А. Битов – лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана.


Родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец – Битов Георгий Леонидович (1902–1977), архитектор. Мать – Кедрова Ольга Алексеевна (1905–1990), юрист. Дети: Анна (1962 г. рожд.), Иван (1977 г. рожд.), Георгий (1988 г. рожд.).

Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем переезд в Ташкент, с которых он начал свои «путешествия», не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Тогда же открыл для себя бодибилдинг. Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.

В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник «Большой шар», вышедший в 1963 году в Ленинграде. С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.

В 1965–1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян.

1973–1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности «теория литературы», была представлена к защите, но защищать ее он не стал.

В 1967 году в Москве вышла первая книга – «Дачная местность», затем последовали: «Аптекарский остров» (1968), «Уроки Армении» (1969), «Образ жизни» (1972), «Дни человека» (1976), «Семь путешествий» (1976). После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М.С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена. В 1986 году были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 году вышел роман «Улетающий Монахов».

Андрей Битов выпустил сборники стихов «Дерево» и «В четверг после дождя» (СПб.: Пушкинский фонд, 1997). У автора есть замысел написать пьесу – из не освоенных им жанров осталась драматургия. Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.

С 1978 года у писателя началась жизнь на два города – Москву и Ленинград. Он считает себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 года начались постоянные переезды: Москва – Ленинград – заграница. В 1992–1993 годах в Берлине научная коллегия («Wisshenschafts Kolleg») предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой. До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена «Империя в четырех измерениях», она была издана в России в 1996 году. «Империя...» соответствует последовательности англоязычных изданий: «Life in Windy Weather» (1986), «Pushkin House» (1987), «Captive of the Caucasus» (1988), «The Monkey Link» (1995). Последние книги А. Битова: «Оглашенные» и «Первая книга автора» (1996), «В четверг после дождя» и «Новый Гулливер» (1997), «Неизбежность ненаписанного» (1998), «Дерево» и «Предположение жить, 1836» (1999), «Вычитание зайца, 1825» (2001), последняя книга на английском языке – «Life Without Us» (1999).

С осени 1986 года Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).

С 1988 года А. Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года – он его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда» (режиссер А. Эфрос), в 1967 году был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец». Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой». В 1990 году он стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии. В 1992 году ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов».

В 1997 году он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные» (последний роман, завершающий «Империю в четырех измерениях»). А. Битов – лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман «Пушкинский дом». А. Битов – Шевалье ордена искусств и литературы (Франция), сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.

А. Битов – лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана. А. Битов – вице-президент международной ассоциации «Мир культуры» (президент – Фазиль Искандер), вице-президент европейского сообщества интеллектуалов «Гулливер» с центром в Амстердаме, член жюри «Пушкинской премии» в Гамбурге, член жюри премии «Триумф», член комитета по присуждению Государственной премии РФ. В 1999 году был членом жюри Всемирного конкурса эссе в Веймаре.

Что касается свободного времени, А. Битов говорит, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге – к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке – к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В 1998–1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе). Как пример – памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу – в селе Михайловском и т. п. Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.). По словам Андрея Битова, вся его жизнь – это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».

Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге.

Андрей Георгиевич Битов - прозаик (27.5.1937 Ленинград). Андрей Битов родился в семье архитектора, вырос в Ленинграде, куда возвратился из эвакуации в 1944 году. Получил высшее образование, закончив Ленинградский Горный институт(1955-62 гг. с перерывом в 1957-58 на прохождение воинской службы). Затем работал буровым мастером в геологических экспедициях. Первые журнальные публикации Андрея Битова — в 1959 году. После выхода в свет его первого сборника рассказов под названием "Большой шар " (1963) его проза привлекает к себе большое внимание. Она находится в русле литературного течения, которое получило право на существование после XX съезда КПСС в 1956 году и отличалось стремлением к искренности и поисками новых повествовательных форм.

Андрей Георгиевич Битов в 1970 и 1975 гг. был делегатом 3-го и 4-го съездов Союза писателей РСФСР. Роман "Пушкинский дом " (1978), отрывки из которого публиковались в советских журналах, целиком был напечатан сначала лишь в США, а в 1987 году в СССР. В 1979 г. Битов был в числе авторов альманаха «Метрополь». Живет в Москве.

В предисловии к третьей книге Битова "Дачная местность " (1967) В. Панова так писала о нем: «...острая мысль, художническая зоркость, страстный интерес к внутренней жизни человека». Шестой сборник "Образ жизни " (1972) подтверждает своеобразие независимого таланта Битова, отказывающегося от обязательной дидактики. Консервативно настроенным критикам недостает поэтому в его произведениях социального подхода и четко выраженной позиции, они упрекали писателя в абстрактном психологизировании и в приверженности этическим принципам, не зависимым от социальных. В книге "Дни человека " (1976), состоящей из отдельных рассказов, главным является вопрос самопознания, а в рассказе "Роль " идет речь о том, какую роль играет, хочет и должен играть человек. Книга "Семь путешествий " (1976) объединяет путевые очерки, написанные с 1959 по 1973 год, в том числе "Уроки Армении " (1972). В них личность путешественника-наблюдателя с его аналитическими размышлениями играет гораздо большую роль, чем тот или иной объект наблюдения. Самая широкая по замыслу попытка отобразить постижение мира человеком в Советском Союзе была предпринята Андреем Битовым в романе "Пушкинский дом ", где раскрывается также тема продолжения русской литературной традиции.

В творчестве Битова сказываются западноевропейские влияния, видны поиски обновления повествовательной манеры, попытки высвобождения из традиций русской литературы. Писатель любит изображать процесс мышления, особенно стихийного потока сознания, прослеживаемого до последней частности. С помощью рефлексии он запечатлевает не необычное, но будничное, незначительное. Путешествие служит зачастую только сюжетной канвой, слабый или оступившийся человек изображается в свете беспощадно-откровенного морального суда над самим собой, отношения между людьми доводятся почти до невыносимости, психологически обнажаются под прицельно направленным взглядом рассказчика, не оставляя никакой возможности для определенного вывода. Андрей Битов занят поисками фрагментарной формы рассказа, который бы в то же время являлся главой романа; а размытость границ дает ему возможность постижения и запечатления широты жизни, в том числе и ее трансцендентной проблематики, показ человеческих взаимоотношений доведен до предела выносимого, они психологически обнажены из-за односторонности взгляда и не дают возможности сделать определенный вывод.

Родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец - Битов Георгий Леонидович (1902-1977), архитектор. Мать - Кедрова Ольга Алексеевна (1905-1990), юрист. Дети: Анна (1962 г. рожд.), Иван (1977 г. рожд.), Георгий (1988 г. рожд.).
Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем переезд в Ташкент, с которых он начал свои «путешествия», не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Тогда же открыл для себя бодибилдинг. Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.
В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник «Большой шар», вышедший в 1963 году в Ленинграде. С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.
В 1965-1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян.
1973-1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности «теория литературы», была представлена к защите, но защищать ее он не стал.
В 1967 году в Москве вышла первая книга - «Дачная местность», затем последовали: «Аптекарский остров» (1968), «Уроки Армении» (1969), «Образ жизни» (1972), «Дни человека» (1976), «Семь путешествий» (1976). После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М.С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена. В 1986 году были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 году вышел роман «Улетающий Монахов».
Андрей Битов выпустил сборники стихов «Дерево» и «В четверг после дождя» (СПб.: Пушкинский фонд, 1997). У автора есть замысел написать пьесу - из не освоенных им жанров осталась драматургия. Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.
С 1978 года у писателя началась жизнь на два города - Москву и Ленинград. Он считает себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 года начались постоянные переезды: Москва - Ленинград - заграница. В 1992-1993 годах в Берлине научная коллегия («Wisshenschafts Kolleg») предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой. До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена «Империя в четырех измерениях», она была издана в России в 1996 году. «Империя...» соответствует последовательности англоязычных изданий: «Life in Windy Weather» (1986), «Pushkin House» (1987), «Captive of the Caucasus» (1988), «The Monkey Link» (1995). Последние книги А. Битова: «Оглашенные» и «Первая книга автора» (1996), «В четверг после дождя» и «Новый Гулливер» (1997), «Неизбежность ненаписанного» (1998), «Дерево» и «Предположение жить, 1836» (1999), «Вычитание зайца, 1825» (2001), последняя книга на английском языке - «Life Without Us» (1999).
С осени 1986 года Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).
С 1988 года А. Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года - он его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда» (режиссер А. Эфрос), в 1967 году был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец». Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой». В 1990 году он стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии. В 1992 году ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов».
В 1997 году он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные» (последний роман, завершающий «Империю в четырех измерениях»). А. Битов - лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман «Пушкинский дом». А. Битов - Шевалье ордена искусств и литературы (Франция), сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.
А. Битов - лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов - почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана. А. Битов - вице-президент международной ассоциации «Мир культуры» (президент - Фазиль Искандер), вице-президент европейского сообщества интеллектуалов «Гулливер» с центром в Амстердаме, член жюри «Пушкинской премии» в Гамбурге, член жюри премии «Триумф», член комитета по присуждению Государственной премии РФ. В 1999 году был членом жюри Всемирного конкурса эссе в Веймаре.
Что касается свободного времени, А. Битов говорит, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге - к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке - к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В 1998-1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе). Как пример - памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу - в селе Михайловском и т. п. Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.). По словам Андрея Битова, вся его жизнь - это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».
Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге.
Библиография
1960 — три рассказа в альманахе «Молодой Ленинград»
1963 — «Большой шар»
1965 — «Такое долгое детство»
1967 — «Дачная местность»
1968 — «Аптекарский остров», «Путешествие к другу детства»
1972 — «Образ жизни»
1976 — «Семь путешествий», «Дни человека»
1978 — «Пушкинский дом»
1980 — «Воскресный день»
1985 — «Грузинский альбом»
1986 — «Статьи из романа», «Книга путешествий»
1988 — «Человек в пейзаже», «Последняя повесть»
1989 — «Повести и рассказы», «Пушкинский дом»
1990 — «Улетающий Монахов»
1991 — «Мы проснулись в незнакомой стране», «Жизнь в ветреную погоду», С/С в трех томах
1993 — «Ожидание обезьян», «Вычитание зайца»
1995 — «Оглашенные»
1996 — «Первая книга автора», «Империя в четырех измерениях»
1997 — «Новый Гулливер», «В четверг после дождя», «Записки новичка»
1998 — «Обоснованная ревность», «Неизбежность ненаписанного», «Дерево»
1999 — «Похороны Доктора»
2008 — «Преподаватель симметрии»
Титулы, награды и премии
1987 — Орден «Знак Почёта»
1989 — Пушкинская премия фонда А.Тепфера (Германия)
1990 — Премия за лучшую иностранную книгу года (Франция), за роман «Пушкинский дом» и премия Андрея Белого (Санкт-Петербург)
1992 — Государственная премия Российской Федерации за роман «Улетающий Монахов»
1993 — Орден «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция)
1997 — Государственная премия Российской Федерации и премия «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные»
1999 — Царскосельская художественная премия, медаль Мовсеса Хоренаци (Армения)
Лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонёк» и др.
С 1997 года — Почётный доктор Ереванского государственного университета и Почетный гражданин города Еревана.
Экранизации
"Улетающий Монахов"
2008 г. Россия, 80 мин.
реж. Александр Дзюбло
В ролях: Максим Костромыкин, Олеся Казаева, Юрий Шибанов

Родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец – Битов Георгий Леонидович (1902–1977), архитектор. Мать – Кедрова Ольга Алексеевна (1905–1990), юрист. Дети: Анна (1962 г. рожд.), Иван (1977 г. рожд.), Георгий (1988 г. рожд.).

Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем переезд в Ташкент, с которых он начал свои «путешествия», не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Тогда же открыл для себя бодибилдинг. Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.

В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник «Большой шар», вышедший в 1963 году в Ленинграде. С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.

В 1965–1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян.

1973–1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности «теория литературы», была представлена к защите, но защищать ее он не стал.

В 1967 году в Москве вышла первая книга – «Дачная местность», затем последовали: «Аптекарский остров» (1968), «Уроки Армении» (1969), «Образ жизни» (1972), «Дни человека» (1976), «Семь путешествий» (1976). После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М.С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена. В 1986 году были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 году вышел роман «Улетающий Монахов».

Андрей Битов выпустил сборники стихов «Дерево» и «В четверг после дождя» (СПб.: Пушкинский фонд, 1997). У автора есть замысел написать пьесу – из не освоенных им жанров осталась драматургия. Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.

С 1978 года у писателя началась жизнь на два города – Москву и Ленинград. Он считает себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 года начались постоянные переезды: Москва – Ленинград – заграница. В 1992–1993 годах в Берлине научная коллегия («Wisshenschafts Kolleg») предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой. До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена «Империя в четырех измерениях», она была издана в России в 1996 году. «Империя...» соответствует последовательности англоязычных изданий: «Life in Windy Weather» (1986), «Pushkin House» (1987), «Captive of the Caucasus» (1988), «The Monkey Link» (1995). Последние книги А. Битова: «Оглашенные» и «Первая книга автора» (1996), «В четверг после дождя» и «Новый Гулливер» (1997), «Неизбежность ненаписанного» (1998), «Дерево» и «Предположение жить, 1836» (1999), «Вычитание зайца, 1825» (2001), последняя книга на английском языке – «Life Without Us» (1999).

Лучшие дня

С осени 1986 года Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).

С 1988 года А. Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года – он его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда» (режиссер А. Эфрос), в 1967 году был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец». Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой». В 1990 году он стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии. В 1992 году ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов».

В 1997 году он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные» (последний роман, завершающий «Империю в четырех измерениях»). А. Битов – лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман «Пушкинский дом». А. Битов – Шевалье ордена искусств и литературы (Франция), сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.

А. Битов – лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана. А. Битов – вице-президент международной ассоциации «Мир культуры» (президент – Фазиль Искандер), вице-президент европейского сообщества интеллектуалов «Гулливер» с центром в Амстердаме, член жюри «Пушкинской премии» в Гамбурге, член жюри премии «Триумф», член комитета по присуждению Государственной премии РФ. В 1999 году был членом жюри Всемирного конкурса эссе в Веймаре.

Что касается свободного времени, А. Битов говорит, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге – к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке – к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В 1998–1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе). Как пример – памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу – в селе Михайловском и т. п. Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.). По словам Андрея Битова, вся его жизнь – это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».


Странная история случилась в доме московского ПЭН-центра. Якобы Андрей Битов, который еще недавно был «нашим всем», поднял руку на женщину. Да не просто - на своего «начальника» - первого секретаря самого приличного Союза российских писателей (которому многие - главным образом из числа московской литературной тусовки - отказывают в праве на существование, потому что вокруг него сгрудились придирчивые провинциалы, портящие заевшимся москвичам их бочку меда своей дерущей рот деревянной ложкой дегтя)…

Сюжет с дележом принадлежащего Литфонду немногого оставшегося на его баллансе имущества, в частности переделкинских дач, занятых разного рода литераторами, а также их отпрысками и вдовами, давно у всех на слуху. Двое из наиболее прытких квартиросъемщиков успели тишком приватизировать общественную собственность и обратить ее в личное пользование. Фамилии счастливцев - Евтушенко и Юрий Поляков. Первого кто-то назвал - очень удачно, на мой взгляд - «великим имитатором совести», а у второго нет пока устойчивой, прилипшей на века «погонялы» (это слово такое из воровского жаргона - недавно пополнила свой багаж), но он тоже, хлебом не корми, страсть как любит поучать с экрана, читать подрастающему поколению прописи по части морали и нравств-ти.

О Юрии Полякове мне уже приходись высказываться -

ЮРИЙ ПОЛЯКОВ И ПОЛЯКОВЩИНА

Оказывается, оставшиеся постояльцы Переделкино живут на грани бунта - им тоже хочется присвоить кусок собственности, оказавшийся в их пользовании, вот и придумывают разные ухищрения, чтоб обойти закон и нескольких немногих, оставшихся на их пути порядочных людей. Таких - как Василенко, заявившую, что она противник приватизации. Не сегодня было сказано, что «квартирный вопрос» москвичей испортил. А если эти москвичи - литераторы? Натуры творческие, эмоционально лабильные?

Короче, Андрей Битов, обеспамятев от выпитого, сначала объяснил всем, что он живет в Переделкино давно и покидать его не собирается, его потомки взросли под сенью переделкинских сосен и он полагает, что имеет право отписать эту сень отпрыскам в вечное пользование, а потом с криком врезал Василенко по челюсти так, что женщина упала наземь и очутилась в больнице.

Вот самое четкое изложение вопроса:

http://www.m-s-p-s.ru/data/06_OLG_1112.pdf

Несколько мыслей по поводу..

Меня, например, удивило, что в числе пользователей переделкинскими дачами до сих пор числятся вдовы и потомки Георгия Маркова, Михаила Алексеева, какого-то Вергилеса (кто его знает?). Айтматова, Шатрова, Ткаченко, Казанцева…

Казалось бы, где Марков с Вергилесом - а где мы?

Ни одного из этих фигурантов в литературной ситуации нет и не предвидится.

Совсем другие люди пишут, печатаются, обращают на себя внимание, создают литпроцесс. Советские содержанки, чьи репутации вспухали на советских тиражах и советских гонорарах в обстановке эстетического вакуума, продолжают претендовать на свою исключительность, сгрудившись в маленький такой уютный островок совка, богадельню по-совписовски.

Имея некоторым образом отношение к кино и даже входя в различные структуры, хочу сообщить, что киношники ведут себя много скромнее. Хотя, конечно, у нас тоже непросто - настоящим бедствием стало так называемое «папино кино». Это когда отпрыски знатных кинофамилий, пользуясь доступными рычагами влияния, вырываются в первые ряды пользователей бюджетными ассигнованиями. Имя им легион: герман-мл, бондарчук-мл, евстигнеев-мл, янковский-мл, кавалеридзе-мл, михалковы, михалковы, михалковы-мл… Они еще и размножаются - на очереди внуки и даже правнуки киномастеров советского прошлого - совсем как в приличном бантустане, где все передается по наследству - набедренные повязки из пальмовых листьев, банановые плантации, наложницы, вязанки стеклянных бус, вхожесть в кабинеты, включая саму власть.

Какова мораль этого поста?

Да нет тут никакой морали.

В очередной, бесчисленный раз речь идет об аберрации, странных извивах сознания, человеческой низости, подлости, уродстве и т.д. - то есть явлениях, от которых не застрахован никто, даже самые наши дорогие и многочитаемые (в прошлом), не умеющие справиться с безвестностью, забвением, бедностью (относительной), старостью, ветхостью. Я хорошо знала последнюю жену Андрея Битова - Наташу, милую умницу и скромницу, преподававшую в СПб универ-те то одно, то другое, последние годы с подачи Андрея ездившую по забугорным университетам с чтением дилетантских лекций. Несколько лет назад Наташи не стало. Она была младше Андрея на 16 лет, но много сил отняла борьба за больного мужа. Я всей душою сочувствую Андрею, в жизни которого наступила черная полоса, пережившего тяжелую болезнь, операции, вынужденного содержать многочисленных иждивенцев от трех браков (числом восемь, если не больше - со слов Наташи), душою я вместе с ним, грущу по ушедшей подруге, и горько я слезы лью, НО СТРОК ПЕЧАЛЬНЫХ НЕ СМЫВАЮ...

Дон-Жуанский список Андрея Битова - …


Close