Определение марша как музыкальной композиции с четким ритмом, строго размеренным темпом, бодрым и героическим характером, предназначенной для сопровождения и организации движения людей. Виды маршей, их темп и ритм. Характеристика музыкальных инструментов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРОЕКТ ПО МУЗЫКЕ


ТЕМА: МАРШ

ВЫПОЛНИЛА: АФАНАСЬЕВА АНАСТАСИЯ

1. Что такое марш? Определение

2. Виды маршей

3. Темп и ритм марша

4. Музыкальные инструменты

5. Примеры маршей. С описанием

1. Что такое марш?

МАРШ (фр. marche, от marcher -- идти) - это музыкальная композиция с четким ритмом, строго размеренным темпом, бодрым, мужественным, героическим характером, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Обеспечивает синхронность действий большого числа людей. Благодаря своей простоте и энергичности, марш легко распознаётся в любом ритме. марш музыкальный ритм композиция

Происхождение марша относится к далёкому прошлому. Уже в Древней Греции различные процессии, согласно сохранившимся изображениям на сосудах, сопровождались музыкой, в такт которой двигались их участники. В древне-греческой трагедии хор входил на сцену (парод) и уходил с неё (эксод) в маршевом порядке. В Западной Европе в 14-15 вв., когда "ходьба в ногу" в армиях некоторых стран (Швеция, Пруссия) стала обязательной, возникла потребность в музыкальной организации шествия войск. Марш сформировался как жанр военной музыки.

2. Виды маршей

Основные виды современных военных маршей: строевой, или парадный, церемониальный, (исполняется на парадах и в других случаях торжественного прохождения войск), походный, или скорый, (на строевых прогулках и праздничных шествиях), встречный (при встрече и сопровождении знамени, прямых начальников, при большинстве воинских ритуалов) и похоронный, или траурный, (на похоронах и при возложении венков). Разновидностями строевого марша являются колонный (обычно в размере 6/8 с единой во всех голосах ритмичной фигурой, что придаёт его ритмике особую чёткость) и фанфарный марши - наиболее праздничный, включающий сигнально-фанфарные темы и реплики.

Марш является прикладным жанром. Бывает:

* торжественный - во время праздников и парадов

* военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей - "Прощание славянки"

* спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях

* траурный - "Погребальное шествие" Листа

* сказочный - марш Черномора из "Руслана и Людмилы" Глинки

* юмористический - "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева

* игрушечный - "Марш деревянных солдатиков" Чайковского

* детский - из "Детской музыки" Прокофьева

* песня-марш - "Вместе весело шагать"

Марши можно встретить в музыке театральных произведений - в операх, балетах, драматических спектаклях. Здесь они всегда связаны с действием на сцене и обычно сопровождают какое либо шествие.

Широкое распространение марш получил в армии.Он является одним из основных жанров военной музыки. Помимо организации движения, он призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.

3. Темп и ритм марша

Марш обычно выдержан в размерах 2/4, 4/4, и 6/8 (в балете встречаются и трёхдольные). Его отличают характерные ритмичные рисунки, ведущие происхождение от барабанной дроби, фанфарных сигналов. Видное место в марше занимают острые пунктирные ритмы, синкопы, контрасты отрывистого и плавного движения (staccato u legato). В мелодике марш широко применяются движение по звукам трезвучий ("фанфарные" интонации), яркие скачки, в особенности квартовые от V к I ступени лада, повторы звуков; часто встречаются подчёркнутые возвращения мелодичных упоров. Короткие и энергичные начальные интонации составляют импульсы для последующего мелодичного движения. Преобладают квадратные построения; в целом структуру отличает чёткость членения.

Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп варьируется в зависимости от длительности и быстроты движения - от 60 шагов в минуту в маршах прусской армии 18 в. до 120 шагов в минуту в современных американских и до 140 во французских маршах.

Современный военный марш пишется обычно в трехчастной форме с кратким вступлением, первым коленом, вторым коленом и контрастным трио, за которым повторяются два первых раздела. Концертные марши более старого типа могут иметь несколько более свободную форму. Примером служат два марша Моцарта - медленный и торжественный "Марш жрецов" из Волшебной флейты и быстрая и веселая ария-марш "Мальчик резвый" из Свадьбы Фигаро. Особые виды марша представляют торжественные траурные марши (например, похоронный марш из фортепианной сонаты, ор. 35 Шопена) и марши-шествия (например, хор пилигримов из Тангейзера Вагнера).

4. Музыкальные инструменты

Типичная черта марша - присутствие ритмического (ударного) инструмента.

Современные военные марши с их характерным ритмическим рисунком появились в европейской музыке не ранее 18 в. Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии. Со временем именно этот тип марша, с более подчеркнутым, чем в старом европейском марше, ритмом, стал преобладать в военной, а к 20 в. - и во всеймаршевой музыке.

Военные марши создаются для военного (духового) оркестра.

Обычно марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии, несложное, чаще всего аккордовое сопровождение.

5. Примеры маршей

Примером героического марша может служить марш из оперы Дж. Верди "Аида". Его исполняют симфонический оркестр, а также духовой оркестр, размещённый прямо на сцене. Весь марш строится по существу, на развитии одной темы. Характер музыки воинственный, ликующий, решительный, энергичный, ближе к концу становится светлее и праздничнее.

Песня-марш в большинстве случаев жизнерадостна, уверенна, аккомпанемент всегда чёткий и бодрый, мелодические фразы небольшие, т. к. подразумевается исполнение во время ходьбы, всегда квадратность и двухдольность. Форма может быть куплетной. Очень много таких песен было написано в Советское время

1. «Прощание славянки».В.И.Агапкин.

«Прощамние славямнки» -- русский марш, написанный в 1912--1913 годах штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Ивановичем Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912--1913). Нисколько не потеряв своей популярности за прошедшие годы, по существу является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, военную службу или в дальнее путешествие. За рубежом является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

2. «Салют Москвы».С.Чернецкий.

3. «Варяг». Н.П.Иванов-Радкевич.

4. «Борцы за мир». В. Вишневецкий

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Технология звукозаписи и сведения музыкальной композиции "Find Yourself" группы "The Road" в студии звукозаписи Prosound. Последовательность и особенности записи каждого из инструментов. Концепция сведения данной композиции, расчет времени реверберации.

    дипломная работа , добавлен 21.11.2016

    Развитие музыкальных способностей детей, формирование основ музыкальной культуры. Музыкально-эстетическое сознание. Пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Организация детского оркестра.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Классификации музыкальных форм по исполнительским составам, назначению музыки и другим принципам. Специфика стиля разных эпох. Додекафонная техника музыкальной композиции. Натуральный мажор и минор, особенности пентатоники, использование народных ладов.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Первый музыкальный инструмент. История некоторых русских народных инструментов. Устройство некоторых русских народных музыкальных инструментов. Народные традиции и роль музыкальных инструментов в них. Разнообразные обычаи и обряды на масленицу.

    реферат , добавлен 19.10.2013

    Развитие воображения и творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях. Особенности использования игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на музыкальных инструментах. Характеристика детских музыкальных инструментов.

    аттестационная работа , добавлен 03.12.2015

    Применение музыкальных игрушек и инструментов и их роль в развитии детей. Разновидности инструментов и их классификация по способу извлечения звука. Формы работы по обучению игре на детских музыкальных инструментах в детских дошкольных учреждениях.

    презентация , добавлен 22.03.2012

    Критерии и признаки рациональной классификации музыкальных инструментов, способы игры на них. Систематизация исполнительских и музыкально-исторических классов инструментов; типы вибраторов по Хорнбостелю-Заксу. Классификации П. Зимина и А. Модра.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Клавишные музыкальные инструменты, физические основы действия, история возникновения. Что такое звук? Характеристика музыкального звука: интенсивность, спектральный состав, длительность, высота, мажорная гамма, музыкальный интервал. Распространение звука.

    реферат , добавлен 07.02.2009

    История и основные этапы становления русских народных инструментов. Общая характеристика некоторых российских инструментов: балалайки, гуслей. Музыкальные инструменты Китая и Киргизии: темир-комуз, чопо-чоор, баньху, гуань, их происхождение и развитие.

    реферат , добавлен 25.11.2013

    Основная классификация музыкальных инструментов по способу извлечения звука, его источнику и резонатору, специфика звукообразования. Типы струнных инструментов. Принцип работы губной гармошки и волынки. Примеры щипковых, скользящих инструментов.

Марш в первую очередь ассоциируется с организованным передвижением войск. Чаще всего такие процессии проходят под музыку. Это помогает синхронизировать движение солдат. Поэтому маршем также называется и соответствующий музыкальный жанр.

Происхождение жанра

Ответ на вопрос о том, что такое марш, следует искать в истории тех времен, когда этот жанр только-только складывался. Первые зачатки подобной музыки можно обнаружить еще в античности. В Древней Греции и Римской империи движение войск обязательно сопровождалось музыкой. Это помогало поддержать боевой дух солдат. Именно поэтому марши по своему звучанию чаще всего бодры и энергичны, потому что они должны настроить рядовых и офицеров. С древних времен эта формула не менялась.

«Марш славянки» обладает узнаваемой простой мелодией, благодаря которой он стал едва ли не одним из национальных символов России. Известен он и за рубежом. Произведение часто используется в западных фильмах в качестве атрибута советской или российской армии.

«Марш славянки» получил свое название в знак той тяжелой судьбы, которая уготована всем женам и матерям, проводившим своих мужчин на фронт. Интересно, что оригинальная версия музыкального произведения не включала в себя текст. Все стихи появились уже позднее, когда мелодия стала крайне популярной в русской армии.

В 1915 году были выпущены первые пластинки с записью марша. Именно в это время шла Первая мировая война. Войскам, как воздух, была необходима "духоподъемная" музыка, под которую было бы не страшно уходить на фронт. Именно таким и стал этот марш.

Мелодия не была забыта даже в советское время, хотя многими она не беспричинно воспринималась как символ царской эпохи. До сих пор идут оживленные споры о том, исполнялось ли «Прощание славянки» на судьбоносном параде 7 ноября 1941 года, когда войска отправлялись защищать подступы столицы от нацистских войск.

В современной России под этот марш в путь отправляются фирменные поезда, а также новобранцы, которые покидают родные места, чтобы пройти службу в армии.

Марш Мендельсона

В 1842 году Феликс Мендельсон написал свой самый знаменитый марш, который со временем стал интернациональным символом свадебных торжеств и заключения брака. Первоначально, по замыслу автора, произведение являлось частью концертной увертюры «Сон в летнюю ночь», основой для которой стала комедия английского драматурга Уильяма Шекспира. Прусский король Фридрих Вильгельм стал непосредственным вдохновителем этого немалого труда, заказав у композитора полноценную сюиту.

Но со временем марш Мендельсона стал самодостаточным и зажил своей жизнью. Это яркий пример того, как жанр оторвался от своих военных корней. От предшественников произведение Мендельсона получило узнаваемую структуру и ритм, однако ничего милитаристского в этой музыке уже не было.

"Марш Радецкого"

Классические военные марши также известны по всему миру. Например, такая судьба была уготована произведению Иоганна Штрауса-старшего, написанному в 1848 году. Его «Марш Радцекого» стал посвящением фельдмаршалу, который спас австрийскую монархию от венгерской национальной революции. Это было не только но и яркое выражение лояльности императорской власти. В это время переживал идеологический конфликт со своим сыном (также композитором), поддержавшим восставших и исполнявшим «Марсельезу» на баррикадах.

«Марш Радецкого» ждал невиданный успех. Скоро он стал обязательным атрибутом австрийской армии. Его часто исполняли на фронтах Первой мировой войны для поднятия боевого духа войск. Это энергичная и строгая музыка. Марш и сегодня можно услышать в Вене, которая по-прежнему считается мировой столицей классических академических жанров.

Композиционные особенности

Помимо своих прикладных особенностей, любой марш отличается и узнаваемыми композиционными чертами. Это размеренный темп и четкая структура. Композиторы, пишущие марши, стараются избегать вольностей и чрезмерных импровизаций, потому что в таком случае войскам сложно следовать за ритмом. Часто структура всего произведения основывается на барабанной дроби, и именно ударные инструменты становятся ориентиром для слушателей.

Чтобы точно описать, что такое марш, также необходимо упомянуть несколько его видов. Это произведения, написанные специально для парадов, строевого шага, а также колонного построения. Все они имеют свои размеры и пишутся по определенным лекалам. Еще один распространенный вид марша - траурный. Его исполняют на похоронах и торжественных погребениях. Он отличается скорбной мелодикой.

Традиционно звучал на футбольных матчах в СССР, а также звучит на матчах Чемпионата России , Чемпионата Украины и других футбольных турнирах на территории бывшего СССР .

Написан Блантером по просьбе известного спортивного радиокомментатора Вадима Синявского . Первыми мелодию услышали композитор Дмитрий Шостакович и его сын Максим , будущий пианист и дирижер .

Напишите отзыв о статье "Футбольный марш"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Футбольный марш

Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали.
Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.
Но хотя все и знали, что надо было уйти, оставался еще стыд сознания того, что надо бежать. И нужен был внешний толчок, который победил бы этот стыд. И толчок этот явился в нужное время. Это было так называемое у французов le Hourra de l"Empereur [императорское ура].
На другой день после совета Наполеон, рано утром, притворяясь, что хочет осматривать войска и поле прошедшего и будущего сражения, с свитой маршалов и конвоя ехал по середине линии расположения войск. Казаки, шнырявшие около добычи, наткнулись на самого императора и чуть чуть не поймали его. Ежели казаки не поймали в этот раз Наполеона, то спасло его то же, что губило французов: добыча, на которую и в Тарутине и здесь, оставляя людей, бросались казаки. Они, не обращая внимания на Наполеона, бросились на добычу, и Наполеон успел уйти.
Когда вот вот les enfants du Don [сыны Дона] могли поймать самого императора в середине его армии, ясно было, что нечего больше делать, как только бежать как можно скорее по ближайшей знакомой дороге. Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости, понял этот намек. И под влиянием страха, которого он набрался от казаков, тотчас же согласился с Мутоном и отдал, как говорят историки, приказание об отступлении назад на Смоленскую дорогу.
То, что Наполеон согласился с Мутоном и что войска пошли назад, не доказывает того, что он приказал это, но что силы, действовавшие на всю армию, в смысле направления ее по Можайской дороге, одновременно действовали и на Наполеона.

Марш – это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.

Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.

На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.

Марш Мендельсона

Один из известнейших свадебных маршей мира, написанный немецким композитором и музыкантом Феликсом Мендельсоном в 1842 году. Изначально произведение было создано для пьесы «Сон в летнюю ночь». А в 1858 году марш исполнился на свадьбе принцессы Виктории, после чего и приобрел свою популярность и был признан как свадебный марш.

Похоронный марш

Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор. Это одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения. Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.

Марш «Прощание славянки»

Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.

Парадный марш «День Победы»

Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.

Военный марш Рейнской армии (Марсельеза)

Самый знаменитый марш Французской революции (1789-1794 гг.) написанный в 1792 году Руже де Лилем изначально именовался «Военный марш Рейнской армии». После того как в Париж вошёл батальон добровольцев из Марселя в июне 1792 года, напевая этого марша, он и получил своё знаменитое название «Марсельеза». А через год был выбран официальным гимном Франции.

Приведённые в этой статье самые известные марши это только малая часть гениальных творений разных эпох, так как марш, является очень многогранным и выразительным музыкальным жанром. Марши могут быть абсолютно разными по стилистике:

  1. Военно-строевой.
  2. Торжественный.
  3. Траурный.
  4. Спортивный.
  5. Сказочный.

Такое разнообразие естественно не может остаться без внимания великих композиторов. Марши можно обнаружить в крупных произведениях М. Глинки, Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Мусоргского и многих других гениальных композиторов.

Пожалуй, самый популярный в мире марш – Свадебный марш Мендельсона. Для поднятия настроения прослушайте полную версию марша:


Close