Муниципальное образовательное учреждение

«Саринская средняя общеобразовательная школа»

Система тренировочных упражнений

по формированию навыка чтения целыми словами

Мухаметшина Флюра Сагитовна

учитель начальных классов

2006 г.

Введение

I. Обучение динамическому чтению.

II. Система тренировочных упражнений по формированию чтения целыми словами.

Когнитивные модели распознавания слов

Можно задаться вопросом, произносятся ли слова внутри себя во время чтения, включая тех, кто научился читать. И в этой маленькой игре разные модели распознавания слов не согласуются. Некоторые считают, что произношение слов является единственным методом доступа к ментальной лексике: нужно перевести группы букв в звуки и произнести слово умственно, чтобы получить к нему доступ, другие считают, что распознавание слов является чисто визуальным. Теория фонологического медиации утверждает, что чтение обязательно проходит через произношение слов: мы переводим написание слова в звуки, чтобы получить произношение прочитанного слова.

    Чтение блоков.

    Отработка дикции.

    Развитие оперативной памяти.

    Интонационная разминка.

а) интонации,

г) громкость,

д) логическое ударение,

е) жесты и мимика.

III. Совершенствование техники чтения про себя.

IV. Нетрадиционные приемы развития устной речи.

V. Упражнения для развития сознательного чтения.

Согласно этой теории, мы произносим слова и воспринимаем речь, разбивая их на элементарные компоненты: фонемы. Определить фонемы сложно, но мы собираемся упростить, говоря, что фонемы - это элементарные звуки, наименьшие звуковые единицы, которыми может манипулировать человек. Слоги, таким образом, состоят из нескольких фонем, которые собраны вместе, один за другим.

Алфавитный принцип гласит, что каждая буква назначается одной или нескольким фонемам: каждая фонема - это звук, соответствующий букве. Можно отметить, что есть случаи, когда звук соответствует группе из нескольких букв. Эти группы называются графемами.

VI. Разработки уроков по чтению.

      Звуки [ф], [ф`], буквы Ф, ф. 1 класс.

      Знакомство с произведениями Л.Н.Толстого для детей. 1класс.

      В.Ю. Драгунский. Заколдованная буква. 3 класс.

      С.В. Михалков. А что у вас. 2 класс.

      В.В. Голявкин. Никакой я горчицы не ел. 4 класс.

Введение.

Перед нами, учителями начальных классов, стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 170 слов в минуту) к концу IV класса. Плохое чтение, заниженная, по отношению к оптимальной скорость влекут за собой почти все беды школьной системы, то есть скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.

Чтение было бы простой автоматизацией расшифровки букв в фонемах: с помощью практики перевод букв в звуки был бы автоматическим и занимал бы все меньшую рабочую память. Модель фонетического медиации. Но у этой модели много проблем. Во-первых, есть хороший шанс, что восприятие речи не основано на фонемах. Это связано с тем, что речевой поток не всегда может быть сегментирован в фонемы: это называется проблемой сегментации.

В некоторых случаях две фонемы могут сливаться в одну фонему: это явление ассимиляции. Это помогает объяснить трудности некоторых учеников с написанием слов, содержащих удвоенные согласные. Это явление особенно заметно с некоторыми согласными, которые могут быть выражены только в том случае, если за ними следует гласная. Тот, кто научился сегментировать слоги в фонемы, не видит разницы и усвоил эти явления, которые он может обрабатывать автоматически. В настоящее время неизвестно, является ли способность сегментировать речь в фонеме, является причиной изучения алфавитного принципа, или если это наоборот, исследования по этому вопросу не являются окончательными.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на 4 и 5) в старших классах, если IV класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту.

В данной работе приведен набор практических действий по развитию техники чтения, которые, по мнению автора, дают наиболее эффективные результаты в данном направлении. Эта работа проводится в МОУ «Саринская средняя общеобразовательная школа» с первых дней обучения учащихся в школе.

Эти феномены особенно усложняют восприятие фонетического сознания французов. Эта модель не объясняет, что слова гораздо легче читать, чем последовательности слогов. В различных экспериментах исследователи сравнивали времена реакции взрослых и детей, которые должны были читать.

Либо слова; или последовательности букв, которые выглядят как слова, но не являются: эти последовательности букв называются псевдословными словами. Результаты этих экспериментов ясны: время реакции и время чтения выше для псевдослов. Мы говорим о влиянии лексики. Эффект лексики также применим к псевдословным словам по сравнению с наборами букв, написанные слоги легче читать, чем последовательности непроизносимых букв, и можно заметить, что псевдословные слова суть последовательности письменных слогов. что означало бы, что слоги оказывают значительное влияние на чтение, но на данный момент мы не будем подробно останавливаться на деталях.

I . Обучение динамическому чтению.

Динамическое чтение – это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить всё, что изображено на картинке – «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя.

Кроме того, частые слова распознаются быстрее, что несовместимо с этой моделью. Это довольно легко выделить: достаточно изучить частоты каждого слова и посмотреть, лучше ли частые слова написаны ребенком, чем другие. Мы можем упомянуть опыт Кэтрин Мартинет из Университета Гренобля, который проводился на первоклассном первом классе. Она начала с изучения частоты слов в используемом руководстве по чтению и выбрала 36 слов: 18 частых слов и 18 редких слов. Результат ясен: частые слова написаны правильно в 78% случаев, по сравнению с только 55% с редкими словами.

Если учитель начинает работу в 1 классе, то по мере того, как дети будут знакомиться с буквами и учиться читать, можно предлагать следующие задания:

    Найди лишнюю букву (сфотографируем)

а, о, в, у, и.

    Найди лишний слог:

бо, но, ро, мы, со, ко.

3.Найди лишнее слово:

река слон мала

речка лев моль

ручей мак мела

Автоматизированная переписка

Наконец, эта модель также несовместима с совокупностью экспериментов по автоматизации задач и процедур. И, наконец, эта модель полностью несовместима с существованием пациентов с чистой алексией. Чистая алексия - это полная потеря чтения: пациенты не могут читать, без какого-либо другого явного расстройства, их видение правильное, их произношение и устное понимание не затрагиваются, интеллектуальные возможности сохраняются, распознавание букв не влияет, так же как управление звуком на языке остается неизменным.

ручка тигр мила

4.Раздели слова на 2 группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ёжик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

5. Из какой сказки слова?

Я – мышка – норушка …

Бежит молочко по вымечку…

Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивает поле зрения таблицы Шульте.

Эти пациенты даже знают, как писать отлично, даже если они не могут читать снова. Некоторые модели обобщают модель полной расшифровки путем добавления распознавания визуальных единиц, больших, чем буква. Согласно этим теориям, каждое слово можно разбить на группы букв, которые соответствуют звуку.

Звуки, которые могут быть связаны с группами букв, несколько, но только три полезны для обучения чтению. Первый тип единицы - это просто слог, который обычно состоит из гласного, окруженного В общем, слог можно разбить на два: согласные перед гласной образуют атаку, а остальное называется рифмой.

По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Ученики считают (читают) про себя, указывая карандашом цифры (буквы).

II. Система тренировочных упражнений по формированию

чтения целыми словами.

Задачи: Отработка навыка чтения целыми словами, сведения к минимуму ошибок при чтении, осознанность чтения, выразительность чтения.

Новичок-читатель, который использует алфавитный принцип, по существу расшифровывает букву по букве, в то время как опытный читатель узнает группы букв, произношение которых он знает: буквы связаны с соответствующими фонемами, слоги, записанные в соответствующие устные слоги, и т.д. группировка букв воспринимается как единое целое, взятое в целом в рабочую память ученика.

Согласно этим теориям, распознавание слов основано на произношении этих группировок только в начале обучения. Через некоторое время мозг заканчивается мыслительными словами как полные группы: группы букв, которые составляют слово просто сгруппировано в рабочую память, что позволяет распознать слово, не произнося его.

Упражнения занимают 10 – 15 минут уроков чтения.

Виды упражнений:

    Чтение блоков.

    Отработка дикции.

    Развитие оперативной памяти.

    Интонационная разминка.

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

(Задача – умение ровно и глубоко дышать – владеть дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика).

Изучение для чтения - это просто запоминание базовых групп, таких как написанные слоги или полные слова. И явное изучение письменных слогов явно является плюсом этой маленькой игры. Макклелланд и Румельхарт предложили чисто визуальную модель распознавания слов: интерактивная модель активации, состоящая из сети нейронов, и относительно хорошо имитирует большинство эффектов распознавания слов.

В этой модели наш мозг запоминает буквы, слова и некоторую информацию о написании писем: у нас есть перцептивные воспоминания, которые позволяют нам эту фантазию. В этом случае это память визуальный, посвященный распознаванию форм. Каждая визуальная информация, касающаяся буквы или слова, образует целое, мнемическое звено. Существует три типа единиц.

1. Задуйте свечи.

    Сделайте глубокий вздох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

    Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

    Представьте, что перед вами именинный пирог(торт). На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

    Визуальные особенности: это куски букв, такие как вертикальные полосы, горизонтальные полосы или другие элементарные формы, которые собраны для формирования букв; буквы; слова. Шаблон интерактивной активации. То же самое для функций: каждая буква связана с функциями, которые ее составляют, поэтому эти ссылки являются связями между слоями. Когда наш мозг воспринимает функцию, он имеет тенденцию активироваться в нашей перцептивной памяти, но эта активация не сохраняется на месте и распространяется через связи между единицами. -активировать буквы, содержащие эту функцию.

2. Побрызгайте бельё водой (в один приём, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

3. В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений.

Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2 – 3 раза).

4. Выдох со счетом.

Если когда-либо письмо достигает достаточного уровня активации, оно воспринимается напрямую, и одно и то же явление происходит с буквами, которые могут активировать слова. Следует отметить, что активация также может снизиться. Активация слова может дать дополнительную активацию букв, которые составляют его: это позволяет объяснить эффект лексики, а активация буквы может активировать функции, которые еще не были восприняты. Следует также отметить, что ссылки не просто распространяют активацию: некоторые ссылки могут допускать обратное.

Некоторые звенья, таким образом, являются тормозными связями: при этом активация устройства может частично отключить другую единицу. Различные единицы слоя взаимосвязаны такими ингибирующими ассоциациями. Таким образом, если письмо распознается, другие буквы отключены. То же самое для слов: распознавание слова будет препятствовать распознаванию других близких слов, чтобы избежать конфликта. Слова и буквы конкурируют друг с другом, препятствуя друг другу, и только один выигрывает слово или письмо.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки.

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка…

(и т.д. до полного выдоха)

5. Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].

Вот почему время идентификации слова зависит от его орфографической окрестности, количества похожих слов. Чем больше слово выглядит как другие слова, тем больше конкуренция между словами будет длинной и суровой, и больше время идентификации будет высоким.

С другой стороны, эта модель ничего не говорит о влиянии фонологической осведомленности на обучение чтению. По правде говоря, это очень простая модель, которая позволяет объяснить визуальную идентификацию слова, но которая ничего не может сделать о фонологических аспектах чтения.

Мам, меду б нам,

Мам, молока бы нам.

6. В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этаж. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

7. Лисичка – сестричка.

Представьте, что вы хитрые лисички и хотите у вороны стащить сыр. Слова нужно произносить тоненьким голосом.

Кроме того, следует отметить, что эта модель была проверена только на четырехбуквенных словах, то есть на однослоговых словах. Ничто не говорит о том, что эта модель применима как таковая к более длинным словам: может потребоваться добавить слой, который содержит написанные слоги, чтобы заставить его работать, например.

Вторая модель утверждает, что есть два пути доступа к ментальной лексике, которые полностью независимы. Знакомые слова распознаются визуальным процессом; в то время как неизвестные незнакомые слова декодируются символами буквенно-фонетических соответствий. Хороший читатель, таким образом, имеет визуальную траекторию адресации и путь фонологической сборки. Путь адресации автоматизирован: распознавание слов таким образом является автоматическим и не включает в себя сознание.

2. Чтение блоков.

Тренировка речевого аппарата, раннее выявление дефектов речи, отработка навыка чтения целыми словами.

Буквосочетания или блоки записываю на доске в столбик или ряд. Материал для блоков – это наиболее часто встречающееся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями.

Модель была смоделирована на компьютере, и она дает прогнозы, совместимые со многими экспериментами. Работа канала адресации не указывается в модели, но можно предположить, что интерактивная модель активации может быть достаточной, с потенциально некоторыми дополнениями.

В случае дислексии по крайней мере один из двух путей будет поврежден. Если путь сборки поврежден, пациент испытывает трудности в расшифровке слов фонологическим способом: распознавание редких слов и псевдословных слов тогда является плохим. При достижении маршрута адресации морская свинка имеет проблемы с чтением нерегулярных слов, которые не произносят, когда они пишут.

1) Слитное прочтение двух рядом стоящих букв .

(Первая группа блоков)

а) Ай уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

еу ад аж ай ам ан ар ах! ей ел ем

ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!

эх! юг юз юм юн яд як ял ям ян яр

б). ба бы бэ-э-э во! вы га да до же за

ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на

не ни но ну по ра ре си су та те

то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че шу ша!

щи бр-р-р кшш…тшш… тсс

в). ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во- во!

га-га-га! да-да-да! эй-эй!

ну-ну! то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!

ба-ба дя-дя па-па ма-ма.

При прочтении этих блоков начинается обучение понятию ударения, ударного слога и отработка различных вариантов звучания слова при изменении ударного слога. Также при чтении всех блоков обычно берутся разные интонации чтения, т.е. один и тот же блок мы с ребятами читаем, например, интонацией перечисления, вопросительной, удивления и т.д.

2) Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.

(Вторая группа слов)

а). Ага бай сам шар пах

аут баз бык бэр вон

выя дар дом бей ели

ему зея сею уже зал

ива тик хил зим лиф

тих бия кар лих люк

лят миф мул мыс мэр

нас нет нищ нот гну

бой лом сон ост лот

мох бош пол Юра рек

оси суп эта тел тот

эту тыл тюз ума муж

кум рус дух Уфа Уфу

уха уже чек чуб шаг

щит эхо юга тюз юму

дюн яды яку мял яма

б). Аа – ага – яга – яма – ява – Яна

ад – сад – суд – сед – дед – бед

ай – бай – рай – лай – лей – лес

ам – сам – эам – там – нам – наш

ар – шар – кар – кур – рук – рак

ах – пах – пат – мат – мад – май

ау – ату – туш – уши – шин – шит

ау – аут – шут – шуб – шум – ума

ба – баз – бал – бел – бег – бес

в). бэ – бэр – бор – бур – бут – бус

во – вон – вот – воз – вол – эол

вы – выя – выл – вил – вал – дал

га – газ – гаи – уаз – азы – азу

да – дар – дыр – рыб – раб – рыл

до – дом – дон – док – око – мод

ей – бей – пей – пел – пил – пир

ел – ели – дел – мел – сев – тел

ем – ему – тем – там – том – сом

ей – Зея – шея – шеи – шею – шеф

ею – сею – сою – пою – пой – поп

же – уже – ежу – еду – ежи – жив

за – зал – зав – зам – зад – зуд

иа – ива – Ира – Раф – риф – рис

ик – тик – так – мак – лак –Тит

ил – хил – вил – жил – зил – бил

им – зим – ими – иди – или – ила

иф – лиф – мек – лук – луч – луб

их – тих – тис – тип – туп – топ

Ия – бия – яик – яки – яги – гид

ка – кар – жар – жир – жор – гор

ли – лих – тих – тех – мех – мох

г). лю – люк – кки – Луи – луц – лиц

ля – ляп – лэп – лип – лис – сил

ми – миф – мир – мор – мур – муз

му – мул – нул – луг – луч – куч

мы – мыс – мыт – мот – мое – мой

мэ – мэр – рем – ром – рос – рощ

на – нас – сан – сап – нес – сел

не – нет – нее – ней – нем – ним

ни – нищ – нив – нов – ног – Ной

но – нот – тон – той – тор – тощ

ну – гну – гни – ген – вен – век

ой – бой – бои – мой – мог – мол

ом – сом – лом – том – ком – пом

он – сон – кон – тон – оно – они

ос – ост – сто – дос – дом – ома

от – лот – пот – мот – тот – рот

ох – мох – мух – охи – ахи – мах

ош – бош – бот – бог – бок – док

по – пол – пал – мал – дал – жал

ра – Юра – эра –рак – рок – роз

ре – рек – век – вак – ваз – воз

си – оси – сив – сиг – миг – маг

су – суп – сук – сок – ток – так

су – сук – суп – щуп – щук – щек

та – эта – эра – раб – рад – род

те – тел – тол – вол – дол – дел

то – тот – тут – аут – кут – кум

ту – эту – туя – туф – тур – бур

ты – тыл – пыл – пол – гол – год

тю – тюз – тоз – туз – узы – зуб

уа – ума – ура – мак – рак – так

уж – муж – луж – лыж – пыж – паж

ум – кум – ком – кот – кол – кал

ус – рус – усы – сыр – сер – сет

ух – дух – худ – уха – ура – ума

фа – Уфа – фат – фар – фил – Фил

фу – Уфу – фут – Фет – фен – фон

ха – уха – рам – Рим – ран

хе – ухе – ухо – хор – ход – вод

че – чуб – чур – Чук – чик – чин

3). Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

(Третья группа блоков)

а). Бокс борт борщ верх волк

гонг диск Ейск зюйд Иезд

Лувр люфт лязг матч мозг

нерп порт корт пунш Рижт

факт финт фунт

шурф щедр

б). Акт акр барс болт Вахш винт

герб горд горн ГОСТ гурт дерн

зонд зонт корт лифт лярд морж

пуст путч ринг ромб рост сорт

фонд форт цинк шарф шест шелк

Фразы для чтения.

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

4). Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

(Четвертая группа блоков)

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные в начале слова необходимо прочитывать в один прием.

Блок блях барк взор ВГИК вжик!

влип враз врач вред все втуз

Где глуп граф грач грех гриф

Джаз дни дней дроф друг ждал

Жрец звон злой знак зной клев

Клич клуб клюв ключ кляк КМА

Фразы для чтения.

Её плащ был плох.

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

5).Чтение наиболее трудных однослоговых слов .

(Пятая группа блоков)

Вверх взмах взнос взмыл вклад

гвалт тракт Днепр Днестр дрозд

монстр перст пёстр пункт склад

смысл спорт столб страж треск

хвост Холмс штамп штурм

Значение слов, доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Объясняя значения слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.

6).Чтение двуслоговых слов.

(Шестая группа блоков).

Особое значение имеет навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги вертикальной линией.

Аббат бедных браво велю

абсурд без фар брикет венки

Аган белый бронза верни

ажур бизон бронхит верхи

Акбар броню броню весна

Фразы для чтения.

Я вверх вез хлеб.

Жнец ждал.

Плох дом.

На наш дом грач сел.

7).Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

(Седьмая группа блоков)

При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака.

Мы взгрустнули, видя с ели

Как внизу другие сели

сели – съели

Семка – съемка

приезд – съезд

прием – объем

веду – въеду

взял – изъял

Фразы для чтения.

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята.

Слова с мягким знаком на конце.

Быт – быть ест – есть вонь – вон

гость – ГОСТ мел – мель даль - дал

ел – ель пусть – пуст кровь – кров

плот – плоть тронь – трон рис – рысь

Фразы для чтения.

Не лезь вглубь – там грязь.

Шли сквозь огонь, сквозь пыль.

На следующем занятии предлагаются для чтения пары слов с разделительным мягким знаком.

Бабе – бабье семя – семья

Коля – колья чего – чьего

дарю - Дарью браня – враньё

8). Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.

(Восьмая группа блоков).

Адская датская домашний

акция деньжата артистка

амплуа дибазол ассорти

знание водная вольница

горячка заморозь епископ

изморось качели лошади

коробка корзина машина

Программа: «По тропе знаний» Цель программы: создание системы обучения и воспитания для формирования интеллектуальной инициативы... качеств. Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Ноябрь...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 2 17

    Программа

    Ду обучения предполагает формирование целостных (синтетиче­ских) приёмов чтения слов (чтение целыми словами ), интонаци­онное объединение слов в... осанки, плоскостопия, зрения; выполнять упражнения дыхательной гимнастики , психо­регуляции; составлять при...

  • Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ооп система оценки достижения планируемых результатов ооп содержательный раздел

    Пояснительная записка

    ... слов . Чтение Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами ... навыки по са мостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз...

  • Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии серия «Практикум по психологии»

    Документ

    Темп чтения и овладеть приемами более продуктивного чтения . Цель занятия. Обучение некоторым тренировочным упражнениям в целях повышения скорости чтения . Оснащение...

  • Взято от сюда: http://doshkola5.ru/

    Меня часто спрашивают, что я думаю об обучении чтению целыми словами и почему я не использую этот метод в своих занятиях.

    С чего начиналось

    Давайте обратимся к истории. С XVI века в России использовали буквослагательный метод. Раньше буквы были аз, буки, веди… мало того, что буквы надо было выучить, их обозначение, так еще и то, как они называются. Учили названия букв, затем составляли из них слоги, заучивали их, читали по «складам». «Буки да аз, буки да аз». Что будет? - «ба-ба». Такой чисто механический способ. Дети мало что понимали, но запоминали. Недостатки этого метода: во-первых, не развивал детей умственно, они не понимали, что это такое, откуда, как из сочетания каких-то значков получались слова. И во-вторых, этот способ очень долгий (до двух лет), и таким же способом обучали письму. В итоге три - четыре года ходили в школу, чтобы получить основы грамоты.

    Истоки метода Н. А. Зайцева

    На смену этому методу в XIX веке появился слоговой. Стали не буквы изучать, а слоги показывать, как Зайцев на кубиках: слоги, слоги, слоги… Их надо выучить. Дети видят их на кубиках (карточках, таблицах) и запоминают, не понимают, но запоминают. С 3 лет дети, манипулируя кубиками, где нарисованы слоги, начинают их комбинировать, и, казалось бы, читать по слогам. Составил кубики с известными слогами и читает. Эффект хороший, в 3 года читает, раннее обучение! Зайцев ездит с семинарами, продает эти кубики с инструкциями, до сих пор есть детские сады, которые работают по этой методике. Но история отвергла этот метод, он не прижился.

    Недостатки слогового метода обучения чтению

    Почему? В чем недостатки? Он все равно механический! Да, он сокращал сроки, потому что из процесса обучения было исключено заучивание названий букв и составление из них слогов. Ученикам предлагалось выучивать сразу слоги. Но откуда взялись слоги дети тоже не знали! Слоги не отражают звукобуквенное письмо, поэтому, когда такие дети идут в школу и начинается звуковой анализ слова, то, что они складывали слоги –не помогает, у таких детей много ошибок при письме, они не слышат, как звlittle girl reading a bookучит слово. У нас письмо звукобуквенное, мы определяем по звучанию какую букву написать и пишем ее. Чем прозрачнее для человека звуковая ткань слова, тем грамотнее письмо. Поэтому на смену слоговому методу пришел звуковой-аналитико-синтетический метод. Начинается с разложения слов на слоги, звуки - это анализ, а потом соединения их - синтез. Более развивающий метод, более понятный детям.

    Метод целых слов

    Широко используется родителями, заимствован из Америки. Дается картинка, под картинкой слово. Детям показывают это и они запоминают начертание слова и постепенно начинают читать. Казалось бы – красота! Родители в восторге, ребенок уже не «быкает», не «мыкает» слоги, а читает сразу слово или даже фразу из знакомых слов. Но дети заучивают слова! Они не в состоянии прочитать незнакомое слово!

    Почему этот метод до сих пор используется в Америке и является там оправданным?

    Потому что у них написание слов и их произношение не совпадает. Да, у нас не совпадает тоже, но не до такой степени. Там действительно нужно запоминать как пишется слово. Вспомните как вы изучали английскую грамматику, сколько там правил чтения? Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не в состоянии их усвоить, и поэтому чтение слов надо запомнить. К тому же в английском языке много коротких слов, гораздо больше, чем в русском. Этот метод оправдан для английского языка, и дети, изучая его как иностранный, в раннем возрасте тоже учатся так читать.

    Но он не подходит для русского языка и поэтому еще в 35 году прошлого века был отвергнут, как не соответствующий природе русского языка и дающий плохие результаты в обучении. Дети делали очень много ошибок при письме: пропускали буквы, искажали слова (в английском языке нет изменения слов по роду и спряжению, а в русском слова должны менять окончание).

    То же с Японским языком – иероглиф обозначает слово, поэтому у них обучение на словах и заканчивается, а мы должны знакомиться с буквами и звуками. И в связи с этим, применяя японский Шичида метод обучения детей, я опускаю занятия по обучению чтению методом целых слов.

    Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу, делитесь своим опытом обучения чтению.


    Close