношение вымысла и действительнос­ти в художественном произведении?

Аристофан «Лягушки»
За что следует восхищаться поэтом?
Еврипид «выводил… на сцене жизнь домашнюю, которою живем мы».
Эсхил выводил на сцену «страшилищ невозможных, неведомых зрителю».

Условность в искусстве
Условность в искусстве – это изме­нение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Условность не встречается в окружающем мире.
Фрагменты из балета «Щелкунчик»

И в фан­тастике, и в сказках неправдоподобное искусно смешано с реаль­ным. Произведение искусства в деталях, в частно­стях может позволить себе вымысел, но в главном – в рассказе о людях оно должно быть правдиво.
«Сказка ложь, да в ней на­мек!..» А.С. Пушкин
Афиши к фильму «Аэлита» по произведению А.Н.Толстого
Фрагмент из фильма «Война миров» по произведению Г.Уэллса

Поначалу картина кажется далекой от реальности, но ее ус­ловный язык надо расшифровать. В картине множество подробностей, которые замечаешь не сразу. Все эти худо-жественные детали еще в большей степени усиливают зрелище «всемирной лени» и в то же время воплоща­ют вечную мечту об изобилии, мирной и беззаботной жизни
П.Брейгель. Страна лентяев

«Шкала условностей» в искусстве может расширяться или су­жаться. Если она расширяется, то нарушается правдо-подобие. Если сужается, скатывается к натурализму. Условность никогда не является самоцелью для художника, она лишь средство для переда­чи мыслей автора.
М.Врубель «Царевна – лебедь»
И.Е.Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только соб­ственный мир чувств и пе­реживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.

Закрепление материала. Что такое художественный образ? Что такое искусство? Можно ли сказать, что художественный образ – «снимок» действительности? Что такое «условность в искусстве»? Что такое шкала условностей? Натурализм? С какими понятиями познакомились?


Close