Жизнеописание святой Людмилы

Святая мученица Людмила жила в конце IX - начале X века. Будучи дочерью сербского князя, Людмила была выдана замуж за Боривоя - правителя Чехии. Людмила сразу приняла в сердце родину мужа, полюбила чешский народ. Людмила и Боривой стали первой христианской княжеской четой в Чехии. К христовой вере их привела проповедь святого равноапостольного Мефодия , одного из двух великих братьев – учителей словенских. Святитель Мефодий крестил благочестивую чету около 871 года. Как истинные христианские правители, князь Боривой и княгиня Людмила стремились приобщить к открывшейся им вере весь свой народ, строили храмы, заботились о нуждах духовенства.

Эта запись была опубликована и помечена тегом. Святой Вацлаус - сын Вратислао, благоразумный, горячий и добрый христианский принц, и Драгомира, принцесса сильного, жестокого и вероломного гения, языческой семьи Стодорова, в Лютеции. Дуальность этого брака: христианин-язычник был очень важен в жизни Святого Герцога. Тогда молодой принц увидел в лоне своей семьи последствия борьбы смешанной религии; позже ему пришлось столкнуться с тем же в жизни своего народа. Проблема была более острой, когда политические конфликты объединились с религиозным соперничеством.

Мирное христианское правление было прервано ранней кончиной Боривоя, он умер, когда ему было 36 лет. Святая Людмила и после смерти мужа вела строгую, благочестивую жизнь, проводила свое время в молитвах и делах милосердия, по свидетельству Жития, «все свое имущество раздавала нищим». Она продолжала заботиться о Церкви и в правление своего сына Вратислава. Любимцем святой Людмилы был ее маленький внук Вячеслав (Вацлав), она воспитывала его в духе христианских заповедей, и ребенок рос благочестивым, очень любил свою бабушку.

Хотя первые семена католической веры были получены богеманами Византии, однако великая миссионерская работа была плодом западных миссионеров и даже немцев. Этот факт возник, во-первых, в силу обрядов: славянских с римскими, а затем и влияния немцев в общественной жизни богемцев.

Как следствие, наоборот, возникло тогда языческое восстание, преследование христиан, возглавляемое Драгомирой; заговор Болеславии и, наконец, фатальный план мученичества святого Вацлава. Таким образом, панорама того времени была очень сложной и очень неясной.

К сожалению, жена Вратислава, Драгомира, была христианкой только на словах, душа ее стремилась к языческим увеселениям, но пока был жив ее муж, она не давала воли своим страстям. Когда Вратислав умер, правителем стал благоверный князь Вячеслав , воспитанник святой Людмилы. Но мальчик, вступивший в княжение, был еще очень юн, чтобы помешать матери начать возрождение языческого мира. В Чехии начали сооружаться идольские капища, новопросвещенный народ опять вовлекался в языческие обычаи.

Чтобы преодолеть все эти трудности, благо нации и католических миссий потребовало проворного, благоразумного и святого князя. Именно Сент-Вайнслаус лучше всего ответил на эти требования. Режиссер его бабушки, Санта Людмила, он был умным, послушным и с необычайной склонностью ко всему хорошему. Позже, уже в Коллегии Благородных, под руководством мудрого учителя, эти добродетели еще больше осветили молодого студента. Интеллектуально он отличился своим остроумием; духовно, за чистоту обычаев; за преданность Христу в Святом Причастии и за его сыновнюю привязанность к Пресвятой Деве.

Святой Людмиле было очень больно видеть, как гибнут ростки христианской веры, так любовно взращенные ею вместе со своим мужем, как чешский народ опять начинает погружаться во мрак язычества. Святая Людмила открыто выразила недовольство своей невестке. В душе Драгомиры властолюбивые амбиции сплелись с языческим безумством, от этой гремучей смеси родились ненависть к благочестивой свекрови и замысел ее убийства.

Но единственное почитание, которое он исповедовал Деве, заставил его почувствовать крайнюю любовь к чистоте. Добродетель, который казался самой возвышенной нотой его характера. Несмотря на то, что он прожил эту атмосферу святости, Вацлао не забыл приобрести и качества будущего суверенного лорда Богемии.

В 925 году, спустя три года после внезапной смерти Вратислао, Вацлао, считая себя готовым к правительству своей родины, совершил государственный переворот и исключил из регентства свою языческую мать. С его помощью он также устранил неустанную борьбу с христианами и все привилегии, которые в те времена завоевывали язычники. Это заканчивается жестокостью и дикостью этих идолопоклонников и начинается время истинного мира и конструктивной работы.

Следуя слову Писания – удаляться от всякого зла, святая Людмила, узнав о решении невестки, уехала из столицы в город Течин. Но это не умерило ненависть Драгомиры, и святая Людмила была задушена в Течине подосланными убийцами в 927 году. В Житии святой сказано: «Таковым образом блаженная Людмила, угодив Богу, пострадала мученически».

В качестве внешнего сигнала нового правительства Вацлао совершает огромную передачу мощей своей бабушки Святой Людмилы в Пражский собор. Он с большой осторожностью выбирает своих министров и военачальников и начинает интенсивную работу по распространению веры.

Во всем этом окружении находится тот, кто своим примером реализует высокие идеалы Христа. Он точно выполняет закон Божий и горячо практикует христианские добродетели. Можно сказать, что среди государей был единственным, кто исповедовал такую ​​эффективную веру, такую ​​горячую милосердие и избранные добродетели. Его культ святой Евхаристии не прекращался в простом почитании, а превосходил мельчайшие детали, как сеять пшеницу, предназначенную для евхаристического хлеба, и сжимал своими же руками гроздья винограда, которые давали бы вино для священной жертвы.

Мощи святой мученицы Людмилы были погребены в Течине у городской стены. Над ее могилой стали совершаться чудесные знамения и многочисленные исцеления.

Благоверный князь Вячеслав горевал о кончине своей бабушки, которая была ему духовно ближе родной матери. Узнав о чудесах, совершающихся на могиле святой Людмилы, князь совершил перенесение святых мощей в город Прагу и положил их в церкви Святого великомученика Георгия Победоносца, где они покоятся по сегодняшний день.

Босиком, он посетил церкви в холодные и снежные ночи, чтобы поклоняться Блаженному причастию. Не менее горячая преданность Пресвятой Деве Марии заставила его сдаться ей в обет целомудрия на всю его жизнь. Весь этот образ жизни - несомненно, истинной святости - вызвал большое восхищение как в Богемии, так и в других суверенных судах Европы; его обычно называли «святым князем».

Ничего странного в том, что вокруг этой жизни родилась чудесная тайна многих легенд. Их увековечил чешский историк Пекарц. Драгомира, завидовавшая расцвету христианства и мирному правлению Вацлауза, вызвала жестокую войну против него соседнему принцу Гуримы Радислао.

Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать Драгомиру в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ею преступления и кающейся грешницей вернулась в христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.

Радислао, по правде говоря, вторгся в Богемию, и по его следам сеял панику и смерть. Война была большим сюрпризом для всех. Однако Вацлао оставался спокойным, потому что, будучи истинным последователем Христа, он не хотел проливать кровь невинных. Поэтому он послал посольство, чтобы выяснить причины вторжения. Радислао, рассматривая позицию герцога как доказательство слабости, потребовал как условие мира полную капитуляцию Богемии.

Эти обстоятельства требовали справедливой защиты страны. Венцлао быстро подготовил его и вышел навстречу захватчикам. Когда две армии встретились, герцог, прежде чем начать битву, попросил личного интервью с Радислао. Верный своей католической вере, он убедил Радислао, что, поскольку война является вопросом для них обоих, они должны разрешить судебный процесс, и с этой целью он пригласил захватчика к конкретному бою до победы. Радислао, уверенный в своем успехе, принял поединок и выступил против святого герцога, вооруженного Голиафом.

Внук святой Людмилы – святой воин-мученик Вячеслав – является покровителем Чешской земли. Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в христианской вере своего внука Вячеслава. Здесь, в Праге, святого Вячеслава любят все – ему молятся, ищут его покровительства как католики, так и православные.

Вацлао, напротив, поставил его в руки Бога, и во имя Бога он дал сигнал сражения. Радислао собирался стрелять в дротик, внезапно он увидел двух ангелов впереди и услышал голос: «Не бросай его». Спустя мгновение, в ужасе, он оставил свое оружие и поклонился ногам Вацлао, прося прощения и приняв все условия мира.

Однажды Вацлаус, услышав две массы, опоздал на собрание. Император и князья считали этот недостаток великим пренебрежением. Они согласились продемонстрировать свой гнев. Однако, когда появился Вацлао, каждый получил его с должными почестями, даже сам император, потому что все с большим удивлением увидели, что герцог Богемия вошел в комнату в сопровождении ангелов, воздвигнув перед собой большой золотой крест. Святость Вацлао получила общее уважение. Однако пламя ненависти оставалось живым в языческом сердце Драгомира.

Значение иконы

Икона Святой Людмилы Чешской рассказывает нам о жизни княгини. Но беды ее, которые она мужественно перенесла, случаются и в жизни обычных женщин. Потеря любимого человека, проблемы с родственниками. История этой святой учит нас преодолевать трудности, оставаясь верной себе, своей вере, дарить любовь и помогать людям.

Более того, был другой человек, который размышлял о том, как уволить и лишить короля Праги на троне. Это был его младший брат, Болеслао. Случай вскоре появился. По случаю рождения сына Болеслао организовал большие партии и пригласил Болеславию к брату Вацлао. Святой Герцог принял это приглашение и отправился в Болеславию, где он получил все королевские почести. Однако эти гала были ложью, созданной его братом. В разгар господствующей радости, когда Вацлао, в течение ночи, отправился в следующую церковь за своим обычным обожанием, Болеслао напал на него и, нарушив святое право гостеприимства, вместе со своими помощниками, он убил своего беспомощного и вопиющего гостя.

Где хранятся мощи святой мученицы

Храм Святого Георгия Победоносца, в котором князь Вячеслав положил святые мощи своей бабушки, некогда был самым древним православным храмом в Праге. Потом он стал католическим, а сейчас в нем находится музей. Святые мощи великой православной святой покоятся там и в настоящее время. Но паломников к первой славянской святой мученице не пускают. Официально мощи святой Людмилы принадлежат чешскому государству, и люди, отвечающие за сохранность памятников истории и культуры, считают, что это нанесет вред историческому достоянию государства.

Убийцы после короткого ликования вскоре получили свое достойное наказание. У Драгомира и Болеслао была жалкая смерть. Святой Вацлав был провозглашен покровителем всех стран короны богемцев. Под флагом святого Вацлао армия борется и с призывом святого развивается национальная работа.

Преданность распространена, и многочисленные церкви, а также многие памятники, посвященные святому герцогу, свидетельствуют о живой любви чехословакии к нему. Самый красивый памятник, произведение профессора Мысблека, украшает лучшую площадь в Праге. Сегодня в Чехословакии царит святой Вацлав.

Но стараниями православных верующих мощи святой Людмилы не остались без поклонения. Сейчас на раке с мощами святой Людмилы теплится православная лампадка и стоит православная икона. Каждую неделю чтец Александр на этом святом месте возле мощей святой мученицы Людмилы возносит молитву обо всех известных и неизвестных ему Людмилах.

Славянские основы Когда Польша получила христианство в десятом веке, она составляла территорию между Русским Великим Герцогством на востоке, Пруссией и Померанией на северо-востоке и севере, племенами вендов на северо-западе, германской империей до Одера на западе и Моравией в на юге и юго-западе. Как только герцог Мечислав из Польши потерпел поражение в 963 году Вендосом, он пытался защитить себя от них подчинением немецкому императору. Но, несмотря на благоприятную возможность для введения христианства из Германии, в этом направлении не предпринималось никаких усилий.

Александр Римарчук переехал из Донецка в Прагу в 1998 году, последние пять лет служит псаломщиком в православном храме Святителя Николая. Немало трудов пришлось положить Александру, чтобы создать здесь небольшой православный очаг. Александр рассказывает о том, что несколько лет назад заболел один крупный чешский чиновник, от решения которого зависел пропуск паломников к святыне. И даже не зная, какой веры этот человек, Александр стал горячо молиться о нем у мощей святой Людмилы. И этот руководитель передавал из больницы через других людей слова благодарности русскому парню. Передавал, что ему становится легче от его молитв, а исцелившись, распорядился всем работникам музея пускать Александра к мощам в любое время. С тех пор проблем с проходом к месту упокоения святой Людмилы для Александра не возникает.

Последующее расширение способствовало священники Богемии, и по приказу герцога все крестьяне были крещены. Все идолы были уничтожены, сожжены или брошены в воды. Германское влияние и организация. В этот момент Германия начала миссионерскую работу в Польше. Под защитой императора Иордан, немецкий священник, с большим рвением работал и испытывал множество трудностей в качестве миссионера. Церковная организация страны была непосредственным следствием принятия герцогом христианства. Это не было реализовано усилиями славяно-греческой миссии, но тесные политические отношения Польши с Германией и феодальные отношения герцога с императором с течением времени привели к тесным отношениям с западногерманской церковью, продолжая следовательно, прочная основа и организация польского христианства.

Его руками в государственном музее создан островок православия. Ему и не отказывали, и не разрешали. Александр, помолясь, взял да и затеплил лампаду - на свой страх и риск. А потом и икона Святой Людмилы Чешской здесь появилась. Эту икону Александр купил в московском Свято-Даниловом монастыре. Православная икона эта встречает и провожает пока еще редких паломников из России.

Мечислав, в 977 году, после смерти своей первой жены, женился на Оде, дочери Маргрейка саксонского Дитриха, под влиянием которого греческий обряд уступил место римской форме поклонения. Отто Великий задумал широкие планы постоянной христианизации славянских людей, которые были вынуждены подчиниться его власти. Под его порывом и с его сотрудничеством, первое польское епископство Позень, основанное вначале, было включено в архиепископство Майнца, позднее оно было включено в архиепископство Магдебурга.

Таким образом, была установлена ​​связь польской церкви с Римской церковью, и под влиянием политических условий католическая церковь завоевала превосходство над незримым греческим стилем. Когда не говорили по-польски, католические миссионеры, посланные из Германии, не могли влиять на город, которому славянские миссионеры были обязаны большей частью своего успеха. Конфликты возникли, и очень сложно ввести институты Католической Церкви. Папа считал необходимым делать временные уступки, позволяя проповедовать и литургию быть на народном языке.

В рассказе о святых мощах мученицы Людмилы
использован материал православной газеты «Благовест»,
публикация от 17.06.2005,

Житие Святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской

Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения, Она - первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денницею она может быть названа - ибо светом святости произвела день богопочитания <...> Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею - то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет.

До своей смерти в 992 году Мечислав был верным приверженцем имперской власти. Церковная независимость В тесной связи с национальным элементом и оппозицией славян в Рим и Германию противодействие пап было одной из главных характеристик польской церкви. Духовенство поделилось с князьями этим стремлением к независимости от папы. Брак священников проник в греческое происхождение польской церкви, для которого было общее противодействие безбрачию среди польского духовенства. Безнравственность духовенства, их симония, жадность, политическая интрига и отсутствие церковной дисциплины вызывали антиклерикальное и антицерковное движение среди людей.

«Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии»
(чешская рукопись ХI в.)

В IX веке Чешское княжество входило в состав Великоморавии, объединяя не только племя чехов, а почти всех славян, заселявших окруженную горами территорию на Верхней Лабе с ее притоками Влтавой и Огрже. Союз с Моравией, возникший из политических соображений (борьба с общим врагом), имел для Чехии весьма важное следствие - принятие христианства под эгидой первоучителей солунских Кирилла и Мефодия. Славяне, ведущие объединительную политику, ощущали острую необходимость в духовном окормлении в лоне греко-славянской Церкви, так как Византия служила и духовным, и культурным противовесом Риму, а следовательно, и латинской Германии.

Жизнь благоверной княгини Людмилы Чешской и ее семьи теснейшим образом связана с просветительской миссией равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Согласно Козьме Пражскому, чешский князь Борживой (из рода Пржемысловичей) вместе с супругой Людмилой был крещен епископом Мефодием при дворе князя Святополка Моравского в городе Велеграде. По возвращении в Чехию они возвели первый на своей земле христиaнcкий храм в честь Святого Климента в Левом Градце.

Таким образом, политический союз Чехии и Моравии прорастает духовными плодами. И принявшая крещение Чехия в наступающем Х веке стала выходить на передовые позиции в мире западных славян центра Европы.

Первое житие святой княгини Людмилы, наряду с житием ее внука князя Вячеслава, тоже прославленного в лике святых, составлено во второй четверти Х века одним из выдающихся членов славянской миссии - священником Павлом Каихом, который был особенно близок; к княжескому дому. Это житие известно по двум сборникам: один из них - это русский «Пролог», а другой представляет собой латинское переложение, созданное в Чехии и найденное, в своем наиболее древнем варианте, в той же рукописи, что и Сазавская хроника.

Следуя этому и другим имеющимся письменным свидетельствам, можно в общих чертах восстановить жизнь благоверной княгини.

Святая Людмила родилась в 860 году, по одной версии, в граде Пшов (Козьма Пражский), согласно новейшей историографии - она была родом из Сербии, дочерью сербского князя Славибора. По политическим соображениям в 874 году она была выдана замуж за чешского князя Борживоя.

Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы был построен и второй на землe Чешской христианский храм в честь Пречистой Богородицы, главным пресвитером в котором был известный Павел Каих.

«Видевши, святая блаженная княгине Людмило, все люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщися еси просветити тех светом Христовой веры и в созидании храмов Божuих, и в укреплении веры православныя в стране Чешския» [здесь и далее: из «Акафиста святой Людмиле»] .

Супружество Борживоя и Людмилы Господь благословил двумя сыновьями и четырьмя (по некоторым сведениям - одной) дочерьми, которых они воспитывали в страхе Божием. В 889 году в возрасте 36 лет Борживой умер, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.

«Радуйся, понесшая вдовство твое благочестно и преславно». «Радуйся, вдовственную твою чистоту непорочно сохранившая».

Старший сын княжеской четы, Спитигнев, жил недолго, а младший, Братислав, вступив на престол после своего брата, правил до 921 года. Супруга Братислава, Драгомира, была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой страны славян-лютичей из области стодорян. У Братислава и Драгомиры было двое сыновей - Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца своего, покровительствовавшего христианской вере, столько в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Братислав поручил благочестивой матери своей - святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира, пожавшая в свое время горькие плоды своих наставлений.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском и научила его чтению священных книг.

Чувствуя приближение кончины, князь Братислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря. Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену». И молитвами святительскими возрос в благодатной вере отрок под сению своей бабки.

«Радуйся, внука твоего, святаго князя Вячеслава, в истинах веры воспитавшая».«Радуйся, яко тебе за сие уготовано сокровище вечных благ».

В 921 году князь Братислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава. Могущественные вельможи, пользуясь юным возрастом своего государя, назначили регентшей мать его Драгомиру и воздвигли против него крамолу, так как сильно еще было влияние язычников, которые старались одолеть христианство в Чехии. Орудием этих нечестивых целей они избрали не отставшую от языческих обычаев Драгомиру, и на главу святой Людмилы обрушились все ведомые и неведомые несчастья. Но блаженная Людмила, довершив благочестивый труд свой и видя внука своего уже воцарившимся, удалилась на покой в город Тетин, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении. Сохранившиеся памятники письменности изображают княгиню Людмилу как жену глубоко и горячо верующую, милосердную и сострадательную.

«Радуйся, яко сиротам и вдовицам ты еси была мать и питательнице; Радуйся, и нищим ты еси была милостивая подательнице и обидимых благая защитнице».
«Радуйся, сердце твое на прошение и нужды приходящux к тебе открывала еси; Радуйся, странники и нищие питала еси».

Начало княжения Вячеслава было омрачено трагедией: мать юного князя Драгомира велела умертвить благоверную княгиню Людмилу. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались в покои блаженной стаpицы.

«Так ли помните все мои благодеяния?» - спросила княгиня, но изверги, не внимая речам ее, накинули петлю на старческую шею. «Лучше поразите меня мечом, - смиренно просила Людмила, - чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Но убийцы знали, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, поэтому задушили княгиню. Это случилось в субботу, в первом часу ночи. Было ей тогда от роду 61 год. Душа мученицы отлетела в вечные селения, тело же ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина. Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.

«Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр схваченная и вервием удавленная по вые твоей; Радуйся, яко таковым образом угодивщая Богу, пострадавшая мученически».
«Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является». «Радуйся, яко мощи твоя прославu Господь нетлением благодатно».


Услышав о таковых чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в церкви святого Георгия, где и ныне от них происходит много знамений и чудес.

По свидетельству епископской записи в мартирологии, перенос мощей на знаменитое, освященное место, каковым в то время был Пражский град, был не только символом, но и условием прославления святой.

Почитание святой мученицы Людмилы быстро росло. Официально ее святость признана в 1143-1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. В период где-то с 1197-го по 1214 год епископ Даниэл II благословил писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей. Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.

В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором, весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали голову.

На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным ее атрибутом является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах - веревка. Все это символы ее умучения. Есть редкие иконы, на которых святая изображена с чашей, наполненной виноградом. Часто святую Людмилу изображают вместе с малoлeтним Вячеславом, которого она учит.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.

По установившейся с древних времен церковной традиции, днем памяти святых считается обычно день их кончины, а что касается мучеников, то это уже почти правило.

День памяти святой мученицы благоверной кня­гини Людмилы Чешской празднуется Церковью 16/ 29 сентября.


Молитва святой мученице княгине Людмиле

О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.
О, Преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей земли начав.

КОНДАК, ГЛАС 4

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Источники: Акафист - «Акафисты избранные» стр.91-113.
Издание Задонского Богородицкого монастыря 1996 год.
По благословению Епископа Задонского Никона.
Официальная страница Храма прп. Андрея Рублева в Раменках.


Close