Почему не образуется подобный ряд для образа маргариты. Тест по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в чем проявляется своеобразие композиции романа? План изучения темы на лекционных занятиях
Тест по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1.В чем проявляется своеобразие композиции романа?
А) кольцевая композиция
Б) хронологический порядок развития событий
В) параллельное развитие трех сюжетных линий
Г) параллельное развитие двух сюжетных линий
2.Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
А) соответствие библейскому сюжету
В) авор подчеркивает внутренню свободу героя
3.«Я, Иешуа,г говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?
А) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новы Храм
Б) речь идет не о вере, а об истине
4.Почему для Иешуа один из самых страшных грехов – трусость?
А) трусость ведет к предательству
Б) трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла
В) трусость – малодушие, недостаток душевной силы
5.Как разрешен в романе образ Левия Матвея?
А) ученик Иешуа, принявший его идеи и следующий им
Б) он верит фанатично, не понял основной идеи учителя
В) Левий не может принять страдания достойно, он отрекается от Бога
6.В чем состоит специфика системы образов романе «Мастер и Маргарита»?
а) в основу положен принцип двойничества
б) персонажи объединены общей идеей произведения
в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира
) система образов построена по принципу антитезы
7.Какой из «миров» романа наиболее населен?
А)библейский б) потусторонний в) московский
8.Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки?
А) Азазелло
Б) Коровьев
В) Варенуха
Г) Бездомный
9.В ходе встречи Бегемота и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое.
А) историческое
Б) теологическое
В) объяснение устройства вселенной
Г) «от противного»
10.Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия.
А) обед Н.И.Босого 1) «водка, аккуратно нарезанная селедочка, густо
посыпанная лучком»
б) закуски Бегемота 2) «спирт, соленый и перченый ананас, икра»
в) завтрак Степы Лиходеева 3) «Водка в пузатом графине, паюсная икра в вазочке,
белые маринованные грибы, кастрюлька с сосиками»
Представленный тест можно использовать на заключительном уроке по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». I
УрокРайона Белгородской области Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита » для 11 класса... Роман впервые появился в журнале 1. «Москва» 2. «Вехи» 3. «Северная звезда» 3. В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита »? ...
Курс литературы в 11 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров
Документ... романа . Роман «Мастер и Маргарита » (для изучения предлагается один из романов – по выбору). История создания и публикации романа . Своеобразие жанра и композиции романа ... поэта? 3. В чем проявляется индивидуальность звучания патриотической лирики...
М. А. Булгаков-сатирик. «Собачье сердце». Роман «Мастер и Маргарита» мастер и музыка. Перечитывая М. А. Булгакова (отрывки)
ДокументХудожественное своеобразие романа «Поднятая целина... ярко проявляется жизненное... Композиция сюжета «Собачьего сердца» М. А. Булгакова . 4. Любовь и ненависть в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита ». 5. Мироздание по Гете и мироздание по Булгакову ...
Пятый урок
Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».
Задание: прочитайте материалы урока, ответьте на вопросы; выполните тестовые задания на листочках, принесите на урок в понедельник, 14.02.2011; подготовьтесь к семинару
Цель урока: уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; проверить знание содержания романа.
Ход урока
I . Работа с текстом романа.
Прощение Пилату приходит от Мастера, это он отпускает его на свободу. Роман не выдуман Мастером, а угадан («О, как я угадал! О, как я все угадал!»). Чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в Историю.
Анализ эпизода главы 28.
Достоевский умер,- сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
Протестую! - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!
Оказывается, «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет». Только не каждый способен трезво оценить то, что он делает. Ивану Бездомному это удалось. Он соглашается с тем, что он «человек невежественный» (глава 13) и обещает «не писать больше» стихов. Он расстается со своей как будто кем-то навязанной профессией с чувством освобождения, облегчения. Бездарный же Рюхин (глава 6), осознавший ничтожность своего таланта, не способен измениться. Он продолжает завидовать Пушкину. «Повезло, повезло!» - ядовито заключает Рюхин и понимает, «что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть».
- В чем еще вы видите связь между Рюхиным и Бездомным?
Мастер является к Ивану не извне, а из его собственных видений и снов. 13 глава - пространство сна Ивана, его видения.
- Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?
- Есть ли двойники у других героев романа?
- Есть в романе и предметы-двойники. Найдем их.
- Есть ли двойник у Маргариты?
II . Тема творчества и любви в романе.
Читатель подводится ко второй части призывом рассказчика: «За мной, читатель!». Этим же призывом открывается вторая часть романа: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Кстати, глава 19 называется «Маргарита», она и есть главная героиня второй части.
Как связаны темы любви и творчества?
Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это и история романа о Пилате и история любви. Маргарита - земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.
История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года. Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер еще в одиночестве поселился в подвальчике и принялся «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем наступает весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», - Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и... деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступлением осени в природе наступила осень и для героев. «В половине октября» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату» и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча Мастера и Маргариты происходит в мае, после бала весеннего полнолуния.
Любовь - второй путь в сверхреальность, так же, как творчество, ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Находим сцену бала у Воланда (глава 23), сцену прощения Фриды (глава 24).
Образ мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину, прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства , от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, не принял подвига.
Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера. Он обретает покой. Ведь с Маргаритой связан и любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.
III . Проверка знаний учащихся.
Тест:
1. В чем проявляется своеобразие композиции романа?
а) кольцевая композиция
б) хронологический порядок развития событий
в) параллельное развитие трех сюжетных линий
г) параллельное развитие двух сюжетных линий
2. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
3. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?
а) Иешуа - новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм
б) речь идет не о вере, а об Истине
4. Почему для Иешуа один из самых страшных грехов - тру сость?
а) трусость ведет к предательству
б) трусость - сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла
в) трусость - малодушие, недостаток душевной силы
5. Как решен в романе образ Левин Матвея?
а) ученик Иешуа, принявший его идеи и следующий им
б) Левий Матвей верит фанатично, не понял основной идеи учителя
в) Левий не может принять страдания достойно, он отрекается от Бога
6. В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»?
а) в основу положены принципы двойничества
б) персонажи объединены общей идеей произведения
в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира
г) система образов построена по принципу антитезы
7. Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажи, проникающие в оба эти реальные миры).
Гелла; Азазелло; Воланд; барон Майгель; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита; Алоизий Могарыч; Тузбубен; профессор Стравинcкий; Банта; Иван Бездомный; Александр Рюхин; Иуда; Арчибальд Арчибальдович; Наташа; Низа; Марк Крысобой; Пилат. а)
а) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором
б) красота и ее служба силам тьмы
в) герои выполняют функцию палачей
г) предатели, несущие справедливое наказание
д) образ ученика-последователя
е) верный друг, безотказный помощник
8. Почему не образуется подобный ряд для образа Маргариты?
а) в романе нет традиционного любовного треугольника
б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей
в) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире
9. Какой из «миров» романа наиболее населен?
а) библейский б) потусторонний в) московский
10. Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»?
а) Азазелло в) Варенуха
б) Коровьев г) Бездомный
11. В ходе встречи Бегемота и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое.
а) историческое в) объяснение устройства вселенной
б) теологическое г) «от противного»
12. Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия.
IV .Домашнее задание.
Подготовиться к семинару - 14.02.2011 - «На свете счастья нет, но есть покой и воля» () по вопросам учебника:
Первая тема для обсуждения - «Финал: лучше наилучшего».
1.Почему Мастер, по словам Воланда, не заслужил света, а только покой?
2.Просьбу Иешуа устроить судьбу Мастера Левий Матвей передает «духу зла» почти приказным и неприязненным тоном, а взять вместе с Мастером Маргариту он умоляет. Почему?
3.Почему все-таки Воланд, а не Иешуа устраивает судьбу Мастера?
4.Проследите хронологию романа: какими христианскими и нехристианскими датами она отмечена?
«О чем роман?» - вторая тема для диспута или свободной дискуссии. Ищите аргументы! Только не торопитесь с решением. «Правильные» ответы по литературе бывают только на тестировании. Ведь не бывает правильной или неправильной литературы - бывает плохая и хорошая.
Вопрос: «О чем роман?» - измеряет глубину понимания. Познакомьтесь с несколькими ответами на этот вопрос.
1.«Роман «Мастер и Маргарита» написан о правде, неправде и их соотношении во времени («ершалаимском» и «московском») и в вечности... Согласно концепции «Мастера и Маргариты», доброта и милосердие - следствие честности, а не наоборот» (О. Лекманов).
2.«Основой романа является проблема взаимоотношения двух извечных начал - человеческих или надчеловеческих - Добра и Зла. С утверждения природной доброты человека начинается роман и ведет героев через зло и страдание к милосердию. Милосердие и сострадание - единственная награда, которую может заслужить человек. Роман Булгакова о двух полюсах человеческой природы - светлом и темном, которым не сойтись никогда и никогда не разойтись» (А. Киселев).
3.«Все-таки нечто иное составляет основу «Мастера и Маргариты». Я бы сказал, что это противостояние свободы личности и несвободы. Разве не этим пронизан весь роман? И зло, в разных его ипостасях, идет, как правило, от несвободы, а добро рождается свободой» (В. Боборыкин).
Размышления можно продолжить. Может быть, это роман о неизбежности зла и иллюзорности добра? А может быть, это роман о предательстве и верности? А может быть, это роман о любви?..
Зачёт №1 по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».1. В чем проявляется своеобразие композиции романа?
А) кольцевая композиция
Б) хронологический порядок развития событий
В) параллельное развитие трех сюжетных линий
Г) параллельное развитие двух сюжетных линий
2. В чем состоит специфика системы образов этого романа?
А) в основу положены принципы двойничества
Б) персонажи объединены общей идеей произведения
В) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира
Г) система образов построена по принципу антитезы
3. « Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?
А) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм
Б) речь идет не о вере, а об Истине
А) соответствие библейскому сюжету
Г) автор стремится показать Иешуа бедняком
5.Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажи, проникающие в оба эти реальные миры)
Гелла; Азазелло; Воланд; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита;
Профессор Стравинский; Иван Бездомный; Иуда; Марк Крысобой; Пилат.
А) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором
Б) красота и её служба силам тьмы
В) герои выполняют функцию палачей
Г) предатели, несущие справедливое наказание
Д) образ ученика-последователя
Е) верный друг, безотказный помощник
6. Почему не образуется подобный ряд для Маргариты?
А) в романе нет традиционного любовного треугольника
Б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей
В) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире
7. Чей это портрет: « Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»?
А) Азазелло
Б) Коровьев
В) Варенуха
Г) Бездомный
8. «Справедливость в понимании Булгакова не сводится к наказанию, расплате и воздаянию. Справедливостью распоряжаются два ведомства, функции которых строго разделены: ведомство возмездия и ведомство милосердия. В этой неожиданной метафоре заложена важная мысль: зря отмщение, правая сила не способна упиваться жестокостью, бесконечно наслаждаться мстительным чувством торжества. Милосердие – другое лицо справедливости».(В.Я. Лакшин)
1) Объясните значение слов «зря» (от «зреть» - «видеть»), «правая сила» (праведная сила).
2) Прокомментируйте это высказывание. С вашей точки зрения, что такое справедливость?
9. Роман Булгакова – это «сатирическая летопись той городской жизни
20-30-х годов, которая была доступна художественному взору писателя…» (П.А. Николаев)
1) Какой предстала перед нами городская жизнь того времени?
2) Какие сатирические приемы использовал автор при написании этой летописи?
10. Кто предал Иешуа?
А) Левий Матвей
Г) Крысобой
11. Что держала в руках Маргарита при первой встрече с Мастером?
А) желтые тюльпаны
Б) красные розы
В) белые ландыши
Г) желтую мимозу
12. В чьей квартире Маргарита устраивает погром, превратившись в ведьму?
А) Лиходеева
Б) Латунского
В) Берлиоза
Г) Воланда
13. Что говорит Воланд после представления в варьете?
А) что люди изменились к лучшему
Б) что Москва совсем на преобразилась, в ней нет новых домов
В) что город изменился, но люди остались теми же
Г) что люди стали намного хуже
14. Кто превратил Варенуху в вампира?
А) Маргарита
Б) Азазелло
Г) Коровьев
15. В каком учреждении до попадания в больницу работал мастер?
А) в музее
Б) в больнице
В) в театре
Г) в варьете
16. Какой предмет мучил Фриду, одну из участниц бала у Сатаны?
А) разбитое зеркало
Б) синий платок
В) потерянное ожерелье
Г) расстегнувшийся браслет
17. Кого прощает в конце романа Мастер, говоря: «Свободен! Теперь ты свободен!»?
А) Левия Матвея
Б) Воланда
В) Ивана Бездомного
Г)Пилата
18. Как зовут поэта Ивана Бездомного в конце романа?
А) Иван Сергеев
Б) Иван Понырев
В) Иван Лаврентьв
Г) Степан Лиходеев
19. Когда происходит действие романа (в обоих мирах)?
20. Какие два города упоминаются в романе?
21. О ком Мастер писал свой роман?
22.Кому после ухода Воланда каждый год в одно и то же время снится один и тот же сон?
1.В чем проявляется своеобразная композиция романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?
А) кольцевая композиция Б) хронологический порядок развития событий
В) роман в романе Г) параллельное развитие нескольких сюжетных линий
2. В чем состоит специфика образной системы романа Булгакова?
А) построена по принципу двойничества Б) построена по принципу антитезы
В) герои представляют два мира: Добра и Зла Г) герои образуют своеобразные триады
3. Жанровое своеобразие романа многие литературоведы определяют как
«роман-миф», потому что …..
А) он базируется на механизме лейтмотивов и ассоциаций
В) многие главы связаны с библейскими образами и сюжетами
4. Многие герои романа соотнесены друг с другом, не имеет соответствий в
Образной системе романа только Маргарита. Почему?
А) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире
Б) Маргарита уникальна, так как несет авторскую идею вечной, преданной любви
В) в романе нет традиционного любовного треугольника
Г) потому что героиня связана с нечистой силой
5. Сатира Булгакова в романе направлена против…
А) советской власти Б) религиозных деятелей В) москвичей 20-30 годов
Г) Воланда и его свиты
А) в Варьете Б) гибель Берлиоза В) заседание МАССОЛИТА Г) бал Сатаны
Д) погром, учиненный Маргаритой, в квартире литературного критика
7. Имя Воланда заимствовано Булгаковым из…
А) Гёте «Фауст» Б) Гоголь «Мертвые души» В) Грибоедов «Горе от ума»
8. Главный герой романа Мастер безымянен и прозвище, данное ему
А) показать типичность этого образа
Б) указать на прямую взаимосвязь героя с автором
В) подчеркнуть слабость героя, его неидеальность
9. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
А) это соответствует библейскому сюжету
В) чтобы противопоставить библейскому образу
Г) чтобы подчеркнуть бедность героя
10. Иешуа говорил, что «рухнет храм старой веры и создастся храм Истины».
В чем смысл этого изречения?
А) Иешуа – новый царь Иудейский – воздвигнет новый Храм
Б) речь идет не о вере, а об Истине
В) таков смысл библейской притчи, пересказанной автором
Ключ проверки теста
по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году
В соответствии с «Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (Письмо Минобразования РФ от 04.02.03 № 03-51-17ин/13-03) письменный экзамен выпускников ХI(ХII) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2003/04 учебном году будет проводиться в форме сочинения или изложения с творческим заданием. Проведение письменного экзамена по русскому языку и литературе будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Экзаменационные материалы основываются необязательных минимумах содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99).
При подготовке экзаменационных материалов будут учтены замечания и предложения, высказанные в письмах из органов управления образованием 52 субъектов Российской Федерации: количество тем, сформулированных по произведениям, которые изучаются обзорно, будет сокращено, сложные цитатные темы будут заменены более простыми, в каждом комплекте будут предусмотрены темы различного уровня сложности.
«Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году» будет опубликован в третьей декаде марта 2004 года, «Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году» во второй декаде мая 2004 года. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации электронной почтой и размещены на сайте Минобразования России в Интернете (www.informika.ru)
Темы сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году будут сгруппированы в 60 комплектов (по 5 тем в каждом комплекте).
Каждый комплект будет формироваться в соответствии со следующей структурой:
1. Анализ стихотворения поэта ХIХ-ХХ века или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы ХIХ-ХХ века (эпизоды указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор, произведение указаны).
3. Тема, связанная с т писателя ХIХ века (автор, произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя ХХ века (автор, произведение указаны).
5. Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан ХIХ или ХХ век; произведение русской литературы выбирает учащийся).
Образцы комплектов тем сочинений:
Комплект № 1
1. Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) Сцена дуэли Печорина с Грушницким (Анализ эпизода из главы «Княжна Мэри» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
2. «...Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, - подлинный черт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый).
3. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
б) Пейзаж в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».
4. Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
5. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В. Г. Белинский). (По произведению русской литературы ХХ века.)
Комплект № 2
1. Стихотворение А. А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А. А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли...» (восприятие, истолкование, оценка).
2. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
3. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
4. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».
5. «Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин). (По одному из произведений русской литературы ХХ в.)
Тесты
Тест по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
1. В чем проявляется своеобразие композиции романа?
а) кольцевая композиция
б) хронологический порядок развития событий
в) параллельное развитие трех сюжетных линий
г) параллельное развитие двух сюжетных линий
2. В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»?
а) в основу положены принципы двойничества
б) персонажи объединены общей идеей произведения
в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира
г) система образов построена по принципу антитезы
3. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?
а) Иешуа - новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм
б) речь идет не о вере, а об Истине
4. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?
а) соответствие библейскому сюжету
5. Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажи, проникающие в оба эти реальные миры).
Гелла; Азазелло; Воланд; барон Майгель; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита; Алоизий Могарыч; Тузбубен; профессор Стравинский; Банта; Иван Бездомный; Александр Рюхин; Иуда; Арчибальд Арчибальдович; Наташа; Низа; Марк Крысобой; Пилат.
а) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором
б) красота и ее служба силам тьмы
в) герои выполняют функцию палачей
г) предатели, несущие справедливое наказание
д) образ ученика-последователя
е) верный друг, безотказный помощник
6. Почему не образуется подобный ряд для образа Маргариты?
а) в романе нет традиционного любовного треугольника
б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей
в) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире
7. Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»?
а) Азазелло
б) Коровьев
в) Варенуха
г) Бездомный
8. В ходе встречи Бегемота и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое.
а) историческое
б) теологическое
в) объяснение устройства вселенной
г) «от противного»
9. Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия.
а) обед Н. И. Босого 1) «водка, аккуратно нарезанная
селедочка, густо посыпанная зе-
леным луком
б) закуски Бегемота 2) «спирт, соленый и перченый
ананас, икра»
в) завтрак Степана 3) «водка в пузатом графинчике,
Лиходеева паюсная икра в вазочке, белые
маринованные грибы, кас-
трюлька с сосисками, сваренны-
ми в томате»
10. «Справедливость в понимании Булгакова не сводится к наказанию, расплате и воздаянию. Справедливостью распоряжаются два ведомства, функции которых строго разделены: ведомство возмездия и ведомство милосердия. В этой неожиданной метафоре заложена важная мысль: зря отмщение, правая сила не способна упиваться жестокостью, бесконечно наслаждаться мстительным чувством торжества. Милосердие - другое лицо справедливости». (В. Я. Лакшин)
1) Объясните значение слов «зря» (от «зреть» - «видеть»), «правая сила» (праведная сила).
2) Прокомментируйте это высказывание? С вашей точки зрения, что такое справедливость?
11. Роман Булгакова - это «сатирическая летопись той городской жизни 20-30-х гг., которая была доступна художественному взору писателя...» (П. А. Николаев)
1) Какой предстала перед нами городская жизнь того времени?
2) Какие сатирические приемы использовал автор при написании этой летописи?
Тест по роману М. А. Булгакова «Белая Гвардия»
1. М. А. Булгаков в письме советскому правительству (28 марта 1930 года) определил свои литературные и политические принципы. Какой из пунктов наиболее точно раскрывает задачи писателя (возможно несколько ответов):
а) глубокий скептицизм в отношении революционного процесса.
б) изображение «страшных черт моего народа».
в) «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране
д) «стать бесстрастно над красными и белыми».
2. Что является лейтмотивом романа Булгакова «Белая гвардия»?
а) исторические события в Киеве в 1918-1919 годы.
б) сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны.
в) сохранение чести - стержня личного поведения героев романа.
3. «Почувствовав в себе созревшую силу, Булгаков ставит перед собой задачу выше себя... Эта задача - картина гражданской войны, которая, по его замыслу, должна быть не только написана в традициях «Войны и мира», но и по размаху ориентироваться на толстовскую эпопею». (В. Я. Лакшин)
4. «Вызывающая новизна романа состояла в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны..., он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных... людей, с очевидным сочувствием». (В. Я. Лакшин)