Смех сквозь слёзы... Что присутствует в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Конечно, это юмор, за которым прячется суть этой комедии. В небольшом городке отражается вся Россия, в которой творятся такие беспорядки, как казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Все эти пороки мы наблюдаем по ходу комедии. В городе высшим руководителем является городничий. Он-то и виноват в большинстве совершенных ошибок, вызывавших у зрителей «смех сквозь слёзы…». После объявления о приезде ревизора городничий сразу отдаёт распоряжения своим подчиненным о принятии спешных мер в больнице, суде, школах.

Забавно слушать при этом глубокомысленное мнение самого "просвещенного и вольнодумного" человека в городе, Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическими причинами, тем, что Россия хочет вести войну. Эта сцена даёт представление о положении дел в городе. Везде беспорядок и грязь. В суде сторож развёл гусей, конечно, это не допустимо в таком заведении, но это не значит, что судья может просто так пустить их на обед, не спросив сторожа. В этом мы видим одно из перечисленных пороков – произвол.

Вспомним, с какой готовностью воспринимает почтмейстер просьбу городничего "немножко распечатать и прочитать" каждое прибывающее в почтовую контору письмо. Много интересных и забавных моментов связано с Хлестаковым. Этот молодой человек по сути ничего собой не представляет, но поражает то, как он вдохновенно и артистично лжёт, а чиновники верят каждому его слову и не замечают прорех в этом вранье. Но лжёт не только Хлестаков, но и все герои комедии, пытаясь произвести впечатление на ревизора. Городничий утверждает, что к отвращению относится к карточным играм, по его мнению, уж лучше время потратить «на пользу государственную».

А поступает совершнно иначе. После мы наблюдаем ещё один порок – взяточничество. Все чиновники дают взятки ревизору, а Хлестаков охотно их принимает, с каждым разом запрашивая всё больше «денег нет у вас, взаймы рублей тысячу?». Жена и дочка городничего активно готовятся к приезду «столичной штучки», по его приезду они флиртуют с ним, а Хлестаков, не зная кого выбрать, мечется то к одной даме, то к другой. Уезжая, он обещает жениться на Марье Антоновне, и, конечно же, все поверили. А городничий и его жена уже вовсю фантазируют о жизни в Питере и о назначении городничего на должность генерала. Одним из пороков комедии помогает узнать правду о Хлестакове и ревизоре «Вижу письмо, а адрес на Почтамтскую улицу от ревизора. Я взял да и распечатал».

Хлестаков открывает всю правду о чиновников в этом письме. Но вместо того, чтобы понять и исправиться, чиновники злятся на него и горюют о своих деньгах. В конце приезжает настоящий ревизор, и можно сказать, что судьба всех справедливо рассудила.


Автор бессмертного «Ревизора» отмечал, что только смех являет собой положительного героя. Николай Васильевич Гоголь при работе над произведением ставил задачу «собрать в одну кучу все дурное в России» и высмеять царящие нравы.

Описанная Гоголем история - типична для его современности. Обличая пороки уездного чиновничества, автор саркастически показал эту печальную картину, поэтому смех в его произведении звучит «через слезы».

Образы действующих лиц представлены довольно детально и даже через «говорящие» фамилии. При этом у читателя есть возможность дополнять представление о них через комические ситуации, в которые автор постоянно ставит персонажей.

К примеру, ничтожный столичный чинуша Хлестаков хвастает перед супругой городничего знакомством с Пушкиным: он якобы с ним «на дружеской ноге» и сам является автором целого ряда общеизвестных произведений. Глупый мнимый ревизор не осознает, что несет полную чушь, но подавленные страхом окружающие даже и не мыслят ставить под сомнения невероятные истории Хлестакова.

Иной персонаж – судья Ляпкин-Тяпкин «берет взятки борзыми щенками», это он считает естественным, но абсолютно ничего не смыслит в судебных делах по причине недостатка образования. Опекающий богоугодные заведения Земляника тоже отличается оригинальностью. Для него пациент «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». В больницах царит беспорядок, но больные якобы «как мухи выздоравливают». При этом в голову сразу приходит иной созвучный фразеологизм. А полицейские в городе NN право следить за порядком толкуют как вседозволенность. Они сами склонны к совершению бесчинств, что подтверждает Держиморда, говоря о том, что «фонари под глазами» они ставят и правым, и виноватым.

Таким образом, гротескное изображение властей определенного уездного городка вызывает естественный хохот. Но смех в комедии присутствует не ради забавы, ему автор отвел более важное значение – осмеяние реализма. Это доступный способ разоблачения развращенных нравов верхушки общества и преступной действительности, царящей на всей территории России

Обновлено: 2017-01-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

"В комедии я решил собрать все дурное в росии и посмеяться над всеми сразу", - писал Н.В. Гоголь - автор пьесы "Ревизор". Действительно, в сюжете этой комедии отражена вся Россия начала 19 века.

С самых первых слов героев описывается весь хаус жизни городов: беззаконие, грязь, вранье. Каждое явление открывает нам атмосферу тех времен.

Н.В. Гоголь взял за основу уездный городок, от куда "хоть 3 года скачи ни до олного государства не доскочишь". Городом управляет городничий - человек приклонного возраста, неглупый по-соему. Имея высокий чин, он закрывает глаза на происходящее в городе. В его "свиту" входят: попечитель богоугодных заведений, судья, смотритель училищ и прочие чиновники высшего класса. Каждый видит разруху, но думает прежде о своем достатке. Гуси с гусятами под ногами, белье на каждом шагу, охотничий арапник в судебном здании, куда люди идут, искренне надеясь на помощь; грязные больные, вскармливаемые капустой в больницах - все это оставалось бы без изменений, если б не один каверзный момент - приезжает ревизор! В голосах присутствующих можно различить растерянность, дрожь, но режде всего страх за свои удобства и роскошь. Чтобы оставить все, как прежде, они готовы на все, лишь бы уголить гость из Петербурга. Сами не зная того, чиновники, городничий, его жена и дочь впутываеются в клубок тесно связанных ситуаций, основанных на вранье. Обычный приезжий из северной столицы становится обладателем высокого чина. Как говорится: "У страха глаза велики", и поэтому каждое слово, каждый жест лжеревизора все более заостряют их фантазию.

Ничто не понимавший Хлестаков был заметно удивлен столь пристальным вниманием. Сам он - человек со слабой волей, который не прочь поиграть в карты на последние деньги или пофлиртовать с барышнями. Быстро сорентировавшись в сложившейся ситуации, он ловко использует ее в своих интересах и ничем не отличается от городничего и его приблеженных, ведь он наконец получил возможность пустить пыль в глаза. Зная несколько крылатых выражений, Хлестаков умело доказал свою столичную персону речами, но все же топчется на одном месте порой в самых элементарных предложениях. Все больше впутываясь в колесо событий, Хлестаков отчаянно верит в свою ложь. Смешно видеть, как нелепо выходит он из ситуаций, полученных в результате своей лживых рассказов. Балы, обеды из Парижа, свои сочинения в известных журналах - пределы мечтаний любого 25летнего парня того времени, а здесь, где ему верят, где и он сам себе верит можно еще более преукрасить свою натуру.

Немаловажным моментом является беспорядки в городе, взятничество. Каждый чиновник в начале оправдывает свой грешок, считая, что борзые щенки - это мягко говоря подарок за указанную услугу. Горничий ходит в стахе по поводу высеченной им унтер-офецерскую жены(что категорически запрещенно) и за купцов, которые могут донести о несправедливости его службы. Все неполадки в городе он хочет закрыть ремонтом некоторых улиц. Хлестаков, представленный как умелый актер, в открытую берет деньги в долг с каждого пришедшего. Его не волнуют городские проблемы, вызванные несправедливой властью, коррупцией, ведь он уедет от сюда через пару дней навсегда, не обернувшись на ужасную картину в городе.

Все проиграли в этой борьбе за сладкую жизнь. Ее невозможно построить на чужой беде, ведь все люди планеты связаны тонкими нитями жизненных путей. Изучая историю России, в сердце ликует нож от нечеловечности в стране. С каждым новым поколением феодолизм и деспотизм тянули наших соотечественников во мрак, делая из россиян дикарей, боровшихся за теплое место под солнец. Городничий, обращаясь к зрителям, говорит:"Что смеетесь? Над собой смеетесь!" Да, смех, но сквозь горькие слезы отчаяния. Россия, давшая миру стольких поистину великих людей, много столетий жила в темноте. Но эта наша Родина, и теперь наш черед не допустить этих беспорялков, жить в согласии и в мире.

Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья…
Н. А. Некрасов

Одной из главных особенностей творчества Н. В. Гоголя является юмор. Луначарский назвал Гоголя «царем русского смеха». Отвергая «беспутный» смех, рождающийся «от бездельной пустоты праздного времени», Гоголь признавал лишь смех, «родившийся от любви к человеку». Смех — великое орудие воспитания человека. Гоголь поэтому считал, что смеяться должно не над «кривым носом человека», а над его «кривою душою».

Смех в поэме «Мертвые души» — беспощадное орудие зла. Такой смех, обладавший огромным нравственным потенциалом, «восторженным». Сам Гоголь, оценивавший главную черту своего таланта, видел ее в способности «озирать всю громаднонесущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Белинский писал, что комизм Гоголя является следствием «грустного взгляда на жизнь, что в его смехе много горечи и горести». Вот почему произведения Гоголя — это «сначала смешно, потом грустно».

В «Мертвых душах» смешное по своему характеру трагично, то есть как в жизни: серьезное слилось со смешным, трагическое с комическим, ничтожное с пошлым, великое и прекрасное с обыденным. Это переплетение отразилось в определении Гоголем жанра произведения и его названия: с одной стороны, это поэма, то есть возвышенное восприятие и изображение жизни, с другой стороны — название произведения на уровне фарса, пародии. Все персонажи даются в двух измерениях: сначала мы видим их такими, какими они кажутся самим себе, а потом мы их же видим такими, какими видит их писатель. Характеристика каждого персонажа обязательно дается через определенный круг вещей: Манилов неотделим от беседки с голубыми колоннами и надписью «Храм уединенного размышления»; Коробочка обязательно в окружении множества маленьких пестрядевых мешочков с монетами; Ноздрев с постоянно сбивающейся с одной музыки на другую шарманкой, которую невозможно остановить; , напоминающий средней величины медведя в окружении громоздкой мебели, имеющей странное сходство с ним; Чичиков, обладатель тысячи крестьян, в рваном халате и странном колпаке на голове. Поэма начинается с характеристики брички, в которой приехал Чичиков, и читателю уже кое-что становится известно об этом герое. Гоголь придавал большое значение всем этим мелочам быта, считая, что в них отражается характер человека.

Все характеристики персонажей сопровождаются авторским комментарием, заставляет читателя иронично улыбнуться. Так, Манилов при разговоре о мертвых душах делает такое выражение, «какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра да и то в минуту самого головоломного дела». У Коробочки в споре с Чичиковым, говорит Гоголь, неожиданно появляется «поворот мыслей»: вдруг они (мертвые души) «в хозяйстве-то какнибудь под случай понадобятся». А Собакевич, когда понял, о чем идет речь, спросил Чичикова «очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе».

Главы, характеризующие героев, как правило, заканчиваются развернутым авторским комментарием, который снимает серьезность и вносит сатирическую струю. Так, размышляя о характере Ноздрева, которого за жульничество и вранье уже не раз «тузили», однако после этого все с ним встречались «как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего». Такое странное дело, заканчивает Гоголь, «может только на одной Руси случаться». О Собакевиче он замечает как-то вскользь: «Казалось, в этом теле совсем не было души или она у него была, но вовсе не там, где следует». Характеристику Плюшкина Гоголь заканчивает разговором с воображаемым требовательным и недоверчивым читателем: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду?» И автор горестно отвечает: «Все похоже на правду, все может статься с человеком». Характеристики чиновников и дам города NN более обобщенные. Объектом сатиры здесь становились как бы не личности, а социальные пороки общества. Мы видим просто губернатора, который любит выпивать; прокурора, который постоянно моргает; дам — просто приятных и дам — приятных во всех отношениях. Больше всех от Гоголя-сатирика достается прокурору, который, узнав о назначении нового губернатора, пришел домой и отдал богу душу. Гоголь иронизирует: теперь только и спохватились, что у прокурора была душа, «хотя он по скромности своей никогда ее не показывал».

Помещичий и чиновничий мир населен мерзавцами, пошляками, бездельниками, которых Гоголь выставил на всеобщее осмеяние. Гоголевский «смех сквозь слезы» расширил границы юмора. Смех Гоголя возбуждал отвращение к пороку, он обнажал всю неприглядность полицейско-бюрократического режима, подрывал уважение к нему, наглядно раскрывая его гнилость, несостоятельность, и воспитывал презрение к этому режиму.

Простой человек переставал с почтительной опаской смотреть на сильных мира сего. Смеясь над ними, он начинал сознавать свое моральное превосходство. Некрасов через несколько дней после смерти Гоголя посвятил ему стихотворение, которое очень точно определяет личность Гоголя как писателя:

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой…

Как в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»?

Положительный идеал Н.В. Гоголя в комедии «Ревизор» звучит во всем пафосе повествования, в структуре и стиле ко­медии, в авторском отношении к описываемому. И сам автор писал: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благород­ное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это че­стное, благородное лицо был - смех».

Гоголь задумывал «общественную» комедию в духе Арис­тофана, где мы видим сочетание грубого комизма и полити­ческой сатиры. Одновременно писатель стремился создать на­циональную по духу комедию, передающую всю абсурдность реальной русской жизни. «Я хотел собрать в одну кучу все дур­ное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», - пи­сал Гоголь.

Исследователи и критики отмечали оригинальность этого произведения - в нем отсутствовал любовный элемент, не было положительных героев. Но в пьесе этой видели острую социальную и моральную сатиру. И от этого она только выиг­рала. Какие же приемы использует писатель?

Один из них - использование алогизмов, основанных «на внешне абсурдных умозаключениях». И мы видим это уже в самой завязке. Бобчинский и Добчинский явились к Город­ничему со своим сообщением о том, что в гостинице уже две недели живет молодой человек, денег не платит, заглядывает в тарелки к посетителям, и подорожная прописана ему в Сара­тов. Из всех этих фактов чиновники и Городничий делают вывод, что перед ними - ревизор. Здесь как раз мы видим использование такого алогизма.

Сатира Гоголя проявляется и в его обрисовке образов го­родских чиновников. И здесь, действительно, воплощен ав­торский смех «сквозь слезы». В городе царят беспорядки, кру­гом - воровство и произвол. Городничий берет взятки с куп­цов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназна­ченные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На ули­цах города - «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту долж­ность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, не­высокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебре­жительное отношение к народу - эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Для создания этих образов писатель использует различ­ные художественные средства: авторские ремарки, письма (в письме Чмыхова очерчены некоторые личностные качества Городничего, в письме Хлестакова Тряпичкину дана уничи­жительная характеристика всех чиновников), комические ситуации (Антон Антонович вместо шляпы надевает бумаж­ный футляр). Речь героев индивидуализирована. Так, Город­ничий часто употребляет канцеляризмы, просторечия, бран­ные слова, идиоматические выражения. Язык Сквозник-Дму­хановского по-своему яркий, образный, в речи звучат порой иронические интонации («до сих пор… подбирались к другим городам», «добрался до Александра Македонского», «задам перцу», «какие пули отливает!»).

Исследователи отмечали, что внутренняя пружина, скреп­ляющая и развивающая отношения героев, - это желание ге­роев (Хлестакова и Городничего) стать выше. Сквозник-Дму­хановский прямо говорит зрителям о своей мечте, Хлестаков тоже хочет, по словам Гоголя, «сыграть роль чином выше сво­его собственного». И это единство Хлестакова и Городничего создает трагикомический гротеск пьесы, делает возможной исключительную ситуацию присутствия в городе лжеревизора. Показательна в этом плане сцена вранья Хлестакова. Мно­гие критики считают ее кульминационной, так как герой фак­тически подтвердил, что он - важный чиновник. Однако автор разоблачает своего персонажа одной маленькой ремаркой. За­метив то, что его «завтра же произведут в фельдмаршалы», Хле­стаков поскользнулся и «чуть-чуть не шлепнулся на пол». Так нам открывается авторская позиция: Н.В. Гоголь смеется над тем, что пустышку приняли за значительного человека.

Таким образом, авторская позиция проявляется в том, что в пьесе нет положительных героев. В комедии часто звучит смех, но критический, сатирический, обличительный пафос комедии - это грустный взгляд автора на российскую дей­ствительность, это смех «сквозь слезы».

Здесь искали:

  • сатирический пафос комедии ревизор
  • сочинение грусть сквозь смех в комедии гоголя ревизор
  • почему смех в ревезоре Гоголя звучит сквозь слезы?

Close