Какого цвета облачение у священников. Значение цветов церковных облачений. Почему священник то в желтом, то в белом
Если вы бывали в церкви, то замечали, что облачения священнослужителей не всегда одинаковые. Но как они определяют, что и когда надевать? Как написано в «Азах православия», цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся.
Цветовую гамму облачений составляют цвета радуги: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность — белый цвет, и противоположность последнего — чёрный. Каждый цвет имеет своё значение и закреплён за определённой группой праздничных или постных дней. Используемые цвета символизируют духовные значения празднуемых событий.
Отношение и жесты в литургии имеют свой символизм. Сам человеческий организм имеет свое значение в литургии. Вступление к мессе напоминает нам, что «такое же отношение тела, которое должны соблюдать все участники литургии, является признаком сообщества и единства собрания, поскольку оно выражает и влияет на умы и эмоции участников». Поскольку внешнее поведение человека всегда зависит от внутреннего темперамента, так и в литургии требуется внешнее исполнение определенных жестов или принятие взглядов, чтобы пробудить и развить внутреннее поклонение Богу.
Символику цветов можно определить, основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов, толкованиях Иоанна Дамаскина, творениях Дионисия Ареопагита, а также деяний Вселенских и Поместных Соборов.
Итак. Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, — символ Божественного нетварного (несозданного) света. Так как его принёс в мир Иисус Христос, именно этим цветом отмечены великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Крещения, Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня.
Люди практикуют определенные жесты для более глубокого и более глубокого отношения к божественным вопросам. Отношение стояния - это выражение уважения. По мнению человека, стоящего, он встает. Во время литургии отношение является внешним признаком глубокого уважения к Богу как к высшему Господу. Стоящий также посредничает между двумя сторонами. Особым образом он используется литургией как посредник между сообществом верующих и Богом. Литургия стоит, когда она читает слово Божие и отказывается молиться.
Государство является признаком радости искупления. Со времен Апостолов, во времена тайны спасения, стояло положение, особенно по воскресеньям и Пасхе. В постоянном отношении Отцы Церкви видели символ знаменитой свободы детей Божьих. Освободились от греха и больше не рабы. Постоянное отношение также должно быть готово к действию в литургии.
Красный цвет, вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи. На богослужении в пасхальную ночь в знак того, что Пасха — праздник всех праздников, священники во время пения канона попеременно надевают облачения всех богослужебных цветов. Красный цвет — символ неизречённой, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также — цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.
Когда вы встаете? С самого начала мессы до начала мессы. Из стиха «Аллилуйя» перед Евангелием до конца Евангелия. Во время исповедания веры и всеобщей молитвы. Во время шествия с жертвенными дарами. После аккламации «Вот великая тайна веры», пока не включился «Агнец Божий». Во время молитвы после причастия. и обряды завершения.
Отношение плача как к более длинному молитвенному жестом, так и к мгновенному жестом в христианской литургии означало поклонение Богу. Пример молитвы на коленях был дан нам Господом Иисусом. В то же время отношение плача также приобретало важность покаяния и богохульства. Это стало признаком того, что человек чувствует вину за вину и признак человека, обращающегося за помощью и заботой. Вот почему мы обожаем обожание Благословенного Таинства, молясь Богу и различные преданности, чья основная цель - всегда поклоняться Богу независимо от их характера.
Желтый (золотой) и оранжевый цвета отражают значение царственной славы, величия и достоинства (высшей духовной власти) Христа. Они закреплены за воскресными днями, как днями Господа — Царя Славы; кроме того, золотом отмечены дни Его особых помазанников — пророков, апостолов, святителей (канонизированных архиереев).
Зелёный цвет — слияние жёлтого и голубого. Он принят в дни преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворил человека соединением со Христом (жёлтый цвет) и возводит его на небо (голубой). Зелёный — символ вечной жизни. В зелёных цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святого Духа.
Коленопреклоненный человек выражает свое суждение Богу. Этот жест является признаком скромного поклонения Божьему величеством. Сегодняшнее поклонение символизирует поклонение Богу. Это также признак молитвенного, кающегося и отвратительного уклада. Вы должны отличить положение на коленях от колена. Когда вы на коленях, всегда вставайте на колени на правом колене и не делайте никаких жестов, таких как крест. Обязательно коснитесь пола. Это не просто «свалка». Она всегда сталкивается с объектом поклонения.
Двуручное стоя на коленях - это выражение чести и дань Господу Иисусу, возложенному на поклонение. Мы преклоняем колени перед правым коленом, а затем получаем колено на его левую ногу. Сначала мы стоим левой ногой. Мы не становимся на коленях одновременно.
Голубой или синий — основной цвет в праздники, посвящённые Пресвятой Богородице и Её чудотворным иконам. Это — цвет неба, цвет чистоты и непорочности.
Фиолетовый цвет используется в дни памяти Креста Господня. В нём соединены красный — цвет крови Христовой и Воскресения (жертвенная любовь, страдания) — и синий (чистота, целомудрие), указывающий, что Крест открыл нам дорогу в небо.
Он считается там просто признаком глубокого уважения и обожания. Однако в римской литургии это признак как глубокого уважения, так и покаяния, особенно когда оно связано с необходимостью очищения от греха. Голова или тело символизирует часть и беспорядок. В римской литургии гимн часто заменяется на колени. Композиция является признаком уважения и вежливости. Это также знак чести и обожания. Старомодное место использовалось должностными лицами, учителями и судьями как знак авторитета и достоинства.
Епископ сидел в своем соборе и преподавал и руководил литургией. Празднуя таинство Покаяния, священник занимает позицию суда тяжести. Верующие в церкви не всегда сидели. На протяжении веков в церквях не было церквей. В средние века во время долгой преданности верующие поддерживали друг друга на трости разных форм. Места были предназначены только для духовенства. Места для верующих только вводили протестантов в свои церкви. Например, католики пошли первыми в странах, где было много протестантов, а затем и всей Церкви.
Чёрный или тёмно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния. Чёрные облачения впервые были введены для участия духовенства в похоронах Петра II (1730 г.).
Цветовая гамма общего убранства храма тоже подчиняется символике богослужений: это и покровы на аналоях, и завеса в центре иконостаса над царскими вратами, и даже матерчатые закладки в богослужебных книгах. Не последнюю роль в общей атмосфере играет и одежда прихожан, которым будет полезно знать значение и применение богослужебных цветов.
Церкви были добавлены в церкви. Это хорошая идея - поставить кулон или стул в свои руки. Сиденье - это также отношение слушателей ученика, знак внимания, принятие и отражение слова Бога. Крест, или лицом к лицу, также известный в Ветхом Завете, является признаком глубочайшего поклонения и покаяния. Это еще больше самоограничение к величию Бога, а не к колену. Лучше, чем слово, оно выражает полную преданность Богу и чувство собственного достоинства. Христианская древность практиковалась как проявление частного отступничества.
На сегодняшний день такие практики можно найти особенно в святых местах, в святилищах. Для римской литургии на лицо лица, вероятно, повлияла византийская церемония. В начале церемонии Великой Пятой святитель пересекает алтарь. Точно так же люди, которые получают пропитание, падают на их лицо и лгут, когда поют Литания ко всем. Поднять глаза всегда понималось как внешний признак направленности души на Бога. Сфинктер спонтанно направил свои глаза вверх своим умом. Старые литургии оставили верующих совершенно свободными в этом отношении.
Надеюсь, эта информация вам пригодится!.
В сякий, кто хотя бы раз присутствовал на православном богослужении, непременно обращал внимание на красоту и торжественность облачений. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся.
Он потребовал, например, поднять глаза при подготовке пожертвований или до освящения. Практика поднятия глаз заключалась в том, чтобы облегчить признание присутствия Бога и достижение большего сердца молитвы. Постсоборное богослужебное обновление требует, чтобы глаза обратились к алтарю, к обряду, к прокаженному, к поклоннику слова Божьего, чтобы облегчить совместимость мысли, слов и литургических действий.
Капитан теперь поднимает глаза в римском Каноне до пресуществления. Этот знак был введен в христианскую литургию как символ сверхъестественной любви, братства, мира и взаимного согласия. Крещением человек входит в христианское братство, в котором любовь является основополагающим принципом. Поэтому в мессе. Поцелуй был подготовительным жестом к Святому Причастию. Единство братьев - это единство Мистического Тела Иисуса Христа, которое объединяет Святое Причастие. В эпоху Каролан, знаменитый поцеловал мир от алтаря и вручил его одному из высших в иерархии.
Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность - белый цвет, и противоположность последнего - черный. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней.
Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для. совершения крещений и погребений.
Он все равно прошел, и эта цепочка поцелуев покрыла всех присутствующих. Позже поцелуй мира начал затягиваться только духовенством. Позднее средневековье попыталось расширить охват, представив пацифиста. Обычно это реликварий или крест. После праздника жертвенник был подарен всем присутствующим. В христианской литургии жертвенник - жертвенник для Христа и Его крестного жертвоприношения. Признаком чести для Христа является также провозглашение Книги Евангелия. Кроме того, с украшением мощей Господа и святых картин, тема передачи власти от этих объектов человеку, который их включала, была приложена.
Красный цвет, вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также - цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.
Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням, как дням Господа - Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников - пророков, апостолов и святителей.
В этом отношении особое значение имели мощи Святого Креста. Знак величайшего смирения и поклонения - это поцелуй ног в литургии Великого Четверга. Также в Страстную пятницу было место поклонения кресту, бросив его на место ран Христа всеми присутствующими в глубочайшей скорби благодарности. Сегодня мы не обязательно пересекаем часы.
Просто преклони меня на колени или поклоняйся за Христа, распятого. Теперь поцелуй мира происходит во время освящения диакона, священства и епископского служения епископа. Знак мира - это внешнее выражение согласия с другим. В возобновленной литургии поцелуй мира заменяет знак мира. Апостольский Престол покинул территориальную власть Церкви. В Польше епископат выбрал знак мира в направлении ближайших людей, не произнося ни слова.
Зеленый цвет - слияние желтого и голубого. Он принят в дни преподобных и свидетельствуют о том, что их монашеский подвиг оживотворил человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой) . В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа.
Рука - это орган со специальным смыслом. Среди жестов в руках жестокость внушительных рук является самым красноречивым. В литургии этот обряд принадлежит самому старому. Он продлевает время Христа Господа, который неоднократно клал руки на детей или больных. Значение наложения руки зависит от обряда, в котором он применяется. Есть рука в благословении, в которой она означает благодать Бога в Единой Троице, которая является источником всей святости. В таинстве Подтверждения наложение руки с одновременным помазанием крестообразного масла означает, что Святой Дух дается в дар.
Голубой, или синий - цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это - цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный - цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.
В обряде таинства возложение рук означает передачу священства. Потому что Христос часто положил руки на больных людей, которых он исцелил, поэтому этот жест вошел в обряд помазания больного. В каждом из вышеупомянутых обрядов смысл вменения руки объясняет текст сопровождающей молитвы, называемый формой таинства. Пациентов считали больными, поэтому, когда они были изгнаны, руки были помещены на них. Также в обряде крещения молитва об экзорцизме сочетается с наложением руки. Это предположение является признаком защиты, крещенной против нападений сатаны, которая является символом всего зла.
Символика цветов
Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или «света», как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.
Это также означает задачу развития полученного дара жизни Бога, то есть утешительной благодати. На мессе. руки жертвенных даров разрезаются в молитве к Святому Духу, так что эти дары станут Телом и Кровью Иисуса Христа. В конце мессы. Празднующий благословляет женщину торжественно, протягивает руки к верующим, говоря слово благословения.
Возложение рук и возведение их, когда священник держит их во время молитвы, является самой старой формой молитвенной позы, данной литургией. Этот жест означает, что адресатом молитвы является Бог. Он символизирует человека, который обращается к Богу с полным доверием и ожидает Его помощи. Древние христиане в этом отношении также видели сходство с Спасителем, молящимся на кресте. Тертуллиан писал следующее: «Мы не только поднимаем руки, но и разбираем себя, следуя страданиям Господа Иисуса и исповедуем Его в молитве».
Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.
- Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений - золотой (желтый), всех оттенков;
- Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений - голубой и белый;
- Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений - фиолетовый или темно-красный;
- Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений - красный. (В Великий четверг цвет облачений - темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле - белая пелена);
- Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений - зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святаго Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков;
- В период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.
Поэтому катакомбы изображают многочисленные фигуры в этом отношении молитвы. Это отношение в христианской древности широко практикуется. В настоящее время, в литургии, священники сломанными руками читают или исполняют эти молитвы, которые происходят от каролингов. Это: сборник, молитва о дарах, Евхаристическая молитва, молитва Господня и молитва общении.
Этот обычай практиковался в литургии, а также за литургией. Этот метод складывания рук происходит от франкоязычной формы накопления головы. Вазаль, сложив руки перед своим государем, получая от него внешний признак инвестиций. Это таинство вошло в священство, где новоназначенный священник собрал свои сложенные руки в руки епископа, обещая ему и своим последователям послушание и уважение. В литургии мессы. Например, священник держит руки, сложенные во время шествия к алтарю, во время покаяния, славы на высоте Бога, исповедания веры.
В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно - монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.
В каноне богослужебных облачений нет «своего места» у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всякий глаз воспринимает его правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит: с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного - как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически он часто встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.
Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет, как символ света, все семь цветов спектра солнечного света и черный цвет.
Церковная литургическая литература хранит полное молчание о символике цветов. Иконописные «лицевые подлинники» указывают, какого цвета одеяния следует писать на иконах того илк иного святого лица, но не объясняют почему. В связи с этим «расшифровка» символического значения цветов в Церкви довольно-затруднительна. Однако некоторые указания Священного Писания. Ветхого и Нового Заветов, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, творения, которые связаны с именем Дионисия Ареопагита, некоторые замечания в деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки цветовой символики. Помогают этому и труды современных светских ученых. Много ценных указаний по данному предмету содержится в статье нашего отечественного ученого В. В. Бычкова «Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве» (Вопросы истории и теории эстетики». Изд. МГУ, 1975, с. 129–145.). Автор основывает свои выводы на данных истории, археологии и толкованиях вышеуказанных учителей Церкви. На иных источниках строит свою работу Н. Б. Бахилина (Н. Б. Бахилина. История цветообозначений в русском языке. М., «Наука», 1975.). Материалом для ее книги служит русский язык в памятниках письменности и фольклора от XI в. вплоть до современности. Замечания о символическом значении цветов у этого автора не противоречат суждениям Бычкова, а в ряде случаев прямо подтверждают их. Оба автора ссылаются на обширную научно-исследовательскую литературу.
Предлагаемая ниже трактовка основных значений цветов в церковной символике дается с учетом современных научных исследований в этой области.
В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений мы по существу имеем два явления - белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит (или на которые он разлагается), и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. (Н. Б. Бахилина в указанной книге отмечает, что в сознании русских людей с глубокой древности черный цвет имел два разных символических значения. Он, в противоположность белому, означал нечто принадлежащее к «темным силам», «сонмищу бесов», смерти в одном своем смысле и монашескую одежду как знак смирения и покаяния - в другом (с. 29–31).
Спектр солнечного света-это цвета радуги. Семицветная радуга составляет и основу цветовой гаммы древних икон. Радуга, это поразительное по красоте своей явление, была представлена Богом Ною как знамение «завета вечного между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт. 9, 16). Радуга, подобно дуге или мосту, переброшенным между некими двумя берегами или краями, означает и связь между Ветхим и Новым Заветами и «мост» между жизнью временной и вечной в Царстве Небесном.
Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь род человеческий, дабы он более не был истребляем волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В Откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя, Сидящего на престоле, «и вокруг престола радуга» (Откр. 4, 3). В другом месте он видит «Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга» (Откр. 10, 1). Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). А снег при ярком блистании на солнце дает, как известно, именно радужные переливы.
Последнее особенно важно отметить, потому что в церковной символике белый цвет - не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета.
Внешний, вещественный, земной свет всегда рассматривался Церковью лишь как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определенных Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определенным духовным явлениям и лицам. Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. Святые и ангелы в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена «жена Агнца» - Церковь. Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветий радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит «Новый Иерусалим», духовно также означающий Церковь - «жену Агнца». Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Кровию Своей Церковь в таинстве Причащения. Ангелы опоясаны по персям золотыми поясами, на главах Христа и окружающих Его старцев-священников Тайнозритель видит золотые венцы.
Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение - царственной славы, достоинства, богатства. Впрочем, это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа «Божественного света», «Солнца правды» и «Света миру». Господь Иисус Христос есть «Свет от Света» (Бога Отца), так что понятия царственного достоинства Небесного Царя и присущего Ему Божественного света объединяются на уровне представления о Едином в Троице Боге, Творце и Вседержителе.
В. В. Бычков в указанной статье пишет об этом так: «Свет играл важную роль практически на любом уровне восточнохри-стианской культуры. Весь мистический путь «познания» первопричины в той или иной форме был связан с созерцанием в себе «Божественного света». «Преображенный» человек мыслился как «просветленный». Свет, освещение, возжигание различных светильников и свечей в определенные моменты службы, светильнич-ные мотивы - все это имело большое значение в структуре богослужения - литургическом пути приобщения к высшему знанию. «Канон утрени» завершался восклицанием предстоятеля: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: «Я свет миру» (Ин. 9, 5). Поэтому и золото - устойчивый символ истины».
Тот же В. В. Бычков подмечает и подчеркивает, что в иконописи Божественный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, который означает сияние вечной жизни и чистоты (аналогичное смысловое значение слова «белый» в древнерусском языке отмечает и Н. Б. Бахилина) в противоположность черному цвету ада, смерти, духовной тьмы. Поэтому в иконописи чернотой закрашивались только изображения пещеры, где в белых пеленах покоится Родившийся Богомладенец, гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже в белых пеленах). А когда на иконах нужно было изобразить нечто, имеющее в обыденной земной жизни черный цвет, то старались этот цвет заменить каким-нибудь другим. Например, черных коней рисовали синими;
Следует заметить, что по аналогичной причине в древней иконописи старались избегать и коричневого цвета, ибо он является по существу цветом «земли» и грязи. И когда на старинных иконах мы встречаем иной раз коричневый цвет, то можно думать, что живописец все же имел в виду темно-желтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, поврежденную грехом.
Что же касается чистого желтого цвета, то в иконописи и богослужебных облачениях он является преимущественно синонимом, образом золота, но сам по себе, непосредственно не заменяет белый цвет, как может заменять его золото.
В радуге красок есть три самостоятельных цвета, от которых обычно образуются остальные четыре. Это - красный, желтый и голубой (синий). Имеются в виду красители, которыми обыкновенно пользовались в старину при иконописании, а также красители, наиболее распространенные в обиходе современных живописцев, «обычные». Ибо многие современные химические красители могут давать при сочетании совсем другие, неожиданные эффекты. При наличии «старинных» или «обычных» красителей художник может, имея красную, желтую и голубую краски, получить путем их сочетания зеленую, фиолетовую, оранжевую, синюю. Если же у него нет красной, желтой и голубой красок, он не может получить их путем смешения красок других цветов. Подобные же цветовые эффекты получаются при смешении излучений различных цветов спектра с помощью современных приборов - колориметров.
Таким образом, семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию, семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.
«Бог есть любовь», явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.
Сын Божий есть «сияние славы Отчей», «Царь мира», «Архиерей грядущих благ». Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) - цвет царского и архиерейского достоинства.
Ипостаси Духа Святого хорошо соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного - невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царем Небесным.
Лица Святой Троицы едины в Существе Своем, так что, по учению Православной Церкви, Сын - в Отце и Духе, Отец - в Сыне и Духе, Дух - в Отце и Сыне. Поэтому если принимать цвета в качестве символов Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но есть Божественные акты, в которых преимущественно прославляются или Бог Отец, или Бог Сын, или Бог Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Бога Отца - Творца и Промыслителя мира. В земной жизни и крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины.
Соответственно этому красный цвет может выражать преимущественно представления о Боге Отце, золотой (желтый) - о Боге Сыне, голубой (синий) - о Боге Духе Святом. Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.
Праздник праздников - Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.
Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.
Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева - избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием - и в Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.
Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.
Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, - Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.
Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра - красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).
Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет - седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.
Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.
Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.
Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.
Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.
Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.