Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, в крещении Елена (ок. 890 - 11 июля 969), правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история - мудрой.

И мы не знали: на небесах мы были или на земле. Кижовская, с населением почти 5 миллионов жителей и занимающая площадь около 1 миллиона квадратных километров, была самой большой страной в Европе. Население в основном занималось охотой, сельским хозяйством и бартерством; У русских тоже была оживленная торговля с Константинополем и Западом. Там были отправлены мех, кожа, мед и воск, а также были импортированы золото, драгоценные камни, вина и ткани. В то время главным богом, поклоняющимся в стране, был Меч - бог небес и огня; Перун также был большим уважением, управляя молнией и молнией.

Князь Игорь

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Важным местом в религиозном обряде было поклонение мертвым. Затем они достигли Киевской Руси, где они победили азиатских хазар, захватили Киев и сделали его центром их дальнейшей военно-политической экспансии. Вероятно, в конце года, однако, почти через столетие деятельность юной принцессы Ольги, начатая ее крещением в 957 году, породила христианизацию Руси и формирование русинского государства. Современная хроника Олда писала о ней с выражением. «Она была предвестником христианской Руси, как рассвет перед солнцем и как рассвет до рассвета».

Ольга происходила из славного рода Гостомысла (правителя Великого Новгорода ещё до князя Рюрика). Родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в 12 км от Пскова выше по реке Великой, в языческой семье из династии князей Изборских. Споры о точной дате рождения Ольги ведутся до сих пор - одни историки настаивают на дате ок.890 года, другие - на дате 920 года (хотя эта дата абсурдна в силу того, что Ольга вышла замуж за Игоря при Вещем Олеге, который погиб в 912 году). Обе даты можно подвергнуть сомнению, поэтому их принимают условно. Имена родителей Ольги не сохранились.

Герцогиня была крещена, скорее всего, в Константинополе, приняв тогда - как вторую - мать императора Константина Великого. Однако пребывание в столице Византии не было для герцогини синонимом решения о доверии работе христианства в Руси в Восточной Церкви. Запрос был выполнен, и в 961 году епископ Адальберт прибыл в Россию, чья миссия спустя несколько лет закончилась неудачей. В этой огромной, плохо цивилизованной стране, не только глубоко привязанной к традиции и языческим обычаям, но и к движению и всем сообщениям, встречающимся в этой невыносимой трудности.

Когда Ольге уже исполнилось 13 лет, она стала супругой великого князя Киевского Игоря. Согласно преданию, князь Игорь занимался охотой. Однажды, когда он охотился в псковских лесах, то выслеживая зверя, он вышел к берегу реки. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее сначала за юношу. Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это не юноша, а девица. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Красота Ольги уязвила сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению. Однако целомудренная девица, уразу­мев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пристыдила его мудрым увещанием. Удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной девицы, и не стал её домогаться.

Достаточно сказать, что после начала миссионерской работы Адальберта жертвы людей, иногда также миссионеров, которые слишком далеко ушли в одиночное заключение, по-прежнему обычно жертвовали. Когда мы читаем в романе «Романа прошлых лет», во время его правления, даже кровавые преследования последователей Христа должны были быть найдены. Крещение Ольги, князя Владимира, стало решающим моментом в евангелизации России. Это событие было, как ни парадоксально, результатом неудачной реализации первоначальной концепции принца, которая стремилась укрепить местные языческие верования и сделать их общей религией всех русинов.

Игорь был единственным сыном новгородского князя Рюрика (+879). Когда отец умер, княжич был ещё очень молод. Перед смертью Рюрик передал правление в Новгороде своему родственнику и воеводе Олегу и назначил его опекуном Игоря. Олег был удачным воином и мудрым правителем. В народе его прозвали Вещим . Он завоевал город Киев и объединил вокруг себя многие славянские племена. Олег любил Игоря как родного сына и вырастил из него настоящего воина. А когда настала пора искать ему невесту, в Киеве устроили смотрины красивых девиц, чтобы среди них найти девушку, достойную княжеского чертога, но ни одна из них
не по­любилась князю. Ибо в сердце его уже давно был сделан выбор невесты: он велел вызвать ту прекрасную лодочницу, которая перевезла его через реку. Князь Олег с великой честью привез Ольгу в Киев, и Игорь вступил в с нею в брак. Женив молодого княжича на Ольге, стареющий Олег стал усердно приносить жертвы богам, чтобы дали Игорю наследника. За долгих девять лет много кровавых жертв идолам принёс Олег, столько людей и быков заживо спалил, ждал, что дадут славянские боги Игорю сына. Не дождался. Умер в 912 году от укуса змеи, выползшей из черепа его бывшего коня.

В намерениях Влодзимежа, которые вскоре стали известными как правитель выдающихся политических талантов, целью этой цели было в первую очередь укрепление центральной власти и формирующегося государства. Когда невозможно было создать единую религию, сочетающую поклонение многим божествам, принц решил принять христианство, справедливо приписывая ему духовную связь молодой нации. По словам Нестора, для принца было очень важно получить крещение в правильном - с его точки зрения - обряде. Желая получить информацию о литургии и ритуалах, проводимых в разных христианских странах, Влодзимеж пригласил своих священнослужителей из этих стран для участия, а затем отправил туда своих заместителей, чтобы дать ему отчет о своих наблюдениях.

Языческие идолы начали разочаровывать княгиню: многолетние жертвоприношения идолам не дали ей желаемого наследника. А ну как Игорь поступит по человеческому обыкновению и возьмёт себе другую жену, третью? Гарем заведёт. Кем она тогда будет? И тогда княгиня решилась молиться христианскому Богу. И стала Ольга по ночам горячо просить у Него сына-наследника.

В одной из русинских летописей мы читаем. Мы пошли к болгарам и наблюдали, как они поклонились в храме без талии; Он поклонился, сел и наблюдал, как он одержим, и в них не было радости, но великая печаль и зловоние. И мы пришли к немцам, и мы увидели в храме много преданностей, а красоту мы не видели. И мы пришли к грекам, и они привели нас туда, где они служат своему Богу, и мы не знали, были ли мы на небе или на земле. На земле нет такого зрелища. Мы не знаем, как это сказать, мы знаем только, что Бог с людьми там, и их служение - лучшая из всех стран.

Перипетии священных зданий Константинополя и богатая литургия, осуществляемая в Восточной Церкви, оказали решающее влияние на выбор обряда, сделанного Владимиром. Стоит отметить, что наиболее видными монархами Европы в то время были принцессы, поэтому выбор, сделанный императорскими братьями и сестрами, был особым отличием для принца Руси. Вскоре после причастия Владимира, в праздник Пятидесятницы, произошло массовое крещение киевского народа в водах Днепра. Князь поднял христианство к статусу государственной религии и официально запретил язычникам совершать языческие обряды, а также лично лишил статую Перунана в Днепр.

И вот в 942 году ,на двадцать четвертом году совместной жизни, родился у князя Игоря наследник - Святослав! Завалил князь Ольгу подарками. Она же самые дорогие отнесла в церковь Илии - для христианского Бога. Понеслись счастливые годочки. Стала задумываться Ольга над верой христианской да о выгодах от неё для страны. Только Игорь мыслей таких не разделял: его боги в битвах ни разу ему не изменяли.

Своими инструкциями греческое и болгарское духовенство присоединились во всей Руси, чтобы организовать церковные структуры. Вскоре метрополис был основан в Киеве, а первым митрополитом был грек Теофил. Однако вера во Христа едва достигла регионов страны, далекой от Киева. Потребовалось почти 200 лет, чтобы столичный Кипр сформировал дюжину епархий, и почти столетие для приходов новой Церкви существовало почти во всех уголках огромного государства. В этом контексте, по-видимому, произошло очень значительное изменение, которое принял сам Владимир.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани (он стал первым правителем в истории России, который погиб от народного негодования). Игоря Рюриковича казнили , в урочище, с помощью почетной «размычки». Нагнув два молодых, гибких дуба, привязали за руки и ноги, и отпустили…

Этот храбрый воин, а позже и принц, был известен в раннем возрасте за его необузданную стремительность и даже жестокость и необычное поведение. В знак признания работы Владимира в евангелизации России он был признан Православной Церковью своей бабушкой как святой «равный апостолам».

Стоит отметить, что монахи сыграли чрезвычайно важную роль в дальнейшей евангелизации и развитии цивилизации Руси. Они были не только центрами монашеской религиозности, но и играли чрезвычайно важную роль в культуре. В основном украшенные красивыми фресками и сложными мозаиками, а также знаковые вдохновения, они были местом работы величайших богословов Востока, а их богословские писания были богословски основаны, кодексы права и хроники. Монастырский комплекс Печерской Лавры в Киеве, который был написан и опубликован Русской Православной Церковью, является одним из величайших и заслуживающих духовного и материального развития русинской культуры. одна из старейших летописей русинского государства, уже упоминавшийся Нестор.


Ф.Бруни. Казнь Игоря

Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга . Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня жестоко отомстила древлянам, проявив хитрость и сильную волю. Месть Ольги древлянам описана обстоятельно и подробно в «Повести временных лет».

Следует иметь в виду, что на христианство, развивающееся на востоке Европы, влияли не только богословские идеи и традиции Византии, но и глубоко выведены из достижений Кирилла и Мефодия. Это было продемонстрировано как живым присутствием в русинской церкви культа славянских апостолов, так и использованием старой церкви и славянского языка в литургии, отмечаемой там.

Крещение Руси имело большое религиозное, культурное и политическое значение для восточной части нашего континента. Решение византийского императора в сочетании с дипломатическими усилиями его посланников не только открыло путь для семьи христианских монархов в Европе, но также, благодаря браку одного из двух самых могущественных королей Европы, к его положению. Это событие можно сравнить с созданием христианства на Западе, особыми политическими и религиозными связями францисканских и францисканских церквей Рима, которые имели место во времена Св.

Месть княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.


Бонифаций и позже Пепина и Чарльз Великий. Принцесса выглядела как евроази, потому что у нее были выдающиеся скулы и слегка наклонные глаза. Она выросла в спартанских условиях. Ее отец был чрезвычайно строг к своим детям, что оказало глубокое влияние на более позднюю жизнь принцессы. Отношения между ней и ее родителями были формальными, и тогда принцесса хотела использовать ее воспитание. Она получила хорошее образование. Она выросла на слегка злой, но остроумной девушке. Она также любила рассказывать страшные истории и сплетни.

Один из ее современников упомянул, что, как великая княгиня, ей нравилось сидеть у окна дворца, глядя на Неву и комментируя людей, иногда очень злобно. Он женат на Русской Великой Княгине. Когда ей было семнадцать, ее будущая судьба уже была решена. Молодая принцесса приехала в Россию. Однако мужу не понравилось ее немецкое имя и выбрал для нее имя Ольга, которую она приняла при крещении, обратившись к Православию. Хотя брак был организован, он был чрезвычайно успешным, и пара любила друг друга. Ольга Федоровна оказала сильное влияние на своего мужа и была его лучшим другом.

Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией. Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой.


В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград (Константинополь) , где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Целых два года знакомилась она с основами веры христианской, посещая богослужения в Софийском соборе. Её поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.

Они жили вместе в новом Михайловском дворце, они также имели летнюю резиденцию на Балтийском море и большую сельскую собственность в современной Украине. Они ненадолго переехали на Кавказ, в Грузию, где был великим князем Михаилом. Соедините вместе семь детей: шесть сыновей - великие князья Николай, Михаил, Георгий, Александр, Сергей, Алексей и дочь - Великая Княгиня Анастасия. В свою очередь, ее второй сын, как и сама Великая Княгиня, был ее самым большим поражением, среди прочих. Потому что он женился на женщине с более низким статусом.

У Ольги Федоровны была более сильная личность, чем у ее мужа, и она была главой семьи. Она заботилась о детях, которые подняли железную руку, представив правила, которые она вложила в ее детство. Великая Княгиня была настолько строна со своими детьми, что ее отправили спать по случаю обручения своей дочери, потому что она была груба, как она заявила.

Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Уход за детьми занимал много времени и поэтому не имел каких-либо общественных обязанностей. Она выбрала своего мужа для своей единственной дочери, но ее сыновья не оказали никакого влияния на ее выбор. С другой стороны, Ольга была возмущена поведением нового Императора, который уменьшил количество великих князей и великих князей до такой степени, что ее внуки должны были носить только титулы принцев и принцесс.

Не выполняя какую-либо публичную функцию Великая княгиня Ольга активно занималась благотворительной работой. В основном способствовали образованию женщин в Российской империи. Также в Осетии по инициативе Ольги Федоровны была создана женская школа. Она была дарована как святой покровитель Ольги.

Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение , хотя и дружина, и русский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

По возвращении в Киев Ольга пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины. Святослав Игоревич так и остался убежденным язычником.

Великая принцесса после ее обращения в Православие стала глубоко религиозной, а также очень добросовестно следовала правилам семьи. Ее сын Майкл дал ей самый большой удар, женившись на женщине с низким статусом в Сан-Ремо. Ольга Федоровна, как только услышала о муках своего сына, была крайне расстроена и крайне обеспокоена событием настолько, что заболела. По настоянию врача она отправилась в крымский особняк возле Адж-Тодора, чтобы улучшить свое здоровье. В начале апреля, когда поезд с Великой Княгиней находился недалеко от Харькова, она перенесла сердечный приступ.

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове , место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» - на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».

Святая княгиня Ольга скончалась в 969 году, в возрасте 80 лет и была похоронена в земле по христианскому обряду.

Сергей Ефошкин. Княгиня Ольга. Успение

Ее нетленные мощи покоились в Десятинной церкви в Киеве. Её внук князь Владимир I Святославич, Креститель Руси, перенес (в 1007 году) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Скорее всего, в княжение Владимира (970-988) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется православными и католическими и другими западными церквами.


Княгиня Ольга первой из русских князей официально приняла христианство и была канонизирована Русской православной церковью еще в домонгольский период. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира, который продолжил ее дело. Она не вела завоевательных войн, а направила всю свою энергию на внутреннюю политику, поэтому на долгие времена народ сохранил о ней добрую память: княгиня провела административно-налоговую реформу, которая облегчила положение простых людей и упорядочила жизнь в государстве.

Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан. Жители Пскова считают Ольгу его основательницей. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня. Дни освобождения города от фашистских захватчиков (23 июля 1944 года) и памяти святой Ольги отмечаются в Пскове как Дни города.

Ин тропарь равноапостольной Ольги, глас 8
В тебе, Богомудрая Елено, известен спасения образ бысть в Русстей стране,/ яко, приимши баню святаго Крещения, последовала еси Христу,/ творящи же и учащи, еже оставити идольскую прелесть,/ восприяти же попечение о души, вещи безсмертней,/ темже и со Ангелы радуется, равноапостольная, дух твой.

Ин кондак равноапостольной Ольги, глас 4
Явися днесь благодать всех Бога,/ прославльши в Руси Ольгу Богомудрую,/ молитвами ей, Господи,/ людем подаждь/ грехом оставление.

Молитва святой равноапостольной княгине Ольге
О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребываеши светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помнится легенда о княгине Ольге и ее мести древлянам, повинным в смерти князя Игоря.
Князь Игорь погиб в 945 г.
Взяв причитавшуюся ему дань, он отпустил большую часть дружины в Киев, а с малой дружиной решил "походить еще". Вторичное появление киевлян у города Искоростеня собрало древлян на вече, где было решено воевать с Игорем.

В итоге князь и его отроки погибли. После гибели Игоря к Киеву прибыли 20 знатных древлянских послов…
Преподобный Нестор Летописец повествует:
"И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и сказала им: "Гости добрые пришли". И ответили древляне: "Пришли, княгиня". И сказала им Ольга: "Так говорите же, зачем пришли сюда?". Ответили же древляне: "Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала"". Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому.

Сказала же им Ольга: "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: "Зовет вас Ольга для чести великой". Они же ответили: "Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И ответили киевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя", - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: "Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать их живыми; и засыпали их."

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена, происходила из рода Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде, родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских.
Княгиня Ольга (~890-969) – Великая Княжна, вдова убитого древлянами Великого Князя Игоря Рюриковича, что правила Русью за малолетством их сына Святослава. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история - мудрой.
Житие святой Ольги повествует, что здесь, «в области Псковской» впервые и состоялась её встреча с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней, причем получила в вено (приданое) от Олега Вышгород (ныне село в 7 верстах от Киева).

Как складывались дальнейшие отношения супругов сказать трудно. В ряде летописей сообщается, что кроме Ольги у Игоря были и другие жены. Известно, что к 40-м гг. X в. Ольга и Игорь жили раздельно – Ольга являлась княгиней Вышгорода, а Игорь оставался киевским князем.

По возвращению из похода на греков князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. После убийства Игоря к его вдове Ольге древляне, боясь мести, прислали сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня сделала вид, что согласна и последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.
Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти».

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Великая княгиня Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В "Повести Временных Лет"летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По "Повести Временных Лет" после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
После расправы с древлянами Великая княгиня Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Летопись свидетельствует о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политический и хозяйственной жизни страны. Ольга отправилась в новгородские и псковские земли. Установила систему «погостов»- центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.
Установив порядок внутри Руси, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Ей надо было показать, что времена смуты не поколебали силу и международный авторитет Руси.
В 957 г. она отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства, которое насчитывало более ста человек. Она посетила Константинополь и, подведя итог своего личного пути в поисках «Бога Живого», крестилась в храме святой Софии с именем Елена, в память матери св. равноапостольного Константина Великого

Княгиня была принята там по самому высокому рангу. Византийский император, писатель, крупный дипломат Константин Багрянородный дал в ее честь обед. В ходе бесед император и Ольга подтвердили действие прежнего договора, заключенного еще Игорем, как и военный союз двух государств. Этот союз отныне был направлен против Хазарии и Арабского халифата.
Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

По возвращении на родину богомудрая Ольга-Елена приступила к живейшей проповеди обретенной ею Евангельской Истины. После видения трех лучей в небе около реки Великой она положила начало строительству здесь храма во имя Святой Троицы, первого с таким посвящением на Руси храма, вокруг которого и вырос славный город Псков. Святая Ольга много сделала для увековечения памяти первых русских исповедников христовых, убитых язычниками: в Киеве над могилой Аскольда воздвигла Никольский храм, а над могилой Дира – Софийский собор. Главной святыней Софийского собора стал Святой Крест, принесенный новой Еленой из Царьграда и полученный ею от Константинопольского Патриарха.
Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), окруженная верной дружиной. Внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Великая княгиня Ольга пробовала приобщить к христианству Святослава. Он гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».
Летописи считают Святослава преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря, поэтому дата начала самостоятельного его правления достаточно условна. Внутреннее управление государством он передоверял матери, находясь все время в военных походах на соседей Киевской Руси.

В 968 г., когда князь Святослав воевал в Болгарии, на Киев напали кочевники-печенеги. Они окружили Киев великой силой, и нельзя было выйти из города. А в Киеве не осталось сильной дружины, ибо все воины ушли со Святославом. Княгиня Ольга, вместе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром, и со всеми киевлянами заперлась в городе. Вскоре киевляне стали изнемогать от голода и жажды. Тогда один киевский отрок вызвался пройти через печенежские станы за подмогой. Он умел говорить на печенежском языке и потому, взяв уздечку от коня, пробрался через их лагерь спрашивая: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Печенеги приняли его за своего, и лишь когда отрок бросился в Днепр и поплыл, поняли свою ошибку. Печенеги начали стрелять из луков, но юный киевлянин сумел перебраться на другой берег.

Здесь стоял небольшой отряд под водительством воеводы Претича. И сказал им отрок: «Если не пойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Тогда, на следующий день отряд Претича сел в лодки и, громко трубя, направился к Киеву. Печенеги решили, что это идет сам Святослав и разбежались в страхе. Однако далеко от города не ушли.

И послали киевляне гонца к Святославу со словами: «Ты князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою землю покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то захватят нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей своих?». Получив это известие, Святослав с дружиной быстро вернулся в Киев и прогнал печенегов.

Вернувшись с Болгарии, он снял осаду и не пожелал оставаться надолго в Киеве. Уже в следующем году собрался уйти в Переяславец, но Ольга удержала его.
"Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня?“ - ибо она уже разболелась. И сказала: "Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь“. Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника- тот и похоронил блаженную Ольгу. Была она предвозвестницей христианской земле...
Княгиня Ольга умерла в Киеве 11 июля 969 г. Тело ее было погребено там же, на урочище Угорском, откуда, найденное нетленным, перенесено в киевскую Богородицкую десятинную церковь в 996 г. А так как церковь эта, разрушенная Батыем в 1240 г., несколько веков лежала в развалинах, то и гробница св. княгини исчезла бесследно.

Место погребения Ольги неизвестно. Во времена княжения Владимира ее стали почитать как святой. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в Десятинную церковь. Во время нашествия монголов мощи были сокрыты под спудом церкви.
В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).
День памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла позднее - до середины XIII века.

После безславной смерти Святослава, сына св. Ольги, яростного язычника и воителя, в стране началась междоусобная брань среди его трех сынов. Младший сын Владимир, забывший заветы своей святой бабушки и попавший под влияние своего дяди язычника Добрыни, посредством измены завладел престолом отца в Киеве. Он, чтобы не иметь соперников на трон, велел умертвить старшего брата Ярополка и насильно взял себе в жены его невесту Рогнеду. Всего же у князя было пятеро жен и много наложниц.

Ужасное братоубийство, сластолюбие не могли не тяготить совести Владимира. Он пытался облегчить свою душу, ставя новых идолов, украшая их серебром и золотом, приносил перед ними тучные жертвы. Но это не приносило ему покоя в душе. Душа искала света и мира. Обладая от природы «добрым смыслом и острым умом» и имея реальную возможность познакомиться с благодатным духом Евангельского учения, так как в столице были уже церкви, где совершалось христианское богослужение, Владимир постепенно убеждался в суетной неправде язычества. К тому же дорогие детские воспоминания о христолюбивой блаженной бабке и ее наставления стали оживать в его сердце.

К великому князю, недовольному старой верой, стали приходить проповедники новых вер. Больше всего Владимира поразила встреча с греческим иноком Философом, его рассказы о Ветхом и Новом Завете и особенно рассказ о Страшном суде Господнем. По велению князя было решено отправить послов рассмотреть каждую веру на месте. Послы, вернувшиеся из Византии, с восторгом поведали князю о своем впечатлении от службы в Софийском соборе.
Владимир решился принять Крещение, но не хотел унижаться перед греками и положил завоевать себе веру. Через год он пошел на Корсунь и, взяв ее, требовал себе руку царевны Анны, сестры императора. Со стороны Византии пришло встречное условие, чтобы князь крестился перед браком с христианкой Анной. Владимир к тому времени неожиданно ослеп. Прибывшая царевна посоветовала ему скорее креститься, ради исцеления от слепоты.

Когда епископ возложил руку на выходящего из купели князя, Владимир (в крещении Василий) прозрел и духовно, и телесно и в восторге воскликнул: «Теперь я увидел Бога истинного». По прибытии в столицу он в первую очередь окрестил 12 своих сынов в источнике, ставшем с тех пор именоваться Крещатиком. А на другой день крестился весь киевский люд. «В этот день небо и земля ликовали», - говорит летописец. Святой Владимир не ограничился просвещением Киева, но поспешил с распространением своей Веры во всех других городах. Всюду по Святой Руси повелел он от древних городов до малых погостов ниспровергнуть идолов и на их месте возвести храмы.
Нравственная жизнь князя после благодатного Крещения совершенно изменилась. Довольствуясь одной женой царевной Анной, он прочих жен и наложниц отпустил от себя. Черноризец Иаков в похвале Владимиру пишет, что князь глубоко скорбел о прежней нечистой жизни и говорил: «Господи! Был я как зверь, жил я по-скотски, но Ты укротил меня. Слава Тебе Боже!» Владимир-христианин заботился о внутреннем благоденствии своих владений, которое прежде распространял мечом. Он не поднимал оружия на соседей, но жил с ними мирно. Только дикие печенеги вынуждали его воевать с ними. Жестокий и мстительный в язычестве, он сделался образцом кротости и любви к ближнему, князь не хотел даже наказывать преступников. Но епископы представили ему, что от этого злодейство умножается и строгие меры правосудия необходимы.

Бедным и нуждающимся был отворен вход к нему: св. Владимир щедро раздавал им пищу, одежду, деньги, покоил странников, выкупал должников, пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силе приходить к нему за помощью, князь приказал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи. В праздничные дни у него всегда стол накрывался трижды: первый для священнослужителей, второй – для нищих, третий для самого князя и бояр. 37 лет правил св. Владимир – 28 лет из них прожил в святом крещении. Преставился Великий князь 15 июня 1015 года и был положен в Десятинной церкви Успения Божией Матери, возведенной им сразу после Крещения. Празднование святого равноапостольного Владимира было установлено св. князем Александром Невским.

А совсем недавно в России появился новый государственный праздник – День крещения Руси. Соответствующий приказ подписал президент Дмитрий Медведев. В качестве даты выбрано 28 июля – день поминовения князя Владимира.


Close