Молчалин Алексей Степаныч - центральный персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). Значимость этого образа осознавалась постепенно, с течением времени. Первым заметил что-то важное в скромном облике секретаря Фамусова Н. В. Гоголь. Этот тихий и безмолвный персонаж, аккуратно пробивающийся в люди, привлек к себе внимание и М. Е. Салтыкова-Щедрина, который писал о нем в одном из своих очерков.

Отношение Молчалина к прочим персонажам пьесы определяет его собственное положение в произведении. Начиная с самых первых минут действия, автор дает понять, что выбор Софьи сделан в пользу Молчалина. Между героями любовного треугольника (Чацкий – Софья – Молчалин) складываются непростые психологические отношения. Софья не в состоянии понять натуру Молчалина. Она принимает его холодность за сдержанность чувств, осторожность – за тактичность, а лакейский расчет – за практичную трезвость ума. Чацкий влюблен в Софью, а это мешает ему реально оценить серьезность соперника. Молчалин, желающий любой ценой сохранить свою привлекательность для Софьи и ее отца, не показывает, насколько сильно его затронул приезд Чацкого. Секретарь Фамусова очень сильно боится разоблачения, которое серьезной угрозой нависло над его репутацией, в связи с присутствием Чацкого. Случайное падение Молчалина с лошади, испуг, а затем и обморок Софьи провоцируют секретаря на активные действия с целью защитить свою, уже начавшую складываться служебную карьеру. Чтобы устранить соперника, Молчалин настраивает Софью против него и ненавязчиво подсказывает ей способ мщения Чацкому. В определенный момент героиня, долго сдерживающая свое раздражение, произносит фразу, которая сразу приобретает статус общественного мнения: «Он не в своем уме...». Молчалин и Чацкий противопоставляются друг другу не только как конкуренты в любовной интриге, но и как сторонники абсолютно разных жизненных позиций. Конфликт между Чацким и Молчалиным постепенно накапливает энергию, и в третьем акте пьесы происходит встреча этих героев в открытом диалоге. Чацкий презирает Молчалина, но недооценивает его возможности, это, в свою очередь, дает Молчалину преимущество и позволяет ему быть полностью откровенным. В этой сцене он по-настоящему искренен, но Чацкий не воспринимает его, как достойного противника. В финальном эпизоде пьесы, в сенях происходит развязка действия, и Чацкий, наконец-то, осознает реальное положение вещей. По сюжету комедии любовное блаженство Молчалина также терпит крах, но это скорее похоже на исключение из обычных ситуаций светской жизни того времени. Молчалина нельзя считать второстепенным персонажем пьесы, хотя так происходило в течение долгого времени. Его можно назвать серьезным противником, ведь именно этот ничтожный человек стал причиной трагедии Чацкого и виновником горьких страданий Софьи.

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Фамусов приказывает Петрушке читать календарь и отмечать, куда и когда барин отозван обедать. Превосходный монолог! Тут Фамусов весь высказывается. Приходит Чацкий, и его беспрестанные обращения к Софье Павловне заставляют Фамусова спросить его - не хочет ли он на ней жениться, и заметить, что для того ему надо хорошенько управлять имением, а главное послужить.

Служить бы рад, прислуживаться тошно! -

отвечает ему Чацкий. Фамусов говорит, что "все вы гордецы", что "спросили бы, как делали отцы, учились бы, на старших глядя". Чацкий рад вызову и разливается потоком энергических выходок против старого времени, в которых Фамусов не понимает ни полслова. Эта сцена была бы в высшей степени комическою, если б изображена была объективно как столкновение двух чудаков; но как этого нет, как автор не думал нисколько, что его Чацкий - полоумный, то она смешна, но не в пользу автора. Слуга докладывает о Скалозубе, и Фамусов просит Чацкого, ради чужого человека, не заноситься завиральными идеями и спешит навстречу к Скалозубу. Чацкий из его поспешности подозревает, уж не прочит ли он этого гостя в женихи своей дочери. Следует превосходная сцена Фамусова с Скалозубом, где эти два ничтожные характера развиваются творчески.

А, батюшка, признайтесь, что едва

Где сыщется еще столица, как Москва! -

восклицает в лирическом одушевлении пошлости Фамусов.

Дистанция огромного размера! -

отвечает ему лаконический Скалозуб. До сих пор сцена шла превосходно, развита была творчески; но вот Фамусов распространяется о Москве монологом в пятьдесят четыре стиха, где, местами очень оригинально высказывая самого себя, местами делает, за Чацкого, выходки против общества, какие могли бы прийти в голову только Чацкому. Чацкий радехонек, вмешивается в разговор и начинает читать проповеди и ругать Фамусова. Сцена удивительно смешная, но только не в похвалу комедии… Ни с того ни с сего Фамусов говорит Скалозубу, что будет ждать его в кабинете, и оставляет их. Скалозуб, сказав Чацкому монолог, в котором он чудесно высказывается, тоже уходит. Тут следует падение Молчалина с лошади, обморок Софьи и подозрения Чацкого. Кажется, чего бы еще подозревать? Софья ведет себя так неосторожно в отношении к Молчалину и так нагло враждебно в отношении к Чацкому, что, кажется, совсем бы нечего подозревать. Дело очень ясно: при беде одного она падает в обморок, а другого, забыв всякое приличие, ругает. Чацкий уходит. Софья приглашает Скалозуба на вечер, где будут все домашние друзья и танцы под фортепьяно, и тот уходит. Софья изъявляет свой страх за Молчалина. Лиза упрекает ее в неосторожности, и Молчалин берет ее сторону против Софьи. Оставшись наедине с Лизою, Молчалин волочится за нею, говоря, что он любит барышню "по должности". Молчалин уходит, а Софья опять является, говоря Лизе, что она не выйдет к столу, и приказывая ей послать к себе Молчалина.

Вот и конец второго акта. Что в нем существенного, относящегося к делу? Обморок Софьи и, вследствие его, ревность Чацкого; все остальное существует само по себе, без всякого отношения к целому комедии. Все говорят, и никто ничего не делает. Конечно, в монологах действующих лиц высказываются их характеры, но это высказывание в художественном произведении должно происходить из его идеи и совершаться в действии. И в "Ревизоре" каждое действующее лицо высказывает себя каждым своим словом, но совсем не с целию высказываться, а принимая необходимое участие в ходе пьесы. Каждое слово, сказанное каждым лицом, там относится или к ожиданию ревизора, или к его присутствию в городе. Лицо ревизора есть источник, из которого все выходит и в который все возвращается. И потому-то там каждое слово на своем месте, каждое слово необходимо и не может быть ни изменено, ни заменено другим. Оттого-то и комедия Гоголя представляет собою целое художественное произведение, особный и замкнутый в самом себе мир и может подлежать только рассмотрению немецкой, умозрительной критики, а отнюдь не французской, исторической. Лица поэта нет в этом создании, и потому, чтобы понять "Ревизора", нам совсем не нужно знать ни образа мыслей, ни обстоятельств жизни его творца.

Чацкий решается допытаться от Софьи, кого она любит, Молчалина или Скалозуба. Странное решение - к чему оно! Другое бы еще дело: допытаться, любит ли она его. Что ему за радость узнать от нее, что она любит не Молчалина, а Скалозуба или что она любит не Скалозуба, а Молчалина? Не все же ли это равно для него? Да и стоит ли какого-нибудь внимания, каких-нибудь хлопот девушка, которая могла полюбить Скалозуба или Молчалина? Где же у Чацкого уважение к святому чувству любви, уважение к самому себе? Какое же после этого может иметь значение его восклицание в конце четвертого акта:

…Пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!

Какое же это чувство, какая любовь, какая ревность? буря в стакане воды!.. И на чем основана его любовь к Софье? Любовь есть взаимное, гармоническое разумение двух родственных душ, в сферах общей жизни, в сферах истинного, благого, прекрасного. На чем же могли они сойтись и понять друг друга? Но мы и не видим этого требования или этой духовной потребности, составляющей сущность глубокого человека, ни в одном слове Чацкого. Все слова, выражающие его чувство к Софье, так обыкновенны, чтобы не сказать пошлы! И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом - Молчалина. Он ссылается на воспоминания детства, на детские игры; но кто же в детстве не влюблялся и не называл своею невестою девочки, с которою вместе учился и резвился, и неужели детская привязанность к девочке должна непременно быть чувством возмужалого человека? Буря в стакане воды - больше ничего!.. И вот он приступает к объяснению. Вы думаете, что он сделает это как светский и как глубокий человек, как-нибудь намеками, со всевозможным уважением и к своему чувству и к личности той, которую, какова бы она ни была, он любит? Ничего не бывало! Он прямо спрашивает ее:

Дознаться мне нельзя ли -

Хоть и не кстати, нужды нет, -

Мотив — это элемент сюжета, неоднократно повторяющийся в повествовании. Развитие, взаимодействие «характеров, мелодий, мотивов» и составляет сюжет художественного произведения. Попробуем рассмотреть основные мотивы в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Как замечает Б. Голлер, вступительный мотив пьесы — это беспокойство. Беспокоится Лиза, беспокоится Фамусов, услышав трезвон и застав своего секретаря рядом с комнатой дочери. Беспокойство заметно затем в поведении Софьи: она тревожится об упавшем с лошади Молчалине. Беспокойство прослеживается и в поведении Чацкого: он озабочен уклончивыми ответами Софьи, ее похвалами Алексею Степановичу. Наконец, Фамусов обеспокоен устройством судьбы дочери:

Тот нищий, этот франт-приятель;
Отъявлен мотом, сорванцом;
Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом!

Затем гости Павла Афанасьевича «беспокоятся» о судьбе Чацкого. Здесь мотив беспокойства сливается у Грибоедова с мотивом молвы.

Впервые мотив молвы возникает в речах Лизы, когда она советует влюбленной барышне быть осторожнее. «Грех не беда, молва не хороша», — уверенно заявляет Лиза. Мотив молвы реализуется и в сплетнях, распускаемых о Чацком, в слухе о его безумии. Характерно, что каждый из гостей Фамусова выдвигает свою версию сумасшествия героя. Мотив молвы реализуется и в речах Фамусова, в его озабоченности «общественным мненьем». В финале пьесы, увидев ночное свидание дочери, он восклицает: «Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Другой близкий по смыслу мотив — мотив обмана. Этот мотив в пьесе задается образом Софьи. Ему противоположен мотив истины, правды, связанный с образом Чацкого. Поиски истины определяют общественную позицию героя и его имидж влюбленного.

Сквозным на протяжении всего действия комедии является мотив слепоты и прозрения. В третьем явлении Софья выходит из комнаты со свечой, однако свеча здесь неуместна — уже рассвело. Свеча эта символизирует нравственную слепоту героини, ошибочность ее суждений, ее незнание. Софья как бы не видит очевидного, блуждая в темноте. Характерно, что героиня в этой сцене тушит свечу — она не только не видит истинного положения дел, она как бы не желает ничего видеть, ей нравится ее состояние.

Подтверждение тому мы находим в тексте комедии. Софья — единственная героиня, которую Чацкий не критикует. Более того, Чацкий влюблен в эту девушку и верен ей со времен юности. Софья умна, независима, горда. Но самая яркая характеристика ее — любовь Чацкого, избранницей которого не могла стать пустая светская барышня. Безусловно, где-то в глубине души Софья догадывается об истинной натуре Молчалина. Недаром, когда Лиза ненароком упоминает о Софьиной тетушке, от которой сбежал француз, и та с досады поседела, у Софьи бессознательно вырывается: «Вот так же обо мне потом заговорят». Однако она последовательно «переиначивает» поведение Молчалина, находя достоинства там, где их нет. Причиной этого, скорее всего, является романтичность и мечтательность Софьи, ее желание следовать в любви «сентиментальному идеалу».

Мотив слепоты возникает и в конце комедии. Застав Чацкого с Софьей, Фамусов требует немедленно подать свечей: «Сюда! за мной! скорей! скорей! Свечей побольше, фонарей!» Считая себя жертвой заговора и обмана, Фамусов в финале заявляет, что «глупость» на него и «слепота напала».

В финале комедии свеча уже уместна по отношению к Софье и Чацкому — она проливает свет на истинную суть событий, открывает этим героям глаза (здесь возникает мотив прозрения). Однако интересно отметить, что в этой сцене требует света именно Фамусов, который введен в заблуждение, считая, что Софья тайно встречается с Чацким. Несмотря на обилие свечей и фонарей, Фамусов все так же «слеп». Таким образом, мотив слепоты здесь сохраняет свое первоначальное значение.

С этим мотивом тесно связан и мотив глухоты. Как замечает С. А. Фомичев, Грибоедов использует здесь народный фарсовый прием — разговор с глухим. Уже в первом явлении Лиза, не сумев достучаться к Софье Павловне, вопрошает: «Вы глухи? — Алексей Степаныч! Сударыня!.. — И страх их не берет!» Фамусов затыкает уши, не желая слушать «вольностей» Чацкого, то есть по собственному желанию становится «глухим». На балу графине-бабушке «уши залошило», она же замечает, что «глухота — большой порок». На балу же присутствует князь Тугоуховский, который «ничего не слышит». Один из гостей, Репетилов, затыкает себе уши, будучи не в силах вынести хоровую декламацию княжон Тугоуховских о безумии Чацкого.

Глухота действующих лиц здесь весьма символична. Фамусовское общество «глухо» к «прокламированиям» Чацкого, не понимает его, не желает слушать. Все время нарастающий в комедии мотив глухоты подчеркивает консерватизм московского общества, неприятие им новых веяний, нежелание каких-либо изменений. Мотив этот усиливает противоречия между главным героем и окружающим его миром.

Другой сквозной мотив комедии — мотив падения. Он реализуется в сюжете пьесы весьма разнообразно. Воротясь из дальних странствий, Чацкий падает к ногам Софьи: «Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног!» Поучая Чацкого, Фамусов рассказывает о своем дяде, Максиме Петровиче, который неоднократно надает на светском рауте, потешая всех присутствующих и зарабатывая таким образом «почет» и известность в свете. В 7-м явлении Молчалин падает с лошади. И сцена эта как бы предваряет моральное падение героя в финале пьесы.

Мотив падения реализуется и в сплетнях о Чацком. Падение здесь — это не что иное, как «горе от ума», это резкое падение имиджа героя в глазах фамусовского общества. О безумии как о «падении» говорит и старуха Хлестова: «В его лета с ума спрыгнул!»

Таким образом, мотив падения в комедии весьма многогранен. Падение — это падение нравов московского общества, с радостью объявляющего Чацкого сумасшедшим. Падение — ото низкопоклонство, чинопочитание, заискивание перед богатыми, влиятельными людьми, принятое в фамусовском обществе. Это и откровенная низость, пример которой — поведение Молчалина. Это и крушение идеала, открытие истины. Эту драму переживают в пьесе два героя — Чацкий и Софья. Чацкий, узнав всю правду о Софье, о распускаемых ею сплетнях, «отрезвился сполна». Точно так же рухнули мечты Софьи о ее счастье с Молчалиным. В какой-то степени пелена спала и с глаз Фамусова, считавшего свою дочь образцом добродетели. В последней сцене мотив падения сливается с мотивом слепоты и прозрения.

Наконец, падение в комедии — это еще и понижение в должности, ухудшение положения героя. В этом смысле мы можем говорить о падении Лизы, которую Фамусов отправляет в деревню — «ходить за птицей», о падении Молчалина, в одночасье лишившегося своей должности.

С образом Чацкого связаны и два противоположных мотива — мотив отчего дома и мотив дороги, странствий. Воротясь из дальних странствий, он всего лишь один день проводит в доме, где прошло его детство. А далее вновь герой идет искать себе «приют»:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Таким образом, в комедии «Горе от ума» звучит многоголосье самых разнообразных мотивов. Некоторые из них постепенно нарастают в ходе сюжетного действия (мотив падения, мотив одиночества героя, мотив глухоты), звучание других, напротив, приглушается в процессе сюжетного действия и они, наконец, переходят в противоположные.


Close