Тема урока: Лариса и её трагическая судьба.(по пьесе «Бесприданница» А.Н.Островского)

Класс: 10 А
Цель урока : создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”.

знать : содержание текста произведения

Задачи: совершенствование навыков исследовательской работы,

развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности,

совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы,

эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста, на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев,

рассмотреть случаи использования художественной детали в тексте, выявить ее роль, развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать его.

Воспитательные: воспитать любовь к классической литературе.

Оборудование : презентация, викторина, портрет писателя, тексты произведения, толковый словарь Ожегова, видеоролик из фильма Э.Рязанова «Жестокий романс»

Дата: 12.10.16

Ход урока

I . Оргмомент(сообщение и целей урока)

На слайде вопрос: Почему у пьесы трагический финал (случайность или неизбежность)?

(учитель сообщает. о том,что этот вопрос пройдет красной нитью через весь урок, в конце которого учащиеся должны будут на него ответить, подтверждая свою точку зрения доводами и аргументами.)

II . Проверка домашнего задания

Викторина по содержанию (за правильные ответы учащиеся получают жетоны)

1.– Согласно авторской ремарке, вы “блестящий
барин, из судохозяев, лет за 30”. Мнения различных
персонажей пьесы о Вас довольно противоречивы. В
глазах одних вы “идеал мужчины”, для других вы
всего лишь “промотавшийся кутила”, “развратный
человек”.

- Вы себя узнали? Кто вы?

(Сергей Сергеич
Паратов.)

2.- Уважаемый Сергей Сергеич! Будьте добры,
представьтесь сейчас публике так, как
представили себя при знакомстве с Карандышевым.
(“Человек с большими усами и малыми
способностями”).

3.- Как назывался пароход, владельцем которого
вы являетесь?
(“Ласточка”)

4.- Кому Вы его продаете? (Купцу Вожеватову.)

5 .- Помните, Вожеватов интересуется, не жаль ли
Вам продавать свой пароход? Что Вы ему ответили?

(“Что такое “жаль”, этого я не знаю. У меня,
Мокий Пармёныч, ничего заветного нет; найду
выгоду, так все продам, что угодно. А теперь,
господа, у меня другие дела и расчеты. Я женюсь на
девушке очень богатой, беру в приданое золотые
прииски”.)

6 .- Господин Паратов, Вы употребляете в речи очень
много пословиц и поговорок. Харита Игнатьевна
Огудалова поинтересовалась однажды, откуда Вы
столько русских пословиц знаете. Ответьте,
пожалуйста же, Огудаловой.
(“С бурлаками
водился, тетенька, так русскому языку и
выучился”.)

7 .– Вы, вдова средних лет, принадлежите к
“порядочной фамилии”, одеваетесь “изящно, но
смело и не по летам”. Женщина Вы “бойкая и
проворная”, достаточно демократичная в общении.
Дом у Вас всегда полон гостей, хотя Вы не совсем
разборчивы в выборе тех, кого приглашаете к себе.
Будьте любезны, сударыня, представьтесь.
(Харита
Игнатьевна Огудалова.)

8.- Харита Игнатьевна, про Вас в городе говорят,
что Вы живете не по средствам: открыто всех
принимаете, дочери подарки дорогие дарите.
Откуда у Вас деньги на это?

(Кнуров и Вожеватов дают деньги на подарки.

Вожеватов: “Женихи платятся. Как кому
понравилась дочка, тот и раскошеливайся. Потом на
приданое возьмет с жениха, а приданого не
спрашивай”.)

9- Сколько у вас дочерей? Какова их судьба?

(3
дочери. Младшая дочь – Лариса.

Вожеватов: “Старшую увез какой-то горец,
кавказский князек. … Женился и уехал, да, говорят,
не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от
ревности. Другая тоже за какого-то иностранца
вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а
шулер”.)

10.- Вожеватов преподнес Вашей дочери Ларисе в
подарок ко дню рождения дорогое украшение, а Вы
заставляете ее благодарить за это не только
Вожеватова, но и Кнурова.

А Кнурова-то за что?” - спрашивает Лариса.

Может быть, Вы раскроете секрет Ваших
хитростей: почему Лариса должна благодарить за
подарок двоих?

(Огудалова показала подарок
Вожеватова Кнурову, заметив, что желала бы
подарить дочери это украшение, да денег нет,
видно, придется отказаться от приглянувшейся
вещички. Попавшийся на хитрость Кнуров дал
деньги на “покупку”.)

11- Согласно авторской ремарке, Вы “очень молодой
человек”, “один из представителей богатой
торговой фирмы”. Судя по всему, Вы занимаетесь
перевозкой грузов по Волге, владеете баржами,
собираетесь купить еще один пароход. Кто же Вы?


(Купец Василий Данилыч Вожеватов.)

12- Василий Данилыч, однажды Вы посоветовали
Кнурову оригинальное средство борьбы с
насморком. Будьте добры, расскажите, как
эффективно и быстро избавиться от насморка.
(Вожеватов:
“Мне один англичанин говорил, что от насморка
хорошо шампанское натощак пить”.)

13.- Василий Данилыч! Что за чай подавал Вам в
кофейне слуга и почему Вы за него так дорого
платили?

(Это было вино, разлитое в чайники.)

14.– Вы являетесь предметом преклонения и
восхищения в своем кругу. “Эта женщина создана
для роскоши”, “дорогой бриллиант дорогой и
оправы требует”, - так говорят о Вас персонажи
пьесы. Ваше имя в переводе с греческого означает
“чайка”. Кто же Вы, милая барышня?

(Лариса
Дмитриевна Огудалова.)

15.- Вы приводите в восторг всех слушателей своим
пением. На каком инструменте Вы играете, какой
романс Вы исполняете в пьесе?

(Гитара. “Не
искушай меня без нужды”.)

16.- Вы, конечно, помните имя своего жениха?

(Юлий
Капитоныч Карандышев.)

17.- Паратов удивляется тому, что Ваш выбор пал на
человека мелкого и ничтожного, и спрашивает,
какие достоинства имеет Ваш жених. Что Вы
ответили Паратову?

(Он обладает одним, но
самым дорогим достоинством – “Он любит меня”.)

18.- Лариса Дмитриевна, Ваш жених возмущен тем, что Вы Вожеватова фамильярно называете Васей. Вот и Кнуров отмечает, что Вожеватов к Вам гораздо
ближе, чем другие. В чем же состоит эта особенная
близость? И чем ее объяснить?

(Вожеватов: “Да
в чем моя близость? Лишний стаканчик шампанского
потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу,
романы вожу, которые девушкам читать не дают”.

Лариса: “Мы с малолетства знакомы, еще
маленькими играли вместе – ну, я и привыкла”.)

19.- Лариса Дмитриевна, всем известна необычайная
смелость и даже дерзость Паратова. Вы, как
помнится, восхищались этими качествами Сергея
Сергеича. Расскажите, как он однажды
продемонстрировал эти свои качества.

(Стрелял
в монету, которую держала в руке Лариса.)

20.– Вы провинциальный актер. Несмотря на то, что
Ваш псевдоним Аркадий Счастливцев, нельзя
сказать, чтобы судьба была к Вам особенно
благосклонна. Ваша артистическая карьера не
удалась, да и в жизни Вы далеко не на первых ролях,
чаще всего окружающие играют Вами. Как Вас
именуют по пьесе и почему?

(Робинзон. Он ехал
на каком-то пароходе с купеческим сыном; оба
пьяные до последней возможности. Творили они что
им только в голову придет, публика все терпела.
Наконец, в довершение безобразия придумали
драматическое представление: разделись,
разрезали подушку, вывалялись в пуху и начали
изображать диких. Тут уж капитан, по требованию
пассажиров, и высадил их на пустой остров. Мимо
плыл на своем пароходе Паратов. Он подобрал
Счастливцева, а купеческого сына не взял, оставил
на острове.)

21.- Вожеватов обещал взять Вас в “Париж”. Как Вы
думаете, возникнут ли у Вас проблемы языка, ведь
Вы не говорите по-французски?

(Нет. “Париж” -
это трактир на площади в городке Бряхимове, так
что французский язык там не нужен.)

22- Вас пригласили вместе с Вожеватовым, Кнуровым
и Паратовым на обед к Карандышеву. Какое задание
Вы получили от Паратова?

(Споить жениха.
Карандышева.)

23.– Вы небогатый чиновник, жених самой красивой
девушки провинциального городка. Информация
исчерпывающая, чтобы угадать имя Вашего
персонажа.

(Юлий Капитоныч Карандышев.)

24.- Позвольте узнать, Юлий Капитоныч, не
сочтите за бестактность, долго ли Вы добивались
руки Ларисы Дмитриевны?
(Вожеватов: “Он давно
у них дома вертится, года три”.

Карандышев: “Лариса Дмитриевна, я три года
терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо
в лицо от Ваших знакомых; надо же и мне, в свою
очередь, посмеяться над ними”.)

25.- Господин Карандышев, как Вы отомстили Вашей
невесте за измену, всем известно. А вот где Вы
взяли пистолет?

(“В кабинете ковер громовой
на стенку прибил, кинжалов, пистолетов тульских
навешал”.)

26.- Будут ли Вас судить за убийство невесты?
(Скорее всего нет, так как Лариса в финале
говорит: “Это я сама… Никто не виноват, никто…
Это я сама”. А свидетелей убийства не было.)

Подведение итогов.

По результатам викторины обучающимся
выставляются оценки
(путем подсчета количества жетонов)

III .Анализ пьесы

Беседа:

1.- Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”

С какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания…Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

2- Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно… Да, в ее голосе звучат нотки тревоги…)

Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой? Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу…)

3- Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

Физминутка

Лексическая работа (толковый словарь Ожегова)

(По словарю ребята находят толкование слова “бесприданница” и зачитывают значение имени “Лариса”. Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса - греческое имя, означающее “белая чайка”, а бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Вывод о том, что Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви…)

4. Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

5.- “Я на распутье…” Что означают эти слова героини?

Работа со словом :

подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня ).

Составление схемы (на экране)

Учащиеся записавают схему в тетрадь.

- Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

(Все варианты, предложенные учащимися, записываются на доску.)

Отработка версий учащихся . - “Мой дом – моя крепость”, - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово “дом”?

Работа с текстом.

Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. “Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда”. “Бежала б я отсюда, куда глаза глядят”. “Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы”. “Я по крайней мере душой отдохну”. “Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем”. Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши) Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев “цыганским табором”, закрыт для Ларисы, та нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

- Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни ? Проверим эту версию.

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, на смехается над ее порывами поселиться в Заболотье. “Без хитрости не проживешь” - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: “Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди… А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика”. Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью”.

Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. “Дорогой бриллиант дорогой оправы требует”, оценивают ее они.)

Инсценировка торга между купцами

(просмотр этого эпизода,на экране видеоролик из фильма Э. Рязанова «Жестокий романс»)

. 4, явл. 6) со слов Вожеватова “Что вам угодно?” до слов “Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово”.

Что поражает больше всего в этом диалоге “друзей” Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

Выступления учащихся . Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на “золотых приисках”. Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение “жениха”, для того чтобы “покрасоваться” перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После объявления Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

«Лариса и её трагическая судьба»,- так звучит тема урока.

(Примерные ответы учащихся -Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

-Нет , это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

- Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен . (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: “оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды” и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).

Кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).

Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.

Работа с цитатами

    Мы не виноваты, наше дело сторона…”

    Никто не виноват, никто…это я сама”.

    В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба” (Ю.В. Лебедев).

    Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…” (Н.А. Добролюбов).

    В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…” (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся .

За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

Работа со словом

разочарование”, подбор синонимов к слову. (Разочарование – чувство неудовлетворенности по поводу чего-либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение – потеря веры во что-то, разочарование.)

Чтение монолога Ларисы (4д., 11 явл.) “Я любви искала и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать”.

Предлагаю подобрать эпиграф к нашему уроку, обратившись к тексту романса на стихи Е.Баратынского. (В начале урока эпиграф закрыт, открываю его лишь в конце, после выбора нужных слов учащимися)

Разочарованному чужды
Все уверенья прежних дней!

Кстати, элегия Баратынского так и называется – “Разуверение”. Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала.

Итог.

Оценки

Домашнее задание . (на экране)

    Сопоставьте текст романса в пьесе А.Н. Островского и текст элегии Е.Баратынского. Почему драматург изменил текст?

    Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос: “Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?”

Список литературы.

    Журавлева А.И. Драматургия Островского. – М., 1974.

    Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. – М., 1986.

    Костельянц Б.О. “Бесприданница” А.Н.Островского. - М., 1982.

    Лакшин В.Я. А.Н. Островский. – М., 1982.

    Островский в школе: Книга для учителя (Авт.-сост. Н.Н. Прокофьева. – М: Дрофа, 2001.

    Штейн А.Л. Мастер русской драмы. – М., 1973.

Драма А. Н. Островского "Бесприданница" является замечательной пьесой позднего периода творчества писателя. Она была задумана в 1874 году, а завершена в 1878-м и в этом же году поставлена в Москве и Петербурге.

М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская - лучшие актеры столичных театров - брались за исполнение роли Ларисы Огудаловой. Чем же их пленила так эта замечательная героиня?

Драма А. Н. Островского "Бесприданница" является замечательной пьесой позднего периода творчества писателя. Она была задумана в 1874 году, а завершена в 1878-м и в этом же году поставлена в Москве и Петербурге. М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская - лучшие актеры столичных театров - брались за исполнение роли Ларисы Огудаловой. Чем же их пленила так эта замечательная героиня?

Лариса Огудалова отличается правдивостью, искренностью, прямотой характера, напоминая тем самым Катерину из "Грозы". По мнению Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне "хитрости нет". С героиней "Грозы" сближает ее высокая поэтичность. Ларису влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама красавица - Волга с ее простором. "Земного, этого житейского нет" - замечает Кнуров. И в самом деле: она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, на которую похожа она сама, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни, В переводе с греческого Лариса означает "чайка", и это не случайно.

Не предпочесть ли стиль жизни матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный "цыганский табор", чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит дочери улыбаться, а той плакать хочется. И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее "базара", где немало "всякого сброду", чтобы увез подальше, за Волгу.

Однако, Лариса - бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим мириться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску. Лариса лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлость и цинизм окружающих ее людей она не только не хочет видеть и - довольно долго - не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жизни матери, она существует среди пошлых поклонников.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня "Грозы". Но при кажущейся схожести, Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование, она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей.

Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но "любезничать надо было: маменька приказывает". Потом "набегал" разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, но в доме и его принимают: "положение ее незавидное". Затем "появился" некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Этот отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.

Лариса Огудалова влюбляется в "блестящего барина" Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: "Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь".

Она сама соглашается с этим: "Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...".

Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна. Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Единственный выход, который находит Лариса - уход из этого мира. Лариса сначала хотела сама покончить с жизнью. Она подошла к обрыву и посмотрела вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил совершить задуманное. Тем не менее, гибель Ларисы предрешена и подготовлена всей пьесой. Вдруг раздается выстрел с пристани (его-то и пугается Лариса). Потом упоминается топор в руках Карандышева. Верной смертью называет он падение с обрыва. Лариса рассказывает о "равнодушном выстреле" Паратова в монету, которую она держала в руках. Сама же думает о том, что здесь на любом сучке "удавиться можно", а на Волге "везде утопиться легко". Робинзон предчувствует возможное убийство. Наконец, Лариса мечтает: "Кабы теперь меня убил кто-нибудь?"

Неизбежной становится гибель героини, и она настает. В безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние, Карандышев убивает ее. Это последний и невольный выбор бесприданницы. Так завершается трагедия главной героини пьесы Островского.

"Бесприданница" - драма о катастрофе личности в бесчеловечном мире. Это произведение о трагедии обычной русской женщины, бесприданницы с горячим любящим сердцем.

Отчего плачет чайка?

Комбинированный урок – размышление с элементами критического мышления по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» 10 классУчитель школы-лицея «Дарын» г. Петропавловска Демченко Инна Николаевна
Тема: Причины трагической судьбы Ларисы в драме А.Н.Островского «Бесприданница»
Цели: Образовательные : определить причины конфликта в пьесе, раскрыть его социальную и психологическую обусловленность, выяснить значение названия произведения;Развивающие: развитие творческого потенциала, поисковых умений, навыка рефлексии, коммуникативных навыков;Воспитательные: пробуждение внимания к внутреннему миру человека, воспитание гуманистического сознания в осмыслении темы поступка и ответственности за него, воспитание нравственной чуткости.
Оборудование: мультимедийное оборудование, эпизодыфильма «Жестокий романс», ассоциативные рисунки, иллюстрация художественного пространства пьесы.

Ход урока

Я считаю «Бесприданницу» одной из лучших драм Островского, главный смысл которой – в столкновении любви и цинизма, проблеме по сути вечной… Э.Рязанов1.Организационный момент. Сегодня мы будем размышлять над произведением А.Н.Островского «Бесприданница». Попытаемся выяснить причины трагической судьбы Ларисы, дать оценку поступкам героев пьесы.2.Слово учителя. «Бесприданница» была написана в 1879 году. Почему же мы, люди, живущие в 21 веке, с неослабевающим интересом обращаемся к этому произведению? Почему эта драма до сих пор ставится на сценах ведущих театров, почему к ней неоднократно обращался советский кинематограф? Ответ на эти вопросы в словах замечательного российского режиссёра, постановщика, актёра, сценариста Эльдара Рязанова. Эти слова стали эпиграфом к сегодняшнему уроку. Островский поднимает вечную проблему столкновения любви с наглостью, бесстыдством, пренебрежением.3.Мозговая атака. О чём заставило вас задуматься произведение? Какие чувства вызвало оно в вас? Итоги первичного осмысления учащиеся формулируют в виде продолжения следующих предложений:Могу сказать, что… Захватывает… Можно предположить, что… Хочется понять… Вы озвучили те вопросы, ответы на которые мы попытаемся найти на сегодняшнем уроке.
4.Постановка проблемы. У каждого человека случаются в жизни разочарования, потери, расставания, трагедии.Что помогает человеку в трудную минуту выстоять и не сломаться, не дойти до крайней точки, до последнего решения?
Составление кластера. Учащиеся называют те явления, которые могут быть смыслом жизни человека. Смысл жизни любовь семья друзья деньги работа цель в жизниЧто же из всех этих составляющих было в судьбе Ларисы Огудаловой?
5. Работа в группах. 1 группа. Семья. Харита Игнатьевна Огудалова. Что можно сказать о женщине, судя по её имени? Чему учит дочь «любящая матушка»? Понимает ли мать Ларису? Каковы отношения Хариты Игнатьевны и Кнурова?
Имя героини говорит о том, что она стремиться к изяществу, красоте, роскоши, но есть в ней цыганская хитрость, изворотливость, умение приспособиться и даже мошенничать. Семья Огудаловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение. Для Хариты Игнатьевны показное благородство и роскошь – необходимость, чтобы удачно выдать замуж дочерей.Кнуров и Вожеватов говорят о ней «бойкая», «проворная», т.к. она из всего стремится извлечь выгоду. С богатыми людьми она льстива и хитра. Этому же она учит дочь. Она уверена, что без хитрости не проживёшь. На слова Ларисы об отвращении к хитрости, притворству и унижению, она отвечает с иронией: «Эко страшное слово…» (зачитывание отрывка).Харита Игнатьевна не понимает Ларису, не одобряет её решения выйти замуж за Карандышева, высмеивает её стремление уехать в деревню, не соглашается на просьбу дочери сыграть скромную свадьбу.На протяжении всего произведения Харита Игнатьевна выпрашивает у Кнурова деньги, а накануне свадьбы даёт своё согласие на предложение богатого купца быть содержателем Ларисы, в том случае, если она уйдёт от Карандышева. В этом сговоре Харита Игнатьевна дошла до крайней степени алчности, до полного пренебрежения понятиями чести.Ассоциации. Объяснение учащимися своих ассоциативных рисунков, на которых изображены предметы и животные, с которыми ассоциируется у них образ Хариты Игнатьевны. (Кукушка, ворона, ларец и т.д.)Вывод: Лариса не может получить поддержку в семье.
Друзья: М.П.Кнуров и В.Д.Вожеватов. Как характеризуют купцов их имена? По дружески ли они относятся к Ларисе? Дайте оценки их поступкам. Имена купцов говорят о низменности их желаний, о безнравственности поведения.Это купцы новой формации, они приобрели внешний лоск, они образованы, способны увидеть и оценить красоту. Но они прагматики. Всё в этом мире они измеряют выгодой. К Ларисе они относятся как к дорогой вещи, которой нужен ювелир. Кнуров годится в отцы Ларисе, но относится к ней не по – отечески. Он не транжира и даёт деньги Харите Игнатьевне не просто так. Кнуров рассчитывает на её помощь в отношениях с Ларисой, которую он хочет видеть своей содержанкой.Вожеватов смеётся над чувствами Ларисы, разыгрывает её в орлянку и отказывает ей даже в сочувствии.Ассоциации. (Ледяное сердце, стервятники и т.д.)Вывод: Друзей рядом с Ларисой нет.
2 группа. Любовь: С.С.Паратов Какова этимология фамилии Сергея Сергеевича? Почему Островский не избегает романа Паратова с Ларисой? Чем Паратов выгодно отличается от остальных купцов? Была ли любовь к Ларисе? Почему же тогда губит её не задумываясь?
«Поратый» - бойкий, сильный, дюжий.Физическую и моральную силу мы видим в С.С.Паратове.В романе с Ларисой наиболее полно раскрывается натура Паратова.Сложность, неоднозначность натуры проявляется в смелости, удали, уважении к людям труда (бурлакам), но, с другой стороны, в издевательстве над Карандышевым, пренебрежительном отношении к Робинзону, жестокости к Ларисе. Для Паратова в жизни нет ничего заветного кроме выгоды.От других купцов он отличается тем, что способен на возвышенные порывы, на влюблённость, на взлёты, но к сожалению это рыцарство на час. Охваченный желанием быть с Ларисой, он увозит её из дома Карандышева, не задумываясь о последствиях. В этот момент в нём проявляется эгоизм и безответственность.Ассоциации (Коршун над голубкой, ураган, блестящая монета) Вывод: Любовь оказывается обманом, предательством.
3 группа: Ю.К.Карандышев. Почему персонаж носит такое странное имя? Почему входе просмотра фильма менялось ваше отношение к Карандышеву: вначале вам было его жаль, а потом вы испытали к нему неприязнь? Любил ли он Ларису? Какова цель обеда, устроенного Юлием Капитоновичем? Какие черты характера Карандышева раскрываются во время обеда? В «высоком» имени – заявка на величие, стремление казаться значимым, а прозаические отчество и фамилия выдают мелкую сущность. Карандышев – персонаж трагикомический. Его унижали, оскорбляли, не замечали, и «маленький человек» заболел тщеславием. Он становится отвратительным, т. к. стремится подражать сильным, даже к Ларисе относится по-купечески, как к вещи. Возможно в нём была влюблённость в Ларису, но сильнее в нём было желание самоутвердиться рядом с ней, повеличаться, войти в общество богатых и сильных. Карандышев упрекает Ларису «табором» и призывает изменить образ жизни, а сам не спешит уехать в деревню, т.к. тянется к публичности. Обед, который устраивает Карандышев, нужен ему чтобы подчеркнуть своё превосходство, мотивируя выбором Ларисы. Тост, произнесённый Юлием Капитонычем в честь Ларисы, оказался тостом в честь себя.Самонадеянность затмевает ему глаза до глупости.Ассоциации (идол, надутый муравей) Вывод: Карандыщев не спаситель. Он тоже преследует свои цели.

В кластере мы зачеркнули все составляющие. В жизни нет ничего, что поддержало бы Ларису в минуту предательства и разочарования.Лариса – бесприданница не только потому, что у неё нет денег, но и потому, что нет ничего, что делало бы её сильнее.4 группа: Лариса Огудалова Просмотр отрывка из фильма.
Почему автор даёт героине именно это имя? Какие черты характера Ларисы раскрывает прослушанный романс? Какой внутренний конфликт присутствует в Ларисе? Почему избранником сердца стал именно Паратов? Может ли она быть счастлива с Карандышевым? Можете ли вы оправдать отъезд Ларисы с купцами на «Ласточку»? Как расцениваете решение Ларисы согласиться на предложение Кнурова? Можно Ларису назвать романтической героиней?
Лариса – чайка, птица с криком похожим на плач, птица, рвущаяся ввысь от земли. Именно такой предстаёт перед нами героиня. Она доверчива, романтична, её свойственно приписывать людям несуществующие достоинства. Купцы отмечают в ней бесхитростность, неумение жить. Лариса ненавидит тот шум и блеск, который стремится создать вокруг неё мать, но сама всей душой потянулась к такому же шумному и блестящему Паратову. Она не видит в нём подлости, а видит широту души, мужественность, силу и ум. С Карандышевым она не может быть счастлива, т.к. согласилась на брак с ним от отчаяния. В ответ на его упрёки «табором» Лариса ранит его самолюбие откровенными словами, о том что выходит за него замуж от безысходности. Поэтому она пошла за Паратовым, лишь только он позвал. Согласившись на предложение Кнурова, Лариса выносит себе приговор похуже смерти: «Я – вещь!» Карандышеву она благодарна за то, что он сделал то, на что у неё не хватило духу.
Почему и пьесе, и в фильме часто возникает образ храма, колокольного звона? Как это связано с финалом пьесы?


Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня “Грозы”. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже “пристроены” благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.
Лариса Огудалова влюбляется в “блестящего барина” Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь”.
Она сама соглашается с этим: “Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...”.
Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.
Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Сочинение Островский А.Н. - Бесприданница


Тема: - Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы “Гроза” Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе “Бесприданница”.
Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня “Грозы”. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже “пристроены” благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.
Лариса Огудалова влюбляется в “блестящего барина” Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь”.
Она сама соглашается с этим: “Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...”.
Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.
Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Своеобразие судьбы Ларисы и Катерины в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»


Наверно, не случайно в центре двух пьес А.Н. Островского, каждая из которых является вершиной определенного периода творчества драматурга, - женские судьбы.

«Бесприданницу» отделяют от «Грозы» почти два десятилетия: изменилось время, русская жизнь стала иной, но судьба Ларисы так же трагична, как и Катерины. Более того, если отвлечься от частностей, то может показаться, что перед нами разыгрывается одна и та же вечная драма. Действительно, исходные ситуации и расстановка сил во многом сходны.

И Катерина, и Лариса - возвышенные, поэтические души, которые «не вписываются в свое окружение. «Какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится» так говорит Борис о Катерине Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 31

А вот как говорит о Ларисе один из героев пьесы «Бесприданница»: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского нет. Ну, вы понимаете, тривиального… Ведь это эфир», - Кнуров. «Эфир, Мокий Парменыч», - вторит ему Огудалова. «Она создана для блеску!» - «для блеску, Мокий Парменыч…» Там же, С. 32.

Не удивительно, что Катерина и Лариса, которым тесно, душно в окружающем их пошлом мире, полюбили тех, кто хоть чем-то выделялся на этом общем сером фоне. И если уж глубоко верующая Катерина не побоялась греха, то, как могла Лариса не броситься безоглядно в «любовь, прекрасную страну»? И Катерина, и Лариса - романтики в подлинном смысле слова. Любовь для них - главное в этой жизни.

А в условиях тогдашней России - еще и единственный способ реализации своей сильной, незаурядной личности. Не приходится удивляться - в контексте русской литературы - и тому, что и Борис, и «блестящий» Паратов оказываются гораздо ниже и мельче, чем любящие их женщины.

Мужчин, как всегда, держат цепи: одного дядя посылает, другой на золотых рудниках женится, так что - не до любви! Катерина робко просит своего возлюбленного: «Возьми меня с собой отсюда!» Островский А.Н. «Гроза» - С. 17. Лариса, живущая уже в другую эпоху, пытается бороться за свою любовь, но итог - одинаково трагический. Катерина: «А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо!. Умереть бы теперь… Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться»Там же, С. 18 в параллель слова Ларисы: «Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить. Когда нельзя жить, да и не нужно… Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 30

Д.И. Писарев считал, что в статье «Луч света в темном царстве» Добролюбов увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление… Писарев Д.И. Мотивы русской драмы - М., 1956, С. 231. По мнению Писарева Д.И., читая «Грозу» или смотря ее на сцене, вы ни разу не усомнитесь в том, что Катерина должна была поступать в действительности именно так, как она поступает в драме. Вы увидите перед собою и поймете Катерину, но, разумеется, поймете ее так или иначе, смотря по тому, с какой точки зрения вы на нее посмотрите. Всякое живое явление отличается от мертвой отвлеченности именно тем, что его можно рассматривать с разных сторон; и, выходя из одних и тех же основных фактов, можно приходить к различным и даже к противоположным заключениям.

Катерина испытала на себе много разнородных приговоров; нашлись моралисты, которые обличили ее в безнравственности, это было всего легче сделать: стоило только сличить каждый поступок Катерины с предписаниями положительно го закона и подвести итоги; на эту работу не требовалось ни остроумия, ни глубокомыслия, и поэтому ее действительно исполнили с блестящим успехом писатели, не отличающиеся ни тем, ни другим из этих достоинств; потом явились эстетики и решили, что Катерина - светлое явление; эстетики, разумеется, стояли неизмеримо выше неумолимых поборников благочиния, и поэтому первых выслушали с уважением, между тем как последних тот час же осмеяли. Во главе эстетиков стоял Добролюбов, постоянно преследовавший эстетических критиков своими меткими и справедливыми насмешками. В приговоре над Катериною он сошелся со своими всегдашними противниками и сошелся по тому, что, подобно им, стал восхищаться общим впечатлением, вместо того чтобы подвергнуть это впечатление спокойному анализу.

В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он не поддался этой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который немедленно привел бы за собою полное разрушение привлекательной иллюзии.

Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? Чтобы ответить себе на этот вопрос, он проследил бы жизнь Катерины с самого детства, тем более что Островский дает на это некоторые материалы; он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума; тогда он еще раз взглянул бы на те факты, в которых ему бросилась в глаза одна привлекательная сторона, и тут вся личность Катерины представилась бы ему в совершенно другом свете. Грустно расставаться со светлою иллюзиею, а делать нечего; пришлось бы и на этот раз удовлетвориться темною действительностью Там же, С. 234.

Гончаров И.А. считал, что драма «Гроза» бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам. С какой бы стороны она ни была взята, - со стороны ли плана создания, или драматического движения, или, наконец, характеров, всюду запечатлена она силою творчества, тонкостью наблюдательности и изяществом отделки. Прежде всего, она поражает смелостью создания плана: увлечение нервной, страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины, - все это исполнено живейшего драматического интереса и введено с необычайным искусством и знанием сердца.

Рядом с этим автор создал другое типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, го есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания, правилом: лишь бы все было шито да крыто.

Мастерское сопоставление этих двух главных лиц в драме, развитие их натур, законченность характеров - одни давали бы произведению г. Островского первое место в драматической литературе. Но сила таланта повела автора дальше. В той же драматической раме улеглась широкая картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни, облитый ярким колоритом поэзии и художественной отделки, начиная с богатой вдовы Кабановой, в которой воплощен слепой, завещанный преданиями деспотизм, уродливое понимание долга и отсутствие всякой человечности, до ханжи Феклуши. Автор дал целый, разнообразный мир живых, существующих на каждом шагу личностей Гончаров И.А. Отзыв на пьесу «Гроза» - М., 1986. С. 231

Лакшин В.Я. считал, что Катерина высоко поднята над скучной размеренностью быта, грубыми нравами Калинова. «Попал я в городок», - желчно и беспомощно пробормочет Борис. И дело тут не в одних лицах «самодуров»: дикой даже живописен в своем безобразии, безудержной наглости и пьянстве; Кабаниха и грозна и жалка в своей почти животной ревности к невестке, в. попытках принудить всех строить жизнь по себе. Но главное - ощущение духоты, жуткой предгрозовой духоты города, так красиво раскинувшегося на волжском берегу.

«Идеальность» Катерины - не девичья идеальность наивной души. За нею горький опыт принуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыкание к брани, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам, душным перинам, долгим семейным чаепитиям. Но тем острее и ослепительнее вспышки ее природного возвышенного отношения к жизни - тяга к красоте, к религиозному идеалу, к тому, что еще теплится в детских впечатлениях и чему нет ни цены, ни названия. Можно сказать, что пьеса эта о страхе и враждебном ему чувстве свободы. Внезапное желание полететь, как птица, и воспоминание о столбе света в церкви, как будто облака ходят и поют ангелы, и память о безмятежной поре юности, когда она бегала «на ключок» и поливала цветы… Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. М., 1976

Может, не так уж широки и внятны те понятия о красоте, какими питается сердце Катерины, но важна сама эта возможность души, ее незаполненный объем, ее тайная «валентность», неосуществленная способность многое вобрать в себя и соединить со многим. Ее экзальтированная религиозность, непогасшее желание духовной жизни - какое-то диво в мертвом городе Калинове, где надо всем страх, где всем людям «гроза».

Гроза в пьесе не только образ душевного переворота, но и страха; наказания, греха, родительского авторитета, людского суда.

«Недели две надо мной никакой грозы не будет», - радуется, уезжая в Москву, Тихон. Конечно, это лишь одна грань образа, и гроза в пьесе живет со всей натуральностью природного дива: движется тяжелыми облаками, сгущается недвижной духотой, разражается громом и молнией и освежающим дождем - и со всем этим в лад идет состояние подавленности, минуты ужаса принародного признания и потом трагическое освобождение, облегчение в душе Катерины Островский А.Н. «Гроза», С. 15 .

Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда - смерть. И любовь к Борису, честному, добропорядочному, но не способному ответить этой силе и яркости чувства, путь к ее гибели. да иначе и быть не может: свободное чувство обречено, за него уже готовится расплата. Что в том повинно: самодурные условия быта, традиционные понятия о «грехе» или экзистенциональное чувство вины? Так или иначе, но трагизм «Грозы» глубок и подлинен. Островский-комедиограф доказал свое право считаться драматическим поэтом Там же, С. 17.

Это что-то… - фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели… Там же, С. 18 В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, - протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина… Там же, С. 22

Если в «Грозе» в образе Катерины гибла душа русской патриархально старины, то в «Бесприданнице» нежную, возвышенную поэтичную, действительно бесподобную (т.е. не имеющую подобий, повторений) Ларису убивал дух торгашества.

По мнению критика К. Костелянца, А.Н. Островский в Ларисе рисует образ девушки, не имеющей себе подобий, бесподобной Костелянц Б. О. «Бесприданница» А.Н. Островского. -- Л., 1982, С.56.

Драма «Гроза» (1859), написанная в пору общественного подъема накануне Крестьянской реформы, как быт венчала первое десятилетие деятельности писателя, цикл его пьес о самодурах, начатый «Своими людьми…». Воображение художника переносит нас в небольшой приволжский городок Калинов - с купеческими лабазами на главной улице, со старой церковью, куда ходят молиться благочестивые прихожане, с общественным садом над рекой, где по праздникам чинно гуляют обыватели, с посиделками на лавочках у тесовых ворот, за которыми остервенело лают цепные псы. Ритм жизни - медлительный, сонный, скучный, подстать тому томительно душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.

Следя за драмой, исподволь завязывающейся на этом обыденном, скудном живыми красками фоне, вслушиваясь в реплики действующих лиц, мы скоро‚ заметим, что два впечатления, два мотива в пьесе спорят, враждуют один с другим, создавая резких контраст. Вместе с Кулигиным мы восхищаемся красотой вида, открывающегося с высокого берега Волги, вдыхаем полной грудью свежий воздух с реки и различаем слабый аромат полевых цветов, долетающий с заволжских лугов… Где-то совсем близко существует мир природы, простора, приволья. А здесь, в городских домишках, - полутьма, затхлый дух купеческих комнат и за глухо запертыми дверями бушует самодурство, упоенное неограниченным своеволием, власть над зависимыми и «младшими» Островский А.Н. «Гроза», С. 18

А.Н. Островский - «бытовик» тщательно живописует весь уклад замкнутого в четырех стенах патриархально-купеческого быта. А.Н. Островский - драматический поэт - дает почувствовать красоту и притягательность другого мира - естественности, простора жизни, изначальной свободы. Пробным камнем в пьесе опять становится любовь. Четыре героя, так или иначе, соперничают, надеясь сыскать благосклонность Ларисы Огудаловой. Но в пьесе, как ни странно, меньше всего любви, да и о соперничестве можно говорить лишь условно.

О Ларисе говорят, ею восхищаются, на ее внимание претендуют, решают за нее ее будущее, а сама она - странным образом - все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого не интересуют. Лариса должна признать правоту оскорбительных, как пощечина, слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь» Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 24 . Да и сам жених Ларисы - Карандышева - думает, похоже, так же. Подобно героям достоевского, маленьким людям с болезненно раздутой «амбицией», ущемленным своей зависимостью, Карандышев одержим мещанской завистью к богатству и успеху. Он изо всех сил тянется, чтобы стать вровень с другими. Смешны его потуги собрать вокруг Ларисы «избранное общество», жалок его плебейский снобизм, понуждающий завести хоть плохонький экипаж с лошадью, которую Вожеватов в насмешку называет «верблюдом». И совсем уже нелепа и смешна его попытка устроить званый обед, затеянный ради желания «повеличаться» перед бывшими поклонниками Ларисы и оканчивающийся так позорно Там же, С. 26.

В этом мире тщеславия и безлюбия впечатлительная Лариса с самого начала ощущает себя холодно, неприютно. Вот она молча садится в первом действии у решетки ограды и смотрит в бинокль за Волгу, глубоко ушедшая в свои мысли. Кругом кипят копеечные страсти, борьба самолюбий, мелкие вожделения, а Лариса одна, наедине со своими думами и мечтами. Нехотя, с трудом, как бы очнувшись, возвращается она в окружающий ее мир… Там же, С. 28

По сложному рисунку потаенности душевных переживаний «Бесприданница» представляет, но вое слово в творчестве Островского и в этом своем качестве предвосхищает чеховскую психологическую драму. Сам Островский, вероятно, сознавал ее необычность и так писал, отправляя драму в Петербург: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений». Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, благодеяние: смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, послав своим мучителям прощальный поцелуй. Во всем этом - и в смерти посреди цыганского разгула, есть какое-то святотатство. От этой удивительной по своей трагической глубине сцены веет могильным холодным равнодушием, полнейшим разочарованием в жизни и добре… Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 24

Подвиг А.Н. Островского-драматурга, создавшего русский народный театр, дополняется и подкрепляется его подвигом как хранителя и сотворца живой великорусской речи, какой она сложилась к середине ХIХ столетия.

По его пьесам мы узнаем, как говорили, ссорились, мирились, объяснялись в любви, насмешничали, исповедовались, обличали, клялись, знакомились и прощались русские люди полтораста лет назад. Светоносным его слово делала не точная копия с натуры, а созидание живой, характерной интонации и фразеологии. Нам известно, скажем, выражение: «сердце не на месте». Но у Островского встречается и другое: «сердце дома», то есть на душе хорошо, покойно. «Сообразить свое сердце», по Островскому, значит уяснить себе свои чувства и т.п. Эта глубина и разнообразие смыслов, богатство словесных обертонов дают представление о том, что можно назвать философией языка драматурга.

Пока существует изобилие оттенков живой речи, пока идет процесс расширения лексической вселенной, обогащения и переосмысления понятий, пока язык радует внезапными находками и острыми изобретениями на родного ума, пока в нем сохраняется историческая память о слове предков, можно считать, что народ - его носитель - находится на подъеме, народная душа не сохнет, а расправляется и полнится жизнью. Это означает, что в быту, отношениях людей, в их трудовой и торговой деятельности еще остается достаточно реального, неотчужденного от жизни и это явно проявляется в образах Катерины и Ларисы. Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 26

Стремления и вожделения окружающих ее людей направлены к тому именно, чтобы уподобить ее другим женщинам, навязать ей образ жизни, чуждый ее желаниям, но зато соответствующий реальным законам окружающего ее мира Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 28 .

Лариса не может и не хочет подчиняться этим законам, поэтому пьеса, начинающаяся с «болтовни в кофейной» заканчивается катастрофой, но душа Ларисы отлетает очищенной и просветленной страданием, всех простившей и благословившей - жизнь. Купцы в «Бесприданнице» (1878) мало напоминают тех, с которыми драматург знакомил нас в «Грозе».

В них нет и следа патриархальной грубости, домостроевской заскорузлости. Владельцы торговых фирм и пароходных компаний, а не лавок и лабазов, они носят вместо купеческих поддевок европейские костюмы, живут уже не баснями странницы Феклуши, а последними новостями парижских газет.

В цивилизацию Россия входит причудливо, по-своему. Миллионщик Кнуров настолько важен, что почти все время молчит, не находя достойных для себя собеседников, - разговаривать он ездит в Петербург и за границу. «Европеизация» Вожеватова выражается в том, что вместо традиционного купеческого чая из самовара он с утра пьет в кофейне шампанское, разлитое в чайники, «чтобы люди чего дурного не сказали» Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 30 . С этими новыми купцами, которых прежде дворяне презирали как жалких «алтынников», не на ходит зазорным водить дружбу «блестящий барин» Паратов. Рознь сословий понемногу стирается, от ношения всецело начинает определять тугой кошелек, и лишь особый шик, столичная элегантность и «широта натуры», а проще сказать склонность к мотовству, еще отличают Паратова от бряхимовских купцов Островский А.Н. «Бесприданница» - С. 32 .

Уже не власть авторитета и устоявшихся традиций, как в «Грозе», не страх «старших» решают дело в этой среде. Откровенный цинизм, холодная расчетливость, не считающая нужной маскировать себя, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек, - вот что определяет психологию героев «Бесприданницы».

Таким образом, главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозе» - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в «Бесприданнице» - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, к самодурству, в отличие от терроризирующей Катерину свекрови, не склонной. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра. Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы.

» он показал не только нравы, приоритеты, традиции дельцов, бояр, мелких чиновников, но и личную драму влюбленной женщины. И эта женщина - Лариса Огудалова .

Лариса обладает поэтичной душой, стремящейся к любви и счастью. Она хорошо воспитана, одаренна красотой и умом. Ее характер противостоит устоям «нового времени». Огудалова живет в мире дельцов, где главной ценностью являются деньги, где все продается и покупается, где «всякому товару есть цена».

Лариса и есть главный товар пьесы. «Я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите», - говорит она. Ею торгуют и мать, и друг детства Вожеватов, и Кнуров, и Паратов, и даже Карандышев. Так, Карандышев организуя обед в честь Ларисы, решил просто похвастаться приобретенной «игрушкой», показать свое превосходство над другими: «Я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем».

Вожеватов и Кнуров бросают монетку, кому же достанется такое украшение. Но Ларисе нет дела до них. Все ее мысли, чувства связаны с Паратовым, но Паратова волнует лишь его состояние. Как только у него проблемы, он тут же отъезжает, забыв попрощаться с Ларисой. Она ему это прощает. И как только он возвращается, Лариса уже чувствует шаткость своего положения: «Топите вы меня, толкаете в пропасть». Она просит уехать подальше, в деревню, как Катерина героиня пьесы «Гроза », просила взять клятву у Тихона.

Лариса хочет обезопасить себя от поступка, к которому стремится сердце. Но Карандышев не поддерживает Ларису, как Тихон не поддержал Екатерину. Карандышева заботит только самолюбие. Так Лариса остается наедине со своими страхами.

По приезду Паратов и не вспоминает о Ларисе, пока Вожеватов не сообщает ему, что Лариса выходит замуж. Женится и Паратов, точнее снова происходит процесс купли-продажи: в обмен на свою свободу он приобретает золотые прииски. Паратов хочет поиграть на последок, и Лариса - отличная игрушка. Он дает ей самое страшное - веру в счастье. «Мечтаю об одном блаженстве: быть рабом вашим; я потерял больше, чем состояние, я потерял вас», - говорит Паратов. Он обманывает, говорит о любви, когда в нем нет даже доли жалости. Лариса верит ему и бросается в омут с головой.

Цель Паратова достигнута: Лариса, обезумев от своей любви, с верой и надеждой в их совместное будущее соглашается быть его всецело. Однако, на утро, когда Лариса спрашивает, может ли она считать себя его женой, Паратов «вспоминает», что он связан цепями, которые не может разорвать. Ларису и это не останавливает: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя», пока Паратов не признается, что он обручен. Лариса растоптана, на ее любовь наплевали, ее чувства втоптали в грязь, ей посмеялись в лицо. И вновь судьба с ней играет, Кнуров предлагает купить ее. Ей противен, ей тошен этот мир.

Она пытается умереть, но ей не это не удается: «Что меня держит над этой пропастью, что мешает? Ах, нет, нет… не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею». В развязке Лариса падает в борьбе и принимает положение, которое с самого начала ей присвоило общество: «Да, вещь,… я вещь, а не человек;… Каждой вещи своя цена… Я слишком дорога для вас». Но трагедия Ларисы в другом, ее слова звучат как гром в «Грозе»: « Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву… Я искала любви и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса лжет, ей не нужно золото, ей не нужно ничего. Именно поэтому, когда Карандышев стреляет в Ларису, она благодарит его.

В ее жизни было несколько вариантов исхода событий. До последних минут Лариса любила Паратова, и если бы она осталась жива, она смогла бы простить его который раз, и если бы он случайно опять вернулся в город, она бы вновь поверила ему, и вновь оказалась обманутой. Лариса могла стать роскошью Кнурова, но для нее это ровно смерти. Женой Карандышева не стала бы никогда, покровительство Карандышева - тяжкое оскорбление. Как бы то ни было, счастья Лариса бы не нашла, нет для нее в этом мире любви, потому что в те времена, любовь испытывали только к деньгам, а не к людям.

Продолжаю традицию моих очерков о литературных персонажах и сегодня представлю Вам мое видение образа Ларисы Огудаловой из “Бесприданницы” Александра Островского, думаю, многие знают это произведение по кинофильму “Жестокий романс”.

Если сказать кратко о жизни Ларисы, то только так: “Жизненный путь Ларисы - путь душевного одиночества и трагического надлома”. Действительно, эта девушка - тонкая, искренняя, чистая, бесхитростная натура, которой случилось родиться не в том месте и не в то время. Родись она в родовитой и состоятельной дворянской семье, быть может, ее таланты были бы оценены по достоинству, и в обществе на нее смотрели бы как на достойного человека, а не как на красивую игрушку, которая не сегодня-завтра “пойдет по рукам”.

Будь Лариса искушеннее в жизни, она бы последовала совету матери: "Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески… И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь." Однако Лариса такая какая есть, в ее душе нет места испорченности, корысти и притворству, каждый день, принимая “нужных гостей дома” ей приходиться вынужденно терпеть это непотребство, и тихо мечтать о уединении в деревне.

Быть может, ее судьба сложилась бы иначе, если на ее жизненном пути не встретился Паратов, человек без чести и достоинства, прожигатель жизни. Живи Лариса, руководствуясь разумом, а не сердцем, быть может, она разглядела бы в Паратове его истинную суть, однако для бесхитростной Ларисы «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Образ Паратова становиться кульминацией в жизненной трагедии Ларисы. Сперва вскружив Ларисе голову, отбив от дома Огудаловых всех предполагаемых женихов, Паратов внезапно уезжает и Лариса в отчаянии решается выйти замуж за любого человека, который увезет ее из ненавистного ей города и тягостного материнского дома.

Таким человеком для Ларисы становится Карандышев - маленький человек с чиновничьей мещанской душой, чуждый благородства и чести. Карандышев говорит о любви к Ларисе, однако она для него, также как и для Паратова, всего лишь красивая вещь для самоутверждения. Карандышев осуждает Паратова, но в душе мечтает быть таким же “блестящим барином”, чтобы быть первым человеком в обществе и пользоваться благосклонностью лучших дам. Если Паратова лучше всего характеризуют такие его слова «Что такое «жаль», этого я не знаю. … найду выгоду, так все продам, что угодно», то Карандышев же открывается читателю по словам произнесенного им тоста “за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его”.

Для Паратова дело принципа вернуть обратно благосклонность Ларисы. Он знает, что женится на богатой невесте, но почему бы напоследок не развлечься, особенно если такая красивая девушка смотрит на него как на лучшего человека на земле. Паратову глубоко безразлична дальнейшая судьба Ларисы, для него первичны его удовольствия и развлечения.

Опустим сцену в доме Огудаловых, где Паратов спаивает Карандышева, унижая публично его и тем самым тешит свое самолюбие и показывает превосходство. Для меня гораздо более интересно написать о сцене на “Ласточке”, когда Паратов открылся Ларисе что обручен, она же обесчещена в глазах общества, и не знает как теперь жить.

Вожеватов как друг ее детства, будучи состоятельным человеком, мог бы оказать ей помощь, мог предупредить ее о том, что Паратов обручен, однако он предпочитает не вмешиваться и его равнодушие способствует падению Ларисы. Вожеватову больше по душе разыгрывать ее в орлянку с купцом Кнуровым, давно желавшим получить Ларису в любовницы-содержанки. Скорбно, что человек один приходит в этот мир, и ему приходится рассчитывать в этой жизни только на себя, те же, кто именуются родственниками или друзьями, идут параллельно по жизни, но именно в такие ключевые моменты жизни раскрывается истинная суть такого родства или дружбы. Поэтому путь Ларисы - путь душевного одиночества, ей не на кого опереться, никто не хочет ее понять.

Выстрел Карандышева для Ларисы становится избавлением. К сожалению иногда смерть лучше чем безрадостная жизнь, полная мучений, стыда и позора. Такие светлые люди, как Лариса, подобны ангелам на земле, и они не приспособлены жить среди нравственной грязи, подлости и предательства, кои в изобилии находятся в обращении среди людей. Проживая яркую жизнь, такие люди быстро сгорают, как свечи, тем самым освещая нам путь и давая пример духовности и чистоты.


Close