Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней.

По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней - портретная матрёшка.

Но если мы говорим о куклах, а не о главной идее, то в Японии нужно искать место происхождения. Однажды русский художник очень заинтересовался этой фигурой и попросил своего друга, который был токарем и производителем русских деревянных игрушек, сделать овальную форму. Художник рисовал эту фигуру как пухленькую молодую женщину, одетую в традиционный русский костюм. Из этой женщины «другие» девушки вышли моложе и моложе, а последняя кукла была не более, чем ребенок, завернутый в белые подгузники.

Традиционно кукла была одета в российский национальный костюм, состоящий из белой рубашки с длинными рукавами, красного платья с ремнями сверху и русской короны на голове под названием «кокошник» или шарф как повседневная одежда. Но популярная фантазия не знает границ. Сегодня происходит обратное: почти невозможно найти традиционную куклу, но вы можете найти куклы, которые представляют так много прямых вещей.

Русская матрешка - история игрушки

Матрешка - наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Традиционным дизайном матрешки поныне является образ молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове. В классической матрешке все куклы набора выглядят практически идентично, а количество кукол в комплекте варьируется от 5 до 30.

  • Нынешние и бывшие российские политические лидеры.
  • Политические лидеры из других стран, фото.
  • Чудесные русские сказки.
  • Знаменитости всех видов.
  • Куклы цветочных платьев.
Чтобы делать хорошие куклы, вы должны использовать правильное дерево. Почти всегда используйте липу, а иногда только ольху или березу. Самое интересное - сначала сделать самую маленькую куклу, затем взять большую кусочек дерева и сделать куклу немного больше, чем прежде, чем пустой этот второй, чтобы кукла могла войти без проблем.

Теперь вы можете себе представить, что не все так легко в процессе создания матрешки. И если мы говорим о самой большой кукле в соответствии с количеством штук, то в России есть только один, состоящий из 56 штук: самый крупный - один метр, а один - самый маленький, как горох.

История имени



В провинциальной дореволюционной России имя Матрена было весьма популярный женским именем. Оно происходит от латинского слова matrona - в Древнем Риме название свободнорожденной замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию. Позднее в русском языке слово матрона стало использоваться в значении уважаемая женщина, мать семейства. От термина «матрона» произошло христианское женское имя Матрона, трансформировавшееся в русском языке в Матрёна.
Название связывалось с образом матери большого семейства, у которой к тому же была дородная фигура. Впоследствии имя Матрена приобрело символическое значение и использовалось специально для описания ярко раскрашенных деревянных кукол, сделанных таким образом, чтобы одна находилась внутри другой. Так мать-кукла с многочисленными дочерьми-куклами прекрасно выражает древнейший символ человеческой культуры и считается также символом материнства и плодородия.

В моей коллекции этих кукол есть две очень интересные, одна из которых составляет 25 сантиметров и состоит из 8 штук, а другая - всего 4 сантиметра и составляет 5 штук. Неудивительно, что в России много памятников, представляющих эту куклу. Вот почему вы можете увидеть три изображения, написанные на этой матриошке - одной китайской девушке, другой русской, а третья - монгольской. Подробнее об этой гигантской матриошке вы можете прочитать в Книге рекордов Гиннеса.

Если вы хотите получить немного больше русского стиля, посетите музей матрешки. Матрешка - деревянная кукла, каждая из которых скрывает меньшую. Это первое имя означает «великая дама», «мать семьи» и, проще говоря, «мать». «Для всех россиян матрешка - это Матрона, олицетворение женского здоровья, плодовитости и хорошего характера женщин, а также символ семьи», - говорит Елена Титова, директор декоративно-прикладного искусства России.

По старинным технологиям

Еще до появления идеи делать матрешки, русские ремесленники имели значительный опыт работы в области обработки древесины на токарных станках. Задолго до появления матрешки мастера изготавливали пасхальные яйца и яблоки, вложенные одно в другое.
Сушка дерева происходила в естественных условиях на открытом воздухе и не менее двух лет; только опытный мастер мог решить, когда материал станет готовым к обработке. Затем бревна распиливали на заготовки.
Ручное изготовление куклы на токарном станке требует высокой квалификации, умения работать с ограниченным набором инструментов. Самые маленькие фигурки делались в первую очередь. По ней потом вытачивалась следующая кукла, и так далее. Операции изготовления форм не предполагали каких бы то ни было измерений; мастер полагался только на интуицию и свое мастерство.

Образ пухлой и счастливой женщины, воплощенной матрешкой, не является изобретением русских ремесленников. Во все времена и во всех культурах он служил символом плодородия. Достаточно вспомнить самые старые произведения искусства: те «палеолитические Венери», которые были обнаружены археологами в европейских странах, а также китайские, японские и индийские фигурки, сделанные с использованием подобной техники.

Согласно одной из существующих версий, предком русской матрешки является качающаяся кукла, олицетворяющая буддийского монаха Бодхидхарма, который основал бы школу Чан. Последний создавал бы и учил кунг-фу монахам Шаолиньского времени. Названный в японской Даруме, он, наконец, дал свое имя бумажной маше, которая обязана своей устойчивостью к земному притяжению.

Официальная история возникновения

Считается, что первая русская матрешка родилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов - промышленник и меценат.



Семиместная матрешка Фукурама, Япония, ок. 1890Семиместная матрешка «Фукурама», Япония, ок. 1890
Однажды субботним вечером кто-то принес в мастерскую смешную японскую куклу лысого старика Фукурамы. Кукла состояла из семи фигурок, вложенных одна в другую. Происхождение этой куклы доподлинно неизвестно; никто не знает, откуда она взялась. Однако существуют разные легенды, наиболее популярная из которых гласит, что первую куклу такого типа сделал русский монах на острове Хонсю в Японии. В действительности такой тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен очень давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили деревянные пасхальные яйца и яблоки. Однако сама идея вкладывать одно изделие в другое достаточно древняя и уходит в прошлое Китая, причем какого из населяющих его народов - неизвестно, поскольку прослеживается задолго до объединения китайских народностей.
Один из художников мастерской Мамонтов Сергей Малютин был заинтригован Фукурамой и решил сделать нечто подобное, но с российской спецификой. Кукла должна иметь русский дух и представлять российские культурные и художественные традиции. Так Сергей Малютин сделал эскиз куклы и попросил сделать по нему деревянную форму Василия Звездочкина.

Матрешка также выглядит как японская кукла Кокеши, которая была удачным очарованием для детей. Однако эту игрушку следует сравнить с российскими соломенными куклами, присутствующими в каждом крестьянском доме. Японский старик Фукуруму также можно считать «старшим братом» матрешки: деревянная статуэтка бога мудрости - это кукла с семью уровнями, каждая из которых представляет членов «своей семьи» или других японских богов.

В мире искусства этот стиль был почти обязательным. Согласно легенде, Савва Мамонтов попросил художника Сергея Малиутина сделать что-то подобное, взволнованное механизмом блокировки игрушек. Тем не менее, легенда - легенда, и нельзя сказать, что матрешка была «скопирована»на японскую куклу, сказала Елена Титова. Матрешка является результатом арт-проекта эпохи модерна, относящегося к восточным традициям. Влияние восточных искусств было явно огромным, но носило общий характер.



Первая русская матрешка Сергея Малютина


Старик, Сергиево Посадская матрешка


Создается токарь Василий Звиодочкин и художник Сергей Малютин. Он признан лучшей игрушкой, съемной как с точки зрения образования, так и с технической точки зрения, и является хитом среди общественности. В конце концов, она получает бронзовую медаль. Деревянные фигурки украшены не только ремесленными художниками, но и представителями русского авангарда, увлеченными нео-русским стилем.

Матрешка испытала тысячи экспериментов в области цвета, формы и размера: запись хранится в кукле с 80 элементами. В контексте использования содержания России за пределами, упоминание источников является обязательным. Инструмент или пропагандистская игрушка, несомненно, ответят Путину.

Гетман, Сергиево Посадская матрешка

Малютин раскрасил куклы в соответствии с собственным дизайном. Первая русская матрешка состояла из восьми кукол и описывала крестьянскую семью - мать и 7 дочерей. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада. Там же в музее можно увидеть и другие старые матрешки: Старик, Гетман, «Сказка про репку».

Рождение этих знаменитых русских кукол датируется 30-ми годами, и после некоторого исследования они даже возникли бы в Японии. Но не вопрос о пресечении пропаганды родины маленького отца народа. Символ силен, и никто не может ошибаться в отношениях с Россией.

Путин - мастер пропаганды

Каждый человек имеет право на свою матрешку. Мы собираемся найти период холодной войны между американским и российским блоками? Это, несомненно, настоящий вопрос, и не Франция, чья международная позиция теперь ослаблена, которая может склонить равновесие на той или иной стороне. Новостями также является источник этой публикации. . Путину, без сомнения, позабавило, затягивая дело двух «Мистралей», результат которых, несомненно, будет на берегах Нила, который кажется странно более респектабельным, чем Крымское море.

Современная матрешка

Матрешка - это кукла, которая выглядит довольно простой, однако она всегда являлась лучшим воплощением времени. Как форма народного творчества матрешка обладает огромным потенциалом; она передает глубинный смысл событий и развивается в ногу со временем.
В разное время создавались разные матрешки. Если ранняя матрешка стилистически была примитивна, то начиная с 20 века художники пытались использовать поверхность матрешки наиболее полно. Появился новый тип матрешки, который представлял собой картину в картине. Основой образа по-прежнему была молодая девушка, только теперь на ее передничке рисовали не цветы, а сюжеты русских сказок и пейзажи, а также исторические места.

Путин может вдохновлять страх, любовь или ненависть, но его необходимо уделить весу в международных конфликтах, и его участие в сирийском конфликте далека от тривиального. Никто не осмеливается бросить ему вызов за несколько высказываний. Контекст, вероятно, другой, но ставки довольно похожи.

Победа в феврале или тоталитаризм пришла к власти в нашей стране

У вас есть матрешка? Что для вас символ России? Является ли игрушка пропагандистским инструментом? На заседании Комиссии Национального фронта Готвальд отказывается обсуждать внутренние дела этой организации и ситуацию в правительстве. Три некоммунистические партии решают бойкотировать правительственные заседания до принятия резолюции правительства штата Февраль. Социал-демократическая партия выступает за примирение и сохранение Национального фронта. Президент обсудил с национал-социалистами и, по их словам, поддержал просьбу о принятии февральского постановления правительства.














Сообщается также, что он был проинформирован о планируемой отставке, но позже он это отрицает. Некоммунистические министры уходят в отставку. Есть много переговоров в некоммунистических правительственных партиях, которые демонстрируют все более четкое решение об отставке своих министров. Коммунисты пытаются убедить социал-демократов изменить свое отношение к Решению безопасности и совместному созданию большинства левого правительства, но они отказываются это делать. Некоммунистические министры планируют вновь призывают правительство встретиться спорным решением и если оно не сразу уйти в отставку.

Усложнение традиционной росписи матрешки привело к огромному разнообразию стилей и вариаций. Тенденция использования декоративных элементов, характерных для традиционных центров русской народной культуры, становятся все более популярной в росписи матрешек начала 20 века. Появляются куклы, расписанные под Гжель, Жостово, Хохлому.

Отчет об этом решении тайно доставляется в Готвальд. Готвальд сообщает президенту, что некоммунистические министры хотят разбить правительство. Бенеш отвергает официальное правительство и обещает, что Готвальд снова станет новым президентом в любом новом правительстве. Чехословацкий кризис правительства начинает привлекать внимание за рубежом. Посол США Лоуренс Штайнхардт прерывает свое лечение и возвращается на работу. Делегация министра иностранных дел СССР Валериана Зорина также прибудет в Прагу, чей предполагаемый визит должен состояться из-за разговоров о поставках зерна после катастрофической засухи в течение года.



Так называемая авторская матрешка появилась в конце 1980 и начале 1990 годов. В этот период очень многие художники в ногу с конъюнктурой рынка начали расписывать матрешки. Можно сказать, что перестройка подарила миру новый вид искусства - авторская роспись русской матрешки, которая является теперь частью многих российских и западных художественных коллекций.

На самом деле такого не произойдет. Как только он прибывает, Зорин через своих людей в президентском кабинете говорит Бенешу, что Советский Союз ни на что не остановится, чтобы сосредоточить власть в руках коммунистов, в том числе вооруженное вмешательство.

Бывший председатель социал-демократа Бохумиль Лаушман излагает в своих мемуарах, написанных в начале эмиграции, что офис Готвальда был прямой связью с советским посольством и что Готвальд и Зорин были в постоянном контакте. Прямого контакта с Бенезом Зорином не было, поэтому ясно, что Готвальд и другие коммунисты сдались в критический момент, усугубив угрозу президента в советской интервенции в Чехословакии. Президент Бенеш снова столкнулся с ситуацией, подобной ситуации в Мюнхенском кризисе в сентябре.

Особую популярность приобрела «политическая» матрешка. Существует целый ряд кукол с изображением русских царей, российских и зарубежных государственных деятелей и политиков. Гротескное изображение политиков - старая традиция, возникшая очень давно. Почти все политические деятели конца 1980 и начала 1990 годов представлены в забавных карикатурах. Особенно популярным в то время стал образ М.С. Горбачева, который стал легендарной политической фигурой, а его матрешечное воплощение стало особенно популярным в Европе и Америке.

Сегодня это воспринимается как переход от демократии к тоталитаризму. Министр юстиции Прокоп Дртин из Чехословацкой социалистической национальной партии и министр питания Вацлав Майер из Чехословацкой социал-демократии просит на заседании правительства объяснить, почему в Праге были отозваны 8 командующих районом национальной безопасности. Таким образом, полиция полностью находится в руках коммунистов в столице.

Готвальд отвергает это из-за отсутствия министра внутренних дел. Министры национал-социалистической партии, Народной партии и Демократической партии планируют уйти в отставку, если резолюция правительства не будет выполнена. Они полагаются на поддержку социал-демократов и на значительный авторитет президента. Он мог бы назначить чиновника в правительство и сделать досрочные выборы или отказаться от отставки.







2.1. Изготовление матрешки

Готвальд сообщает Бенешу о намерении некоммунистических партий назначить чиновника в правительство, Бенеш отвергает его и заявляет, что в любом новом правительстве он будет представителями всех сторон. Всемирно известный чешский иллюстратор, художник-график и кинорежиссер Питер Сис родился в середине двадцатого века в начале холодной войны.

Когда Пражский университет начал писать новую эру. После падения коммунизма мы вдохнули жизнь в другой символ свободы и свободы информации. Само начало касалось относительно узкой группы экспертов, и с точки зрения общественности не было ослепительной реальности. Первоначальный смысл Интернета, а не только словацкий, заключался в передаче информации и данных между научными центрами и университетами. Однако для того, чтобы сеть выполняла эту функцию, сначала необходимо было связать отдельные учреждения.

2.2. Технология изготовления матрешки

ГЛАВА 3. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОССОБЕНОСТИ РУССКИХ МАТРЕШЕК

3.1.Семеновская матрешка

3.2.Полхов-майданская матрешка

3.3.Сергиевская матрешка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


«Матрешка»

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Как две радуги выгнуты брови.

Губы - мака пунцовый наряд,

И румянцем, свежее моркови,

Глянцевитые щеки горят.

Так же с третьей, четвертой и пятой -

Вынимай их одна за другой!

Пусть становятся в ряд, что солдаты

Рдеют щеки и брови - дугой.

Бус цветнистых на них мы нанижем,

А милей они чопорных дам,

И дивятся им Лондон с Парижем.

И, должно быть, завидуют нам.

Всеволод Рождественский .


Матрёшка (уменьш. от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» - знатная дама, мать семейства) - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. Почти всегда они цилиндрической формы. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы для рисования могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.

Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы , румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

Русская матрёшка стала настолько известной особой, что заказы стали поступать даже из-за границы. В начале XX столетия начался настоящий матрёшечный бум. Кроме традиционной девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков, женихов и невест. Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев. Так, к столетию Н.В.гоголя была выпущена серия матрёшек – героев гоголевского «Ревизора».Фантазия мастеров не знала границ. Сегодня достаточно популярны матрёшки, изображающие исторических и политических деятелей. Но основное предназначение матрёшки - преподнести сюрприз – остаётся неизменным.

Цель работы: На основе полученных мною знаний в течение года выполнить авторскую матрешку, состоящую из 2-х комплектов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучать информацию по росписи, историю матрёшек;

Изучить материалы, используемые при выполнении росписи;

Систематизировать собранный поисковый материал и написать теоретическую часть экзаменационной работы;

Проанализировать выполненную работу и сделать выводы.

Теоретическая часть экзаменационной работы содержит введение, три главы, заключение, приложение и список литературы.

В первой главе представлена история появления матрешки, излюбленные мотивы, используемые художниками при росписи матрёшек. Во второй главе представлена технология выполнения: традиционная, которой пользовались старейшие мастера, и современная, которой пользуются сейчас. В третьей главе раскрыты основные стилистические особенности русской матрёшки.

В заключении дается оценка проделанной работы, сделаны выводы.

Также представлен список литературных источников, присутствуют приложения, в которые входят цветные иллюстрации.

Практическая часть дипломной работы состоит из двух пятиместных матрёшек, расписанных авторской росписью.

Все представленные положения выносятся на защиту.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МАТРЁШКИ


1.1 История возникновения и развития Русской матрешки


Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец. Известны вятские, тверские, марийские, мордовские расписные матрешки. Искусство росписи матрешки шагнуло за пределы России, центры по ее росписи появились на Украине и в Белоруссии. Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъема национального самосознания, когда в обществе все настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к матрешке в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». По сей день матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку матрешка с многочисленным матрешкиным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В.Малютина лучшим матрешечником из Сергиева Посада В.Звездочкиным, была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленутого младенца. Идея создания разъемной деревянной матрешки была подсказана С.В.Малютину японской игрушкой, привезенной с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсю русский монах. Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с легкостью. Как правило, материалом для матрешки служат такие породы деревьев, как липа и береза. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают обычно ранней весной, очищают от коры, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры для того , чтобы при сушке древесина не трескалась. Подготовленные таким образом бревна укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для прохождения воздуха. Обычно заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе несколько лет, чтобы довести ее до определенной кондиции, не допуская пересушки или недосушки. Для того, чтобы выточить на токарном станке матрешку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов - ножом и стамесками различной длины и конфигурации. В настоящее время русская матрешка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической, социальной и культурной жизни. Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских по изготовлению и росписи русских деревянных матрешек. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и ее окрестностях, где существует обширный рынок сбыта матрешек. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрешки С .В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрешки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрешек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различными ковшами и кувшинами. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты. Возродился и классический образец матрешки с многочисленной семьей. При этом главной матрешкой часто является образ мужчины, главы семейства, представленного со своим потомством. Утратив серьезность и репрезентативность ранних Сергиево-Посадских "семейных" матрешек, современный тип матрешки-семьи, поданный художником с известной долей юмора, приобрел вместе с тем теплую и уютную атмосферу большой дружной семьи. По-прежнему наиболее популярными остаются колоритные персонажи - цыганки, представители различных национальностей, служители культа. Большой любовью у ценителей русского народного искусства пользуется исторический тип матрешки: бояре и боярышни, представители дворянства и купечества дореволюционной России. Пышные, богатые в декоративном отношении одежды исторических персонажей дают возможность художникам разнообразить и декоративные решения росписи матрешек. Это могут быть матрешки в древнерусском сарафане, тщательно выписанном художником со строгим соблюдением этнографических подробностей народной одежды. Новым для искусства русской матрешки стало обращение к традициям иконописи. Как правило, в решении образов богоматери, Иисуса Христа, апостолов и святых художники используют иконописную технику. Рассматривая матрешку как некую изобразительную поверхность, они стремятся написать на ней икону, а не облечь матрешку в одежды того или иного изображаемого святого. Характерная черта искусства современной авторской матрешки - ее живописность. Использовать матрешку как поверхность, на которой художник размещал бы то или иное изображение, будь то сказка или пейзаж, пытались еще на рубеже веков во времена становления искусства русской матрешки. По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек. Первыми среди них могут быть названы матрешки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрешка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Отдельные мастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех». Любимым персонажем авторской матрешки остается русская женщина. На первый взгляд может показаться, что к этому традиционному образу трудно что-либо добавить. Но современный художник извлекает из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов. Роспись матрешки как бы вбирает в себя все яркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением общества, происходящими в России в конце XX столетия.

ГЛАВА 2.ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ТЕХНИКА АВТОРСКОЙ РОСПИСИ МАТРЕШКИ


2.1 Изготовление матрешки


По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок... Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев- Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица". Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала. Повлияли на это и известные русские сезоны С.П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева- Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским". "Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты - сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый "брендеевский" стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: "бычок в камергерском костюме"). При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Помимо "загорских" матрешек за рубежом пользовались известностью "семеновские" и "мериновские" матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил "сергиевскую" игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. Отличительные черты "семеновского" стиля - незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Почти одновременно с "мериновскими" игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка - в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности "полховской" матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру - типичная роспись в Полховском Майдане. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки - родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой. При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль: обязательно шаль, передник и сарафан, при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили. Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие юбилейное. Коллекция матрешек в собрании Художественно- педагогического музея игрушки в Сергиевом- Посаде убеждает нас в идее, что эта деревянная фигурка была задумана именно как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.


2.2 Технология изготовления матрешки


Шлифовка заготовки. Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.

Нанесение клея. Клей на матрешке наносится в виде узора.

В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

Нанесение потали.

Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.

Прорисовка фона.

ГЛАВА 3. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОССОБЕНОСТИ РУССКИХ МАТРЕШЕК


3.1 Семеновская матрешка


Семенов - крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. В IX веке Семенов называли «ложкарной столицей» России, Первоначально изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев. Мастера использовали для игрушек отходы от производства ложек. Но внесли в ее характер заволжский колорит, придав ей свою форму, своеобразно ее расписав. Первая матрешечная артель была создана в Семенове в 1929 году. Артель объединяла мастеров-игрушечников города Семенова и близлежащих деревень. Кустари делали здесь топорную игрушку, точили матрешки. Артель поначалу объединяла не более 2-х десятков человек, в основном, надомников. Затем на базе артелей создаются общественные мастерские. Художественная фабрика «Семеновская Роспись» была образована в 1932 году. Сохраняя и развивая местные традиции, мастера фабрики добились больших успехов в изготовлении художественных изделий. На основе матрешки стали разрабатываться новые сувениры, происходит совершенствование росписи. Появились новые элементы цветов, а сама роспись получила название «семеновской».

Семеновские токари создали свою форму матрешки - она более стройная, относительно тонкий верх ее резко переходит в утолщенный низ. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат.

В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями - оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица - делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они «одевают» матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное - роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем - он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет - это всегда плод фантазии художников, В основном, художники используют три цвета - красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа. Каждая матрешка имеет свой характер и наряд, свое образное решение. Семеновская матрешка давно стала национальным сувениром. С 1932 года семеновцы радуют взрослых и детей всего мира, создавая новые образцы этой удивительной, неповторимой игрушки - сувенира.


3.2 Полхов-майданская матрешка


Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка - выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с голо вы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий перед ник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других. Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских матрешек. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали матрешек с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных матрешек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись матрешки, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешки анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевской матрешки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.


3.3 Сергиевская матрешка


Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII - XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.

Тематика Сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.

Прочное место в сюжетах Сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным Сергиевским каноном.

С начала 80-х годов прошлого столетия в результате обострения конкуренции со стороны частных игрушечных фабрик на промысле начался период упадка. На это обратило внимание Московское губернское земство. В 1890 -х годах земство оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства, в том числе и игрушечного. На промысел были приглашены профессиональные художники, педагоги, экономисты, которые впервые попытались разобрать новые образцы игрушек на серьезной научной основе. Для улучшения состояния промысла в Сергиевом Посаде в 1891 году была открыта учебно-показательная мастерская под руководством В.И. Боруцкого.

Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрешек, вызывала интерес Сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру.

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино.

Вероятнее всего массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.

В 1904 году мастерская - магазин "Детское воспитание" закрылся, а весь его ассортимент перешел в земскую учебно-показательную мастерскую в Сергиевом посаде. В этом же году мастерская получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века во многом благодаря "русским сезонам" С.П. Дягилева в Париже.

Массовому экспорту Сергиевской матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге.В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию Сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. Сам по себе этот факт говорит не в пользу версии о японском происхождении матрешки.

Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены "Кутузов" и "Наполеон" со штабами.

Не был обойден вниманием матрешечников и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков - "Сказка о царе Султане ", "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, "Конек - Горбунок " П.П. Ершова, басня "Квартет" И.А. Крылова и многие другие…

100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Одним и тем же сюжетом могли быть расписаны цельные, неразъемные куклы и разъемные, полые внутри, укладки; в укладке могли находиться последовательно уменьшающиеся разъемные вкладыши или несколько одинаковых неразъемных фигур.

В нижнюю, более массивную часть таких кукол и укладок иногда вставлялась металлическая сердцевина, превращая их в "неваляшек". Некоторые игрушки снабжались с внешней стороны дополнительными деталями, обточенными и вручную прикрепленными головными уборами, резными лотками со снедью и т.д.

Эти примеры говорят о неистощаемой фантазии Сергиевских кустарей и интенсивном поиске наиболее оптимальной формы образной токарной игрушки.

Постепенно утвердилась и форма матрешки, наиболее близкая к первоначальной, и похожая на нее "неваляшка", которую изготавливали в Сергиевом Посаде из папье-маше еще в XIX веке. А из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого кустаря, поэтому были общедоступны и любимы как мастерами, так и покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.

Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки всё же стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”.

В течение десяти с небольшим лет производство матрешки в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров – изготовителей матрешки объединились в артель . Окончательно же “загорский” стиль росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой и символом России”, что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собрании Художественного – педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном – в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освлению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.

Как известно, выполнение любого изделия требует много времени, сил и определённого мастерства. На работу ушло достаточно большое количество времени. Много времени ушло на разработку эскиза, наверно это было самым сложным. Для матрешки «Цыганки» я долго искала какими цветами украсить ее сарафан, очень много пересмотрела литературы и наконец, нашла, народный орнамент этого народа. Орнамент на платок как то сам по себе был придуман, благодаря первому орнаменту, полукруглые цветы были дополнены вторым полукругом. Со второй матрешкой было уже значительно легче, потому что я уже представляла как её делать, да и руки уже не так дрожали как над первой. Думаю, что следующие комплекты будут еще лучше. Также много времени ушло на практическую часть работы. Хоть это было и сложно, я думаю, что я справилась с заданием, Это было очень увлекательно. Роспись матрешек не проста, так как требует очень много терпения, усидчивости, ну и конечно же мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003

2.Русская матрешка. М.: Мозаика 2003

3.Народные художественные промыслы. общ. ред.

4.М.А. Некрасовой и др. – Мн.: Мисанта, 2004

5.Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003.

7.Бакушинский А.В. Русские художественные лаки // Искусство 1933 №6.

8.Бакушинский А.В.Федоскино и Жостово (лаки) //В Кл.: Народное искусство в художественных промыслах. Т.-М.-Л., 1940.

9.Богуславская И.Я. Цветы Жостово // В Кл.: Добрых рук мастерство. - Л., 1981.

10.Василенко В.М. Выставка русских художественных лаков // Промысловая кооперация 1933 №3

11.Графов Б.В. Задачи художников Жостово // В Кл.: Творческие проблемы современных народных, художественных промыслов. - Л., 1981.

12.Дьяков Л.А. Проблема художественного качества в искусстве Федоскино и Жостово // В сб.: Проблема народного искусства-М., 1982.

13.Исаев А.А. Промыслы Московской губернии Т.2-М., 1876.

14.Избранные труды. М.,1962

15.Коромыслов Б.И. Букет цветов. - М., 1962.

16.Коромыслов Б.И. Жостовская роспись-М., 1977.

17.Крапивина И.А. Из истории жостовского промысла (ХIХ-нач. ХХ в.)// В кл.:

18.Русский город (исследование и материалы). Вып. Б.-М., 1982.

19.Русская матрешка. Редактор Н.А.Федорова «ИНТЕРБУК»1992.

20.Роспись по металлу // В кл.: Русское декоративное искусство Т.3.-М., 1965.

21.Русская народная роспись по дереву. М.,1970

22.Соловьёва А.И. Эстетика жостовского подноса // В кл.: Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу. сб. научных трудов НИИХП.-М.. 1990.

23.Северные сокровища. Архангельск,1980

24.Современное народное искусство России. Л.,1980

25.Современное народное искусство. М.,1975

26.Самое близкое искусство. М.,1968


Close