Мрачная фигура в черном балахоне, с косой и песочными часами - вот распространенное изображение Смерти. Но какие глубинные корни имеют эти символы? На самом деле я совсем был не в курсе, что "классическая" СМЕРТЬ ходит кроме косы еще и с часами. Но погуглив внимательней увидел, что это действительно так.


Итак, зачем СМЕРТИ коса? Что она ей косит? Человеческие жизни?

Когда эпидемия достигла местности, если первые пострадавшие не были быстро введены в карантин, результаты были разрушительными, потому что это бактериологическое заболевание распространилось как обычный грипп. Наименьший контакт с пациентом, даже в течение латентного периода, представлял собой риск заражения, который они не заставили долго предупреждать в средние века, даже если они не знали точной причины заболевания. Таким образом, сами родственники бросили своих пациентов, а мертвые толпились по улицам, и никто даже не осмеливался приблизиться.


Сейчас узнаем некоторые подробности...


Песочные часы Смерть получил от самого Хроноса, олицетворения Времени, от божества, почти такого же древнего, как первоначальный Хаос. Он появился сразу после появления мира и создал воду, огонь и воздух. Песочные часы - самый ясный и известный символ времени в течение многих веков, даже сейчас, когда такими часами практически никто не пользуется.

Дорога в рай… Она уже давно заросла травой

Помимо очевидных экономических и демографических последствий, также изменился способ понимания мира и общества. Виконт смерти Таро в библиотеке Пьерпонта Моргана. С одной стороны, как это часто бывает во время кризиса, экстремистские настроения усугублялись. Чума была результатом гневного Бога, справедливого наказания за грехи человечества, и поэтому единственным решением было покаяние и другие проявления слепой веры. Так, например, в Германии движение жгутиков получило большую силу, особенно среди скромных людей, чьи члены были взбиты кожаными ремнями, пока они не были пропитаны кровью.


Свою косу (иногда - серп) Мрачный Жнец получил от титана Кроноса. Тот был сыном бога Урана(он же Сатурн) и Геи, богини земли. Своих детей добрый папаша сжирал, зная, что будет убит от руки одного из них. Но последнего, младшенького Кроноса, Гея сумела спрятать и вырастить.


Она дала ему серп, которым Кронос, пардон, оскопил своего отца. Из капель крови, упавших при этом на землю, появились злобные фурии. Из крови и семени, смешавшихся с морской пеной, появилась прекрасная богиня Афродита. Во многих книгах по мифологии, кстати, эту составляющую будущей богини красоты и любви скромно замалчивают.

Конечно, это же так просто… - она уставилась на кузнеца немигающим взглядом, - я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей… Отдай мне мою косу, дурак!

Однако, с другой стороны, крайняя противоположность этой жажде смерти и фанатизма была также подчеркнута, и в некоторых местах, особенно на севере Италии, развилась интенсивная привязанность к жизни и ее небольшие удовольствия, такие как хорошее питание. игра или секс. Жизнь, хрупкая и краткая, стала ценным достоянием, которое должно эксплуатироваться в полной мере. В Декамероне Боккаччо объяснил это так.


Таким образом, серп Мрачного Жнеца первоначально резал не совсем, хм, человеческие жизни...


Сам же бог смерти, Танатос, благополучно забытый христианами, использовал вовсе не серп, а меч. Этот крылатый юноша перелетал от одного ложа умирающего к другому, срезая у них по пряди волос и забирая душу. Крылья и черный плащ от Танатоса достались Мрачному Жнецу.

Не было недостатка в тех, кто думал по-другому; они утверждали, что пить в изобилии, удовлетворяя все, что они хотели, петь, смеяться, воссоздавать и высмеивать все, что произошло вокруг них, было безопасным лекарством от такого серьезного зла; и, как они сказали, они исполняли его по своим возможностям день и ночь, переходя из одной в другую таверну, пили без мерчатости или меры и не делали другие дела, чем им нравилось, что они могли обойтись без чтобы беспокоиться, потому что каждый из них - и если он не должен продолжать жить, - его дела были оставлены как сам.


Вот поэтому теперь, закутавшись в плащ одного бога, с часами другого бога в одной руке и с оружием титана в другой, летает над землей на чужих крыльях Смерть и срезает жизни. И, в общем-то, какая разница тем, чью жизнь срезают, чем это делают?


Иногда упоминают, что коса - только для простых людей; когда же Смерть приходит за душой человека королевских кровей, в ее руке меч. Зачастую у нее с собой песочные часы, символизирующие истекающее время несчастной жертвы.

В дополнение к этим немедленным реакциям и короткой траектории кризис чумы укрепил новый способ понимания смерти, которая возникла после возрождения городов в раннем средневековье. Важной характеристикой этой тенденции было развитие обобщенной идеи о социальном уравнении, которое предполагало смерть. Другими словами, в обществе, которое все еще поддерживало сильное социальное расслоение, Смерть показала им, что они все дети Бога.

Сейчас узнаем некоторые подробности

Шахматы также были связаны со смертью. До эпидемии бедные и богатые умирали по-разному. В общем, самые скромные умерли от голода и нищеты; в то время как самые сильные пользовались гораздо более продолжительной продолжительностью жизни и, не допуская войны, были в безопасности от любой аварии. Однако, мора не делала различий. Хотя они могли укрыться в других свойствах, когда чума достигла местности, чума также вызвала хаос среди дворян, как это было в духовенстве, и это вызвало любопытное «выравнивание» в смерти, Литература и живопись в течение длительного времени.


По другой версии все эти аттрибуты, появились у Смерти от древнеримского бога времени Сатурна. Он изображался жнецом с серпом или косой в одной руке и с пучком пшеницы в другой. Отсюда и имя Смерти в западной культуре - Grim Reaper - зловещий жнец.


У кого есть еще какие версии?


Есть много красивых притч о смерти. Вот одна их них автора

И здесь мы находим первое объяснение любопытного факта, что Смерть убивает жизнь королей и императоров в колониях Ренессанса. Какими бы мощными они ни были, они не могут не попасть в побежденную смертью. Было также сильное недоверие к светским духовенству и институтам перед лицом обобщенного отказа от населения. Напротив, регулярное духовенство, особенно францисканцы, заслужило заслуженное признание среди самых скромных людей, учитывая, что монахи из нищенствующих приказов были единственными, кто хотел пойти в дом больных, чтобы слушать их признания. чтобы дать экстремальное отношение и единственные, кто готов заплатить высокую цену за смерть, что это предполагало.



А стучаться не пробовали? - грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента.


Стучаться? Хм… Не пробовала, - ответил голос.


Василий схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся, прокручивая в голове отповедь, которую он сейчас собирался выдать в лицо этого незнакомца. Но слова так и остались где-то в его голове, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент.

Эти последние концепции - одна и та же смерть для всех, злоупотребления властью, беззащитность человека и христианская вера как смысл жизни - являются одним из краеугольных камней очень популярного изобразительного и литературного жанра во время Ренессанс: триумф смерти, такой же, как мы находим в Таро.

А-а-а… Вы об этом, - плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, - нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете?

Этот вопрос конденсирует долгую философскую и теологическую традицию о смерти в христианском мире. Эта жизнь ложна, это простой переход в реальную жизнь, которая достигается после смерти; поэтому любая привязанность к земным делам бессмысленна. Мир - это долина слез, которая не может обеспечить истинное счастье, и по этой причине единственным истинным отношением в этом отношении является «презрение мунди», презрение к миру.


Вы не могли бы выправить мне косу? - женским, но слегка хрипловатым голосом спросила гостья.


Всё, да? Конец? - отбросив тряпку куда-то в угол, вздохнул кузнец.


Еще не всё, но гораздо хуже, чем раньше, - ответила Смерть.


Логично, - согласился Василий, - не поспоришь. Что мне теперь нужно делать?


Выправить косу, - терпеливо повторила Смерть.

Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной

Часть этих идей, например, - это те, которые собраны в знаменитом триумфе смерти фламандского живописца Питера Брейгеля Старшего. В пустынном пейзаже, на поле которого осталось только несколько сухих деревьев, под красноватым и демоническим освещением, человеческая сущность набросает армия скелетов. Детали пугают. В центре смерть, вооруженная косой и смонтированная на убогой лошади, как мрачный триумф эпохи Возрождения, толкает несчастных смертных в гроб, который служит прихожей в Ад. Мужчины пытаются остановить образование скелетов, которые продвигаются к ритму барабанов, которые касаются смерти на великом гробу, но их усилия бесполезны и все заканчиваются сетями, которые напоминают прохождение Страшного Суда согласно святому Матфею.


А потом?


А потом наточить, если это возможно.


Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной.


Это понятно, - кивнул он, - а мне-то что делать? Молиться или вещи собирать? Я просто в первый раз, так сказать


А-а-а… Вы об этом, - плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, - нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете?

Точно так же Царство Небесное подобно сетке, которая, брошенная в море, собирается из всех видов рыб; и как только они полны, они берут его на берег; и садясь, они подбирают хорошие вещи - корзины, а плохие они выбрасывают. Питер Брейгель Старший. Триумф Смерти. Музей Прадо, Мадрид.

Как подчеркивает Максим Керхоф, эти стихи имеют три существенные особенности: они используют танец как аллегорию смерти, в ухаживании за парадом социальных классов, и существует диалог между смертью и разными персонажами. Кроме того, хотя некоторые некоторые второстепенные персонажи различаются в каждом стихотворении, в трех версиях включена гражданская и религиозная иерархия, что показано очень нелестно.


Так я не умер? - незаметно ощупывая себя, спросил кузнец.


Вам виднее. Как вы себя чувствуете?


Да вроде нормально.


Нет тошноты, головокружения, болей?


Н-н-нет, - прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, неуверенно произнес кузнец.


В таком случае, вам не о чем беспокоиться, - ответила Смерть и протянула ему косу.

Например, в «Общий танец» папа просто хочет хорошо жить и обвиняется в продаже церковных обвинений за деньги. Горе мне грустно, какая грандиозная вещь! Я, к которому относились с большим предпочтением. Спаси меня Христос и ты, Дева Мария! Красная мантия не будет стоить вам, и из того, что вы сделали, будут собраны доходы. Император тоже не выйдет, потому что смерть ясно показывает, что его единственный интерес к жизни заключался в том, чтобы накопить богатство, войдя и управляя тиранически.

Что это за то, что так ужасно привлекает меня к танец силой, не желая этого? Разве нет смелого короля или герцога, которые теперь могут защитить меня от нее? Помогите мне всем! Но это невозможно, что у меня уже есть для нее чувство нарушено. Великий Император, могущественный во всем мире. Напрасно вы беспокоитесь, что сейчас не время. что ваша сила или ваш народ могут освободить вас. ни золота, ни серебра, ни какого-либо другого металла. Здесь вы потеряете богатство, которое вы ценили как тиран, сражаясь ночью и днем.


Взяв ее в, моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продляло срок, как минимум, на пару часов.


Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток.

Вы это… Присаживайтесь. Не будете же вы стоять?! - вложив в свой голос все свое гостеприимство и доброжелательность, предложил Василий.

Структура повторяется почти во всех случаях. Во-первых, главные герои жалуются, удивляются, что Смерть приходит, чтобы искать их, а затем Смерть отвечает, радуясь страшному будущему, которое ждет их в результате их греховной жизни. Упрек в церковных деяниях обычно заключается в том, что они согрешили от вожделения, обжорства, суеты, честолюбия, легкомыслия и чрезмерной привязанности к материальным благам. Среди мирян, их бесхозяйственность, тирания, эксплуатация бедных, развратная жизнь, жадность, несправедливость и вера в то, что слава оружия важнее, чем жизнь, данная Богу.


Смерть кивнула и уселась на скамейку, оперевшись спиной на стену.


Работа подходила к концу. Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец, взяв в руку точило, посмотрел на свою гостью.


Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. Это поистине невероятно.

Практически все персонажи плохо останавливаются. Только отшельнику удается безопасно спасаться от окружения Смерти, что в этом контексте сводится к вечному проклятию, к Аду. Некоторая надежда также предоставляется монаху, представителю регулярного духовенства, если он не отступил от правила, которое теоретически должно регулировать суровую жизнь монастырей и фермера, который, да, заслуживает Небеса, вы должны сначала неустанно трудиться в земной жизни и не украсть ничего из чужого имущества.

Короче говоря, как мы видим, главным посланием стихотворения является торжество Смерти, из которого никто не может быть спасен, к которому добавляется идея вечного осуждения, что пострадают те, кто не привел христианскую жизнь. Поэтому всякая привязанность к материальным благам и удовольствиям жизни абсурдна, потому что они эфемерны и не компенсируют наказание Ада. Единственное решение - делать добрые дела и покаяния.


Смерть, сидевшая на скамейке в непринужденной позе, и разглядывавшая интерьер мастерской, как-то заметно напряглась. Темный овал капюшона медленно повернулся в сторону кузнеца.


Что вы сказали? - тихо произнесла она.


Я сказал, что мне не верится в то, что держу в руках оружие, которое


Оружие? Вы сказали оружие?


Может я не так выразился, просто

Возможно, читатель был удивлен анти-церковным тоном танцев, так же, как поразительно, что папы и кардиналы также включены в число умерших, что смерть уходит в эпоху Возрождения Таро. Трупы королей и императоров привлекают меньше внимания, являются частью социального уравнения в смерти, которое мы видели ранее, но почему они также отметили, что церковная иерархия заплатит за свои грехи смертью, которая приведет их в ад? Частично это понимается, если мы ставим себя в историческом контексте.

Первая была с светской политической властью, то есть с монархией и дворянством. Помните снова и снова, что после этой эфемерной жизни, ожидавшей вечной жизни в аду, полном пыток, была частью стратегии сдерживания против тех, кто держал власть в руках.


Василий не успел договорить. Смерть, молниеносным движением вскочив с места, через мгновение оказалась прямо перед лицом кузнеца. Края капюшона слегка подрагивали.


Как ты думаешь, сколько человек я убила? - прошипела она сквозь зубы.


Я… Я не знаю, - опустив глаза в пол, выдавил из себя Василий.


Отвечай! - Смерть схватила его за подбородок и подняла голову вверх, - сколько?

Именно в этом сценарии великие светские силы и их слуги начинают танцевать. Второй фронт Церкви был в городах, которые когда-то процветали снова. Культуру и науку можно было бы защищать в монастырях в начале средневековья. Однако в городах эпохи Возрождения они стали опасным оружием против интеллектуальной гегемонии Церкви. Если богатый купец был спасен от болезни по уходу за доктором, а не молитвой святого, его сила была ослаблена.

Взяв ее в моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продлевало срок, как минимум, на пару часов

Как всегда, третьим фронтом западного христианства были другие великие религии, которые в то время были иудаизмом, исламом и православными византийцами. Когда вышли танцы смерти, пыл крестовых походов уже давно прошел, но отказ был еще более чем действительным. Вот стихи, направленные против раввина, мусульманского священнослужителя и патриарха православных.


Н-не знаю


Сколько? - выкрикнула она прямо в лицо кузнецу.


Да откуда я знаю сколько их было? - пытаясь отвести взгляд, не своим голосом пропищал кузнец.


Смерть отпустила подбородок и на несколько секунд замолчала. Затем, сгорбившись, она вернулась к скамейке и, тяжело вздохнув, села.


Значит ты не знаешь, сколько их было? - тихо произнесла она и, не дождавшись ответа, продолжила, - а что, если я скажу тебе, что я никогда, слышишь? Никогда не убила ни одного человека. Что ты на это скажешь?


Но… А как же?


Я никогда не убивала людей. Зачем мне это, если вы сами прекрасно справляетесь с этой миссией? Вы сами убиваете друг друга. Вы! Вы можете убить ради бумажек, ради вашей злости и ненависти, вы даже можете убить просто так, ради развлечения. А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны и убиваете друг друга сотнями и тысячами. Вам просто это нравится. Вы зависимы от чужой крови. И знаешь, что самое противное во всем этом? Вы не можете себе в этом признаться! Вам проще обвинить во всем меня, - она ненадолго замолчала, - ты знаешь, какой я была раньше? Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. Это было очень давно… Посмотри, что со мной стало!


Последние слова она выкрикнула и, вскочив со скамейки, сбросила с головы капюшон.


Перед глазами Василия предстало, испещренное морщинами, лицо глубокой старухи. Редкие седые волосы висели спутанными прядями, уголки потрескавшихся губ были неестественно опущены вниз, обнажая нижние зубы, кривыми осколками выглядывающие из-под губы. Но самыми страшными были глаза. Абсолютно выцветшие, ничего не выражающие глаза, уставились на кузнеца.


Посмотри в кого я превратилась! А знаешь почему? - она сделала шаг в сторону Василия.


Нет, - сжавшись под ее пристальным взглядом, мотнул он головой.


Конечно не знаешь, - ухмыльнулась она, - это вы сделали меня такой! Я видела как мать убивает своих детей, я видела как брат убивает брата, я видела как человек за один день может убить сто, двести, триста других человек!.. Я рыдала, смотря на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса


Глаза Смерти заблестели.


Я поменяла свое прекрасное платье на эти черные одежды, чтобы на нем не было видно крови людей, которых я провожала. Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слез. Я больше не дарю им цветы. Вы превратили меня в монстра. А потом обвинили меня во всех грехах. Конечно, это же так просто… - она уставилась на кузнеца немигающим взглядом, - я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей… Отдай мне мою косу, дурак!


Вырвав из рук кузнеца свое орудие, Смерть развернулась и направилась к выходу из мастерской.


Можно один вопрос? - послышалось сзади.


Ты хочешь спросить, зачем мне тогда нужна коса? - остановившись у открытой двери, но не оборачиваясь, спросила она.

Дорога в рай… Она уже давно заросла травой.


Информация для ознакомления.
Мнение редакции "Русский Мир"
может не совпадать с мнением авторов статей

Притча о том, зачем смерти коса

— Вы — кузнец?

— А стучаться не пробовали? — грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента.

— Стучаться? Хм… Не пробовала, — ответил голос.

Василий схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся, прокручивая в голове отповедь, которую он сейчас собирался выдать в лицо этого незнакомца. Но слова так и остались где-то в его голове, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент.

— Вы не могли бы выправить мне косу? — женским, но слегка хрипловатым голосом спросила гостья.

— Всё, да? Конец? — отбросив тряпку куда-то в угол, вздохнул кузнец.

— Еще не всё, но гораздо хуже, чем раньше, — ответила Смерть.

— Логично, — согласился Василий, — не поспоришь. Что мне теперь нужно делать?

— Выправить косу, — терпеливо повторила Смерть.

— А потом?

— А потом наточить, если это возможно.

Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной.

— Это понятно, — кивнул он, — а мне-то что делать? Молиться или вещи собирать? Я просто в первый раз, так сказать…

— А-а-а… Вы об этом, — плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, — нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете?

— Так я не умер? — незаметно ощупывая себя, спросил кузнец.

— Вам виднее. Как вы себя чувствуете?

— Да вроде нормально.

— Нет тошноты, головокружения, болей?

— Н-н-нет, — прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, неуверенно произнес кузнец.

— В таком случае, вам не о чем беспокоиться, — ответила Смерть и протянула ему косу.

Взяв ее в, моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продляло срок, как минимум, на пару часов.

Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток.

— Вы это… Присаживайтесь. Не будете же вы стоять?! — вложив в свой голос все свое гостеприимство и доброжелательность, предложил Василий.

Смерть кивнула и уселась на скамейку, оперевшись спиной на стену.

***

Работа подходила к концу. Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец, взяв в руку точило, посмотрел на свою гостью.

— Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. Это поистине невероятно.

Смерть, сидевшая на скамейке в непринужденной позе, и разглядывавшая интерьер мастерской, как-то заметно напряглась. Темный овал капюшона медленно повернулся в сторону кузнеца.

— Что вы сказали? — тихо произнесла она.

— Я сказал, что мне не верится в то, что держу в руках оружие, которое…

— Оружие? Вы сказали оружие?

— Может я не так выразился, просто…

Василий не успел договорить. Смерть, молниеносным движением вскочив с места, через мгновение оказалась прямо перед лицом кузнеца. Края капюшона слегка подрагивали.

— Как ты думаешь, сколько человек я убила? — прошипела она сквозь зубы.

— Я… Я не знаю, — опустив глаза в пол, выдавил из себя Василий.

— Отвечай! — Смерть схватила его за подбородок и подняла голову вверх, — сколько?

— Н-не знаю…

— Сколько? — выкрикнула она прямо в лицо кузнецу.

— Да откуда я знаю сколько их было? — пытаясь отвести взгляд, не своим голосом пропищал кузнец.

Смерть отпустила подбородок и на несколько секунд замолчала. Затем, сгорбившись, она вернулась к скамейке и, тяжело вздохнув, села.

— Значит ты не знаешь, сколько их было? — тихо произнесла она и, не дождавшись ответа, продолжила, — а что, если я скажу тебе, что я никогда, слышишь? Никогда не убила ни одного человека. Что ты на это скажешь?

— Но… А как же?…

— Я никогда не убивала людей. Зачем мне это, если вы сами прекрасно справляетесь с этой миссией? Вы сами убиваете друг друга. Вы! Вы можете убить ради бумажек, ради вашей злости и ненависти, вы даже можете убить просто так, ради развлечения. А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны и убиваете друг друга сотнями и тысячами. Вам просто это нравится. Вы зависимы от чужой крови. И знаешь, что самое противное во всем этом? Вы не можете себе в этом признаться! Вам проще обвинить во всем меня, — она ненадолго замолчала, — ты знаешь, какой я была раньше? Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. Это было очень давно… Посмотри, что со мной стало!

Последние слова она выкрикнула и, вскочив со скамейки, сбросила с головы капюшон.

Перед глазами Василия предстало, испещренное морщинами, лицо глубокой старухи. Редкие седые волосы висели спутанными прядями, уголки потрескавшихся губ были неестественно опущены вниз, обнажая нижние зубы, кривыми осколками выглядывающие из-под губы. Но самыми страшными были глаза. Абсолютно выцветшие, ничего не выражающие глаза, уставились на кузнеца.

— Посмотри в кого я превратилась! А знаешь почему? — она сделала шаг в сторону Василия.

— Нет, — сжавшись под ее пристальным взглядом, мотнул он головой.

— Конечно не знаешь, — ухмыльнулась она, — это вы сделали меня такой! Я видела как мать убивает своих детей, я видела как брат убивает брата, я видела как человек за один день может убить сто, двести, триста других человек!.. Я рыдала, смотря на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса…

Глаза Смерти заблестели.

— Я поменяла свое прекрасное платье на эти черные одежды, чтобы на нем не было видно крови людей, которых я провожала. Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слез. Я больше не дарю им цветы. Вы превратили меня в монстра. А потом обвинили меня во всех грехах. Конечно, это же так просто… — она уставилась на кузнеца немигающим взглядом, — я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей… Отдай мне мою косу, дурак!

Вырвав из рук кузнеца свое орудие, Смерть развернулась и направилась к выходу из мастерской.

— Можно один вопрос? — послышалось сзади.

— Ты хочешь спросить, зачем мне тогда нужна коса? — остановившись у открытой двери, но не оборачиваясь, спросила она.

— Да.

Дорога в рай… Она уже давно заросла травой .


Close