Вечернее платье eruditomsk. Полезные советы для мам

В жизни Густава Климта были Музы и одна из них была в образе Эмилии Флёге, которая находилась рядом с художником, помогала, советовала, вдохновляла в течение 27 лет.
Эмилия Луиза Флёге Emilie Louise Flоge.
Австрийcкий модельер, возлюбленная художника Густава Климта. Эмилия Флёге была большой любовью Климта и его спутницей до конца дней. Она управляла домом моды, а он придумывал для нее эскизы тканей и платьев. Его узоры выглядят так, как если бы они были вырезаны из орнаментов его картин.
Она была дочерью фабриканта по производству трубок Германа Флёге (1837-1897) и училась сначала на портниху. Позднее она стала модельером и вместе со своей сестрой Хеленой с 1904 года владела салоном от кутюр с названием «Сестры Флёге» в Вене.
В начале 1891 года Густав Климт становится членом «Союза изобразительных искусств» и в этом же году знакомится с Эмилией Флёге, которая, несмотря на его отношения с другими женщинами, оставалась его спутницей до конца дней.
Первый известный портрет Флеге написан Климтом в 1891 году.

Сегодня мы можем понять, что, несмотря на декоративное внимание, какое бы интенсивное ни было у венского мастера отделения, эти треугольники, прямоугольники, круги, чашки, стилизованные цветы, спирали, двойные спирали, кресты, появляющиеся на задних фонах или платьях и на обложках главных героев климатических масел они не просто формы, как утверждает хорошая критика, чтобы гарантировать идеальный баланс картины или потому, что они выбрали с выдающимися эстетическими целями для своей феи. Эти формы или знаки, относящиеся к глубоко укоренившимся корням, к доисторическим и протосторическим культурам, не только дополняют хроматическую или формальную ценность или противовес композиционной структуре произведения, но в то же время выполняют функцию направления или увеличения силы смысла, через архаические знаки, не столько или не только, вдохновленные мозаичными произведениями Равенны или Венеции, как утверждают ошибочно, но через - и повторяют, почему это необходимо - воплощения и гораздо более архаичные знаки.

В следующем году Густав пишет еще один портрет Эмилии.

Третий портрет Эмилии был на писан Г. Климтом в 1902 году.
Не выглядит ли платье, надетое Эмилией Флёге на ее портрете 1902 года так, будто ткань была вырезана из пейзажа, изображающего лес, чтобы облегать тело женщины подобно второй коже? Климт выбрал это платье, чтобы подчеркнуть все достоинства стройного силуэта; немного странно, что это вызвало в Вене новый скандал. Даже мать художника выражала свое недовольство по поводу новомодного платья, которое, с не принятыми тогда еще рюшами и оборками, выходило, по ее мнению, далеко за рамки приличия.

Нажмите здесь, чтобы продолжить путешествие в живописную вселенную Климта. Эта прекрасная книга Жиля Нере представляет собой подборку работ Климта и представляет его живописный мир, выполненный из орнамента и желания, а также его влияние на художников, которые пришли за ним.

Рекламная цена: 8, 49 евро. Будем внимательнее наблюдать одну из самых известных работ австрийского мастера «Поцелуй», написанную в «Что мы немедленно берем на себя» - это всеобщая интенсивность любви, которая священа этим золотым фоном, который в византийской живописи и дорецензии итальянского искусства и прото-ренессанс, охарактеризовали священные картины.

Удивляет, что во множестве материалов о творчестве Климта и онлайн галерей в сети, когда идет речь об Эмилии Флеге, то демонстрируется последний из трех портретов Флеге 1902 года.
Как будто двух предыдущих нет в природе, хотя они идентифицированы и подписаны.
С другой стороны, меня удивляет, почему после 1902 года Климт не писал портреты Эмилии (или даже не вдохновлялся ею для создания других образов?!). Может быть для художника наступил «период Адели» , о которой речь впереди?

Но давайте посмотрим вниз, анализируя символы, которые покрывают область одеяла, под которой лежит человек; затем внимательно посмотрите на ту часть одеяла, которая вместо этого защищает молодую женщину. Символы значительно различаются в двух областях; и нет сомнений в том, что они относятся к символическому представлению мужчины через прямоугольники из золота и черного листа, некоторые из которых имеют длинную базу и минимальную высоту, чтобы создать темные правители, которые хотят вызвать фаллические символы и, в черном и в твердости знаков - резкость и сила мужественного тела.

Интересна не столько история взаимоотношений Климта и Блох-Бауэр (был ли у замужней женщины роман с художником и были ли они любовниками – история умалчивает, сколько результат их взаимоотношений в виде портретов Адели.
Адель Блох-Бауэр (1881-1925). Дочь генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра. Адель Бауэр в 1899 году будучи 18 лет от роду вышла замуж за значительно более старшего по возрасту Фердинанда Блоха. До этого ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда Блоха - Густава. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр.
Они принадлежали к избранному слою крупной еврейской буржуазии периода Fin de siecle (конец века). В салоне Фердинанда и Адели Блох-Бауэр собирались живописцы, писатели и социал-демократические политики, как, например, Карл Реннер и Юлиус Тандлер.
Адель Блох-Бауэр четырежды становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано в скандале.
Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, о которой речь пойдет ниже, описывала свою тётку так: «Страдающая, постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и тёмная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».

На женщине, однако, появляются нежные цветы - сладость, красота, цветочные духи, вставленные в микрокруговые композиции; затем поднимается круг с отверстием или центром, который представляет собой чашку, стилизованный цветок, яйцеклетку, отверстие, клеточное ядро ​​с цитоплазмой, грудь с ниппелем, полости женского полового органа, но также, согласно древним показаниям в эпоху алхимии, символом ахимии драгоценного металла: круг с выделенным центром, то же самое в Египте фараонов, изображающим солнце.

Все возможные полисемии этой круглой фигуры - то есть стратификация множественных значений на одном знаке, означающем - ориентированы на то, чтобы представлять через усиление цвета силу жизни, присутствующую в женщинах и в природе. Рекомендуемое чтение: Густав Климт. Золото соблазнения Книга, которая делает справедливость выразительной силе, декоративной элегантности, чувственной лиричности одного из мастеров современного европейского искусства. Увлекательная и задокументированная история с красивыми иллюстрациями о жизни и творчестве австрийского живописца, одного из основателей венского отделения, сложного создателя непревзойденных женских образов.

Юдифь I и, через восемь лет, Юдифь II являются воплощениями архетипа роковой женщины Климта.
Его Юдифь - не библейская героиня, а скорее жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение. Согласно публикациям Берты Цукеркандль, Климт создавал тип женщины-вамп еще задолго до того, как олицетворявшие его Грета Гарбо и Марлен Дитрих появились на киноэкране. Гордая и свободная, но в то же время загадочная и чарующая, роковая женщина оценивает себя выше, чем мужчину-зрителя.

Цена: 35 евро. Круг или чаша в сочетании с цветами и, в некоторых случаях, своего рода кофейным зерном, с обычным и понятным разрезом в центре, представляет собой набор символов, относящихся к женщине, ее порождающей природе и устойчивой непрерывности, которую она представляет у людей. Подтверждение - это анализ работы Климта, в которой мы уверены, что мы не рисовали самцов, а не нечистые женские мысли, посвященные другому полу.

Богородица имеет искривленные, женские элементы, рядом с чиханиями, цветами, лентами. Присутствие цветов предполагает, как ничтожно, для активации обонятельного канала. Спирали, которые начинаются с точки яйцеклетки и растут на себе, могут задержать развитие плода в материнской матке во время беременности - символ, который мы также найдем на древе жизни, в котором ствол и ствол являются фаллическими символами, тогда как пушистые копыта, которые будут вырабатывать фрукты и цветы, являются частями женских существ.

Картины о Юдифи были созданы под влиянием византийского искусства, которое Климт изучал во время поездки в Равенну. Задуманный контраст между объемной пластичностью тонко выписанного и мягко окрашенного лица и двухмерной поверхностью орнамента - отличительная черта этих картин. «Эффект фотомонтажа» усиливает их очарование.
Как пишет Жиль Нере, Климт явно, скорее, писал «смертельный оргазм» роковой женщины, чем портрет добродетельной еврейской вдовы».
Юдифь Климта должна была вызвать раздражение у той части венского общества (в остальном готовой принять его нарушения табу), которая именовалась еврейской буржуазией. Климт нарушал религиозные запреты, и зрители не могли поверить своим глазам. Комментаторы полагали, что Климт, должно быть, ошибся, утверждая, что эта исступленная, фактически испытывающая оргазм женщина, с ее полуприкрытыми глазами и слегка приоткрытыми губами, была благочестивой еврейской вдовой и смелой героиней.

Интересно, что в лексиконе Климта, волнообразной конструкции, которая появляется как две суставные и спаренные спирали, которые, кажется, вызывают внутренние органы и напоминают память о теплой воде. У искусства много картин, которые потрясли, озадачили или даже разозлили публику в их эпоху, но оставили прочные следы. Есть также те, которые скрывают тайну, которая не может быть полностью разрушена, но продолжает заинтриговаться.

«Портрет Джованни Арнольфина и его жены» - Ян ван Эйк

Образец основан на исследовании в «Живописях, которые революционизировали искусство», которое охватывает 100 картин. Некоторые из них вызвали скандалы, другие захватили их тайну, но все оставили свой след в искусстве. Джованни Арнольфини, богатый итальянский банкир и его жена, изображаются. Их тянет к их дому в Брюгге.

В 1903 г. Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на портрет его жены. В последующие годы художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 г. смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель». На портрете Адель изображена в возрасте 26 лет.

Эта картина известна также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». Она считается одним из самых значительных полотен Климта.
Портрет Адели Блох-Бауэр относится к золотому периоду в творчестве Климта. В 1903 г. во время поездки по Италии художника вдохновили богато украшенные золотом церковные мозаики в Равенне и Венеции, древний язык которых он перенёс в современные формы изобразительного искусства. Он экспериментировал с различными техниками живописи для того, чтобы придать поверхности своих работ новый облик. В дополнение к масляной живописи он использовал технику рельефа и позолоту.
Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 г. был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме. В 1910 г. портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции в Венеции. До 1918 г. портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С 1918 по 1921 гг. - в австрийской государственной галерее.

Ткани, шкуры, деревянные оконные рамы, зеркало - все в этой картине изображено с большой реалистичностью. Объекты выглядят довольно осязаемыми. Окно окрашено в идеальную перспективу, свет падает на прекрасную люстру. Картина полна символов для брака и плодородия. Например, собака является символом лояльности. Зеленый цвет халата - символ любви и плодородия.

Согласно некоторым интерпретациям, свадьба Джованни Арнольфина показана, и картина служит прекрасным документом при браке. Тогда не было необходимости идти в церковь. Они могли выйти замуж в другом месте, как в случае, в спальне. Свидетелей видно в зеркале. Возможно, одним из героев, отраженных в зеркале, является сам художник Ян ван Эйке. Жест рук Жованни Арнольфина интерпретируется как клятва верности. Руки молодоженов являются кульминацией свадебной церемонии. Этот жест также отображается в зеркале.

Спустя пять лет, в 1912 году, Климт пишет еще один портрет Адели Блох-Бауэр

Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 г., оставив завещание, в котором просила своего мужа после его смерти передать два её портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской государственной галерее. При оглашении завещания её муж согласился выполнить волю покойной, но полностью ее не выполнил, он передал галерее лишь один пейзаж Климта. Пейзаж «Замок Каммер на озере Аттерзее III» он подарил в 1936 г. Австрийской галерее Бельведер.

«Удовольствие сада земли» - Джероним Босх

Картина также известна под названием «Свадьба арнольфинов». Ян ван Эек использует новую технику масляной живописи. Его картины богаты чрезвычайно точными деталями. Большинство его картин изображают грехи и моральные падения людей. Он хочет пробудить чувство страха и показать человеческое лицо зла. «Сад земных удовольствий» на самом деле является триптихом.

Левое крыло Триптиха изображает Эдемский сад, Древо познания и Господь, представляющий Еву и Адама. Центральная часть показывает грехи человечества. Все человеческие фигуры в центральной части картины обнажены. Он расположен в правом нижнем углу. Босх работал главным образом в своем родном Хертогенбоше в Нидерландах. Он был членом элитного религиозного сообщества, которое размышляло о наказаниях, которые ожидают грешники.

В жизни Густава Климта приутствовали и другие женщины. Это жены его богатых покровителей и меценатов.
Портреты дам из общества дали Климту материальную независимость.
Таким образом, он не был обязан угождать общественным вкусам или следить за тем, как его старательно продуманные и блестяще выполненные работы втаптывают в грязь.

«Сотворение Адама» - Микеланджело

Известно около 25 его картин. Они содержат множество подробных и подробных символических фигур, некоторые из которых заимствованы из иконописи. На картине изображено не физическое творение первого человека, а метафизический момент, когда искра жизни передается Адаму. Микеланджело создал новую динамическую композицию, которая фокусируется на руках, которые пытаются достичь друг друга. Таким образом, невидимая искра жизни находится в центре «Творения Адама».

Мона Лиза - Леонардо да Винчи

Это одна из самых известных картин в истории западного искусства. Женщина изображена, глядя на зрителя с «таинственной улыбкой», которая продолжает волноваться и интерпретироваться. Фотография расположена в Лувре в Париже.

Девушка с жемчужной серьгой - Йоханнес Вермеер ван Делфт

Девушка с жемчужной серьгой - одна из самых популярных картин знаменитого голландского художника Йоханнеса Вермера ван Делфта. Она взволнована ее тайной и разбудила множество вопросов.

Это был тот Климт, которого любила Вена, Климт, пленивший даже наиболее консервативную публику, вознаграждавший ее с лихвой за аплодисменты. Климт сохранил этот привлекательный стиль для покровителей из высшего венского общества. Это проявилось и в его портрете Сони Книпс, и в нежности последующих портретов «жен»: Герты Фельшвани, Серены Ледерер, Марии Феннеберг и Фриды Райдлер.
Однако у женщин на этих портретах всегда одинаково безмятежное, мечтательное выражение лица: они взирают на мир и на мужчину меланхолично и отрешенно. «Боязнь свободного пространства» Климта проявилась здесь одновременно с величественными позами героинь.
Климт знал, как угодить процветающим еврейским гражданам Вены, которые поддерживали «Сецессион». Он писал портреты их жен, придавая им безграничное очарование и некоторый налет надменности. Тем не менее Климт не только следовал требованиям заказчика, казалось, он избавлялся от всех ограничений и писал так, как хотел.
Нужно отметить, что в портретах Климта платья играют не меньшую роль, чем сами модели. Они искусно служат для раскрытия индивидуальности женщины, усиливая восприятие лица, шеи и рук. В качестве классического примера можно привести Энгра, портреты которого также полны чувственной красоты. Для обоих художников одежда выполняла такую же необходимую функцию, что и тело.

«Завтрак на траве» - Эдуард Мане

Почти видимые изменения света, а также фокус, заставляют нас ассоциироваться с фотографией. Он хранится в музее Маурицхо в Гааге. Одна из самых скандальных и самых известных картин в мире. В настоящее время он находится в музее Д'Орсе в Париже. Он изображает обнаженную женщину в центре картины и двух полностью одетых мужчин на пикнике. Голая женщина смотрит на зрителей, и мужчины разговаривают друг с другом, игнорируя леди.

Картина была выставлена ​​в Разочарованном Салоне. Это портрет парижской светской красоты Вирджини Готтеро. Леди одета в черное вечернее платье, а ее ремни сделаны из драгоценных камней. Первоначально правый плечевой ремень был нарисован на плече, но это считалось чем-то смелым и сложным, поэтому оно было изменено.

Вывод ясен: нам ни о чем не говорят имена на этих портретах Климта, просто, благодаря поискам экономической помощи и меценатства для «Сессиона», мы имеем сейчас возможность любоваться замечательными женскими портретами Климта, основанными на адской смеси импрессионизма, ориентального искусства и символизма, взбитыми в замечательный коктейль – своеобразные климтовские почерк, стиль и манеру.

Сам Сарджент просит Виргини Готтеро поза. Он был поражен ее красотой. Он также надеялся, что эта картина привлечет внимание посетителей к Парижскому салону. Вирджиния Готро долго отказывалась, но в конце концов она поклонилась. Она была уверена, что портрет понравится аудитории и станет шедевром. Но он вызвал скандал и шок. Намерения художника оставаться анонимными оказались безуспешными. Все представители высшего общества признали г-жу Готро.

«Гора Сен-Викборо» - Пол Сезанн

Бледная кожа и розовый оттенок уха воспринимались зрителями как намек на макияж, который был символом пошлости, плохого вкуса и расстройства женщины. Портрет характеризуется контрастом между белой кожей и темным платьем и фоном. Сезан - первый художник, который «режет» каждый объект простых геометрических фигур. Он воссоздает природу в своих картинах через цилиндры, сферы и конусы. Сезан обычно используется для использования геометрических фигур для рисования природы. Использует разные цвета для передачи глубины объектам.


Золотая Адель

Анатолий КРАСНОПИВЦЕВ

Восемнадцатилетняя Адель, дочь генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра, в 1899 году вышла замуж за более старшего по возрасту Фердинанда Блоха (практически вслед за сестрой Марией, которая стала женой Густава­ – брата Фердинанда). При этом обе семьи взяли двойную фамилию Блох-Бауэр.

«Портрет Аделя Блоха Байера 1» Густава Климта

Пол Сезан создает свою собственную систему геометрии и деформации объектов, которая затем используется в кубизме и других модернистских течениях. Это делает связь между импрессионизмом и кубизмом. Картина также известна как «Австрийская Мона Лиза» и «Золотой Адель».

Египетские мотивы, острые треугольники, мозаичная живопись и в то же время реалистичный портрет на золотом фоне. Человек занимает небольшую часть картины. В кресле есть изысканная женская фигура. Климт работал над портретом Аделя Блоха-Бауэра в течение 3 лет. Дама приносит дорогие украшения, но вся картина огромная. Золотые тона - настоящие золотые листы.

Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, описывала свою тетку так: «Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».

Семья Фердинанда и Адели принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии периода Fin de siecle (конец века). В их салоне собирались живописцы, писатели и такие известные социал-демократы, как Карл Реннер и Юлиус Тандлер.

Густав Климт

(0)

В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт.

Их дружба началась в 1899 году. Адель Блох-Бауэр четыре раза становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано и в скандале.

Но начнем по порядку.

(0)

Уже в 1901 году Климт написал «Юдифь I», для которой послужила моделью сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался. «Юдифь I» и написанная через восемь лет «Юдифь II» являются воплощениями архетипа роковой женщины Климта. Его Юдифь – не библейская героиня, а скорее, жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение. Согласно публикациям журналистки Берты Цукеркандль, Климт создавал тип женщины-вамп еще задолго до того, как появились на киноэкране Грета Гарбо и Марлен Дитрих, олицетворявшие этот тип.

Нужно отметить, что картины Климта нельзя рассматривать отдельно от роскошных рам. Первый вариант рамы к «Юдифи I» был выполнен братом художника, ювелиром Георгом Климтом, случайно. Орнамент на картине был перенесен также и на раму в весьма популярной тогда манере, которую ввели в практику прерафаэлиты. Кстати, многие картины раннего Климта рождались на свет именно под влиянием их будущего обрамления – сначала брат художника приносил ему раму, а потом уж создавалась сама картина, которая, как казалось Климту, должна была соответствовать раме.

Картину «Юдифь II» часто в каталогах и журналах называют «Саломеей». Искусствоведы были уверены, что Климт имел в виду именно Саломею, типичную роковую женщину, о которой в конце века вышли книги и полотна Гюстава Моро, Оскара Уайльда, Обри Бердслея, Франца фон Штука и Макса­ Клингера.

(0)

Друг Климта Альфред Басс записал в своем дневнике: «Когда я увидел "Саломею" Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его "Поцелуй" – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к "Юдифи" – осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью».

В 1903 году Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на официальный портрет жены. В следующие четыре года художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель», на которой модели было 26 лет. Идею картины художник придумал сразу, а сто набросков понадобилось, чтобы точно определить положение рук и головы. Этот портрет, часто называемый «Австрийской Моной Лизой», считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского «югендстиля» в целом. Все особенности, отличающие «золотой период» Климта, здесь налицо: сочетание реализма в изображении лица и рук с абстрактными декорациями, плавное перетекание одного в другое, экзотическая символика, заполняющая одеяние героини и окружающий фон, как писали искусствоведы, «неуловимо пряная атмосфера». Говорят, что свои портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами. Возможно, и так, но то, что пуританская публика называла «испорчен
ностью», буквально сочится с этого полотна. Но при этом художник точно изобразил молодую женщину, уставшую от собственной респектабельности, от богатой жизни, превратившейся в золотую клетку, и желающую вырваться на свободу. Натуралистично были изображены только лицо, плечи и руки. Интерьер вместе с развевающимся платьем и мебель лишь обозначены и, переходя в орнамент, становятся абстрактными, что отвечало колористической гамме и формам, которые использовал Климт на рубеже веков.

Портрет Адели Блох-Бауэр, как и картины о Юдифи, был создан под влиянием византийского искусства. В 1903 году во время поездки по Италии художника вдохновили богато украшенные золотом церковные мозаики в Равенне и Венеции, манеру и стиль которых он перенес в свои картины.

Климт восхищался не только средневековой религиозной живописью Италии, но и византийским, минойским, микенским и египетским искусством. Кроме того, в полотнах художника отражается влияние модного в то время в Европе японского искусства гравюры «укие-э» и живописи эпохи Эдо. Ощущается также и влияние французского импрессионизма, который был известен в Австрии благодаря Венскому Сецессиону.

Климт смело экспериментировал с различными техниками живописи для того, чтобы придать поверхности своих работ новый облик. В дополнение к масляной живописи он использовал технику рельефа и позолоту. Контраст между объемной пластичностью тонко выписанного и мягко окрашенного лица и двухмерной поверхностью орнамента – отличительная черта многих картин Климта. Очарование картин усиливает также «эффект фотомонтажа».

Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 году был выставлен в ателье художника в Вене, в этом же году он появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме. В 1910 году портрет экспонировался в зале Климта на IX международной выставке в Венеции. До 1918 года портрет не выставлялся и находился в распоряжении семьи Блох-Бауэр. С 1918 по 1921 годы – в австрийской Государственной галерее Бельведер.

Спустя пять лет, в 1912 году, Климт написал еще один портрет Адели.

Любящий муж Фердинанд Блох-Бауэр приобрел у художника не только оба портрета жены, но и «Портрет Амалии Цукеркандль», а также четыре пейзажа: «Березовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее III», «Яблоня I» и «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее».

Адель Блох-Бауэр умерла 24 января 1925 года, оставив завещание, в котором просила мужа после его смерти передать два ее портрета и четыре пейзажа кисти Густава Климта австрийской Государственной галерее. При оглашении завещания ее муж согласился выполнить волю покойной, но выполнил ее только частично. Австрийской галерее Бельведер он передал в 1936 году лишь один пейзаж Климта – «Замок Каммер на озере Аттерзее III». Но при этом «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1937 году участвовал в выставке австрийского искусства в Париже и Берне.

Когда после аншлюса 12/13 марта 1938 года Австрия стала частью третьего рейха, еврей Блох-Бауэр бежал сначала в Чехословакию, а потом в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии. В летней резиденции Блох-Бауэра после аннексии Чехословакии жил Райнхард Гейдрих. Фердинанд Блох-Бауэр умер 13 ноября 1945 года в Цюрихе. Перед смертью он отменил в своем завещании предыдущую волю жены – подарить картины австрийским музеям.

Поскольку у Фердинанда и Адели детей не было, наследниками Фердинанд назначил детей своего брата – Марию Альтман, Луизу Гутманн и Роберта Бентли. Незадолго до своей смерти он нанял венского адвоката Ринеша для защиты интересов наследников.

Во время войны большая коллекция предметов искусства Блох-Бауэров, включая и пять картин Климта, была конфискована фашистской Германией и передана Австрийской галерее. В 1946 году Австрия объявила все правовые акты, созданные нацистами, недействительными. Однако при возвращении хозяевам конфискованных нацистами художественных ценностей Австрия применяла к собственникам тактику добровольно-принудительной передачи ими музеям художественных шедевров в обмен на разрешение вывезти из страны основную часть их собраний. Так же произошло и с пятью картинами Климта: они остались в Австрийской галерее – в обмен на то, что наследники Блох-Бауэров получили возможность вывезти основную часть коллекции.

Казалось бы, в истории можно было поставить точку, но в 1998 году Австрия приняла Закон о реституции предметов искусства, который обязывал вернуть произведения искусства, разграбленные нацистами, и позволял любому гражданину запросить в музеях информацию о том, каким путем произведения искусства попали в их фонды.

Мария Альтман

(0)

В этом же году австрийский журналист, работая в архивах, обнаружил документы, в которых была сфальсифицирована передача картин Климта в Австрийскую галерею Бельведер. Если помните, Фердинанд Блох-Бауэр в 1936 году подарил галерее только один пейзаж. Последовала серия статей на эту тему, и единственная из живых наследников Блох-Бауэров, гражданка США Мария Альтман, узнав об этом, обратилась в суд. В феврале 2006 года знаменитая «Золотая Адель» и еще четыре картины Климта после судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» по решению международного суда стали личной собственностью 79-летней Марии Альтман, жившей с 1942 года в Лос-Анджелесе. При этом правительство Австрии заявляло о своем желании сохранить в стране работы Климта. Австрия предприняла беспрецедентные в истории государства меры по спасению национального достояния: велись переговоры с банками о займе на покупку картин, правительство страны обратилось к населению с просьбой о помощи, намереваясь выпустить «облигации Климта». Общест
венность объявила подписку по сбору средств, и пожертвования стали поступать не только от австрийцев. Однако цена в 150 млн. долларов, запрошенная Марией Альтман, в течение месяца взлетела до 245, а затем и до 300 млн. После такого «алчного поведения» наследницы Австрия отказалась от права преимущественной покупки картин, и пять картин Климта были перевезены в Лос-Анджелес.

У Марии Альтман был редкий шанс войти в историю Австрии, проявив благородство и оставив полотна Климта на его родине. Конечно, не безвозмездно, ведь первоначальная оценка в 150 млн. долларов рассматривалась в Австрии как справедливая компенсация. Однако последующий взлет цены в два раза и неуступчивость Альтман, конечно, не прибавили симпатии к этой пожилой женщине на родине художника.

Кроме того, фактически было нарушено завещание самой Адели Блох-Бауэр, которая пожелала передать картины Австрийской галерее. Парадоксально, но волю Адели как бы выполнил нацистский режим, передав галерее картины Климта. Надо отметить, что портреты Адели, несмотря на разгул антисемитизма в Австрии того времени, выставлялись в музее и во времена нацизма.

В начале февраля 2006 года более четырех тысяч австрийцев и гостей Вены пришли в галерею Бельведер, чтобы последний раз увидеть пять картин Климта, которые перешли в частные руки. «Золотая Адель» была визитной карточкой венской галереи Бельведер, она долгие годы была помещена на обложки каталогов и альбомов о музее.

14 февраля 2006 года картины улетели за океан, а уже 19 июня в газетах появилось сообщение о том, что «Портрет Адели Блох-Бауэр I» приобрел за 135 млн. долларов Рональд Лаудер и поместил его в своей Новой галерее в Нью-Йорке. Теперь «Золотой Аделью» могут любоваться жители и гости Нью-Йорка, а всем прочим остается видеть знаменитую картину Климта на сувенирной продукции.

И последнее: 7 февраля 2011 года Марии Альтман не стало, но ее наследникам, даже при их большом желании, не подарить картины Климта австрийской галерее Бельведер, поскольку все они уже распроданы частным лицам.


Close