Презентация по искусству: "Художественный образ - стиль - язык". Презентация по искусству: "Художественный образ - стиль - язык" Условность в искусстве
Цель: формирование у учащихся общего представления о
художественном творчестве и особенностях изображения художникатворца в произведениях разных видов искусства.
Задачи:
- актуализировать представления учащихся о роли художника-творца
в искусстве;
- раскрыть понятие «художественное творчество»;
- дать обобщенную характеристику образа художника-творца
в процессе восприятия произведений искусства;
- проследить особенности отношения к творцу (художнику,
музыканту, танцору) на примере художественных произведений с
изображением процесса художественного творчества;
- совершенствовать умение дифференцировать художественные
произведения по темам и видам искусства;
- формировать уважительное отношение к искусству, процессу
художественного творчества, подлинному мастерству в сфере
художественной культуры
Деятельность Работа в тетеради
Восприятие и обсуждениехудожественных произведений.
Беседа-размышление о том,
что значит «трудиться в искусстве».
Выполнение фигурки танцора в динамике
Художественное творчество как сюжет произведений искусства.
Понятие «художественное творчество».
Олицетворение видов искусства в художественных произведениях.
Портрет и обобщенный образ творца в живописи, скульптуре,
декоративно-прикладном искусстве. Изображение художника,
музыканта, танцора в произведениях литературы и кино.
Восприятие и обсуждение художественных произведений.
Беседа-размышление о том, что значит «трудиться в ис
кусстве». Выполнение фигурки танцора в динамике (лепка). Материал
по выбору.
Художественно-иллюстративный материал:
Живопись (художник): Дж. Кадес. «АлександрМакедонский в мастерской Апеллеса»;
К. Вреденбург. «Художник Ян Баккер заработой»;
Г. Метсю. «Рисующая молодая женщина»;
Ю. М. Пэн.«Художник на пленэре».
Александр Великий в ателье Апеллеса. Картина ит. художника Дж. Кадеса (1782)
Ю. М. Пэн.«Художник на пленэре».
Живопись (музыка):Микеланджело.«Музыканты»;
А. ван Дейк.«Мужчина с лютней»;
Э. Мане. «Флейтист»;
В. А. Тропинин. «Музыкант»;
В. Е. Маковский. «Бродячие музыканты»;
М. З. Шагал.«Виолончелист».Живопись (танец):
П. Брейгель Старший.«Крестьянский танец»;
Э. Мане. «Испанские танцовщики»;
Н. Ланкре. «Портрет танцовщицы Камарго»;
Ш. Э. Делорт. «Урок танца»;
Э. Дега. «Репетиция балета в Опере на улице Лепелетье»;
А. Г. Виноградова.«Лебединое озеро».На картине изображён сельский праздник. Веселье происходит на улице, у деревенских
домов, недалеко от церкви, которая видна на заднем плане. В центре и в правой части
картины показаны фигуры танцующих крестьян. Пара, изображённая на переднем плане
справа, торопится, чтобы присоединиться к основной массе танцующих.
Другая пара, показанная на переднем плане - это волынщик, надувший щёки и
играющий на волынке, и повернувшийся к нему молодой крестьянин, сидящий рядом и
держащий кувшин с вином.
Левее них - стол, на котором лежит хлеб и стоит другой кувшин с вином. Крестьяне,
сидящие за столом, о чём-то разгорячённо спорят, размахивая руками - не исключено,
что этот спор окончится дракой. За ними - целующаяся парочка, а правее, у дверей
трактира - ссорящаяся супружеская пара.
Брейгель представляет картину крестьянских развлечений не с точки зрения морализма,
а как сторонний наблюдатель. В отличие от других картин Брейгеля, здесь зритель
видит происходящее не сверху вниз, а с того же уровня, что и изображённые крестьяне,
как будто он подошёл к ним вплотную
Полагают, что картина «Крестьянский танец», написанная примерно в 1568 году,
является частью серии из трёх произведений Брейгеля, к которой также относят картины
«Свадебный танец» (1566) и «Крестьянская свадьба» (1567 или 1568).Графика:
С. Стриженская. Серия «Танцы польские»;
Н. Н. Жуков.«Ученица балетного училища».Скульптура:
С. Дали. «Сюрреалистическое пианино»;
П. К. Клодт.Памятник И. А. Крылову;
Л. Ланкри. «Пиццикато»;
В. И. Мухина.Памятник П. И. Чайковскому;
А. И. Рукавишников. Памятник
М. Л. Ростроповичу, «Фонтан искусств»;
Ю. Фирсанов. «Антракт»;
В. И. Жбанов. «Зодчий».Декоративно-прикладное искусство:
Мейсенские фарфоровые статуэтки
музыкантов;
Скопинская керамика;
Ф. Ф. Зильберт.«Гусляр».Литература:
В. Гюго. «В напевах струн» (из сборника «Все струны
лиры»);
В. Г. Короленко. «Слепой музыкант»(отрывок);
Н. В. Гоголь. «Портрет» (сюжет).
1 из 25
Презентация - Тайны художественного образа
Текст этой презентации
Тема:
Тайны художественного образа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 9 класс
Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна
Проверка домашнего задания:
Что дает нам изучение МХК? Расшифруйте его. Каково значение слова «культура»? Составьте словосочетания с этим словом в различных значениях.
К какой культуре относятся вещи, созданные в процессе труда? Кто такой Апполон?
Сколько вы знаете муз?
В каждом произведении искусства заложена идея. Художественное произведение не может считаться искусством, если оно не несёт в себе какой-то иносказательный смысл, даже если мы видим и понимаем то, что изобразил нам его автор.
Передвижная выставка современной живописи "Искусство - страна открытий"
ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ О́БРАЗ – форма художественного мышления. Образ включает в себя:
материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображаемому, богатство личности творца.
Выставка современного искусства
В искусстве, образная мысль имеет три основных элемента: поэтическую фигуру, смысл, настроение.
«Художественный образ являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность». Гегель
Граффити на одной из стен в Риме.
В древнейших произведениях метафорическая природа художественного мышления предстает особенно наглядно. Изделия скифских художников в зверином стиле причудливо сочетают реальные животные формы
Золотые изделия скифов
Художественная мысль соединяет реальные явления, создавая невиданное существо, причудливо сочетающее в себе элементы своих прародителей.
Изображения мифологических существ являют собой модель художественного образа:
Богиня Нюйва змея с головой женщины (Др.Китай)
Бог Анубис человек с голо-
вой шакала (Др.Египет),
Кентавр конь с торсом и головой человека
(Др.Греция)
Человек с головой оленя (Лопари)
Древнеегипетский сфинкс - человек, представленный через льва, и лев, понятый через человека. Через причудливое сочетание человека и царя зверей мы познаем природу и самих себя - царственную мощь и господство над миром.
Реконструкция Сфинкса с подземными хранилищами
Статуя Большого Сфинкса в Египте
Художественный образ у римского писателя Элиана метафоричен и построен как сфинкс (человеколев): по Элиану тиран - человекосвинья. Сопоставление далеких друг от друга существ неожиданно дает новое знание: тирания - свинство.
Клавдий Элиан (ок. 175 - ок. 235). Римский писатель.
Заспорили Зевксис и Паррас, кто из них более талантлив. Один так нарисовал кисть винограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды. Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что соперник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нарисованный покров.
Неизвестный художник. Зеквксис у полотна Паррасия
Кому была присуждена победа?
Какое изображений осени вам кажется более совершенным, а какое менее? Почему?
В.Гог «Подсолнухи»
И.Агеев. Краски осени
Практическая работа.
В.Д.Поленов «Золотая осень»
А.И.Куинджи «Осень»
«Искусство часто завершает то, что природа не в состоянии сделать». Аристотель
Аристотель (384 - 322 до н. э.)
Бюст, римская копия оригинала Лисиппа.
Правы ли те, кто говорил, что от художника нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе?
Леонардо да Винчи «Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда» (1503 г.–1506 г.)
Можно ли утверждать, что море, изображённое живописцем, правдиво и реалистично?
«Художник, признательный природе... приносит ей... обратно некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную». И.В. Гёте
Клод Моне «Море».
1881г.
Клод Моне "Впечатление. Восход солнца". 1872г.
Вы видите архитектурные сооружения. Что они вам напоминают?
Секрет творческой фантазии, порождающей мир, в котором живут герои произведений, разворачиваются драматические события, решаются судьбы людей. Секрет кроется в нашем познании окружающего мира и отношении к нему.
«Искусство – это мышление в образах». В.Г.Белинский
Прав ли Белинский?
Оноре Домье. Изображение театра
Художник видит мир «сквозь магический кристалл» художественного восприятия. В его сознании рождается художественный образ – особый способ отражения жизни. Художественный образ только поначалу кажется «снимком» действительности. На самом деле – это окно в безбреж-ный мир мыслей, чувств и представлений художника.
Тёрнер. Пожар в здании парламента». 1834 г.
Портреты Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Каким пред вами предстаёт образ великого гения?
Каким должно быть соотношение вымысла и действительности в художественном произведении?
Аристофан «Лягушки»
За что следует восхищаться поэтом?
Еврипид «выводил… на сцене жизнь домашнюю, которою живем мы».
Эсхил выводил на сцену «страшилищ невозможных, неведомых зрителю».
Условность в искусстве
Условность в искусстве – это изменение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Условность не встречается в окружающем мире.
Фрагменты из балета «Щелкунчик»
И в фантастике, и в сказках неправдоподобное искусно смешано с реальным. Произведение искусства в деталях, в частностях может позволить себе вымысел, но в главном – в рассказе о людях оно должно быть правдиво.
«Сказка ложь, да в ней намек!..» А.С. Пушкин
Афиши к фильму «Аэлита» по произведению А.Н.Толстого
Фрагмент из фильма «Война миров» по произведению Г.Уэллса
Поначалу картина кажется далекой от реальности, но ее условный язык надо расшифровать. В картине множество подробностей, которые замечаешь не сразу. Все эти худо-жественные детали еще в большей степени усиливают зрелище «всемирной лени» и в то же время воплощают вечную мечту об изобилии, мирной и беззаботной жизни
П.Брейгель. Страна лентяев
«Шкала условностей» в искусстве может расширяться или сужаться. Если она расширяется, то нарушается правдо-подобие. Если сужается, скатывается к натурализму. Условность никогда не является самоцелью для художника, она лишь средство для передачи мыслей автора.
М.Врубель «Царевна – лебедь»
И.Е.Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется не только собственный мир чувств и переживаний художника, но и мир чувств всех тех, кто это видит, слышит и понимает.
Закрепление материала. Что такое художественный образ? Что такое искусство? Можно ли сказать, что художественный образ – «снимок» действительности? Что такое «условность в искусстве»? Что такое шкала условностей? Натурализм? С какими понятиями познакомились?